Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профессионально-деловые качества менеджераСодержание книги Поиск на нашем сайте
Так кто же такой менеджер? Слово manager заимствовано из английского языка и имеет несколько значений: управляющий, заведующий, дирижер; хозяин, уполномоченный вести переговоры, импресарио. Условно менеджеров подразделяют на три категории: 1) entry level — низший, тренировочный этап; 2) middle manager — средняя позиция; 3) senior manager — высшее звено. В самом понятии «менеджера отражены три этапа карьеры, которые он обычно проходит.. Ее схема напоминает пирамиду: если средними могут стать многие из тех, кто начинает с нуля, то прорвутся к вершинам только единицы — лучшие из лучших, получившие название топ-менеджеров. Самым ярким примером в истории мирового менеджмента является карьера Ли Якокки, который прошел путь от инженера-стажера в компании «Форд Моторс» до поста ее президента. В российской практике понятия «менеджмент» и «управление» воспринимаются как синонимы. Как уже было отмечено выше, управление — это одна из сложнейших задач для каждого человека. Но эта деятельность усложняется, когда в ней учитываются интересы других лиц: от членов семьи до высшей социально-экономической системы — государства. Если человек не сможет хорошо управлять собственными делами и собственной жизнью, не следует надеяться, что он сможет эффективно управлять другими людьми. Менеджер — это исполнитель от управления, его организатор и вдохновитель. Поэтому практика свидетельствует о том, что жизнь, работа управленца должны быть систематизированы. Современные представления об управленческой деятельности раскрываются в понятиях «процесс управления», «система», «системный анализ», «система менеджмента». Задача менеджера — организовать эту систему, суметь ее настроить и работать с ней, оценивать результаты действий, чтобы достичь доставленных целей. Управление стало наукой, превратилось в процесс координации действий элементов сложных систем для целенаправленного изменения их состояний или местоположения. Системность стала характерным свойством совокупности элементов единой функциональной общности в деятельности людей, а системный анализ — основным методом изучения сложных систем. Чтобы управлять системой, менеджер должен овладеть наукой и искусством управления, отвечать на вопросы, как и что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели. Управление — это комплексная работа, сочетающая в себе множество различных взаимосвязанных видов деятельности. Очень удачный, на наш взгляд, ответ на вопрос, кто же такой менеджер, дает доктор экономических наук, профессор Эдуард Михайлович Коротков: «Это человек, имеющий лучшие качества многих специальностей. Менеджер обладает хорошими знаниями в области экономики, социологии, психологии, права. Он свободно пользуется компьютером и умеет с помощью него своевременно находить нужную информацию и решать проблемы. Менеджер — это человек, обладающий активностью предпринимателя, мудростью педагога, ответственностью врача, конструктивностью инженера, пытливостью исследователя, логикой юриста. Именно эти его качества позволяют ему делать события случившимися, т. е. принимать такие решения, которые отражают интересы человека и общества, определяют их развитие. В этих его качествах суть и особенность специальности «Менеджмент».[5] Таким образом, управленец — это психолог, так как его работа связана с людьми; юрист, поскольку он обязан действовать строго в рамках закона; экономист, так как он использует инструментарий экономической науки для описания отношений; хозяйственник и предприниматель; врач, который не имеет права на ошибку. Управленческая деятельность социально значима. От ее результатов зависят судьбы и экономическое положение людей, судьба всего государства. Поэтому каждый специалист-менеджер должен обладать целым комплексом знаний из смежных специальностей, которые позволят ему обеспечить профессиональное видение реальных процессов: отношения с людьми; организация общественного производства и управления; решение задач распределения и перераспределения результатов общественного и индивидуального труда; проблемы деловой подготовки и квалификации. Указанные элементы важны для деловой карьеры менеджера и влияют на результаты его деятельности. Ключевым является последнее требование, остальные — производными от него. Поэтому менеджеру необходимы профессиональные знания о: - процессах организации производств, технологиях, инновациях; - нормах права и системе правозащиты; - системах контроля и учета ресурсов производства; - финансах; - психологии людей и формах организационного поведения; - природе, обществе, политике; - бюрократии, делопроизводстве и технике работы с информацией. Большое значение имеют убеждения и этические ценности менеджера как личности. К ним относятся: - высокий интеллект; - способность к достижению поставленных целей; - готовность принимать на себя ответственность; - способность выступать в роли мудрого советчика и консультанта; - вера в свое дело; - значимость; - вера в лучшие качества человека; - поиск работников-новаторов и ориентация на них; - способность чувствовать себя уверенно в организационных взаимоотношениях и ситуациях; - хорошая выдержка; - крепкие нервы и целенаправленность; - дружеское, приветливое, но решительное обращение с людьми.[6] В теории менеджмента описано множество качеств, которыми должен обладать менеджер, чтобы его деятельность была эффективной (Рис. 2).
Рис. 2. Личные качества менеджера
Рис. 2. (окончание) Решения менеджера, как правило, способствуют созданию условий и путей развития, влияют на судьбы; формируют отношения. Поэтому его деятельность важна как для общества, так и для него самого как носителя идей. Важным для менеджера, как уже отмечалось, является его отношение к другим людям, так как его работа не имеет смысла без окружающих. Менеджер как носитель идей развития и управления в обществе должен осознать, что это основной фактор в его работе. Как сказал австрийский психолог Зигмунд Фрейд: «Человек по природе — животное, но наделенное разумом, способное интерпретировать и импровизировать. При этом 99% людей лучше работают, когда их хвалят, и только 1% — когда их ругают»[7]. Таким образом, одним из важнейших качеств менеджера является умение систематически и терпеливо выполнять разнообразную аналитическую работу в течение длительного времени. Его работа имеет следующие особенности: - восприятие больших объемов разнородной информации, в том числе ретроспективной и прогнозной; - высокая напряженность труда в условиях дефицита времени для принятия решений и анализа; - непрерывность переключений и колебания ритма в рассмотрении вопросов и решений; - частая смена видов деятельности и ролей; - необходимость общения с разными людьми и в разных формах; - постоянная нехватка информации и финансовых ресурсов, специалистов, знаний; - повышенная ответственность и риск. Конечно, эти требования возникли давно. Они были сформулированы еще в VI столетии античным автором Оносандро Византийцем Маврикием в его своде требований к руководителю: «Руководителя хотели видеть благочестивым и справедливым, опытным в своем деле, умным и решительным. Ко всему относиться спокойно и невозмутимо, быть простым и сдержанным в поведении, не заботиться слишком о себе и своих потребностях, остерегаться жадности и корыстолюбия, ибо корыстолюбивого не любят свои и презирают враги. Руководитель должен оберегать права подчиненных, спать мало и в ночное время думать о том, что надлежит сделать в будущем. Решившись, действовать быстро, так как благоприятный случай выпадает редко и его надобно ловить. Не возноситься при удаче и не падать духом от неудач — приметы твердого и непреклонного ума. Предвидение — одно из наиценнейших качеств. Люди больше ценят счастливого, чем храброго, ибо первому дается все без труда, а другому с большими потерями. Нужно уметь точно определить, кому что можно поручить. Хитрых надо избегать больше, чем злых, ибо если злые что-нибудь захотят сделать, то не сумеют скрыть, замыслы же хитрых очень трудно отгадать. Дисциплина и наказание вызывают доверие к начальству и надежду на возможные награждения. За непомерную строгость ненавидят, снисходительность вызывает презрение».[8] Отец современной науки организации и управления Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), в отличие от многих специалистов, создававших управленческие теории, был не ученым-исследователем или профессором бизнес-школы, а практиком: сначала рабочим, потом менеджером, а затем главным инженером в сталелитейной компании. При этом он подтвердил высказывание древнего мыслителя, назвав 9 качеств, которыми должен обладать хороший управляющий. Это ум, образование, опыт, такт, энергия, сообразительность, честность, здравый смысл, здоровье. Таким образом, обобщая приведенный перечень, мы видим, что на первом месте стоит профессионализм. Современные тенденции развития управления обусловливают новые требования к менеджерам. Если в прошлом для них было характерно четкое исполнение и его в принципе было достаточно, так как хорошим считался руководитель, который умел выполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативные документы, обладал необходимыми поведенческими навыками и навыками делового общения. Позже стала цениться самостоятельность, которая может проявляться по-разному: в исполнении, в целенаправленном развитии, инициативная, ограниченная определенной концепцией делового поведения, самостоятельность опыта и поиска. Но сейчас социально-экономические явления и практика управления обусловливают еще более высокие требования. Рождается понятие «менеджер исследовательского типа», или «креативный менеджер». В чем же его особенности? «Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностями деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное условие управления — потребность в исследованиях. Она реализуется в самых различных проявлениях — организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа, или креативными. Их особенность — усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке управленческих решений».[9] Э. М. Коротков выделяет следующие черты менеджера исследовательского типа: - проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все понятно; - умение превентивно, т. е. заблаговременно, ставить проблемы, когда они только зарождаются; - системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта; - антиномичность — умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им; - экспрезентность — способность делать верные и удачные заключения в условиях дефицита информации; - развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке; - способность к имитации функций различных членов коллектива; - психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют или демонстрируют. Альтернативный вариант — психодиагностика; - инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного; - аттрактивность — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения; - способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач; - умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера; - способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на основе подчинения, а путем «ухода в тень», умение обратиться за советом и помощью. Все эти черты не автономны, а систематизированы и взаимосвязаны (Рис. 3). Именно это характеризует менеджера исследовательского типа и позволяет реализовать задачи, стоящие перед ним. Рис. 3. Качество современного менеджера [10]
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.112 (0.013 с.) |