Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опорный конспект Тема 5. Немецкая классическая философия и течения философии XIX века.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Лидер: Кант (Kant) Иммануил (1724-1804), немецкий философ и учёный, родоначальник немецкой классической классической философии. Периоды творчества: 1. «Докритический» период: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.) Гипотеза об образовании планетной системы из облака диффузного вещества. 2. «Критический» период (Кант критикует возможности разума). Главные работы: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Основной вопрос - об источниках и границах знания - Кант формулирует как вопрос о возможности априорных (т.е. доопытных) синтетических (т. е. дающих новое знание) суждений. Канта интересует проблема, не что человек может знать, а как говорить о мире и не ошибаться. Выводы Канта: 1. Что я могу знать? Мы знаем то, что сами создаем, укладывая наши ощущения в присущие нам доопытные формы чувствования – пространство и время и опираясь на доопытные логические категории рассудка, сохраняя единство нашего сознания. К сущности Бытия, такое знание имеет только косвенное отношение, поэтому мир за пределами чувств, опыта остается для нас «вещью в себе». Разум за границей опыта в погоне за абсолютным знанием ведет к возникновению антиномий (номос- по гречески закон) - противоречащие друг другу и в то же время одинаково доказуемые ответы на исследуемые вопросы: мир и конечен — и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и неделимых частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно. 2. Что я должен делать? Как же человек должен поступать, если разум дает противоречивые советы? По мнению Канта, существует априорный (доопытный) нравственный закон - «категорический императив» (безусловное предписание (от лат. imperativus — повелительный)), которым и руководствуется человек. Он имеет две формулировки: · Поступай только согласно такой максиме (личным принципом поведения), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. · Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. Кант приравнял Вселенную и нравственный закон, заявив, что две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее размышляешь о них — звездное небо надо мной и моральный закон во мне! Проблема оставленная Кантом: соединение субъекта и объекта, то есть возможность познания человеком мира. Кант отрицает такую возможность, является агностиком (а- не, гносис – знание) Вопросы поставленные Кантом пытаются решить его ученики. Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (1762-1814), немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Фихте отказывается от объекта: существует только Я - субъект познающий себя. Всякая реальность, не-Я, согласно Фихте, есть продукт деятельности Я. Я творит не-Я и в столкновении с ним познает себя и этот процесс бесконечен. Философия Фихте - субъективный идеализм. Он заметил активность Я и диалектику взаимодействий Я и не-Я. Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775- 1854), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. Объективный идеалист Шеллинг видит идеальной основой мира ни субъект, ни объект, а тождество - безразличие обоих (подобно точке безразличия полюсов в центре магнита). Единство субъекта и объекта было в начале развития в тождестве и происхождение мира из абсолюта не может быть объяснено рационально: это - иррациональный акт, а философия доступна лишь интуиции гения. Отрицает последнее утверждение и создает универсальную систему философии Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Противоположность субъекта и объекта, являвшаяся проблемой немецкой классической философии, существует лишь в голове субъекта, а на самом деле ничто не существует кроме целого. Диалектика и метафизика Метафизика (с греческого — «после физики») - учение о бытии (онтология) или философия в целом, а также учение о развитии, противоположное диалектике. Диалектика (греч.) — искусство вести беседу, спор. Диалектика использует понятия – категории: предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например, сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие. Установленные связи между категориями называются законами диалектики. Закон - это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник. Родоначальники диалектики - Сократ и софисты. Гегель создает классическую систему диалектики. Ее законы помогают отвечать на три вопроса о развитии: 1. Как происходит развитие? 2. Почему оно происходит? 3. Что получается в итоге развития? На первый вопрос отвечает первый закон диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные. Переход количественных изменений в качественные происходит при достижении категории меры. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому. На второй вопрос отвечает второй и главный закон диалектики, ядро диалектики - закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. На третий вопрос отвечает третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. В процессе развития все явления проходят три стадии. Первое - утверждение или положение (тезис), второе - отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, третье - отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 - 1872), немецкий философ-материалист и атеист. Сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842). Причина религии - бессилие человека по отношению к неподвластным его воле стихиям. Религия парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира. В центре учения Фейербаха – человек, как единственный, универсальный и высший предмет философии. Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа. Человек - есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. Вместе с тем такой антропологизм основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека. Выступая против гегелевского идеализма, Фейербах отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистической диалектики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.011 с.) |