Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели взрыво-, пожароопасных свойств некоторых нефтепроудктов

Поиск
Нефтепродукты Температура само­воспламенения па­ров в воздухе, метод «капли», °С Температура вспышки в закрытом тигле, °С Температурные пределы взрываемости,0 С
нижний верхний
Автобензин   -39 -39 -8
Дизельное топливо 3        
Дизельное топливо Л        
Топливо Т-1        
Моторное масло МК-22        
Мазут флотский Ф-12        
Бензол   -14 -14  
Этиленгликоль        
Этиловый спирт        


Таблица 5.4 Характеристики пожароопасности товарных дизельных топлив
Марка топлива Нефтеперерабаты­вающий завод Ха рактеристики
тв3,°с тв0.°с Теп,°С ТС,°С Gr, мг/с
А-0,2 Горьковский   - -   -
А-0,2 Ангарский       - 10,5
3-0,2 Бакинский         9,1
3-0,2 Московский       -
3-0,2 Рязанский (образец 1)         8,9
3-0,2 Рязанский (образец 2)         9,9
3-0,2 Ярославский         9,3
3-0,2 Ново-Уфимский         9,0
Л-0,2 Лисичанский         8.5
Л-0,5 Ново-Куйбышевский         8,5
Л-0,5 Московский         7,2
УФС Киришский (образец 1)         8,2
УФС Киришский (образец 2)         7,5

 

Примечание: ТВ — температура вспышки в закрытом тигле: ТВо - температура вспышки в открытом тигле: Т п - температура воспламенения в открытом тигле: ТС - температура самовоспламенения от нагретой поверхности: С - массовая ско­рость горения; УФС топливо утяжеленного фракционного состава.

5.1.2. ТОКСИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕФТЕПРОДУКТОВ

Согласно ГОСТ 12.1.007-76 по степени воздействия на организм все вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности:

• первый - чрезвычайно опасные;

• второй - высокоопасные;

• третий - умеренно опасные;

• четвертый - малоопасные.

Классификация опасности вредных веществ

Норма содержания вредного вещества для каждого класса опасности установлена этим же стандартом (табл. 5.5).

Таблица 5.5
Показатель Норма для класса опасности
       
Предельно-допустимая концен­трация (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м3 <0,1 0,1-1,0 1.1-10,0 > 10,0
Средняя смертельная доза при введении в желудок, мг/кг <15 15-150 151-5000 > 5000
Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг/кг <100 100-500 501-2500 >2500
Средняя смертельная концен­трация в воздухе, мг/м3 <500 501-5000 5001-50000 >50000
Коэффициент возможного инга­ляционного отравления (КВИО) >300 300-30 29-3 <3
Зона острого действия <6,0 6,0-18,0 18,1-54,0 > 54,1
Зона хронического действия > 10,0 10,0-5,0 4,9-2,5 <2,5

 

К вредным веществам относят горючее, смазочные масла и специаль­ные жидкости, которые при контакте с организмом человека, в случае нару­шения правил техники безопасности, могут вызвать отравления, профессио­нальные заболевания или отклонения в состоянии здоровья.

Бензины относят к 4 классу малоопасных вредных веществ. Этилиро­ванные бензины содержат в своем составе высокоопасное вредное вещество - тетраэтилсвинец. Из-за незначительного содержания тетраэтилсвинца эти­лированные бензины также относят к классу малоопасных веществ.

Автомобильные бензины раздражают слизистую оболочку и кожу чело­века. При работе с бензином следует применять индивидуальные средства защиты согласно типовым нормам.

Дизельное топливо отаосят к малотоксичным веществам 4 класса опас­ности. Предельно допустимая концентрация паров топлива в воздухе рабо­чей зоны 300 мг/м3.

Минеральные масла представляют угрозу для здоровья человека в тех случаях, когда в них содержатся легкие углеводороды (бензин, бензол) или когда возможно образование масляных полос, или масляного тумана (при нагревании, расныливании). Дыхательные пути и легкие человека более чув­ствительны, чем другие органы к воздействию масляных паров и тумана.

Систематический контакг с маслом может вызвать острое или хрони­ческое заболевание кожи тела. Токсические свойства масел усиливаются с повышением их температуры кипения, кислотности, с увеличением в их со­ставе ароматических углеводородов, смол и сернистых соединений, функци­ональных присадок, обладающих токсическими свойствами.

Характер воздействия на организм человека горюче-смазочных матери­алов, признаки отравления и порядок оказания первой медицинской помощи пострадавшим приведены в таблице 5.6.

5.1.3. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ

Возникновение пожаров и взрывов на АЗС зависит от многих обстоя­тельств, связанных со свойствами нефтепродуктов, организацией производ­ства и внешних условий. Основные причины:

• применение открытого огня при ремонтах и осмотрах оборудования и зап­равочных колонок;

• использование негерметичных осветительных приборов и арматуры;

• неисправность электропроводки;

• грозовые разряды;

• самовозгорание горючих веществ;

• электризуемость топлива.

Особую опасность в эксплуатации резервуаров трубопроводов и зап­равочных колонок представляет" электризация топлива, которая может выз­вать пожар.


Таблица 5.6
Группа, марка нефтепродукта Характер действия Признак отравления Первая медицинская помощь
Бензины этилированные: авиационные: Б 91/115; Б 95/130; автомобильные: А-76, АИ-93, АИ-95, АИ-98 Взрывопожароопасны, оказы­вают наркотическое и раздра­жающее действие. Попадая и накапливаясь в организме человека в виде ТЭС могут вызвать отравление Попадая на слизистую, высушивают оболочку глаз и рта, вызывают кровоте­чение их. Могут вызвать кожные заболе­вания. Обмыть керосином, вытереть кожу чистой марлей, промыть горячей водой с мылом. Глаза промыть 2 %-м раствором питьевой соды или чистой теплой водой
Масла и жидкости с ядови­тыми присадками: 7-50С-3; ВНИИ НП 50-1-4Ф; ВНИИ НП 50-1-4у; Б-ЗВ Опасны при длительном и систематическом воздействии на кожу. Пары продуктов тер­мического разложения опасны при ингаляционном воздейст­вии. Дерматиты, экземы, гнойничковые забо­левания кожи и подкожной клетчатки. При вдыхании паров: желудочно- кишечные расстройства, нарушения чувствительности кожи, боли в мышцах, вялость, развитие вялого паралича ниж­них конечностей Соблюдение правил личной гигиены
Жидкости на основе гликолей и их производные: Этиленгликоль; Охлаждающие, низкозамерзающие: М40, М65; Тосол-А, А40, А65; Тормозные: ГТЖ-22М, Нева, Томь, Роса Не представляют опасности ингаляционных отравлений. Опасны попадая во внутрь, смертельная доза во внутрь от 35 мг Попадая внутрь: легкое отравление через 6-8 ч, рвота, понос, боли в пояс­нице. При легкой форме ингаляционного от­равления - головная боль, слабость. При отравлении средней тяжести - опь­янение, сонливость и возбуждение, жаж­да, тошнота, рвота, похолодание конеч­ностей При прогрессировании явлений мо­жет наступить смерть через 2-5 не­дель. При тяжелых отравлениях смерть наступает в первые сутки. Зондовое промывание желудка большим коли­чеством воды (10 л) с 2 % двуугле­кислого натрия и 30 г активированно­го угля
Спирты и жидкости на их основе: Жидкость ТГФ; тетрагидрофур- фуриловый спирт; тормозная жидкость на основе бутилового спирта БСК Опасны при ингаляционном воздействии паров, при попа­дании внутрь. Смертельная доза для человека при приеме внутрь 30 мл и более При воздействии паров: раздражение глаз, дыхательных путей, головная боль, онемение языка. При воздействии на кожные покровы: раздражение, дерматиты, язвы При ингаляционном воздействии: свежий воздух, промывание глаз, полости рта и носа водой. При попадании внутрь: зондовое промывание желудка большим кол- вом воды (10 л) с 2 % двууглекислого натрия и 30 г активированного угля. При попадании на кожу: смыть теп­лой водой с мылом
Характер действия нефтепродуктов, признаки отравления и первая медицинская помощь пострадавшим
и


Таблица 5.7 Нормы содержания на АЗС первичных средств пожаротушения
Расчетная производи­тельность   Первичные средства пожаротушения  
Углекислот­ные огнету­шители, шт. Пенные ог­нетушители ОХП-Ю, шт. Порошко­вые огнету­шители, шт. Ящик с песком и лопата, шт. Кошма по­лотно, шт.
750 и более заправок 1 (ОУ-5)   2 (ОП-ЮО) 2 (1,0 куб.м) 2(1,5x1 м)
Менее 750-ти заправок 1 (ОУ-5)   1 (ОП-ЮО) 2 (0,5 куб.м) 2(1,5x1 м)

 

Для тушения возгораний ТРК применяют самосрабатывающие или руч­ные углекислотные и порошкообразные огнетушители.

На заправочный островок для заправки легковых автомобилей, имеющий до 4 ТРК, предусматривается 1 воздушно-пенный огнетушитель вместимос­тью 10 л и I порошковый огнетушитель, вместимостью 5 л. На заправочный островок с 4 до 8 ТРК - 2 воздушно-пенных огнетушителя и 2 порошковых.

На АЗС для заправки грузовых автомобилей, автобусов, крупногабарит­ной строительной и сельскохозяйственной техники предусматривается 2 пере­движных порошковых о гн стушите ля, вместимостью не менее 50 л каждый и ручные воздушно-пенные огнетушители в количестве, предусмотренном для заправки легковых автомобилей.

Промышленность выпускает следующие типы огнетушителей.

Воздушно-пенные огнетушители:

ручные ОВГ1-5 и ОВГ1-Ю; передвижные ОВП-ЮО; стационарные ОВПС-250А.

Воздушно-механическая пена образуется при взаимодействии углекис­лого газа с раствором пенообразователя марок ПО-1, ПО-1Д, ПО-бк, ПО-ЗА. Продолжительность действия огнетушителя ОВП - 53 с, ОВП-100 - 45... 65 с. Кратность пены, не менее 70. Огнстушащая способность при тушении авто­мобильного бензина ОВП-ЮО с пенообразователем ПО-1 составляет 6,5 м2, температурный режим эксплуатации 5...50°С.

Углекислотные огнетушители.

Ручные ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 и др. применяются для тушения загораний в помещениях и электроустановок под напряжением до 10 кВ.

Передвижные ОУ-40, ОУ-80, ОУ-ЮО, УП-1м (27 л), УП-2м (40 л).

Масса заряда огнетушащего вещества - С02 зависит от марки огнету­шителя и колеблется от 1 до 56 кг в зависимости от вместимости баллона для жидкой углекислоты (1,5...40 л) и их количества. Максимальное рабочее дав­ление в баллонах 15 МПа (150 кг/см2), время выхода газа 8... 15 с, диапазон температур эксплуатации от-40 до +50°С. Для получения твердого диоксида углерода огнетушители оборудуют специальными раструбами.




Основные мероприятия по защите от статического электричества:

• заземление всего технологического оборудования и автоцистерны, в том числе и рукавов;

• проведение слива и налива автоцистерны со скоростью нефтепродукта по трубам не более 3,5 м/с, при когорой электризация жидкости не достигает уровня, достаточного для возникновения опасного искрообразования;

• применение специальных нейтрализаторов статического электричества в жидкости для снижения входной плотности заряда при поступлении в автоцистерну;

• применение конструктивных решений, снижающих параметры электри­ческих полей в отсеках автоцистерны.

Заземление установок налива (слива) автоцистерны выравнивает потен­циалы между его отдельными элементами и окружающими его заземленны­ми предметами. Тем самым исключается возможность возникновения искро­образования. Заземление обеспечивает стекание статического электричества на землю без газоразрядных процессов. С оборудования, выполненного из металла, электрические заряды стекают мгновенно. Нефтепродукты являют­ся хорошими диэлектриками, поэтому из объема наэлектризованных нефте­продуктов заряды статического электричества мгновенно стечь не могут. Скорость их релаксации в обьеме определяется постоянной времени около 2 мин., после чего можно приступить к стыковке узлов и отключению заземля­ющего устройства. На рис. 5.1 приведена схема заземляющего устройства автоцистерны и контактного устройства.

Контактное устройство   Рис. 5.1. Схема заземляющих устройств при сливе (наливе) топлива в автоцистерны


В контактном устройстве красная и зеленая лампы сигнализируют о состоянии заземления «есть» или «нет».

При движении автоцистерны заряд статического электричества отводит­ся через цепочку с удельным электрическим сопротивлением не более 10 Ом-м, которая крепится болтовым соединением к резервуару автоцистерны, полу­прицепа, прицепа-цистерны, ПАЗС или топливозаправщика.

Здания и сооружения АЗС должны быть защищены от прямых ударов молнии, электростатической, электромагнитной индукции, заноса высоких потенциалов в соответствии с РД 34.21.122.

Металлические корпуса наземных резервуаров, контейнеров и блоков хранения топлива должны быть оборудованы молниеотводами, установлен­ными на защищаемом объекте или стоящими отдельно в соответствии с рас­четами.

Пространство над газоотводными трубами и дыхательные клапана дол­жны быть защищены от прямых ударов молнии.

В качестве заземлителей молниезащиты допускается использовать все заземлители электроустановок.

Соединения молниеприемников с токоотводами, а также заземлителей между собой и с токоотводами должны быть сварными. Для проверки величи­ны сопротивления заземлителей следует предусматривать на токоотводах воз­можность болтового подсоединения измерительных приборов. Наземная часть токоотводов, кроме контактных поверхностей, окрашивается в черный цвет.

Проверка состояния устройств молниезащиты, включая измерение со­противлений, проводится один раз в год перед началом грозового сезона при сухой погоде. Проверяется состояние наземных элементов молниезащиты (молниеприемников, токоотводов), обращая особое внимание на состояние токоведущих элементов. При уменьшении их сечения в следствие коррозии, надломов или оплавлений больше, чем на 30% необходимо произвести их замену или ремонт дефектных мест.

На рис. 5.2 представлен пример расчета устройства молниезащиты АЗС, разработанного ООО «АСПРОМ», СПб.

Здание операторной АЗС требует устройство молниезащиты по III кате­гории. Защита от прямых ударов молний зоны выброса паров топлива осу­ществляется с использованием в качестве молниеприемника и токоотводов металлоконструкций навеса над ТРК соединенного с контуром заземления. По периметру на расстоянии 25 м от кровли прокладываются токоотводы из круглой стали диаметром 8 мм, соединенные с наружным контуром заземле­ния. Наружный контур заземления укладывается по периметру здания на глу­бине не менее 0,5 м и выполняется из полосовой стали 40x4 мм. К контуру заземления в местах присоединения токоотводов привариваются вертикаль­ные электроды (сталь диаметром 12 мм, длиной 5 м).


Расчет зоны молниезащиты Для расчета используются следующие формулы: h,=0,92h r0»1,5h h„=5,0 м

rx=1,5 (h -^r) гх»5,75 м [5]

0,92

h, - расчетная высота защиты объекта г, - радиус молниезащиты на уровне h, - верхняя, точка молниезащиты г, - радиус молниезащиты на уровне земли

Ориентировочная высота молниеприемника определяется по формуле

(r„+ 1.63h„) 5.75 + 1,63 4-5,0 h= 1.5 " Т5 =

Принимаем молниеприемник h ■ 10,0 м тогда

IV = 0,92 х 10 = 9.2 м г„= 1,5x10= 15,0 м

Зона защиты на уровне земли и уровне h,

r,=1'5(h "Ш* = 1.5(10,0) = 6,86м

0,92

г «5,75 м * - требуемое (Инструкция РД 34.21.122-67 п.2.18) Принятое количество и высота молниеприемника обеспечат мопниезащиту

В соответствие с требованиями "Инструкции по устройству молние­защиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87 молниезащите подле­жат топливо-раздаточные колонки и резервуары. Молниезащита выполняется по II категории (зона Б) Для этого подземные резервуары и раздаточные колонки присоеди­няются к заземлителю (л. ЭМ-11). Раздаточные колонки (ТРК 1 и ТРК 2), находящиеся под навесом дополнительно защищаются от молнии, путем присоединения к заземлителю металлоконструкций навеса (не менее чем в двух точках), а для ТРК 3 по краям кровли навеса предусматриваются два молниеприемника высотой 1 м. Кроме того, в соответствие с п.2.18 Инструкции защищается про­странство над дыхательными клапанами, ограниченное цилиндром с высотой 2,5 м и радиусом 5 м. Для зтого устанавливается молние­приемник высотой Юм. Заземлители выполняются:

- вертикальный электрод из угловой стали 50x50x5 L=3,0 м

- горизонтальный из полосовой стали 40x4

Подземные каналы с трубо- проводами от резервуаров
заземления 50x50x5 L«3m

В соответствие с Инструкцией величина сопротивления не оговари­вается. но оно должно быть около 10 Ом (см. Лист ЭМ-11)


 

 


Рис. 5.2. Пример расчета молниезащиты АЗС





i i _________

Рис. 5.3. Способы с/шва нефтепродуктов из автомобильных цистерн в подземные резервуары: a - слив без рекуперации паров, б - слив с рекуперацией паров; I - цистерна; 2 - атмосферный воздух; 3 - гибкий шланг для слива нефт епродуктов; 4 - наливная труба резервуара; 5 - пары углеводородов; б - нефтепродукт; 7- труба для выброса паров в атмосферу; 8 - вентиляционный клапан; 9 - паровоздушное пространство резервуара; Ю- коллектор для подачи паров в цистерну; II гибкий шланг для подключения к паровому коллектору цистерны; 12 - труба для отвода паров из резервуара

а)

б)


Рис. 5.4. Способы налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны: a - налив через верхнюю горловину цистерны без рекуперации паров; б - налив через нижний патрубок цистерны без рекуперации паров; в - налив через нижний патрубок цистерны с рекуперацией паров;!- наливной стояк; 2 - выброс паров в атмосферу; 3 - цистерна; 4 нефтепродукт; 5 наливной стояк с гибким шлангом; 6 - выброс паров в атмосферу через воздушный клапан; 7 - подача паров в сборный коллектор цистерны; 8 - трубопровод на наливной площадке для отвода паров на утилизацию
в)

• поддерживать в полной технической исправности резервуары, техноло­гическое оборудование и трубопроводы. Обеспечивать их герметичность;

• поддерживать техническую исправность дыхательных клапанов, своев­ременно проводить их техническое обслуживание и соответствующие регулировки;

• обеспечивать герметичность сливных и замерных устройств, люков смот­ровых и сливных колодцев, в том числе и при проведении операций слива нефтепродуктов в процессе их хранения;

• осуществлять слив нефтепродуктов из автоцистерн только с применением герметичных быстроразьемных муфт (на автоцистерне и резервуаре АЗС);

• недопускать переливов и разливов нефтепродуктов при заполнении ре­зервуаров и заправке автотранспорта;

• оборудовать резервуары с бензином газовой обвязкой;

• оборудовать резервуары АЗС и топливораздаточные колонки системами (установками) улавливания (отвода), рекуперации паров бензина;

• поддерживать в исправности счетнодозирующие устройства, устройства для предотвращения перелива, системы обеспечения герметичности про­цесса слива, системы автоматизированного измерения количества слива­емых нефтепродуктов в единицах массы (объема), а также устройства тру­бопровода после окончания операции слива.

Для уменьшения выбросов в атмосферу топливо хранят, в основном, в подземных горизонтальных резервуарах, которые устанавливают на такой глубине, чтобы верхняя образующая цилиндрической части находилась на расстоянии 0,8... 1,2 м от поверхности земли.

Присутствие вредных веществ в воздухе рабочей зоны (пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки на которой находятся места постоянного или временного пребывания работающих) не должны превы­шать предельно допустимых концентраций (ПДК), мг/м3:

бензин в перерасчете на углерод 100;

масла минеральные 5;

окись углерода 20;

тетраэтил свинец 0,005.

Для жилых районов ПДК бензиновых паров составляет (мг/м3):

среднесуточная 1,5;

максимальная разовая 5.

Вентиляционные установки производственных помещений АЗС долж­ны поддерживаться в исправном техническом состоянии. Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия должна еже­годно проверяться с отметкой в паспорте. При использовании специальных колонок вентиляционные выбросы могут подвергаться очистке адсорбцион­ным методом.


Па территории АЗС необходимо периодически проверять загазованность окружающего воздуха. Отбор и анализ проб проводят в соответствии с тре­бованиями ГОСТ 12.1.005. Частота и место отбора проб определяются при­казом по предприятию, владеющему станцией, по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями, и фиксируются в журнале ла­боратории, проводящей отбор и анализ проб.

Охрана поверхностных вод должна осуществляться в соответствии с Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды», Водным Кодексом Российской Федерации, ГОСТ 17.1.2.13 «Охрана природы. Гидро­сфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и «Правилами охраны поверхностных вод». Условия отведения поверхностных сточных вод должны быть согласованы с организациями, эксплуатирующи­ми канализационные и водосточные сети и соответствовать СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» и действующим правилам при­ема сточных вод в сети водоотведения».

Площадка для слива автоцистерны должна быть обвалована и выполне­на из материалов, обеспечивающих защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами. Допускается вместо обвалования ис­пользовать лотки, достаточные для улавливания возможных сливов.

На АЗС должна быть обеспечена своевременная очистка канализацион­ных сетей и очистных сооружений от осадков и уловленных нефтепродук­тов, замена фильтрующих материалов.

Владельцы АЗС должны организовывать лабораторный контроль хими­ческого состава сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на рельеф местности, в подземные горизонты, канализационные и водосточные сети. Условия отбора проб должны оговариваться заблаговременно при заключе­нии договоров с химико-аналитическими лабораториями.

Накопление отходов и порядок обращения с ними определены в норма­тивных документах: «Предельные количества накопления промышленных отходов на территории предприятия», М., 1985 г., «Предельное содержание токсичных соединений в промышленных отходах и накопителях, располо­женных вне территорий предприятий», М., 1985 г., «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов. Минздрав СССР, М., 1985 г.».

Территория АЗС должна регулярно очищаться от производственных отходов, бытового, строительного мусора, сухой травы и опавших листьев, которые подлежат вывозу в места, определенные в установленном порядке. Места складирования, размещения производственных и бытовых отходов, а также допустимые их объемы (количества) для временного размещения на территории АЗС определяются на основании разрешения на размещение от­ходов производстваи потребления, выдаваемого в установленном порядке.



Пневмоуправляемый клапан вывода паров (устройство УД2-80)

Устройство стыковочное, соединяющее коллектор сбора паров с приемным трубопроводом установки утилизации ларов нефтепродуктов

Клапан

пневмоуправляющий с огнеоградителем для соединения коллектора сбора паров с атмосферой в случае отсутствия установки утилизации
Шланг, соединяющий коллектор сбора паров с клапаном

Коллектор сбора паров нефтепродуктов

Динамический

ort <е лреградитель

Установка утилизации паров нефтепродуктов

Рис. 5.5. Устройства системы рециркуляции и отвода паров при сливс-паливе нефтепродуктов из автоцистерны

 

 

Рис. 5.6. Оборудование для слива нефтепродуктов из автоцистерн (с возвратом паров из резервуара в автоцистерну): 1 - соединение 3-80-Р-Н; 2 - рукав 3"; 3 патрубок присоединительный 3"; 4 - соединение 3-80-0-0; 5 - соединение 2-50-0-0; 6 - патрубок присоединительный 2"; 7- рукав 2"; 8 - соединение 2-50-Р-Н

 

12 Заказ № 258


Абсорбционная система улавливания и рекуперации паров бензи­на (рис. 5.7). Система разработана ООО ИНОТЕХ, г. Москва.

Принцип работы установки заключается в абсорбции паров бензина из паровоздушной смеси в абсорбционной колонне маслом с молекулярной массой 180-190, охлажденным до -20°С с помощью холодильной установки с последу­ющим отделением бензина и возвратом абсорбента в технологический процесс.

Паровоздушная смесь компрессором подается в смеситель-теплообмен­ник, где смешивается с очищенным воздухом, охлаждается для удаления во­дяных паров и направляется в теплообменник, где отдает теплоту уходящему очищенному воздуху. Затем паровоздушная смесь (ПВС) поступает в абсор­бер, где пары бензина абсорбируются маслом при температуре -15...-20°С, которое предварительно захолаживается в компрессионной холодильной ус­тановке. Из абсорбционной колонны масло, содержащее бензин, стекает в емкость, откуда насосом через рекуперативный теплообменник подается в десорбер, где происходит разделение бензина от масла. При этом пар воз-

';;;;;s;s;s;/ssss;;л;/;;;sjsss;/;?s;.

11 Отвод тепла

<L,»

|на отопление АЗС ^ ^ ^ | ПВС от ТРК ^^

очищенного воздуха

Абсорбционная колонна

Насос

Компрессионная холодильная установка

Насос

Фильтр

V7 777777777

Рис. 5.7. Принципиальная схсма абсорбционной системы улавливания и рекуперации паров бензина


вращается в десорбер, а жидкость сливается в емкость. Далее масло подается па захолаживание, а паровая фаза (бензиновая) конденсируется в теплооб­меннике (дефлегматоре). Одна часть конденсата в виде флегмы подается в десорбер, другая часть (бензин) собирается в емкости.

Технические характеристики абсорбционной системы улавливания (АСУ);

• степень улавливания паров бензина из паровоздушной смеси 95-99%, в том числе из обедненных паровоздушных смесей с содержанием углево­дородов от 1-5%;

• габариты 1,5x0,8x1,2 м;

• большая глубина регулирования расходных характеристик, что позволяет обеспечивать полный прием ПВС как в период заполнения резервуара топливом, так и в процессе его хранения и заправки техники;

• производительность абсорбционных систем улавливания составляет от 18 до 28 тонн в год. С учетом улавливания выбросов паров бензина из бензобаков при заправке автомобилей фактическая производительность АСУ увеличивается в 3 раза и составляет от 54 до 84 тонн в год;

• количество потребляемой электроэнергии - 0,4...0,6 кВт-ч/кг бензина;

• расход оборотной воды (или антифриза) - 0,24м3/ч;

• очистка воздуха - до норм ПДК.

Важным достоинством данных АСУ является возможность их установ­ки на всех типах АЗС. Также возможны различные варианты использования АСУ и подключения их к дыхательным клапанам, что позволяет осуществ­лять модернизацию АЗС с минимальными затратами.

Отвод паров бензина при заправке техники осуществляется при по­мощи автоматического крана (рис. 5.8) и специальных приспособлений для

Рис. 5.8. Автоматический кран с отводом паров нефтепродуктов из топливного бака автомобиля


герметизации бака, с применением коаксиальных рукавов и стыковочных со­единений с коллектором сбора паров, встроенного в ТРК.

Топливораздаточный кран ZVA, нашедший преимущественное распро­странение в Европе, имеет металлическое кольцо для всасывания паров над ограничителем заправочной горловины топливного бака.

Краны американских компаний имеют коаксиальный носик с перфора­циями, через которые всасываются пары бензина.

Благодаря большему внутреннему диаметру горловины топливного бака относительный расход топлива при одинаковых подачах насоса на 10-15% выше для крана ZVA. При расположении пароулавливающего носика выше носика наконечника и выше ограничителя заправочной трубки обеспечива­ется всасывание минимальных количеств топлива.

Отверстие перекрывающей системы американских кранов ограничено у перфораций, через которые пары всасываются под ограничителем запра­вочной трубки. При отсутствии вакуумного насоса определенное количество топлива может засасываться обратно.

Рукав для улавливания паров нефтепродуктов представляет собой коак­сиальный шланг, в котором пары всасываются через внутренний шланг с не­большим отверстием (сечение рукава на рис. 5.8).

Системы очистки сточных вод

В процессе эксплуатации АЗС образуются сточные воды, которые под­разделяют на производственные, бытовые и дождевые. Производственные сточные воды могут быть загрязненными и условно чистыми. Загрязненные сточные воды перед выпуском в водоем необходимо очистить в специальных сооружениях до действующих норм. Условно чистые воды могут быть по­вторно использованы, если их качество соответствует требованиям техноло­гического производства. При несоблюдении этих требований их необходимо сбрасывать в сеть ироизводствепно-дождевой канализации с отводом на очи­стные сооружения. Степень загрязнения сточных вод оценивается количе­ством примесей в единице объема воды: мг/л или г/м3.

АЗС должны иметь производственно-дождевую канализацию, бытовую канализацию и спецканализацию (для отвода вод, загрязненных этилирован­ными бензинами).

На автозаправочных станциях применяются локальные очистные со­оружения (песколовки, нефтеловушки, станции нейтрализации, флотаци­онные установки и т.д.), которые позволяют исключить сброс загрязнен­ных сточных вод, а предварительно очищенные сточные воды могут пода­ваться на очистные сооружения других предприятий, включая городские очистные сооружения.

Локальные очистные сооружения на АЗС должны обеспечивать очист­ку поверхностных сточных вод при проливах нефтепродуктов, аварийных ситуациях, загрязнений территории станции.


Основные требования к очистке поверхностных сточных вод:

• правильное планировочное решение территории объекта, обеспечиваю­щее полный прием поверхностного стока дождевой канализации;

• обеспечение очистными сооружениями приема расчетного количества сточных вод;

• надежность и экологичность очистных сооружений, круглогодичный ре­жим работы, наличие мероприятий по защите конструкции очистных со­оружений от коррозии.

Основным показателем работы очистных сооружений является каче­ство очистки. Промышленные и сточные воды перед сбросом с территории АЗС в городскую водосточную сеть или водоем, должны быть очищены до концентрации в них нефтепродуктов - 0,05 мг/л, взвешенных частиц - не более 10,5 мг/л.

Основные способы очистки: отстаивание, напорная или безнапорная фильтрация и сорбция.

Способ напорных фильтраций используется в очистных сооружениях фирм: «МосводоканалНИИпроект», «ЭКОС-95», «Волна» и «Эй-Джи-Сток».

Способ безнапорной фильтрации используется в очистных сооружени­ях фирм: «Уоттос», «Дювидаг», «Ручей», «Модуль-Эко». Технические харак­теристики некоторых проектов очистных сооружений приведены в табл. 5.8.

Курский институт экологической безопасности разработал и серийно выпускает унифицированный ряд высокоэффективных малогабаритных мо­дульных установок напорной флотации с 2-х и 3-х ступенчатой очисткой сточ­ных вод от нефтепродуктов производительностью до 20 м3/ч в сочетании с самотечными и напорными фильтрами и адсорберами. Эффективность очис­тки по взвешенным веществам - 90-95%, нефтепродуктам - до 98-99%. Для нефтеперерабатывающих производств, нефтебаз и АЗС выпускают установ-

Таблица 5.8.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.250.143 (0.016 с.)