Роль общественной организации в формировании социальной активности учащейся молодежи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль общественной организации в формировании социальной активности учащейся молодежи



Наличие и распространение негативных явлений в молодежной среде (рост юношеских девиаций, отсутствие позитивных жизненных целей и активной гражданской позиции у молодых людей), вызванных неблагоприятной социально-экономической обстановкой в стране и разрушением нравственных ценностей в обществе, обусловливает необходимость изучения особенностей социализации подростков. В процессе социализации происходит становление личности посредством обучения и освоения индивидом ценностей и установок, присущих данному обществу. Важное значение придается такому фактору как участие молодежи в общественной деятельности, которое способствует усвоению норм и ценностей гражданского общества, содействует становлению активной жизненной позиции и разработке позитивной жизненной стратегии. В числе ведущих факторов, определяющих развитие личности молодого человека, следует назвать влияние семьи и общение со сверстниками. Среда сверстников является наиболее важной областью социального поведения подростков, где ярко проявляется потребность в принадлежности к какой-либо группе, обнаруживается тенденция к поиску тесных дружеских связей. Общение со сверстниками необходимо для развития коммуникативных навыков и самосознания. Группа сверстников становится для подростка своеобразной школой жизненного опыта: это «горизонтальное» общение, совместная деятельность и усвоение связанных с этой деятельностью новых ролей.

Рассматривая позитивное влияние деятельности в молодежной общественной организации на формирование личности студента, мы обратимся к опыту Ивановской Городской Общественной Организации Старшеклассников «Школьный Актив Города». ИвГООС «ШАГ» – организация, созданная осенью 1997г. по инициативе Комитета по делам молодежи, Управления образования администрации г. Иваново, Муниципального учебного научно-методического центра работников образования. Необходимо отметить, что деятельность организации началась в условиях недостаточного внимания к проблемам молодежи со стороны административных органов. Задачи «ШАГа», по замыслу организаторов, первоначально были обозначены следующим образом: подготовка актива для школ города; привлечение молодежи к реализации политики, проводимой администрацией города. В настоящее время организация имеет уже юридический статус. Миссией ИвГООС «ШАГ» является «содействие процессу становления гражданского общества».

В настоящий момент организация активно сотрудничает с Управлением образования, Комитетами по делам молодежи администрации города и области, Фондом молодежных и социальных программ г. Иваново. За годы существования организации выпускниками стали около 200 подростков (членами «ШАГа» считались в целом около 1200 старшеклассников). Самые активные из выпускников организации, став студентами Вузов (и согласно уставу организации, приняв статус «советника ШАГа») продолжали участвовать в общественной деятельности в качестве педагогов дополнительного образования, разработчиков и координаторов многих городских мероприятий.

Деятельность ИвГООС «ШАГ» условно делится на внутриорганизационную (образовательная и досуговая деятельность в рамках объединения) и внешнюю (организация и участие в реализации городских, областных и межрегиональных акций и мероприятий). Каждая из обозначенных сфер дает возможность студенту-«советнику» реализовать свои лидерские, интеллектуальные и организационные способности. Рассмотрим возможные пути самореализации на примерах конкретной деятельности. Одной из главных целей «ШАГа» является «развитие активной позиции старшеклассников». Достижение ее становится возможным благодаря разработанной и реализуемой программе РОСТА (программа Развития Организаторских Способностей Талантливых Активистов). Основные направления этой программы осуществляются через деятельность 4 комитетов: по вопросам правовой культуры и развития ученического самоуправления; по связям с общественностью; по организационно-массовой работе; по информационно-издательской деятельности. Кроме этого, в организации предполагается функционирование временных спецкурсов, вызванное пожеланиями активистов (так, в 2005 г. темами таких спецкурсов явились «Оформительская деятельность» и «Психология общения»). Руководителями комитетов и спецкурсов являются советники ИвГООС «ШАГ». Каждый из них самостоятельно разрабатывает образовательную программу и реализует ее посредством лекционных и практических занятий. Чаще всего молодой человек руководит тем образовательным направлением, которым интересовался когда-то сам или которое близко его настоящим научным интересам в Вузе (в 50% случаев оба фактора совпадают). Комитет по организационно-массовой работе свою практическую деятельность реализует через организацию, проведение и участие в открытых городских школьных конкурсах (например, конкурс школьных пар «Валентин и Валентина»), самодеятельных концертах («ШАГ в кругу друзей»), фестивалях («Кораблик детства», «Фестиваль увлечений»). Комитет по информационно-издательской деятельности осуществляет выпуск внутриорганизационной газеты, в котором не последнюю роль играет установление дружеских и партнерских связей между руководителями комитета и представителями ведущих СМИ. Комитет по связям с общественностью организует и проводит социальные акции. Наиболее яркий пример деятельности комитета – участие во В сероссийской В есенней Н еделе Д обра. Так, весной 2003 и 2004 в рамках ВВНД ИвГООС «ШАГ» были осуществлены следующие мероприятия:

акция «Дари добро» на центральных улицах города (создание плакатов, лозунгов, сценок, направленных на формирование общественного мнения по проблеме, созданию хорошего настроения у горожан);

благотворительные самодеятельные концерты старшеклассников в Доме-интернате для пожилых людей и инвалидов «Богородское» и санатории-профилактории «Лесное» для пожилых людей (цель: развитие чувства сострадания и милосердия у молодых людей; оказание моральной поддержки пожилым людям);

Акция по уборке городских улиц «Могучая кучка», участие в конкурсе «Золотая метла» (цель: развитие чувства заботы о городе и его культурных памятниках, воспитание аккуратности и ответственности юношей за свои действия);

Благотворительная акция в пользу детей, находящихся на лечении в туберкулезном диспансере г. Иваново «С любовью к детям» (цель: формирование активной позиции подростков, развитие чувства сострадания и милосердия, оказание помощи больным детям).

Комитет по вопросам правовой культуры и развития ученического самоуправления. Ежегодно проводит городские школьные конференции («Современный старшеклассник: проблемы и пути решения» - 2002г., «Проблемы лидеров и лидерства» - 2003г., «Молодежная организация – школе» - 2005г.), а также является основателем Координационного Совета представителей органов ученического самоуправления школ г. Иваново (который собирается ежемесячно и является координирующим звеном школьной жизни).

Необходимо отметить, что большая часть инициатив, а также позитивных результатов мероприятий, обусловлена участием студентов-советников, имеющих богатый опыт социальной деятельности. Те из них, кто сейчас выступает с докладами не только на городских, но и на Межрегиональных форумах и конференциях, когда-то получили основательную подготовку в сфере развития коммуникативных навыков. Представители ИвГООС «ШАГ» участвовали в реализации мероприятий Фонда Молодежных и Социальных Программ г. Иваново и Института Открытое Общество г. Москва («Молодежные гостиные», дискуссионные столы Фридриха Науманна). Особое внимание уделяется студентами такому направлению, как развитие волонтерского движения в молодежной среде, содействие повышению уровня социальной ответственности юношей и обращение их внимания к проблемам социально-незащищенных слоев населения (примерами могут служить социальные акции по теме «толерантность», включение в волонтерское антинаркотическое движение «Спасибо, нет!»).

Выпускники «ШАГа» в 2003 г. прошли обучение по программе «Новые социальные технологии в сфере работы с молодежью» в рамках совместного проекта ИвГУ, администрации г. Иваново и Совета графства Стаффордшир (Великобритания), по окончании которого разработали и реализовали ряд социальных проектов, направленных на оптимизацию жизнедеятельности подростков из неблагополучных семей. Особо отметим проект, направленный на «развитие коммуникативных навыков и конструктивных способов взаимодействия» подростков посредством участия их в психологическом тренинге, и проект, имеющий целью «создание детской дворовой площадки» силами самих ребят. Члены «ШАГа» в 2003 году принимали активное участие в разработке и проведении учебных тренинговых занятий по технологиям полевой работы с молодежью для студентов 4 курса специальности «Социальная работа» социолого-психологического факультета ИвГУ.

Высокий уровень активности студентов-лидеров школьной организации не остался без внимания административных органов г. Иваново. Некоторые из них были направлены на обучение в Северо-Западную Академию Государственной Службы (г. Санкт-Петербург), другие были рекомендованы для работы в ВДЦ «Орленок», третьи были приглашены в администрации города и области в качестве специалистов в Комитеты по делам Молодежи и в Управления образования.

Таким образом, ИвГООС «ШАГ» содействует позитивному становлению личности студентов посредством участия в образовательной деятельности (старшеклассник, получает интересующую информацию, которая впоследствии становится сферой его научных интересов и возвращается в организацию ради самореализации через обучение); в сохранении преемственности и соблюдении ответственности (благодаря четкой иерархии, заложенной в уставе, в организации происходит делегирование полномочий, обеспечивающих контроль над исполнением обязательств и содействующее осознанию собственной значимости у молодого человека); в проектах социальной значимости (широкий спектр акций и мероприятий, затрагивающих многие социальные проблемы, обеспечивает включение молодого человека в жизнь общества, способствует развитию его социальной активности и неравнодушия к проблемам социально незащищенных слоев населения) через привлечение административного ресурса (мероприятия, проводящиеся под руководством или при сотрудничестве с административными органами, послужили хорошей рекламой их руководителям – молодым активистам. Многие из социально-активных юношей и девушек получили поддержку своих интересов в образовательном и трудовом направлении.).

Наряду с вопросами, возникающими в молодежной организации в целом, необходимо отметить и проблемы студентов, участвующих в настоящее время в общественной деятельности. На деятельность молодежной организации, которая определяется участием в ней некоего круга лиц (в нашем случае – учащихся 8-11 классов), оказывает влияние «текучесть кадров». «Дети вырастают быстро», на смену одним приходят другие с новыми потребностями, интересами, возможностями. Новые потребности обусловливают новые предложения в образовательной, социальной деятельности, что приводит к изменению структуры организации. Лидеры не всегда во время могут сориентироваться в происходящем, почувствовать необходимость перемен, что может вызвать не только трансформацию, но и распад объединения. Ряд организационных проблем связан с непониманием и недоверием со стороны учителей школ, которые иногда открыто выступают против социальной активности учеников, запрещая им участвовать в общественной деятельности. Можно предположить, что подобная позиция преподавателей влияет на формирование пассивности, эмоциональной холодности молодежи.

Проблемы студентов, участвующих в общественной деятельности, в первую очередь связаны с той системой ценностей, которая определяет мотивы деятельности молодых людей. Иерархия ценностей современного студенчества отличается от той, которая была еще 10 лет назад (одной из ведущих причин являются социально-политические изменения в стране). Для современного молодого человека большое значение имеет та деятельность, которая обеспечивает реализацию его личных интересов. Например, финансовые проблемы, возрастающие у молодежи с обретением студенческого статуса, часто заставляют предпочесть трудовую деятельность общественной. Вторая проблема связана с недостатком временных ресурсов, так как студенты имеют значительно меньше свободного времени для участия в общественной деятельности, чем школьники. Третья проблема - учебные заведения в принципе не заинтересованы в участии студентов в деятельности какой-либо общественной организации. Так, активная общественная деятельность, не поддерживаемая каким-либо способом поощрения со стороны учебного заведения (студента часто упрекают за его активность, считая, что он уделяет меньше времени учебе), прямо и косвенно отвергается преподавателями и сокурсниками. Четвертая проблема обусловлена современными социальными тенденциями, поскольку «общественная деятельность» сейчас не востребована. Ровесники, в лучшем случае, посмеиваются над юношей или девушкой, чья деятельность направлена, например, на решение проблем слабо защищенных слоев населения.

Таким образом, участие в деятельности общественной организации способствует формированию социальной активности молодежи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.176.66 (0.011 с.)