Часть 3. Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия одного слова. Альтернативные/ вспомогательные системы общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 3. Развитие речи у детей с синдромом Дауна: Стадия одного слова. Альтернативные/ вспомогательные системы общения.



«Когда же мой ребенок заговорит?» - спрашивают многие родители. Как показано выше (см. ссылки), дорога к речи длинна и сложна и включает освоение разнообразных навыков. Большинство детей с синдромом Дауна способны понять отношения между словом (символом) и обозначаемым им предметом (человеком, событием, действием…) гораздо раньше, чем начинают говорить – иногда за месяцы или даже за годы до того, как начинают говорить.

Статья О развитии речи на сайте "Даунсайд Ап".

Считается, что обычные дети находятся на стадии одного слова, когда они последовательно используют звуки или похожие на слова сочетания гласных и согласных для обозначения предметов и людей. Для детей с синдромом Дауна будем считать, что эта стадия наступает, когда ребенок готов использовать слово или альтернативную систему общения (например, жест) для обозначения предметов и людей. Иными словами, это время, когда ребенок осознает связь между символом и тем, что этот символ обозначает.

В это время произносимые ребенком сочетания могут быть не слишком похожи на слова, закрепленные в языке. Например, малыш может говорить «пи» и просить таким образом пить. Родители должны повторять слово в правильной форме. Кроме того, какое-то звукосочетание может означать не только конкретное слово, но и весь комплекс ситуаций, связанных с ним: «ба» может обозначать «бутылочку», «дай бутылочку», «забери бутылочку», «где бутылочка, я ее уронил(а) и не могу найти» и проч. Родителям остается расшифровать, что именно имеет в виду ребенок, озвучить это в правильной форме и таким образом стимулировать ребенка к дальнейшему общению. (Всё это относится и к обычным детям.)

Большинство детей с синдромом Дауна начинают использовать жесты для обозначения предметов к своему первому дню рождения, а первые слова – между двумя и тремя годами. Некоторые начинают говорить позже, к 4-5 годам.

Как показано во второй части материала по книге Л.Кумин, у детей с синдромом Дауна немало чисто физических препятствий, затрудняющих формирование звуков (гипотонус мышц, проблемы со слухом и т.д.). Потому некоторые дети начинают общение с жестов (либо других альтернативных систем общения, подробнее о них ниже) и потом переходят к вербальной (словесной) речи. Другие какое-то время используют и жесты, и слова, иногда прибегая к первой системе выражения, а иногда ко второй.

Многие дети с синдромом Дауна готовы общаться задолго до того, как они начнут использовать для этих целей вербальные средства, настоящую речь. Речь дается им с трудом, т.к. это сложный процесс, включающий правильное дыхание, контролируемые вибрации голосовых связок, резонацию звуков с помощью носового или ротового резонатора, адекватное напряжение мышц и координация движений всех органов артикуляции (зубов, губ, языка, мягкого и твердого нёба).

Вот небольшой ролик, иллюстрирующий, как используется язык жестов. Здесь вы видите уже говорящего ребенка. Посмотрите, как эта американская девчушка с синдромом Дауна поет свою любимую песенку Twinkle, twinkle, little star и параллельно словам показывает текст с помощью жестов. В конце она отвечает на вопрос, сколько ей лет (4), и машет ручкой на прощание.

Альтернативные системы общения облегчают общение для ребенка и его окружающих, снимают нервное напряжение ребенка («меня не понимают!»), помогают ребенку заниматься дальнейшим обогащением словаря и других аспектов речи, способствуют развитию мышления.

Без таких систем бывает трудно обойтись, если ребенку в придачу к синдрому Дауна ставят диагноз «аутизм» либо «апраксия».

Ребенок готов к введению альтернативной системы общения, если выполняются два условия: (1) он понимает, что символ обозначает что-то еще; (2) он способен запомнить, что именно обозначает какой-то символ – жест или картинка.

Общепринятые альтернативные системы общения сводятся к следующим:

§ общение с помощью жестов;

§ общение с помощью объектов (указание собственно на чашку, горшок, нужную книжку и проч.), досок с фотографиями и картинками (пиктограммами, буквами, словами), либо общение с помощью книжек, фотоальбомов, блокнотов, которые всегда должны быть с собой;

§ общение с помощью электронных устройств, синтезирующих речь.

Альтернативная система может использоваться как переход к вербальной речи, как поддержка вербальной речи или вместо нее.

Статья "Поддерживающая коммуникация как этап развития речи ребенка" на сайте "Даунсайп Ап".

Жестовое общение

Ссылка на книгу «Как разговаривать с ребенком, когда он еще не умеет говорить» Линды Акредоло и др. в Интернет-магазине Ozon.ru.

Поскольку дети с синдромом Дауна обычно отличаются хорошей зрительной памятью, жестовый язык для них – удачный способ общения. Взрослые должны сопровождать каждое слово соответствующим жестом, таким образом, ребенок постоянно СЛЫШИТ слово и ВИДИТ жест.

Часто родители волнуются, что дети выберут «легкий» способ общения, жесты, и гораздо позднее начнут говорить. На самом же деле многолетний опыт применения этой системы показывает, что: (1) дети с синдромом Дауна (и не только), использующие жестовый язык, в среднем начинают говорить раньше, чем дети, не использующие никаких опор; (2) словарный запас у детей с синдромом Дауна, использовавших язык жестов, в дальнейшем оценивается как на 30% более богатый, нежели у их сверстников с тем же диагнозом, его не использовавших; (3) дети с синдромом Дауна зачастую могут начать использовать жестовый язык, то есть эффективно общаться с окружающими, очень рано – в возрасте 8-12 месяцев, тогда как собственно первые слова чаще всего появляются в речи детей с синдромом Дауна гораздо позже.

Таким образом, детям, которых учат жестовым обозначениям, гораздо легче выразить свои желания, свои мысли. Развивается их мышление, воображение, повышается мотивация к общению. У детей, которые не могут говорить и не имеют альтернативной системы выражения, может развиться фрустрация (депрессия) и нежелание продолжать попытки наладить общение.

Зачастую дети начинают использовать жесты спонтанно: показывать на то, что им хочется, рукой или пальчиком, изображать посасывание бутылочки (пальца, языка), если они голодны или проголодались. Однако таких спонтанных жестов недостаточно для развития словаря, речи в целом и мышления. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы ввести в обиход упорядоченную систему жестов, а также о том, чтобы все окружающие ребенка люди (в семье, у теть-бабушек и т.п., на детской площадке, в детском саду и так далее) трактовали эти жесты однозначно и также использовали их ПАРАЛЛЕЛЬНО с обычной, словесной речью.

Основные жесты, с которых вам следует начинать, - это общепринятые жесты (типа «пока!»), а также движения, с помощью которых ребенок может выразить свои потребности. Обычно начинают со знаков, которые произвольно выбирают для обозначения слов «еще» (в вышеупомянутой книге для обозначения этого слова предлагается постукивание друг об друга сжатыми кулачками) и «всё», или «нет». Таким образом, ребенок сможет попросить добавки еды, повторения забавного опыта, продолжения сеанса просмотра мультиков или повтора песни – выразить ПРОСЬБУ, а также выразить ПРОТЕСТ. Как говорилось выше, именно эти два мотива являются ведущими в мотивации для общения с самого младенчества.

Далее выбор жестов индивидуален. Конечно, вы захотите, чтобы был отдельный жест, изображающий кошку, если кошка – полноправный член вашей семьи. Если у малыша есть сестра, понадобится жест для ее обозначения, а если нет – с этим жестом-словом можно повременить сколь угодно долго.

Важные требования к жестам: (1) ребенок должен легко их воспроизводить; (2) все окружающие ребенка люди должны знать, что именно обозначают эти жесты, и реагировать соответствующим образом; (3) жесты должны обозначать нечто важное для ребенка, то, что постоянно встречается или требуется ему в повседневной жизни; (4) жесты должны давать ребенку возможность выразить себя и мотивировать его для дальнейшего освоения систем коммуникации.

Обычно дети с синдромом Дауна готовы использовать первые жесты к году. Когда ребенок сможет говорить слова, он постарается озвучивать слово и одновременно делать жест. Постепенно жесты отпадут как нечто ненужное, когда ребенок полностью перейдет к словесному способу самовыражения. Обычно это происходит к пяти годам.

Важно не забывать, что при этой системе общения ребенок должен постоянно видеть вас, когда вы с ним разговариваете и параллельно жестикулируете. Вы должны постоянно уделять внимание ребенку и смотреть на него, когда он пытается вам что-то «сказать», просигнализировать. На первых порах помогайте ребенку сделать жест, взяв его руки в свои. Всякий раз, когда ребенок сделал какой-то условленный жест, повторяйте вслух соответствующее слово.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.005 с.)