Часть 2. Солнечные дети с синдромом Дауна. Стимуляция детей 6-8 месяцев для развития речи. Развитие речи: стимуляция детей от рождения до первого слова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 2. Солнечные дети с синдромом Дауна. Стимуляция детей 6-8 месяцев для развития речи. Развитие речи: стимуляция детей от рождения до первого слова.



Оглавление

Слух

Виды тугоухости

Зрение

Тактильные навыки

Сенсорная интеграция

Физические характеристики

Когнитивные характеристики

Часть 2. Солнечные дети с синдромом Дауна. Стимуляция детей 6-8 месяцев для развития речи. Развитие речи: стимуляция детей от рождения до первого слова.

Визуальная стимуляция

Слуховая стимуляция

Тактильная стимуляция

Очередность действий

Как тренировать

Осознание ценности общения

Желание общаться

Общепринятые жесты

Навыки, необходимые для общения (ранний этап)

Зрительное восприятие

Слуховое восприятие

Тактильное восприятие

Подражание

Имитация жестов

Мыслительные процессы

Постоянство объекта

Причинно-следственные связи

Для речи также нужны некоторые физические процессы.

Навыки произнесения звуков

Проследим этапы развития речи.

Имитация звуков (но пока не слов)

Часть 3. Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия одного слова. Альтернативные/ вспомогательные системы общения.

Жестовое общение

Общение с помощью досок с картинками (пиктограммами, буквами, словами)

Электронные устройства, синтезирующие речь

Как работать со словарем

Чтение книг

Некоторые идеи по поводу того, каким словам/понятиям и когда учить

Часть 4. Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия словосочетаний и предложений из 2-3 слов

Значение слова, расширение словаря

Как можно работать над расширением словаря

 

Встречающиеся в тексте термины:

Аудиторные навыки – навыки слухового восприятия.

Вербальный – словесный, речевой.

Когнитивный – имеющий отношение к процессу познания, мышления.

Лексикон – словарный запас.

Пассивный словарь – набор слов, которые ребенок понимает, но не использует в собственной речи. Противополагается активному словарю, словам, которые ребенок понимает и использует в своей речи.

Тактильный – имеющий отношение к прикосновениям, осязанию.

Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех. И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом общаются с нами, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации.

Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и снаружи, вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; повышенную или пониженную чувствительность к прикосновениям внутри и снаружи рта, а также умственную отсталость. /Подробнее об этом см. ниже./

Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с синдромом Дауна, некоторые – меньшему, но в целом такого явления, как «речь детей/ людей с синдромом Дауна», не существует. Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц).

Ребенок с синдромом Дауна обычно осваивает все умения, необходимые для овладения речью, но обычно это случается позже, нежели в случае с обычными детьми. Понятно, что дети, у которых, кроме синдрома Дауна, отмечается потеря слуха, аутизм, сталкиваются с большим количеством проблем при освоении речи, чем дети, у которых единственный диагноз – сам синдром. Обычно дети с СД понимают намного больше, чем могут сказать. Чаще всего дети с СД без проблем дают членам семьи понять, чего они хотят, но сталкиваются с непониманием со стороны посторонних людей. Чем больше они общаются с разными людьми – братьями и сестрами, бабушками и дедушками, сверстниками на игровой площадке, в детском саду, в школе, с друзьями, - чем больше слушают сказок и рассказов, тем больше речевых моделей они усвоят.

Запомните следующие положения, это важно.

Общение – явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным.

(Каждый) язык – это условный код, о котором «договорились» люди определенной страны и которым овладевают все маленькие дети с помощью общения. В каждом языке события и явления реальной жизни отражены с помощью условностей, символов. Язык также содержит правила, согласно которым используются эти символы. Язык используется только намеренно. Язык может включать символы в разной форме – жесты, картинки, определенные знаки, слова.

Речь – это вербальное (словесное) проявление языка. Для речи нужны те же системы, что используются человеком при дыхании, поглощении еды и глотании. Речь включает также осознанный контроль над мускульными движениями: программирование нужного движения мозгом, само движение, координацию этого движения.

В центре в Мэриленде, штат Колумбия (США), специалисты начинают заниматься развитием речи с детьми с синдромом Дауна, начиная с возраста примерно 8 месяцев. Начало занятий зависит от того, когда ребенок способен сидеть с поддержкой, фокусировать взгляд на предмете и обращать внимание на специалиста. (До этого мы консультируем родителей в плане того, чем заниматься с ребенком дома.) Мы работаем над тренировкой обоюдного взгляда (глаза в глаза) и взгляда на предмет, развитием аудиторных навыков (навыков слухового восприятия) и пассивного словаря. Вообще раннее вмешательство должно концентрироваться на системах «ввода информации», а именно на развитии зрения, слуха, тактильных ощущений, сенсорной интеграции, помогать родителям наладить кормление. Все эти направления имеют прямое отношение к развитию речи.

Разумеется, чтобы понимать, что им говорят, дети должны это слышать, но, кроме слуха, у них должны быть достаточно развиты и другие навыки восприятия, чтобы осознать, что именно им говорят. Они должны уметь видеть предмет и фокусировать взгляд на предмете, чтобы понимать, о каком предмете идет речь, когда вы произносите название этой вещи. Для того, чтобы заговорить самим, дети должны ощущать прикосновения внутри и снаружи рта, чтобы понять, как именно артикулировать звуки. Ниже рассмотрим эти навыки подробнее.

Слух

Обычно дети учатся понимать речь и говорить, слушая то, что происходит вокруг них. К сожалению, у большинства детей с синдромом Дауна слух в той или иной степени ослаблен, по крайней мере какую-то часть времени. Это не может не влиять на развитие речи. Возникает необходимость для развития речи использовать зрительные «подсказки» - жесты, карточки с картинками, чтение. Кроме того, детям с синдромом Дауна зачастую трудно выделять то, что им говорят, на фоне шума, всего звукового фона, который они слышат в этот момент, особенно в классной комнате.

Статья Слух, речь и воспаление уха на сайте "Даунсайд Ап".

Поскольку слух имеет решающее значение для овладения речью, позаботьтесь о том, чтобы вашего ребенка регулярно осматривали лор-врач (отоларинголог) и специалист по тестированию слуха – аудиолог. Возможно, вашему ребенку понадобится слуховой аппарат. (Известен драматический случай американки с синдромом Дауна, перенесшей в детстве отит и оглохшей, чего долгое время никто из ее окружения не замечал. Ее неспособность реагировать на то, что ей говорят, списывали на глубокую умственную отсталость, присущую некоторым людям с синдромом Дауна.) В США сейчас приняты рекомендации, согласно которым слух ребенка с синдромом Дауна проверяют сразу после рождения, затем каждые шесть месяцев до трехлетнего возраста, затем каждый год вплоть до совершеннолетия.

Виды тугоухости

(1) От 65 до 80% детей с синдромом Дауна страдают от звукопроводящей тугоухости. Это означает, что жидкость либо последствия инфекции внутри уха мешают ребенку воспринимать звук. Как правило, это происходит в результате отита. У некоторых детей скапливается жидкость за барабанной перепонкой, даже если у них не было ушной инфекции. Это может произойти из-за врожденной краткости и/или узости слухового канала у детей с синдромом Дауна либо врожденной деформации евстахиевой трубы.

Если ребенок не слышит звуков окружающей среды или слышит их «с переменным успехом», он не научится обращать на них внимание и выделять среди шума значащие звуки (дверной звонок, например). Разумеется, ему будет намного труднее научиться понимать речь на слух. Обычно в случае со скапливанием жидкости ребенок иногда слышит лучше, даже тихие звуки, а иногда – хуже, плохо распознает слова на слух, таким образом, он может думать, что услышал одно слово, когда было произнесено совсем другое, похожее по звуковому облику, и в результате не понять всю фразу. Попросите такого ребенка подать книжку, которая лежит у него под носом, – он обернется, поищет мышку (шишку…), не найдет и покажет/скажет вам, что ее тут нет. Слишком легко сделать вывод, что он не понимает простейших слов и команд, правда? На самом же деле существует чисто физическое препятствие, мешающее ему распознавать звуки и слова.

Кстати, было установлено, что дети, которых кормили грудью, реже страдают от ушных инфекций. Видимо, это связано с тем, что во время кормления грудью младенец находится в другой позиции, нежели младенец, сосущий бутылочку. Дети, лежащие на спине во время кормления, более подвержены риску ушных инфекций, т.к. молоко/смесь может затечь внутрь евстахиевой трубы и так попасть в среднее ухо. Если ваш ребенок находится на искусственном вскармливании, постарайтесь во время кормления держать его так, как если бы вы кормили его грудью. Рот должен быть расположен ниже уровня, на котором находятся ушки.

(2) Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость – более постоянный тип тугоухости, связанный с повреждением среднего уха и/или слухового нерва. Дети с таким типом тугоухости не слышат звуки определенной высоты, и им обычно помогает использование слухового аппарата.

Согласно некоторым исследованиям, шум в классной комнате во время занятий достигает 60 децибел, тогда как учительский голос звучит на уровне 62-64 децибел. Разумеется, ребенку с любой степенью потери слуха, ребенку с синдромом Дауна достаточно трудно вычленить то, что говорит учитель, на уровне общего беспорядочного шума, производимого детьми. В этом случае также может помочь слуховой аппарат, увеличивающий амплитуду только звуковых колебаний, производимых голосом учителя.

Зрение

Дети учатся языку, соотнося объект реальной действительности со словом-символом, его обозначающим. Кроме того, ребенку помогает, если он видит, как именно вы произносите нужное слово, как вы артикулируете.

Если ваш ребенок не отличается четким зрением или не может сфокусировать взгляд на объекте, ему, конечно, будет труднее понять, какая вещь как называется. У многих детей с синдромом Дауна проблемы со зрением. По крайней мере 50% страдают от косоглазия, страбизма или случаев дисбаланса внутренних мышц глаза, из-за которых один или оба глаза «глядят» внутрь или наружу. Близорукость и дальнозоркость также встречаются достаточно часто.

Все эти проблемы довольно легко исправить, и они не должны мешать вашему ребенку познавать мир. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы такого рода, попросите у педиатра направление к окулисту. Окулист проверит зрение ребенка (даже пока не говорящего) и объяснит вам, как часто приходить к нему на консультации и осмотры.

Статья Как помочь детям с нарушением зрения на сайте "Даунсайд ап".

Тактильные навыки

В раннем детстве большинство детей познают мир с помощью осязания. Когда малышу впервые дают новую погремушку, он обычно тянет ее в рот. Прикосновения к зоне вокруг рта и внутри рта особенно важны для развития речи.

У детей с синдромом Дауна иногда отмечаются сенсорные проблемы.

(1) Недостаточная чувствительность. Если у ребенка с синдромом Дауна понижена чувствительность внутри рта, он меньше времени потратит на то, чтобы «исследовать» мир с помощью облизывания. Например, если такому ребенку дать крекер, он может его съесть, но не осознает, что между губами, щеками и зубами остались еще кусочки. Он не воспользуется языком, чтобы выпихнуть эти кусочки и доесть крекер. У такого ребенка возможны проблемы с речью, потому что он не будет знать, где именно во рту находится его язык и как именно его нужно расположить, чтобы воспроизвести какой-то конкретный звук.

(2) Чрезмерная чувствительность. У некоторых детей с синдромом Дауна отмечается повышенная чувствительность к прикосновениям. Такие дети не терпят любых прикосновений снаружи и внутри рта. Если у вас такой ребенок, вы заметите, что ему не нравится, когда вы его моете, одеваете, умываете, чистите ему уши. Возможно, он меньше обследует предметы с помощью рта, поэтому у него недостаточно практики в осознанных движениях губ и языка.

Сенсорная интеграция

Большая часть процесса овладения языком и речью связана с переработкой информации, поступающей через несколько каналов связи одновременно. Например, чтобы повторить какое-то слово за мамой, ребенок должен расслышать каждый звук этого слова, а потом сообразить, как именно поставить губы, язык и прочие речевые органы, чтобы воспроизвести эту последовательность звуков. Чтобы понять, какой предмет называет мама, он должен видеть этот предмет. Способность свести воедино информацию, поступающую по разным каналам, называется сенсорной интеграцией.

Сенсорная интеграция часто становится ключом к тому, как мы оцениваем поведение ребенка. Например, мы считаем, что ребенок нас слушает, если он при этом смотрит на нас. Мы считаем, что он все понимает, если он выполняет словесную инструкцию. Если мы зовем его по имени, а он не оборачивается и не отвечает, если мы просим его подойти, но он не шевелится, мы считаем, что он капризничает, не слушается.

Детям с синдромом Дауна нередко требуется помочь – научить их обращать на что-то внимание, смотреть, слушать и соответствующим образом реагировать. Если ребенка просят делать что-то одновременно (например, смотреть и слушать), у него может это не получиться. Ему может мешать то, что новые туфельки давят, шею царапает этикетка на колючем свитере, шумит кондиционер, может мешать какой-то запах.

Внешне сенсорная дезинтеграция может проявляться как гиперактивность и импульсивное поведение. Обратитесь к соответствующим специалистам, если у вас возникла эта проблема, так как сенсорная дезинтеграция мешает освоению не только речи, но и многих других необходимых навыков. Подробнее о сенсорной дезинтеграции можно прочитать здесь.

Статья Стимуляция сенсорного развития на сайте "Даунсайд Ап".

Физические характеристики

Дети с синдромом Дауна чаще всего отличаются некоторыми особенностями строения лица, которые мешают освоению речи.

Эти распространенные особенности включают:

§ гипотонус, пониженный тонус мышц лица, рта, языка, губ, челюсти;

§ трудности в синхронизации движения этих органов, т.н. диссоциация;

§ сравнительно небольшой размер ротовой полости в сравнении с размером языка;

§ тенденция дышать через рот из-за увеличенных аденоидов или гланд, частых простуд или аллергических реакций;

§ высокое узкое («готическое») нёбо, ограничивающее движения языка во рту, - равно как и слишком низкое нёбо;

§ недоразвитие (гипоплазия) костей средней части лица;

§ повышенное слюнотечение (что может говорить о пониженной чувствительности, см. выше);

§ более частая заложенность носа;

§ постоянно открытый рот;

§ часто высунутый язык;

§ трудности в использовании мягкого нёба для «блокировки» воздушного потока, вследствие чего речь ребенка будет «гнусавой»;

§ «открытый» прикус (верхние и нижние зубы ребенка не встречаются, расходятся) и другие аномалии прикуса;

§ нейромышечные особенности строения языка.

Эти проблемы могут повлиять на то, насколько понятной будет речь вашего ребенка. В частности, может пострадать артикуляция – способность двигать и контролировать движения губ, челюсти, языка, нёба для правильного и четкого произнесения звуков; беглость речи, способность разговаривать быстро и ритмично; последовательность произнесения звуков в слове («палата» вместо «лопата»); «резонанс», т.е. качество звука, воспроизводимого ребенком, - дети с синдромом Дауна часто говорят «в нос», «гнусаво». О проблемах с артикуляцией и о том, как помочь ребенку их решать, см. ниже, а также на специальных логопедических сайтах (см. апраксия, дизартрия).

Когнитивные характеристики

Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется достаточно ярко. С речью в первую очередь связаны такие мыслительные процессы, как логика, понимание, память. Эти проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно работать всю жизнь, постоянно улучшая результат. Старайтесь давать ребенку возможность использовать знакомые слова во всё новых ситуациях, создавайте для него различные ситуации общения.

Рассмотрим основные аспекты мышления, на которые может оказать влияние умственная отсталость.

Способность обобщать. Эта способность помогает использовать старый опыт в новой ситуации. Например, ребенка можно научить выбирать из набора кубиков только зеленые кубики, но он не «узнает» этот цвет на улице среди многих оттенков зеленого – трава, листва и т.п. При освоении речи это, например, способность самостоятельно догадаться, какую форму будет иметь множественное число незнакомого слова (динозавр-ы), если ребенку известно общее правило и типичное окончание (столы, коты, шкафы). Для развития этой способности нужна большая практика.

Память. Память – это способность хранить и в нужное время «извлекать» необходимую информацию. Память бывает кратковременной и долговременной. Долговременная память нужна для освоения сложных навыков (например, игра на музыкальном инструменте), для запоминания событий, разного рода информации. Кратковременная память крайне важна в освоении речи. Дети с синдромом Дауна чаще лучше запоминают то, что видят (зрительная память), чем то, что слышат.

Слуховая память – это кратковременная вербальная память. Именно она позволяет нам понять и запомнить то, что говорит собеседник, пока мы думаем, что бы ему ответить. У детей могут возникнуть с этим проблемы. Например, вы попросите его надеть пальто и варежки, он наденет пальто, но забудет про варежки. Статья "Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память" доступна на сайте "Даунсайд Ап" по этой ссылке.

Зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно намного лучше, чем слуховая. Если ребенок будет видеть, откуда вы каждый день достаете его одежду, он запомнит это намного лучше, чем если бы вы говорили ему каждый день: «Одежда в шкафу на второй полке». Поэтому многим детям с синдромом Дауна легче начинать осваивать речь при помощи специальных жестов, знаков, визуальных сигналов. Подробнее об этом ниже.

Статья Как развивать внимание и память на сайте "Даунсайд Ап".

Абстрактное мышление – способность понимать вещи и отношения между ними, которые нельзя потрогать. Трудности с абстрактным мышлением затрудняют понимание того, что одну и ту же вещь можно назвать по-разному, а разные вещи – одним словом; что значение фразы зависит от порядка слов; что слова могут обозначать противоположные характеристики («короткий» и «длинный»). Ребенку может быть трудно понять (и использовать в речи) такие слова и понятия, как «вчера», «завтра». Может быть, ему легко будет описать обстановку в комнате, но сложно рассказать о том, что происходило в другое время или в другом месте.

Процесс переработки получаемой информации. Детям с синдромом Дауна обычно легче переработать информацию, поступающую зрительно, чем понять то, что они слышат. Ведь то, что они слышат, уже «улетело», а то, что они видят, остается перед глазами, им не нужно торопиться.

Именно поэтому в обучении детей с синдромом Дауна столь успешным оказывается подход с применением компьютера. Поэтому жесты-знаки, картинки, буквы для детей оказываются надежным подспорьем, и именно поэтому некоторые дети с синдромом Дауна учатся говорить через умение читать, как это ни удивительно.

Обычно детям с синдромом Дауна труднее дается переработка информации, воспринимаемой на слух. Им больше времени нужно, чтобы понять, что говорится, и ответить на это, даже если у них нет проблем со слухом. Часто таким детям сложно вычленить значащий звуковой поток (голос учителя) на фоне незначащего шума (гомон в классе), а также разграничивать слова, которые звучат похоже.

Детям с синдромом Дауна также обычно сложно выбрать из своего лексикона слова, которые нужно использовать в какой-то ситуации. Из-за этого может страдать беглость речи, уровень сложности речи, длина произносимых фраз и/или грамматическая правильность речи, согласование слов в предложении. Иногда дети используют слова из той же ситуации, когда не могут вспомнить нужное слово, например, «тапочки» вместо «носки», или выбирают какое-то нейтральное слово или выражение, которое будут использовать часто в ответ на что угодно («ну… это», «эта штука»). Очень часто ребенок или взрослый с синдромом Дауна может сильно расстроиться, если не может вспомнить или подобрать нужное слово.

Статья О развитии мышления у детей раннего возраста на сайте "Даунсайд Ап".

Дети с синдромом Дауна осваивают различные области речи/языка с различной скоростью. Обычно дети лучше понимают речь, чем говорят. Хотя понимание речи на слух дается им с трудом, выразить себя им еще труднее. К примеру, шестилетний ребенок с синдромом Дауна может понимать речь на уровне обычной четырехлетки и выражать себя на уровне обычного двухлетнего ребенка.

Люди, плохо знающие вашего ребенка, могут предположить, что он ничего не понимает – потому, что он не может сказать, что понимает, ответить на вопрос или просьбу. Помните, что ребенку с синдромом Дауна, как правило, требуется больше времени, чтобы понять ваш вопрос и адекватно на него ответить, будьте терпеливы.

Возможно, эта проблема приведет к тому, что средняя длина предложений, которые строит ваш ребенок, будет меньше. Например, обычный ребенок в 4 года строит предложение в среднем из 4-5 слов, а ребенок с синдромом Дауна – из 1-2 слов. В шесть с половиной лет ребенок с синдромом Дауна строит предложение в среднем из 3-4 слов. Кроме того, предложения будут в целом более простыми по структуре. Но в быту это вовсе не трагедия, хотя в школе у ребенка могут из-за этого возникнуть какие-то сложности. Однако регулярные занятия улучшают этот показатель.

Детям с синдромом Дауна обычно трудно дается понимание значения приставок, суффиксов, окончаний, выражающих оттенки значения слов, грамматические категории (род, время, лицо глагола) и отношения между словами в предложении.

Что касается словарного запаса (словаря), люди с синдромом Дауна нарабатывают и обогащают свой лексикон на протяжении всей жизни. Возможно, в каждый конкретный момент детства у вашего ребенка будет меньший словарный запас, нежели у его обычного сверстника, однако объем словаря – это козырь ребенка с синдромом Дауна, поскольку для развития словаря нет никаких границ. Конечно, поначалу ребенок будет стараться использовать существительные с конкретным значением. Возможно, он будет предпочитать использование одних и тех же слов вместо варьирования, но в повседневной жизни это не так важно. Ведь все мы говорим «привет» и «пока», не стремясь к особому разнообразию, правда? Люди с синдромом Дауна могут иметь очень богатый и разнообразный словарный запас.

Прагматика, т.е. использование языка для общения, дается людям с синдромом Дауна сравнительно легко. Имея практику и небольшой опыт, они усваивают неписаные правила (например, говорят по очереди, не перебивая друг друга; приходя, здороваются, уходя – прощаются, и так далее). Дети с синдромом Дауна понимают, что есть разные ситуации общения, и по-разному общаются с маленьким братиком и с учителем в школе. Обычно таким детям труднее научиться не отклоняться от темы разговора, просить разъяснить непонятный аспект, задавать вопросы, но практика помогает им освоить и эти навыки. Кроме того, детям с синдромом Дауна удается хорошо использовать невербальные (несловесные) средства общения, такие как улыбка и другие оттенки выражения лица, жесты.

Визуальная стимуляция

Младенцы лучше всего концентрируют взгляд на близких к ним ярких предметах. Больше всего их привлекает красный цвет и контраст белого и черного. Кроме того, дети с рождения с повышенным интересом относятся к человеческим лицам. Давайте малышу побольше возможностей разглядывать ваше лицо, мимику, пока вы разговариваете с ним и поете ему песенки. Старайтесь, чтобы ребенок как можно дольше концентрировал внимание на вашем лице: стройте рожицы, издавайте всякие забавные звуки. Поставьте на кровать зеркало, лягте рядом с ребенком и стройте рожицы, пусть малыш разглядывает ваше лицо и свое. Подражайте мимике ребенка.

Повесьте над кроваткой и в ней разноцветные мобили, погремушки, картинки. Возьмите большой мяч, поднесите поближе к лицу ребенка и скажите: «Мяч. Какой большой мяч! Какой красивый мяч!». Старайтесь говорить эмоционально, с восторгом.

Всем родителям хочется видеть ответную реакцию. Некоторые дети с синдромом Дауна будут очень живо реагировать на все, тогда как другие младенцы будут лежать безучастно. Не опускайте руки, старайтесь вызвать реакцию, рано или поздно вы увидите интерес в глазах ребенка! Постепенно он научится фокусировать взгляд, рассматривать ваше лицо, радоваться вам, если вы будете проводить больше времени с ним, давая ему возможность научиться это делать.

Слуховая стимуляция

Малышам с синдромом Дауна предстоит научиться не только слышать разнообразные звуки, но и концентрироваться на их восприятии (подобно тому, как младенцы учатся фокусировать взгляд). Старайтесь, чтобы ребенку предъявлялось не слишком много разнообразных звуков в каждый отдельный момент. Многим детям мешают слишком громкие звуки, другим же трудно выделять значащие звуки (голос матери) на фоне шума.

Старайтесь имитировать звуки, которые издает ваш младенец. Повторите звук так точно, как только можете, а потом поиграйте с ним, повторите его высоким, тонким голосом, потом низким, грубым голосом.

Устанавливайте для ребенка связь между объектом и производимым им звуком. Взяв игрушечную утку, назовите ее «утка, уточка», сообщите ребенку: «Утка говорит: кря-кря. Как говорит утка? Кря-кря». Привлекайте игрушки в форме зверюшек, детские музыкальные инструменты (колокольчик динь-динь, барабан бам-бам). Конечно, малыш еще долго не сможет повторить это за вами, но стимуляция не пропадет даром.

Приготовьте побольше погремушек, колокольчиков, издающих разнообразные звуки. Играя с ними, давайте малышу послушать и сравнить эти звуки, но не забывайте также давать ему возможность самому их извлечь. Постепенно он установит логическую связь между источником звука и звуком!

Часто называйте ребенка по имени. Если он пока не отзывается на свое имя, привлеките его взгляд яркой игрушкой и снова несколько раз назовите его по имени.

Если у вашего ребенка есть какие-то проблемы со слухом, обязательно обратитесь к специалисту. Подробнее об этом тут.

Тактильная стимуляция

Маленький ребенок познает мир через осязание. Не случайно младенцы тянут все в рот. Вы должны дать малышу возможность «обследовать» ртом предметы различной формы и фактуры, мягкие и твердые, прохладные и теплые, резиновые и пластиковые и т.д. Каждый раз, когда ребенок облизывает, сосет новую игрушку, его мозг получает сигнал о том, какими качествами обладает этот объект.

Если малыш сам не тянет предметы в рот, можно использовать мягкую зубную «щеточку» для массажа десен, внутренней поверхности щек и язычка ребенка.

Растирайте и массируйте тело ребенка. Можно ласково или быстро потереть лицо, щеки и язычок ребенка чистым полотенцем. Прикасайтесь к лицу малыша ваткой, кусочком бархата, кусочком жесткой ткани… Вотрите в щеки немножко массажного масла. Играйте с ребенком в игры, требующие прикосновений к лицу («Стенка-стенка-потолок…», «Лес-поляна-бугор-яма» и прочие). Одного такого «сеанса» в день вполне достаточно.

Побуждайте ребенка имитировать ваши мимические движения: облизывание губ, прищелкивание языком и т.п. Старайтесь держать лицо поближе к лицу ребенка, чтобы ему было хорошо видно, что именно вы делаете.

В раннем детстве закладываются многие важные аспекты коммуникации. И именно от родителей зависит, насколько успешно их освоит ребенок.

Очередность действий

В разговоре всегда есть говорящий и слушающий, они регулярно меняются ролями. Пока ваш ребенок не разговаривает, надо научить его соблюдать очередность действий в игре. Вы можете делать по очереди все, что угодно, например, шлепать рукой по воде во время купания.

О важности обучения этому навыку рассказывается в книге "Маленькие ступеньки".

Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит, когда плачет или гулит. Повторите то, что он «сказал», потом сделайте паузу, как бы ожидая от него ответа. Это должно стать вашим золотым правилом. Разговаривая с ребенком во время одевания, купания и т.д., всегда делайте паузы, как бы ожидая ответа от него. Если он издаст какой-то звук, отвечайте естественно, например, «Да что ты говоришь!» или «Неужели?». Старайтесь, чтобы ваша беседа выглядела, как настоящий разговор. (Когда ребенок подрастет, можете использовать игрушечный телефон.)

Поставьте зеркало так, чтобы ребенок его видел. Некоторые дети с синдромом Дауна охотно «общаются» с зеркалом и сразу начинают издавать больше звуков.

Разговаривая с ребенком, держите лицо так, чтобы он видел вашу артикуляцию.

Многие родители говорят с малышами так, как нужно, не задумываясь об этом. Однако все же отметим, как именно следует говорить с младенцем: высоким (тонким) голосом, короткими предложениями, гораздо медленнее, чем обычно, повторяя слова и фразы по многу раз. Когда ребенок станет старше (2-3 года), вы уже не будете пищать при разговоре с ним, однако необходимость в коротких фразах и повторениях не отпадет еще долго.

Как тренировать

§ Когда ребенок начинает делать что-то осознанно, тренируйте действия по очереди. Например, побейте в игрушечный барабан и протяните барабан ребенку. Если он не станет бить в него сам, возьмите его руки в свои и постучите. Комментируйте: «Теперь мамина очередь… теперь очередь Саши». Старайтесь, чтобы каждая «очередь» длилась не слишком долго, чтобы малыш понял, что от него требуется.

§ Другой способ тренировки – катать мячик от одного игрока к другому. Не забывайте подчеркивать: «Моя очередь… твоя очередь». Есть много вариантов этой игры – можно катать машинку, например, катать ее по тоннелю из обувной коробки…

§ Многие другие игры также строятся на очередности, например, прятки и их простейший вариант «ку-ку», когда вы прячете личико младенца и потом свое лицо под пеленкой.

§ Замечательный способ научить ребенка осознавать понятие очередности – время, когда вы играете с ним и повторяете звуки за ним. (Об этом см. выше.) Когда малыш подрастет, он тоже постарается имитировать издаваемые вами звуки. Это очень весело.

Осознание ценности общения

Для того чтобы ребенок понял, что общение имеет ценность, чтобы у него была мотивация, старайтесь быстро реагировать на звуки, которые издает малыш, на его плач. Помогите ребенку, сделайте то, чего он от вас ждет (покормите, переоденьте), комментируя свои действия.

Комментируйте также то интересное, что происходит вокруг и может привлечь внимание вашего ребенка, например, на прогулке: «Это самолет пролетел. Как громко он шумит, да?».

Желание общаться

Ключ к желанию общаться – понимание, что с помощью общения можно изменить мир вокруг себя, добиться воплощения какого-то желания. Исследования показывают, что, если на плач, смех и крики детей не поступает никакой реакции, дети начинают издавать меньше звуков и меньше плакать. Другими словами, они перестают пытаться наладить общение.

Не нужно ждать, пока ребенок заговорит, чтобы стимулировать его желание общаться. Просто воспринимайте все, что он делает, как сигнал к общению. Если он потянулся к игрушке, подайте ему игрушку и скажите: «Ты хочешь мишку? Это мишка». Таким образом постоянно стимулируйте ребенка к тому, чтобы вступать в контакт с вами.

Через какое-то время вы увидите, что малыш делает что-то и ждет вашей реакции. Например, уронив игрушку, он начинает ловить ваш взгляд и издавать какие-то звуки. Он понимает, что таким образом он может «заставить» вас подать ему упавшую игрушку. Значит, он понимает, что с помощью общения он может воздействовать на окружающий мир! Это важнейший шаг вперед.

Главные стимулы для общения в раннем детстве – выражение просьбы (дай покушать, например) и протестa (не хочу, не буду). Ребенок выражает просьбу плачем, тем, что тянется к соску, чуть позже – протягивая к вам ручки, чтобы вы взяли его на руки. Обратите внимание на то, что вызывает у младенца бурный протест. Пытается ли он закрыть ушки от громких звуков, закрыть глаза от яркого света? Начинает ли он плакать, если его тела касается что-то колючее, шершавое? Боится ли он купаться? Такие симптомы могут свидетельствовать о повышенной чувствительности ребенка.

Относитесь к просьбам и протестам ребенка с большим вниманием с самого начала. Этим вы мотивируете его общаться с вами.

Общепринятые жесты

Младенцы улыбаются, смеются и плачут ненамеренно. Намеренное использование этих средств (как средств общения) приходит позднее. Дети с синдромом Дауна не являются исключением: как правило, они проявляют желание общаться с другими с самого раннего возраста.

Постепенно учите малыша общепринятым жестам: «Баба уходит. Помаши ручкой: пока-пока». Поначалу помогайте ему помахать ручкой, показывайте, как вы машете ручкой. Тренируйтесь с папой, братьями и сестрами, игрушками. Бурно реагируйте, показывая свой восторг, когда малыш начнет махать ручкой сам.

Зрительное восприятие

См. первую часть подробнее об особенностях детей с синдромом Дауна.

(1) Вы должны научить ребенка смотреть вам в глаза, сосредоточиться на вашем лице. Для этого, как описано выше, старайтесь проводить с ним больше времени, улыбаться ребенку, строить ему рожицы и т.п. Малыши с синдромом Дауна отличаются низким тонусом мышц и позднее начинают держать головку, позаботьтесь о том, чтобы ребенку было удобно разглядывать ваше лицо. Подключайте братиков и сестричек. Постепенно добивайтесь того, чтобы малыш как можно больше времени мог сосредоточиться на предлагаемом ему «зрелище».

Приближайтесь ближе к личику ребенка, а затем отодвигайтесь дальше. Проделывайте это медленно.

Когда вы смотрите ребенку в глаза, улыбайтесь, пойте песенки. Когда вы закончили, перестаньте улыбаться и петь и отведите взгляд.

Если ребенок не смотрит на вас, не смотрит вам в глаза, осторожно подвиньте его головку так, чтобы ему было удобнее. (Некоторые мамы советуют класть ребенка себе на колени.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.079 с.)