Общение с помощью досок с картинками (пиктограммами, буквами, словами) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общение с помощью досок с картинками (пиктограммами, буквами, словами)



На такой доске (или в блокноте с набором соответствующих картинок) ребенок показывает пальцем на изображение того, чего бы ему хотелось. Подобную систему можно разработать на основе компьютерных программ Boardmaker или Picture This.

Так, вы можете повесить на стену дома и/или в детском саду доску с обозначением горшка/туалета или фотографией вашего ребенка на горшке, за столом, в кроватке, на прогулке и так далее, и малыш будет показывать, чего он хочет сейчас. Можно сфотографировать предметы, ассоциирующиеся с типичными просьбами: стакан воды, горшок и проч. На кухне можно поместить доску или положить фотоальбом с фотографиями различных напитков и блюд, чтобы ребенок мог выбрать и показать вам, чего он хочет. Возле музыкального центра уместны будут обложки компакт-дисков с детскими песенками и сказками, чтобы ребенок мог совершить самостоятельный выбор и знать, что его выбор уважают. Можно также разместить фотографии, обозначающие различные игрушки и виды деятельности (гулять, купаться, смотреть мультики, играть с мячом…), чтобы лучше понимать, чего просит ваш ребенок.

Чуть более сложная система включает условные картинки, обозначающие различные понятия. Например, ребенок может прикрепить к доске карточки «хочу»+«творожок», а затем и более сложные структурно «я вижу»+«черный»+«собака».

Более старшим детям, умеющим читать (в случае серьезных проблем с речью), могут пригодиться для общения с близкими и малознакомыми людьми блокноты, где на каждой странице написаны какие-то слова или распространенные фразы.

Электронные устройства, синтезирующие речь

Это наиболее редкий и дорогой способ, который может пригодиться детям, отличающимся огромным желанием общаться и серьезными трудностями в использовании любой другой системы коммуникации. Так, ребенок может освоить озвученный плакат со слогами (самый дешевый, пожалуй, способ) или специально разработанную компьютерную программу.

Вышеописанные системы общения не являются взаимоисключающими. Ребенок с синдромом Дауна может использовать 10-30 жестов для обозначения действий и предметов и при этом показывать пальцем на прикрепленный на холодильнике магнит с изображением пакета с соком или мороженого, чтобы показать маме, чего ему сейчас хочется.

Как работать со словарем

Вы хотите научить ребенка понятию «красный» и слову/жесту, обозначающему «красный».

Соберите по всему дому красные предметы – полотенца, рубашки, игрушки. Сложите их в специальную коробку «для сокровищ». Пусть ребенок достает их по одному, а вы каждый раз будете говорить и показывать жестом «красный». Тренируйтесь каждый день на протяжении нескольких дней.

Разберите с ребенком вещи, отправленные в стирку. Отложите все красные вещи отдельно.

Пойдите в магазин и выискивайте там товары красного цвета. Возьмите с собой красную шапку или шарф, чтобы ребенок мог сравнить цвет и понять, что такое «красный».

Проведите «красный» день. Оденьтесь в красное. Приготовьте блюдо красного цвета, например, спагетти с томатным соусом, угостите ребенка клубникой, грейпфрутом, красным яблоком. Устройте экскурсию в пожарную часть. Купите ребенку игрушечную пожарную машину.

Когда ребенок усвоил понятие «красный», разложите вещи по местам и вернитесь к нормальной жизни. Но каждый раз, когда вам встречается что-то красное, повторяйте это слово и соответствующий жест.

Когда ребенок сможет сам повторить это слово и/или жест, задавайте ему вопрос: «Какого цвета?» (Ждите ответа ребенка.) «Красный. Правильно, это красный».

На этой стадии ваша главная задача – помочь ребенку освоить понятия, как активно (для использования в собственной речи), так и пассивно (для понимания). Грамматику и произношение вы отработаете позже.

Вводя новое слово, старайтесь привлекать разные сенсорные системы. Показывая ребенку машину, купите ему игрушечные машинки, дайте ему с ними повозиться. Прокатитесь на настоящей машине, обсудите производимые мотором и сигналом звуки, попробуйте их имитировать.

Предоставляйте ребенку возможность по многу раз слышать тренируемое слово (жест) и использовать его. Так, отрабатывая понятие «В (чем-то)» (где-то), создавайте разнообразные ситуации: укладывайте яблоки В корзину, кубики В коробку, сумку в магазине В продуктовую тележку, наливайте сок – он В стакане, и пр.

Используйте ситуации из реальной жизни и каждодневный опыт. Удобно изучать части тела, когда вы моете ребенка, а названия предметов одежды – в процессе одевания или выбора одежды в магазине. Изучая фрукты и овощи, приведите ребенка в продуктовый магазин, купите для ребенка фрукт и дайте его понюхать, потрогать, попробовать на вкус. У детей с синдромом Дауна затруднено абстрактное мышление, им может быть трудно соотнести пластиковое (гипсовое) и настоящее яблоко или узнать лимон на основании картинки в книжке. Апеллируя к разным сенсорным системам, вы добьетесь лучшего понимания и запоминания слова и понятия.

Не выделяйте, скажем, полчаса в день на занятия с ребенком – занимайтесь каждый день в течение дня, ненавязчиво. Учите ребенка, а не проверяйте его знания! Предоставляйте ему как можно больше возможностей попрактиковаться, он сам покажет вам, что усвоил. Не устраивайте ему экзаменов!

Повторяйте в игре то, что усвоено в реальной жизни. Выучив названия продуктов, поиграйте в магазин с игрушечными продуктами. Отрабатывайте понятия «вверх» и «вниз», играя с машинками и гаражом, и т.п.

У детей с синдромом Дауна часто плохо получается обобщать, переносить опыт из одной сферы в другую. К примеру, ваш малыш может усвоить, что розы в вашем садике – цветы, но не понимать, что соседские нарциссы – это тоже цветы. Старайтесь создавать как можно больше ситуаций использования слова. Ребенку нелегко понять, что животные, которые так по-разному выглядят, все называются «собаки», разные продукты – это всё «еда», а слово «машина» относится и к красным, и к синим автомобилям, и к «газелям», и даже к грузовикам.

Повторяйте за ребенком то, что он говорит. Повторяйте слово правильно, даже если ребенок искажает слово, но не заставляйте его тут же воспроизвести слово правильно. Если вы не понимаете, чего хочет ребенок, переспрашивайте, уточняйте, предлагайте варианты того, что, по вашему мнению, пытается сказать малыш. Так вы стимулируете его к дальнейшим попыткам, показываете, что вы его слушаете, уделяете ему внимание, цените его, в том числе как собеседника и как личность.

Следуйте за инициативой, проявленной ребенком. Если его заинтересовал какой-то предмет, назовите его нужным словом. Поговорите об этом предмете, перечислите его качества, найдите картинку с его изображением, игрушку в виде этого предмета…

Помогайте ребенку. Если у него не получается жест, возьмите его руки в свои. Если не выходит указать на картинку, возьмите его руку в свою и укажите на нужную картинку вместе. Четко и неоднократно произносите нужные слова, чтобы ребенок мог повторить за вами. Возможно, иногда вам придется подсказать ему начальный слог или начать предложение, чтобы ему осталось подставить лишь последнее слово.

Варьируйте высоту голоса, чтобы ребенку было легче: «большой» можно произносить более низким, грубым голосом, «маленький» - высоким голосом. Произнося слово «вверх», пропевайте его на две нотки, вторая выше первой, а слово «вниз» - наоборот.

Чтение книг

Малыши начинают разглядывать книги задолго до того, как научатся читать и говорить. Рассматривая книжку вместе с ребенком, вы ненавязчиво учите его, как ее правильно держать, как перелистывать страницы; что читаем мы слева направо и сверху вниз, и т.п. Самое важное, что можно сделать для того, чтобы научить ребенка читать, - это читать книги вместе с ним. Ребенок заметит, что буквы и слова не случайно имеют повторяющиеся формы и не слишком похожи на случайные каракули, постепенно начнет понимать в этом систему. Читая малышу, вы обогащаете словарь ребенка, помогаете ему различать звуки на слух.

Выбирайте книги о том, что интересно вашему ребенку, с яркими иллюстрациями. Адаптируйте – сокращайте и упрощайте – текст так, чтобы ребенок мог понять то, что вы читаете. Старайтесь, чтобы чтение вызывало только положительные эмоции, возьмите ребенка на руки, обнимайте его во время чтения. Читайте эмоционально, увлеченно.

Старайтесь вовлекать ребенка в процесс чтения, просите его повторить или подсказать знакомые ему слова, показать героя на картинке, попросите его имитировать какие-то действия, описываемые в книге. Так, при чтении «Курочки Рябы» даже маленький ребенок может попытаться произнести слова «баба», «деда», «ко-ко», «пи-пи» (как говорит курочка и мышка); имитировать, как дед и баба били по яйцу, как упало яичко, имитировать звуки плача деда и бабы над разбитым яйцом…

Создавайте персональные книжки о вашем ребенке, используя его фотографии в различные моменты, за разными делами. Можно выдумывать истории, используя фотографии, или заранее придумать сказку и наделать постановочных кадров с участием ребенка и/или его игрушек. Ромена Августова советует также придумывать стихи о вашем ребенке, они легче запоминаются благодаря ритму и рифме.

Подробнее о книге Ромены Августовой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.008 с.)