Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опорный конспект Тема 5. Немецкая классическая философия и течения философии XIX века.

Поиск

Лидер: Кант (Kant) Иммануил (1724-1804), немецкий философ и учёный, родоначальник немецкой классической классической философии.

Периоды творчества:

1. «Докритический» период: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.) Гипотеза об образовании планетной системы из облака диффузного вещества.

2. «Критический» период (Кант критикует возможности разума). Главные работы: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).

Основной вопрос - об источниках и границах знания - Кант формулирует как вопрос о возможности априорных (т.е. доопытных) синтетических (т. е. дающих новое знание) суждений. Канта интересует проблема, не что человек может знать, а как говорить о мире и не ошибаться. Выводы Канта:

1. Что я могу знать? Мы знаем то, что сами создаем, укладывая наши ощущения в присущие нам доопытные формы чувствования – пространство и время и опираясь на доопытные логические категории рассудка, сохраняя единство нашего сознания. К сущности Бытия, такое знание имеет только косвенное отношение, поэтому мир за пределами чувств, опыта остается для нас «вещью в себе». Разум за границей опыта в погоне за абсолютным знанием ведет к возникновению антиномий (номос- по гречески закон) - противоречащие друг другу и в то же время одинаково доказуемые ответы на исследуемые вопросы: мир и конечен — и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и неделимых частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно.

2. Что я должен делать? Как же человек должен поступать, если разум дает противоречивые советы? По мнению Канта, существует априорный (доопытный) нравственный закон - «категорический императив» (безусловное предписание (от лат. imperativus — повелительный)), которым и руководствуется человек. Он имеет две формулировки:

· Поступай только согласно такой максиме (личным принципом поведения), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

· Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Кант приравнял Вселенную и нравственный закон, заявив, что две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее размышляешь о них — звездное небо надо мной и моральный закон во мне!

Проблема оставленная Кантом: соединение субъекта и объекта, то есть возможность познания человеком мира. Кант отрицает такую возможность, является агностиком (а- не, гносис – знание)

Вопросы поставленные Кантом пытаются решить его ученики.

Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (1762-1814), немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Фихте отказывается от объекта: существует только Я - субъект познающий себя. Всякая реальность, не-Я, согласно Фихте, есть продукт деятельности Я. Я творит не-Я и в столкновении с ним познает себя и этот процесс бесконечен. Философия Фихте - субъективный идеализм. Он заметил активность Я и диалектику взаимодействий Я и не-Я.

Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775- 1854), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. Объективный идеалист Шеллинг видит идеальной основой мира ни субъект, ни объект, а тождество - безразличие обоих (подобно точке безразличия полюсов в центре магнита). Единство субъекта и объекта было в начале развития в тождестве и происхождение мира из абсолюта не может быть объяснено рационально: это - иррациональный акт, а философия доступна лишь интуиции гения.

Отрицает последнее утверждение и создает универсальную систему философии Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Противоположность субъекта и объекта, являвшаяся проблемой немецкой классической философии, существует лишь в голове субъекта, а на самом деле ничто не существует кроме целого.
В «Феноменологии духа» (1807) абсолютный идеалист Гегель рассматривает развитие Бытия как сморазвитие Абсолютной идеи, познающей себя. Нет знания или незнания – есть только процесс познания. Истина – это не результат, а процесс. По ступеням относительных истин мы поднимаемся к истине абсолютной. Конечная, консервативная система Гегеля, считавшая, что Мировой дух реализовался в прусском государственном строе, противоречила революционному методу – диалектике.

Диалектика и метафизика

Метафизика (с греческого — «после физики») - учение о бытии (онтология) или философия в целом, а также учение о развитии, противоположное диалектике. Диалектика (греч.) — искусство вести беседу, спор.

Диалектика использует понятия – категории: предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например, сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие. Установленные связи между категориями называются законами диалектики. Закон - это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник.

Родоначальники диалектики - Сократ и софисты. Гегель создает классическую систему диалектики. Ее законы помогают отвечать на три вопроса о развитии:

1. Как происходит развитие?

2. Почему оно происходит?

3. Что получается в итоге развития?

На первый вопрос отвечает первый закон диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные. Переход количественных изменений в качественные происходит при достижении категории меры. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

На второй вопрос отвечает второй и главный закон диалектики, ядро диалектики - закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира.

На третий вопрос отвечает третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. В процессе развития все явления проходят три стадии. Первое - утверждение или положение (тезис), второе - отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, третье - отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).
В системе Гегеля по законам диалектики развивается Абсолютная идея, а природа, материальный мир - лишь материал для развития Духа. Критика Гегеля прозвучала со стороны материализма.

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 - 1872), немецкий философ-материалист и атеист. Сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).

Причина религии - бессилие человека по отношению к неподвластным его воле стихиям. Религия парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира.

В центре учения Фейербаха – человек, как единственный, универсальный и высший предмет философии. Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа. Человек - есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. Вместе с тем такой антропологизм основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека.

Выступая против гегелевского идеализма, Фейербах отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистической диалектики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.011 с.)