Волонтерская деятельность как способ формирование активности молодежи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Волонтерская деятельность как способ формирование активности молодежи.



В настоящее время волонтерская деятельность - один из наиболее распространенных видов общественной активности населения, которая опирается в своем развитии не только на мировой опыт, но и на отечественные традиции добровольчества и благотворительности. При этом решаются задачи оказания комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, прежде всего, в изменении базовых ценностей и ориентиров, помогающих становлению и самосовершенствованию личности, позволяющих человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь.

Формирование активной позиции молодежи в процессе волонтерской деятельности представляет собой процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. Сущность формирования активной позиции молодежи в процессе волонтерской деятельности определяется социо - культурной спецификой становления и развития качеств, необходимых личности для полноценного включения в общественную жизнь и социально-политические процессы. Формирование активности молодежи в условиях волонтерской деятельности осуществляется на основе целостного педагогического воздействия на когнитивно - познавательную, мотивационно - ориентационную, поведенческую, творческо - деятельностную сферу современного молодого человека. При этом выделяются четыре уровня педагогического обеспечения процесса активности личности: интеллектуальный уровень, ориентированный преимущественно на знание; идентификационный уровень, отражающий преимущественно достижение личностью волонтера социальных и социально-психологических статусов; поисковый уровень, ориентированный преимущественно на ценности и смыслы поведения личности; интегративный уровень, обеспечивающий целостность интеллектуального, идентификационного и поискового уровней.

Студенты - выпускники, обладающие опытом волонтерской деятельности в социальных проектах, имеют сформированную активную позицию: добросовестно относятся к своей работе в социальной сфере, проявляют больше инициативы и творчества, внимательно следят за изменениями, как на государственном уровне, так и в практике работы своих коллег. Участие студентов - волонтеров в социальных проектах позволяет им приобрести новые знания, опыт управления проектами, навыки работы в команде, ответственность за конечные результаты проектов.

Общероссийская программа мероприятий Недели добра-2011 формируется на основе множества региональных и локальных мероприятий. Благоустройство микрорайонов, школьных территорий, посадка деревьев, очистка скверов и парков. Проведение уроков добра в учебных учреждениях, организация семинаров, форумов, благотворительных центров, спектаклей. Проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи детям, пожилым, одиноким людям и инвалидам.

В городе Тюмени проходили такие мероприятия как: «Жизнь прекрасна!», «Спешите делать добро», «Добрый понедельник», «Дни подарков просто так», «Доброярморка», «День славных дней», «Подари тепло братьям нашим меньшим», «Красивый город», «День молодых добровольцев России».

Именно добровольческие организации способны активизировать творческую активность молодежи, т.к. волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как благотворительность, получение новых знаний, контакты с новыми людьми, реализация собственных возможностей, продвижение каких-то ценностей.


Заключение

Активность рассматривается как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающим миром. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. Особенно активен человек в период молодости.

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Психологи и социологи определили возрастные рамки молодежи: 14-30 лет. Концом молодости, то есть моментом, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, являются следующие условия:

• экономическая независимость, то есть ответственность за приобретение

необходимых для собственного осуществления средств и способность

создавать их

• личная самостоятельность, то есть способность принимать решения,

касающиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без

каких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования

в обществе

• самостоятельное распоряжение средствами, которыми располагает

для существования, независимо от их происхождения

• создание собственного очага, независимого от родительского, принятие

ответственности за его поддержание и управление

Процесс приобретения устойчивого положения в социально-поселенческой структуре свидетельствует о том, что возраст от 23 до 28 – это период стабилизации места жительства всех представителей молодёжи.

Для формирования активной позиции молодежи необходимо создавать различные общественные организации. Они в наше время крайне необходимы, так как современная молодежь, не зная чем заняться в свободное время, начинает проводить время на улице не всегда в положительных компаниях. Вследствие этого возрастает число подростковой и молодежной наркомании, алкоголизма, проституции, правонарушений. Так же не столько важно количество объединений и их разнообразие, сколько доступность, так как не все семьи способны оплатить тот или иной кружок, что тоже несет за собой негативные последствия. В настоящее время во многих городах создаются общественные организации для людей разного возраста, в основном для молодежи от 14 до 25 лет. Целью этих организаций является формирование активной позиции, трудолюбия, сочувствия к людям с ограниченными возможностями и умение помогать людям бескорыстно. Деятельность осуществляется благодаря четко разработанным планам, с различным характером мероприятий и деятельности.

Так же одной из главных и основных форм формирований активности молодежи является волонтерская деятельность. Основной задачей волонтеров является оказание комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, прежде всего, в изменении базовых ценностей и ориентиров, помогающих становлению и самосовершенствованию личности, позволяющих человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь. Студенты - выпускники, обладающие опытом волонтерской деятельности в социальных проектах, имеют сформированную активную позицию: добросовестно относятся к своей работе в социальной сфере, проявляют больше инициативы и творчества, внимательно следят за изменениями, как на государственном уровне, так и в практике работы своих коллег. Участие студентов - волонтеров в социальных проектах позволяет им приобрести новые знания, опыт управления проектами, навыки работы в команде, ответственность за конечные результаты проектов.


Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. МОДЕК МПСИ, 2005.-432 с.

2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990.-305c.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология личности.-М.:АСТ, 2009.- 624с.

4. Лисовский Т. В. Социальные изменения в молодежной среде. 2005.

5. Мангейм К. Диагноз нашего времени. 2004.-158с.

6. Никитина Н. И., М. Ф. Глухова. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей обучающихся по специальности «социальная педагогика». – М.: Владос, 2007. - 339с.

7. Петровский А. В. Введение в психологию.- М.: Академия, 1996.-496с.

8. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272с.

9. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.,1996.-1254с.

10. http//cftyumen.ru

11. levas@front.ru

12. http://www.i-u.ru/forum/

13. http://anthropology.ru

14. http://www.demoscope.ru

15. http://ru.wikipedia.org

16. http://free.biuss.ru

17. http://sexology.narod.ru

18. http://www.ipras.ru

19. http://copy.yandex.net

Введение

Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах, в том числе и в молодежной политике.

Геополитическое положение любого государства накладывает некоторые особенности на социальные, политические и экономические процессы, развития территорий, и как следствие на молодежную политику. На молодежную политику российского государства и регионов в значительной мере влияет, в том числе и такие характеристики как плотность населения, среднее расстояние между населенными пунктами, развитостью инфраструктуры в местах проживания населения, возможности свободного передвижения по территории региона и государства, экономическое положение.

Анализируя геополитические особенности, можно сделать вывод, что российское государство как никто другой нуждается в достаточно серьезной научно продуманной молодежной политике – механизма включения молодежи в развитии территории.

Современная ситуация в России, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.

Молодое поколение, в возрасте до 30 лет, составляет около 50 %, в том числе молодежь старше 16 лет- 22%. И именно эта категория населения в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида. Данное воздействие могло бы осуществляться с помощью создания определенных границ в рамках, которых и происходило бы становление молодого человека. Под этими границами понимается, с одной стороны необходимость ограждения молодежи от влияния уличной среды (наркомании, проституции и других социальных девиации), с другой – создание первоначально равных условий для всего молодого поколения с целью получения ими необходимых знаний и других ресурсов государства для полноценного развития и возможности раскрытия своих потенциальных возможностей [31].

Однако в настоящее время в нашей стране необходим новый подход к молодежным проблемам. Формирующаяся молодежная политика должна опираться на теоретические разработки в данной области. Необходимо всестороннее изучение молодежной политики и проведение современных социологических исследований в молодежной среде, связанных с занятостью, здоровьем, образованием, отдыхом молодежи и т.д.

Сделать молодежную политику эффективной адекватной современным требованиям, учитывающей особенности современного государства, общества и молодежи, наполнить ее новыми смыслами и содержанием – первоочередная задача органов по молодежной политике всех уровней власти и исполнительной и законодательной. При этом у нашего государства и у регионов есть реальная возможность занять в этой сфере лидирующее положение, обеспечив себе тем самым передовые позиции в развитии территорий.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

Данная работа представляет собой анализ различных сторон социальной жизни молодежи и практики реализации молодежной политики, основанный на информационно-аналитических, статистических материалах, данных социологических исследований.

Статистические материалы, представленные в проекте, были получены от комитета по статистике, структурных подразделений администрации Субъекта РФ, иных органов исполнительной власти области (комитета по молодежной политике, комитета по культуре).

Мнение молодежи о себе и о различных аспектах социальной жизни представлено в виде анализа данных, полученных в ходе социологических исследований и мониторингов, проводившихся на территории города и района.

Информация о практике реализации молодежной политики, механизмах и путях решения молодежных проблем подготовлена на основе отчетов и аналитических материалов комитета по молодежной политике, физической культуры, спорту и туризму.

В данной работе представлен анализ статистической информации о состоянии молодежной среды в муниципальных образованиях области, роль и влияние определенных тенденций молодежной среды отдельных территорий на общее состояние молодежи области как социальной группы.

Систематизированную и обобщенную информацию о положении молодежи, процессах, протекающих в молодежной среде, основных проблемах, стоящих перед молодыми жителями области, а также о путях решения этих проблем, мероприятиях молодежной политики содержит данный дипломный проект.

Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода формирования системы общенациональных молодежных проектов, которые будут понятны и востребованных в молодежной среде и обществе.

Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящим перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.

1. Теоретические основы формирования молодежной политики



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.019 с.)