Глава I. Характеристика категории «молодёжь» и её роль в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Характеристика категории «молодёжь» и её роль в обществе.



Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Характеристика категории «молодёжь», её роль в обществе……..4

1.1.Понятие «молодежь» и характеристика данной категории как возрастной групп………………………………………………………………4

1.2.Психолого-педагогическая характеристика молодых людей……….…..8

1.3. Значение молодёжи как социально-демографической группы в РФ…10

Глава 2. Активная общественная позиция молодого человека и пути её формирование………………………………………………………………....12

2.1. Понятие активность и формирование активной позиции у студентов.12

2.2. Социально-психологический смысл детских и молодежных общественных объединений…………………….............................................18

2.3. Роль общественной организации в формировании социальной активности молодежи…………………………………………………………22

2.4. Волонтерская деятельность как способ формирования активной позиции молодежи…………………………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………32

 


Введение

В современном мире многие учёные отмечают снижение социальной активности среди молодого населения. Ориентация молодёжи на праздный образ жизни, развлечения, материальную выгоду приводит к формированию прагматичных ценностей, к желанию избегать общественно полезной работы, равнодушию к чужим проблемам.

Стихийные процессы в молодежной среде приводят к появлению тенденций, направленных на разрушение существующих общественных устоев без какого-либо созидания новых. Наиболее распространенными проблемами молодёжи стали алкоголизм, наркомания, бездеятельность. В связи с этим возникает необходимость в регулировании активности молодёжи. Стало важным и необходимым уметь грамотно реализовывать активность и формировать активную позицию молодежи как граждан нашего государства.

В качестве объекта исследования выступает процесс формирования активной позиции молодежи.

Предмет исследования условия формирования активной позиции.

Целью исследования является определение социально - культурных условий формирования активной позиции.

Задачи исследования:

1. Проанализировать уточнить понятие активности и её виды.

2. Рассмотреть психологические возрастные особенности молодёжи.

3. Изучить и рассмотреть на конкретном примере роль общественных организации в формировании активной позиции молодежи.

4. Рассмотреть волонтерскую деятельность как условие формирование активной позиции.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и социальной статистики;

Методологической основой работы являются труды: Карла Мангейма, В. Т. Лисовского, И. С. Кона, А. В. Петровского, Н. Я. Ярошевского, Н. А. Бернштеина, Ю. Б. Гиппенрейтер, Б. Г. Ананьева, А. И. Анциферовой и т.д.

Данная работа будет интересна социальным педагогам, руководителям молодёжных объединений, классным руководителям.


Глава I. Характеристика категории «молодёжь» и её роль в обществе.

Социально-психологический смысл детских и молодежных общественных объединений

Различные общественные организации и объединения в наше время крайне необходимы, так как современная молодежь, не зная чем заняться в свободное время, начинает проводить время на улице не всегда в положительных компаниях. Вследствие этого возрастает число подростковой и молодежной наркомании, алкоголизма, проституции, правонарушений. Так же не столько важно количество объединений и их разнообразие, сколько доступность, так как не все семьи способны оплатить тот или иной кружок, что тоже несет за собой негативные последствия.

Базовые понятия

Объединение — это сообщество, основанное на добровольности, инициативе, самодеятельности людей, увлеченных каким-либо видом деятельности. В основе любого объединения лежит общий интерес. Примером объединений является клуб любителей природы, общество филателистов, команда КВН и т. д.

Объединения не предполагают регистрацию, жесткую регламентацию деятельности и субординацию членов. Однако жизне­деятельность объединений требует наличия органов, уполномо­ченных решать вопросы, связанные с расширением социальных контактов, с координацией деятельности, с защитой прав его членов и др. С этой целью создаются ассоциации клубов, союзы, советы лидеров и т. д.

По существующему законодательству детским признается объединение, в которое входят граждане в возрасте от 8 до 18 лет, молодежным признается объединение, в которое входят гражда­не в возрасте до 30 лет.

Организация это объединение, в котором фиксируется членство, устанавливается субординация его членов, регламентируются права и обязанности. Нормы и правила жизнедеятельности организаций фиксируются в уставе или ином учредительном до­кументе.

Движение это объединение объединений, специфическое социальное явление, которое возникает для реализации долго­временных и кратковременных программ, акций, соответствующих общим целям и интересам участвующих в них объединений. Полномочия юридического лица в молодежном и детском движении выполняет координационный орган.

Детские и молодежные общественные объединения становятся мощным фактором социализации личности в подростковом возрасте. Социализация — это процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, ценности.

Подростка называют маргинальной личностью, он принадлежит двум культурам: сообществу детей и миру взрослых. В этот период происходит осознание своего «Я» для общества. В цивилизованном обществе ребенок «живет в долг», и именно в подростковом возрасте он начинает это осознавать. В общественной деятельности реализуется потребность в самоопределении, самовыражении, признании взрослыми его активности, формируется общественная сущность индивида. В этой деятельности разрешается противоречие между стремлением к самостоятельности и отсутствием для этого интеллектуальных, физических и социальных возможностей. Психологическим смыслом этой деятельности является включение в широкую сеть общественных отношений, которая помогает утвердиться чувству взрослости.

Социологические исследования, которые проводились в нашей стране после развала комсомольской и пионерской организации как массовой, говорят о высокой потребности участвовать в деятельности какого-либо объединения: 59 % опрошенных детей выразили желание состоять в организации сверстников-единомышленников. В современных условиях эта потребность не удовлетворяется. Детские и молодежные общественные объединения ушли из массовой практики отечественной школы. Ситуация усугубляется тем, что уменьшилась доступность для подростков и молодежи культурных центров, вместе с тем произошла деформация информационного поля, свободно в детскую и молодежную среду проникают идеи бездуховности и насилия.

Все это неизбежно приводит к тому, что идет процесс стихийной социализации.

Одной из форм такой социализации является появление неформальных объединений подростков и молодежи. Сам факт возникновения объединения как неформального еще не говорит о его асоциальной направленности. Более того, многие объединения и организации социально позитивной направленности возникали первоначально как неформальные, например, скауты, коммунары. Но наряду с этим в среде неформальных объединений имеют место и объединения фашистской направленности, например, современные скинхеды, которые демонстрируют открытую враждебность к лицам другого цвета кожи.

Объединения фанатов музыкальных кумиров и спортивных команд не содержат в своей основе разрушительных целей, но формы проявления их фанатичной любви могут иметь разрушительные последствия: столкновения болельщиков спортивных команд, бесчинства во время выступления музыкальных групп и т. д.

Современные ролевики, толкиенисты свое свободное время посвящают ролевым играм, что само по себе нельзя оценить как факт асоциального поведения, но наряду с этим имеет место такое явление, как игромания, когда человек ощущает себя комфортно лишь в придуманном мире игры.

Появление в молодежной субкультуре множества общественных объединений (хиппи, яппи, панков, киберпанков, рокеров, мажоров, брейкеров, анархистов, сатанистов, пацифистов, фашистов и др.) говорит о невозможности молодежи и подростков высвободить свою жизненную энергию в формализованной среде: в школе, институте, на работе.

Среди существующих в настоящее время формализованных объединений, которые имеют свои органы и четкую структуру, деятельность которых так или иначе задокументирована, наблюдается также большое разнообразие.

В детских молодежных общественных объединениях формируется особая субкультура, которая проявляется в приверженности молодых людей к определенным идеалам, и в культуре отношений, и в одежде, и в сленге.

Детские и молодежные объединения должны формировать культуру, которая ориентирована на будущее, на развитие себя и общества. Они могут стать тем оазисом, где можно моделировать идеальные отношения любви и заботы, стремления улучшить окружающую жизнь на пользу и радость людям. Но стихийные процессы в молодежной среде могут привести к появлению тенденций, направленных на разрушение существующих общественных устоев без какого-либо созидания.

Заключение

Активность рассматривается как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающим миром. Социальная активность рассматривается как явление, как состояние и как отношение. В психологическом плане существенным представляется характеристика активности как состояния — как качество, которое базируется на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. Особенно активен человек в период молодости.

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.

Психологи и социологи определили возрастные рамки молодежи: 14-30 лет. Концом молодости, то есть моментом, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого, являются следующие условия:

• экономическая независимость, то есть ответственность за приобретение

необходимых для собственного осуществления средств и способность

создавать их

• личная самостоятельность, то есть способность принимать решения,

касающиеся себя, во всех сферах существования, без чужой опеки, без

каких-либо ограничений, кроме необходимых для сосуществования

в обществе

• самостоятельное распоряжение средствами, которыми располагает

для существования, независимо от их происхождения

• создание собственного очага, независимого от родительского, принятие

ответственности за его поддержание и управление

Процесс приобретения устойчивого положения в социально-поселенческой структуре свидетельствует о том, что возраст от 23 до 28 – это период стабилизации места жительства всех представителей молодёжи.

Для формирования активной позиции молодежи необходимо создавать различные общественные организации. Они в наше время крайне необходимы, так как современная молодежь, не зная чем заняться в свободное время, начинает проводить время на улице не всегда в положительных компаниях. Вследствие этого возрастает число подростковой и молодежной наркомании, алкоголизма, проституции, правонарушений. Так же не столько важно количество объединений и их разнообразие, сколько доступность, так как не все семьи способны оплатить тот или иной кружок, что тоже несет за собой негативные последствия. В настоящее время во многих городах создаются общественные организации для людей разного возраста, в основном для молодежи от 14 до 25 лет. Целью этих организаций является формирование активной позиции, трудолюбия, сочувствия к людям с ограниченными возможностями и умение помогать людям бескорыстно. Деятельность осуществляется благодаря четко разработанным планам, с различным характером мероприятий и деятельности.

Так же одной из главных и основных форм формирований активности молодежи является волонтерская деятельность. Основной задачей волонтеров является оказание комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, прежде всего, в изменении базовых ценностей и ориентиров, помогающих становлению и самосовершенствованию личности, позволяющих человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь. Студенты - выпускники, обладающие опытом волонтерской деятельности в социальных проектах, имеют сформированную активную позицию: добросовестно относятся к своей работе в социальной сфере, проявляют больше инициативы и творчества, внимательно следят за изменениями, как на государственном уровне, так и в практике работы своих коллег. Участие студентов - волонтеров в социальных проектах позволяет им приобрести новые знания, опыт управления проектами, навыки работы в команде, ответственность за конечные результаты проектов.


Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. МОДЕК МПСИ, 2005.-432 с.

2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990.-305c.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология личности.-М.:АСТ, 2009.- 624с.

4. Лисовский Т. В. Социальные изменения в молодежной среде. 2005.

5. Мангейм К. Диагноз нашего времени. 2004.-158с.

6. Никитина Н. И., М. Ф. Глухова. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей обучающихся по специальности «социальная педагогика». – М.: Владос, 2007. - 339с.

7. Петровский А. В. Введение в психологию.- М.: Академия, 1996.-496с.

8. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272с.

9. Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.,1996.-1254с.

10. http//cftyumen.ru

11. levas@front.ru

12. http://www.i-u.ru/forum/

13. http://anthropology.ru

14. http://www.demoscope.ru

15. http://ru.wikipedia.org

16. http://free.biuss.ru

17. http://sexology.narod.ru

18. http://www.ipras.ru

19. http://copy.yandex.net

Введение

Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах, в том числе и в молодежной политике.

Геополитическое положение любого государства накладывает некоторые особенности на социальные, политические и экономические процессы, развития территорий, и как следствие на молодежную политику. На молодежную политику российского государства и регионов в значительной мере влияет, в том числе и такие характеристики как плотность населения, среднее расстояние между населенными пунктами, развитостью инфраструктуры в местах проживания населения, возможности свободного передвижения по территории региона и государства, экономическое положение.

Анализируя геополитические особенности, можно сделать вывод, что российское государство как никто другой нуждается в достаточно серьезной научно продуманной молодежной политике – механизма включения молодежи в развитии территории.

Современная ситуация в России, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена молодежная политика.

Молодое поколение, в возрасте до 30 лет, составляет около 50 %, в том числе молодежь старше 16 лет- 22%. И именно эта категория населения в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстримистким идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида. Данное воздействие могло бы осуществляться с помощью создания определенных границ в рамках, которых и происходило бы становление молодого человека. Под этими границами понимается, с одной стороны необходимость ограждения молодежи от влияния уличной среды (наркомании, проституции и других социальных девиации), с другой – создание первоначально равных условий для всего молодого поколения с целью получения ими необходимых знаний и других ресурсов государства для полноценного развития и возможности раскрытия своих потенциальных возможностей [31].

Однако в настоящее время в нашей стране необходим новый подход к молодежным проблемам. Формирующаяся молодежная политика должна опираться на теоретические разработки в данной области. Необходимо всестороннее изучение молодежной политики и проведение современных социологических исследований в молодежной среде, связанных с занятостью, здоровьем, образованием, отдыхом молодежи и т.д.

Сделать молодежную политику эффективной адекватной современным требованиям, учитывающей особенности современного государства, общества и молодежи, наполнить ее новыми смыслами и содержанием – первоочередная задача органов по молодежной политике всех уровней власти и исполнительной и законодательной. При этом у нашего государства и у регионов есть реальная возможность занять в этой сфере лидирующее положение, обеспечив себе тем самым передовые позиции в развитии территорий.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

Данная работа представляет собой анализ различных сторон социальной жизни молодежи и практики реализации молодежной политики, основанный на информационно-аналитических, статистических материалах, данных социологических исследований.

Статистические материалы, представленные в проекте, были получены от комитета по статистике, структурных подразделений администрации Субъекта РФ, иных органов исполнительной власти области (комитета по молодежной политике, комитета по культуре).

Мнение молодежи о себе и о различных аспектах социальной жизни представлено в виде анализа данных, полученных в ходе социологических исследований и мониторингов, проводившихся на территории города и района.

Информация о практике реализации молодежной политики, механизмах и путях решения молодежных проблем подготовлена на основе отчетов и аналитических материалов комитета по молодежной политике, физической культуры, спорту и туризму.

В данной работе представлен анализ статистической информации о состоянии молодежной среды в муниципальных образованиях области, роль и влияние определенных тенденций молодежной среды отдельных территорий на общее состояние молодежи области как социальной группы.

Систематизированную и обобщенную информацию о положении молодежи, процессах, протекающих в молодежной среде, основных проблемах, стоящих перед молодыми жителями области, а также о путях решения этих проблем, мероприятиях молодежной политики содержит данный дипломный проект.

Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода формирования системы общенациональных молодежных проектов, которые будут понятны и востребованных в молодежной среде и обществе.

Все это, в конечном итоге, сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящим перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.

1. Теоретические основы формирования молодежной политики

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Характеристика категории «молодёжь», её роль в обществе……..4

1.1.Понятие «молодежь» и характеристика данной категории как возрастной групп………………………………………………………………4

1.2.Психолого-педагогическая характеристика молодых людей……….…..8

1.3. Значение молодёжи как социально-демографической группы в РФ…10

Глава 2. Активная общественная позиция молодого человека и пути её формирование………………………………………………………………....12

2.1. Понятие активность и формирование активной позиции у студентов.12

2.2. Социально-психологический смысл детских и молодежных общественных объединений…………………….............................................18

2.3. Роль общественной организации в формировании социальной активности молодежи…………………………………………………………22

2.4. Волонтерская деятельность как способ формирования активной позиции молодежи…………………………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………32

 


Введение

В современном мире многие учёные отмечают снижение социальной активности среди молодого населения. Ориентация молодёжи на праздный образ жизни, развлечения, материальную выгоду приводит к формированию прагматичных ценностей, к желанию избегать общественно полезной работы, равнодушию к чужим проблемам.

Стихийные процессы в молодежной среде приводят к появлению тенденций, направленных на разрушение существующих общественных устоев без какого-либо созидания новых. Наиболее распространенными проблемами молодёжи стали алкоголизм, наркомания, бездеятельность. В связи с этим возникает необходимость в регулировании активности молодёжи. Стало важным и необходимым уметь грамотно реализовывать активность и формировать активную позицию молодежи как граждан нашего государства.

В качестве объекта исследования выступает процесс формирования активной позиции молодежи.

Предмет исследования условия формирования активной позиции.

Целью исследования является определение социально - культурных условий формирования активной позиции.

Задачи исследования:

1. Проанализировать уточнить понятие активности и её виды.

2. Рассмотреть психологические возрастные особенности молодёжи.

3. Изучить и рассмотреть на конкретном примере роль общественных организации в формировании активной позиции молодежи.

4. Рассмотреть волонтерскую деятельность как условие формирование активной позиции.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и социальной статистики;

Методологической основой работы являются труды: Карла Мангейма, В. Т. Лисовского, И. С. Кона, А. В. Петровского, Н. Я. Ярошевского, Н. А. Бернштеина, Ю. Б. Гиппенрейтер, Б. Г. Ананьева, А. И. Анциферовой и т.д.

Данная работа будет интересна социальным педагогам, руководителям молодёжных объединений, классным руководителям.


Глава I. Характеристика категории «молодёжь» и её роль в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.068 с.)