Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Философия Древнего Востока

Поиск

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ)

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»

 

Кафедра _____гуманитарных дисциплин__________________

(наименование кафедры)

 

Философия

 

Методические рекомендации по изучению курса

для студентов всех форм обучения

 

Л. В. Кабанова

 

 

 

 

Ярославль 2015

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование в нашей стране новой системы образования в соответствии с мировыми стандартами и требованиями сегодняшнего дня подразумевает особое внимание к социально - гуманитарной подготовке. В этой связи становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла деятельности, ответственности за свои поступки. В поиске человеком своего места в мире помогает философская культура, так как в ней сталкиваются реальность, духовные сущности, творческая личность, естествознание и миф, наука и религия, типы менталитета. Многовековой опыт философии в критически-рефлексивном размышлении над глубинными ценностями и жизненными ориентирами помогает человеку адаптироваться в современном меняющемся мире. Сегодня миросозерцание человека как никогда вынуждено учитывать традиции и новации, интуицию и логику, миф и артефакты, бессознательное и виртуальную реальность, структуры повседневности и коммуникации. В этом помогает изучение курса философии, которое позволяет найти основные ценностно-мировоззренческие ориентации в современном мире, нацелить поиски на правильное отражение новейшего этапа истории.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений для всех направлений, изучающих философию, но может представлять интерес для всех интересующихся философией.

Данные методические указания по преподаванию курса философии составлены в соответствии с требованиями ФГОС. Следует отметить, что разделение на историю и теорию философии в курсе носит условный характер. На практике изложение истории философии невозможно без знакомства с понятиями теории философии. Изучение теории философии позволяют обобщить материал уже известный студентам из курса истории философских идей. Знакомство с историей философских учений, с судьбами философов, с основными понятиями философии и решениями вечных философских вопросов позволяют учащимся вырабатывать собственное философское мировоззрение и решать личные, общественные и профессиональные проблемы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: ПРОГРАММА КУРСА

 

Алгоритм работы студента: знакомство с учебным пособием, ответ на вопросы в главах учебного пособия, работа с практикумом по курсу философии, повторение и закрепление курса с помощью опорных конспектов.

 

Тема 1. Истоки философии

 

Становление философии. Философия и мировоззрение. Философия, миф и религия. “Осевое время”. Главные философские вопросы.

Что представляет собою мир окружающий человека?

Мифология, религия, философия находят свои ответы на этот вопрос.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии.

Изучая данную тему, студент должен

- понять отличие философии от мифологического и религиозного видения мира;

- познакомиться с главными разделами философского знания;

- запомнить новые для вас понятия и термины, уметь определить их значение: философия, мировоззрение, миф, религия, этика, эстетика, гносеология, онтология

 

 

Тема 2. Предмет философии и ее предназначение. Структура философского знания. Основные понятия философии.

 

Предмет философии. Основные разделы философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии. Спор материализма и идеализма в истории философии. Структура философского знания. Учение о Бытии. монистические и плюралистические концепции Бытия, самоорганизация Бытия, пространство и время, движение и развитие, диалектика, детерминизм и индетерминизм. Философия об обществе и историческом процессе, эстетические ценности, этика. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать?

- так просто еще в восемнадцатом веке сформулировал немецкий философ И. Кант основные вопросы философии. Решение этих проблем человечество ищет уже несколько тысячелетий.

Изучая данную тему, студент должен

 

- рассмотреть функции философии и понять перспективы развития философских знаний;

- понять связь двойственной природы человека с двумя направлениями в философии – материализмом и идеализмом

- познакомиться с основными философскими понятиями: Бытие, мышление, познание, сознание, материализм, идеализм, материя, прогресс, регресс, развитие, пространство и время;

 

Раздел 1. История философии

Зарождение философских систем в Древнем Китае и Древней Индии. Ранняя диалектика даосизма. Конфуцианство: этика и учение о государстве. Религиозно - философские системы буддизма и джайнизма о мире и человеке.

 

Изучая тему, студент должен

- научиться различать основы следующих религиозно-философских систем: Даосизм, конфуцианства, буддизм и джайнизм

- познакомиться с понятиями: нирвана, дао, сансара, карма

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: КОНТРОЛЬНРЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

 

Философия Древнего Китая.

Даосизм - одно из основных направлений древнекитайской философии
Лидеры - Лао-цзы («старый учитель) и Чжуан-цзы.
Дао - таинственная целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах.

Даосизм - натурфилософия и диалектика, так как мир они видели в единстве противоположностей мужского и женского начала. Инь - это женское, пассивное, земное начало мира. Ян - мужское, активное, небесное. Идеал даосов – недеяние, молчание.

Конфуцианство – лидер - Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 - умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Его называли китайским Сократом. Проблемы – этика и справедливое государство. Книга записанная учениками - «Лунь-юй» («Беседы и суждения»)

Причина зла - в несоблюдении следующих заповедей: «человеколюбие», «золотая середина», «взаимность». Эти понятия составляют нравственный путь («дао»). Идеальное государство, по мнению Конфуция похоже на семью, где правитель отец, а подданные дети.


Философия Античной Греции.

НАТУРФИЛОСОФИЯ 6-5 В.Д.Н.Э. занималась поисками субстанции.

СУБСТАНЦИЯ – (лат.) предельное основание, позволяющее сводить многообразие мира к чему-то устойчивому, неизменному.

Фалес – субстанция вода, все живое из воды. Анаксимандр – субстанция нейтральна. Анаксимен – субстанция подобна воздуху, разнообразие зависит от степени сгущения. Гераклит – субстанция огонь - как единство жизни и смерти. Все изменяется. Пифагор – субстанция – число: истина открывается разуму, мысль выше чувства. Демокрит – субстанция Атом – предельная неделимая частица в основе Бытия. Мир - это атомы, движущиеся в пустоте. Линия материализма в философии - линия Демокрита.

Школа элеатов (из города Элея). Ксенофан – субстанция – это Бог.
Зенон Элейский заметил противоречивость размышления о движении и показал это в своих Апориях (греч. А – не порос – выход, апория – проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом).
Разнообразие взглядов вело к рождению философии софистов.

СОФИСТЫ – (От греч. София – мудрость) – профессиональные учителя философии. Их лидер Протагор учит об относительности истины. Истину знает большинство. Известный лозунг Протагора

«Человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

Ученик Протагора Горгий заявил: «Никто ничего не знает, если знает – не объяснит, если не объяснит, то другие не поймут».

Софистика расчистила место для новой философии. Вскоре всех этих великих философов назовут ДОСОКРАТИКАМИ, так как за ними шел

СОКРАТ (469-399 до н. э.).
Он повернул взгляд философии с природы на человека. Его лозунг:
«ЧЕЛОВЕК – ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
Метод Сократа – Маевтика (искусство принимать роды, шутливое название по аналогии с профессией матери Сократа, который считал, что принимает родившиеся идеи). Это метод поиска истины в диалоге, в вопросах и ответах.

Философия Сократа – этический рационализм: «Знающий, что есть добро, не сотворит зла».
Сократ, подвергавший все суду разума и совести стал неугоден властям.
Ответом на многие вопросы Сократа стали его жизнь и смерть, в них он сохранил честь и независимость, ставя истину превыше всего.
Сократ не писал книг, но его идеи донесли до нас ученики и главным образом

Платон (427-347 до н.э.) - основатель идеализма, который называют также линией Платона в философии.

Познание представлял, как воспоминание идей, сущностей явлений, которые душа знала во время жизни в идеальном мире, но забыла.

Создал теорию справедливого государства, где каждый выполняет свою полезную работу.

Основал философскую школу в Афинах в саду героя Академа – Академию в которой учился Аристотель

Аристотель (384-322 до н. э.). – великий энциклопедист античности, пытался разрешить противоречия философии Платона.

Платон Аристотель
Реальна идея, чтобы понять явление нужно найти его идею. Наука изучает идеи, но их нет в материальном мире. Реально единичное, оно в материальном мире, но наука изучает общее идею.

АРИСТОТЕЛЬ ВЫДЕЛИЛ ПРИЧИНЫ ЯВЛЕНИЙ:

Аристотель – последний оптимист Античности. Расцвет Греции закончился, и вопрос философии изменился: «Как стать счастливым в мире страданий и справедливым в мире зла»

Киники (киник – собачий, прозвали Диогена(404-323 до н. э.), лидера течения). Их лозунг: «Мир равнодушен к нам – будем равнодушными к его законам». По латыни название школы читается как циники.

Эпикурейцы – их лидер Эпикур(341-270 до н.э.) был учеником Демокрита, на основе атомизма учил не бояться смерти. Цель – счастье, но лозунг эпикурейцев «Живи незаметно!»

Стоики (стоя – портик в Афинах) основана школа Зеноном из Китиона. Лидером стал Сенека (4 до н.э. - 65 н.э.). Стоики живут в страшную эпоху Нерона и верят в судьбу и предназначение человека сохранять свою честь под ударами судьбы.

Человек перестал искать истину и счастье на земле.
Новая эпоха в истории философии будет искать истину на небесах.

 

Истина содержится в Библии.

Схоластика (от латинского schole - школа, школьный. ученый) - тип средневековой философии, который опирается не на наблюдение и опыт, а на толкование текстов по правилам логики. Появились также апологетика - философская литература защитников христианства и патристика - сочинения «отцов церкви».

Августин Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (354-430) христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. Создает «Исповедь» - лирическую автобиографию, рисующую внутреннее развитие от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве, потрясающий даже современного человека психологический самоанализ, который показывает противоречивость становления личности. Августин оригинально представил время, как аспект мыслей человека, предвосхитив кантовские идеи априорных форм.

Философия разделилась на два течения:

 

Реалисты Номиналисты
Считали, что общие идеи существуют реально в разуме бога. К богу необходимо идти в разуме, опираясь на идеи. (от лат. номинус – имя) Считали, что общие идеи лишь имена, которые дают группам предметов, а бог создает единичные вещи, не глядя на образец.
Их идеал Платон. Их идеал Аристотель.
Их лидер Ансельм Кентерберийский. Их лидер Росцелин.

Важнейшая проблема философии – доказательство бытия бога.
Самые известные доказательства бытия Бога:

Ансельм Кентерберийский (1033 –1109): доказательство из существования понятия бога как всесторонней сущности. Фома Аквинский(1225-1274). Пять доказательств из бытия вещей, основанных на невозможности мыслить о бесконечном. (Например, все имеет причину – первопричина это Бог).

Если веру доказывают – она в кризисе. Зарождается новая философия и новая эпоха – эпоха.

Возрождение, Ренессанс

(франц. Renaissance, итал. Rinascimento) - в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени. Приблизительные хронологические границы Возрождения в – 14-16 вв.

Диалектика и метафизика

Метафизика (с греческого — «после физики») - учение о бытии (онтология) или философия в целом, а также учение о развитии, противоположное диалектике. Диалектика (греч.) — искусство вести беседу, спор.

Диалектика использует понятия – категории: предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например, сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие. Установленные связи между категориями называются законами диалектики. Закон - это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник.

Родоначальники диалектики - Сократ и софисты. Гегель создает классическую систему диалектики. Ее законы помогают отвечать на три вопроса о развитии:

1. Как происходит развитие?

2. Почему оно происходит?

3. Что получается в итоге развития?

На первый вопрос отвечает первый закон диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные. Переход количественных изменений в качественные происходит при достижении категории меры. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

На второй вопрос отвечает второй и главный закон диалектики, ядро диалектики - закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира.

На третий вопрос отвечает третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. В процессе развития все явления проходят три стадии. Первое - утверждение или положение (тезис), второе - отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, третье - отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).
В системе Гегеля по законам диалектики развивается Абсолютная идея, а природа, материальный мир - лишь материал для развития Духа. Критика Гегеля прозвучала со стороны материализма.

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 - 1872), немецкий философ-материалист и атеист. Сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).

Причина религии - бессилие человека по отношению к неподвластным его воле стихиям. Религия парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира.

В центре учения Фейербаха – человек, как единственный, универсальный и высший предмет философии. Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа. Человек - есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. Вместе с тем такой антропологизм основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека.

Выступая против гегелевского идеализма, Фейербах отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистической диалектики.

Литература и философия.

· А.С. Пушкин (1899-1837) -главный вопрос русской литературы: гений и злодейство две вещи несовместные?

· Л.Н. Толстой (1828-1910)- сущность познания - вопрос о смысле жизни.

· Нет истины там, где нет простоты, добра и правды.

· Ф.М. Достоевский (1821-1881) -религиозно-экзистенциальная философия. Истина - есть добро и красота.

Рубеж XIX-XX веков - ХХ век

Философы и проблемы:

· В.С. Соловьев (1853-1900) - Философия Всеединства;

· Н.А. Бердяев (1874-1948) - свобода, судьба России, экзистенциализм;

· П.А. Сорокин(1889-1968) - социология, культурология;

· П.А. Флоренский (1882-1937) - техника, религиозная философия искусствознание;

· С.Н. Булгаков (1871-1944) - религиозная философия, русская философия хозяйства;

· И.А. Ильин (1882-1954) - судьба России, политология, социология;

· А.Ф. Лосев (1893-1988) - история философии, диалектика, философия искусства, этика;

· Проблема раскола русской философии в1922 году (эмиграция и марксизм внутри страны).

Русский космизм

Проблема: единство космоса и человека, ответственность разума.
«Ширь русской земли способствует образованию подобных характеров: наш простор служит переходом к простору небесного пространства, этого нового поприща для великого подвига.» (Н.Ф. Федоров)

Н.Ф. Федоров (1829-1903) - «московский Сократ», «философия общего дела»
К.Э. Циолковский (1857-1935) «разум - победитель Вселенной»

«Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль.» (К.Э. Циолковский)

А.Л. Чижевский (1897-1964) - основатель гелио и космобиологии
В.И. Вернадский (1863-1945) - учение о ноосфере

Русский космизм - отражение традиционных идей русской философии.


Культура

(от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах. философы вместе с представителями других гуманитарных дисциплин пытаются найти пути налаживания диалога культур.

3. Проблема философского анализа общества как системы.

Общество –

одна из основных категорий социальной философии. Общество как система условно делится на четыре взаимосвязанные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную - это элементы общества и связи, определяющие структуру: между сферами общественной жизни, внутри сфер общественной жизни, связи с окружающей средой. Все элементы и общество в целом характеризуются понятиями: цивилизация, формация, культура.

Социальная жизнь –

это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, причем одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Лекционный курс. Обратите внимание, что на них проходит подготовка к практическим занятиям и даются рекомендации по самостоятельной работе.

Самостоятельная работа: знакомство с учебно-методическим комплексом по дисциплине (ресурсы ИБЦ), который включает обязательную и дополнительную литературу, электронный УМК в учебной программе Адобе соnnect, дополнительные материалы на сайте преподавателя. В самостоятельную работу входят также подготовка к практическим занятиям и студенческим конференциям (Научно-исследовательская работа студента). Подготовка к практическим занятиям. Для подготовки используйте дополнительную литературу по курсу. Необходимо обратить внимание на темы и формат занятий и критерии оценки:

Примерный формат семинаров

Семинар 1

Деловая (ролевая) игра презентация

Темы для деловой игры:

1. Философия Древнего Востока

2. Философия Античности.

3. Философия средневековья и эпохи Возрождения.

4. Философия Нового времени ХVII-ХVIII вв.

5. Философия французского Просвещения.

6. Немецкая классическая философия

7. Философский рационализм и иррационализм.

 

Концепция игры Обучающиеся получают задание подготовить «репортаж с места событий» из истории философии и представить его на семинаре в театрализованной форме. Условие игры – подлинность событий и речей философов.

 

Роли: Каждый играет философа выбранной эпохи, отдельной ролью может являться также современный ведущий, путешествующий во времени.

 

Ожидаемый (е) результат (ы)…Обучающиеся получают наглядное представление истории мировой философии

Критерии оценки:

Прописываются c учетом балльно-рейтинговой системы по дисциплине и выражаются в баллах

 

30 баллов – обнаружены глубокие знания учебного материала, теории, знакомство со специальной дополнительной литературой, проявлена самостоятельность мышления, продемонстрированы практические навыки анализа и сравнения концепций по дисциплине;

20 баллов – обнаружено умение грамотно излагать учебный материал ссылаясь на источники, давать толкование положений, знание учебной литературы;

10 баллов – проявлено знакомство с основным положениями изучаемых теорий и знание материала в объеме основного учебника;

5 баллов - студент не знаком с основным содержанием учебного материала, допускает существенные ошибки в его изложении.

Дополнительно баллами преподаватель может оценивать: мастерство выступления, мастерство и привлекательность PowerPoint – презентации выступающих, умение студента изложить материал правильным литературным языком, без применения вульгаризмов, жаргонных или просторечных выражений, с соблюдением норм русского языка.

 

Семинар 2

Семинар 4

Семинар 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

 

Обязательным видом работ по философии является выполнение практикума по дисциплине на сайте преподавателя в разделе Опросы - Практикум по дисциплине. Развернуто ответьте в диалоговых окнах опроса Практикум по дисциплине на все вопросы используя обязательную литературу рабочей программы по дисциплине. Преподаватель увидит на сайте ответы каждого студента и оценит их в БРС.

Обязательным видом работы по дисциплине является прохождение экзаменационного теста. Допуск к экзаменационному тесту по дисциплине открыт для всех студентов, прикрепленных деканатом к курсу. Если вы не видите в своей учебной программе тест, это означает, что вы не прикреплены и вам необходимо уточнить в деканате этот вопрос. Конечный срок сдачи теста – за неделю до последнего занятия по расписанию. Представлены будут три допуска к итоговому тесту (в учебной программе Adobe connect они отмечены как 1-я, 2-я и 3-я попытки), достаточно одного успешно пройденного допуска, оценивается лучший результат из сданных, однако набор вопросов из общей базы – произвольный и в каждой из попыток вопросы могут не повториться. РЕКОМЕНДУЕТСЯ начать подготовку к тесту с теста самопроверки, количество попыток сдачи теста самопроверки не ограничено, но результат прохождения самопроверки в рейтинге БРС не учитывается.

Внимание! Итоговый экзаменационный тест содержит вопрос:

на выбор одного правильного варианта из многих

Обязательным видом работы является не менее одного выступления на практическом занятии (интерактивной дискуссии, коллоквиуме и т.д). Для подготовки выступления на 5-10 минут необходимо подготовить презентацию РР и использовать основную и дополнительную литературу.

Рекомендуемым видом работы по дисциплине является подготовка выступления и тезисов на студенческую региональную конференцию «Молодая наука» -презентация 5-7 слайдов шрифт 18-20 не более 5 предложений на странице. Тезисы – 1 или максимум 2 страницы А4 14 шрифт обязательно не менее трех источников КРОМЕ учебных пособий. Допускается использование монографий, статей, сайтов по теме (КРОМЕ САЙТОВ ГОТОВЫХ РАБОТ, РЕФЕРАТОВ И Т.Д.). (Срок до 1 марта учебного года или до итогового занятия в первом семестре). Работа оценивается в БРС, набравшие от 30 баллов направляются на конференцию и рекомендуются для публикации в сборнике вуза!

Дополнительные (бонусные) баллы в БРС можно заработать выполняя задания по дисциплине по заданиям размещенным преподавателем на сайте за неделю до практических занятий.

Баллы начисляются согласно примерной таблице практической работы в соответствии с использованием литературы и материалов рабочей программы, материалов сайта преподавателя:

 

№ п/п Раздел модуля (дисциплины) Наименование практических (лабораторных) работ Жирным шрифтом выделены обязательные виды работ Баллы БРС
  Истоки философии. Тестирование, знакомство с фрагментами работ  
  Предмет философии и ее предназначение. Структура философского знания. Основные понятия философии. Тестирование, знакомство с фрагментами работ, проект вики-библиотеки Введение в философию.  
  Философия Древнего Востока Тестирование, знакомство с фрагментами работ  
  Философия Античности. Интерактивная игра презентация – репортаж из истории (презентация взглядов философов разных эпох – ответы на вопросы античной философии)  
  Философия средневековья и эпохи Возрождения. Тестирование, опрос знакомство с фрагментами работ  
  Философия Нового времени ХVII-ХVIII вв. Тестирование, опрос знакомство с фрагментами работ  
  Философия французского Просвещения. Тестирование, опрос знакомство с фрагментами работ  
  Немецкая классическая философия Тестирование, опрос знакомство с фрагментами работ
  Философский рационализм и иррационализм. Тестирование, опрос знакомство с фрагментами работ  
  Европейская философия конца ХIХ- начала ХХ века. Интерактивный вебинар – междисциплинарная лекция-пресс-конференция философские взгляды на справедливое государство  
  Основные идеи русской философии. Интерактивное обсуждение Творчество Андрея Рублева – фундамент русской философской мысли  
  Бытие. Сознание. Познание. Интерактивная дискуссия с презентацией научных докладов 20-30
  Проблемы современной цивилизации. Интерактивная игра тренинг «Человек в Smart – обществе»  

 

Внимание!

Оценка по БРС (балльно-рейтинговой системе) выставляется при условии рейтинга не менее чем 70 баллов при условии выполнения обязательных видов работ:

Для определения рейтинга складываются все баллы. Независимо от общего числа баллов обязательные виды работ строго должны быть выполнены!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

а) Основная литература:

1.Философия [Текст]: учебник / ред. Голубева Г. А. - М.: Альфа-Пресс, 2011. - 382 с.

2.Философия [Текст]: учеб. для студентов вузов / [В. В. Миронов и др.]; под общ. ред. д-ра филос. наук, проф., чл.-кор. РАН В. В. Миронова. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011.

3.Философия [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Л. В. Кабанова; Международная академия бизнеса и новых технологий /институт/. - Электрон. текстовые дан. (267776,9 Кб). - Ярославль: Академия МУБиНТ, 2011.

в) Дополнительная литература:

1. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2004. - 608 с. (19 экз.)

2. Философия [Электронный ресурс]: учебник для вузов / под ред.: В. В. Миронова. - Электрон. текстовые дан. (4,30 Mb). - М.: Норма, 2005. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. http://elib.mubint.ru/lib/knigi/Mironova%20.pdf

3. Философия: [Учебно-практическое пособие]/ Е. М. Борисова, Н. И.Джохадзе, В. Ю. Ивлев и др. - М.: МЭСИ, 2001 -752 kb; pdf http://elib.mubint.ru/lib/umm/mesi/human/filosofiya_up.pdf

4. Философия: учебник для бакалавров /А.Г.Спиркин.-3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт,2012.-828

5. Философия и теория познания: учебное пособие/ Т.Г. Лешкевич. – М.; ИНФРА-М, 2013.- 406 с.

 

г) Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины на сайте Учебного портала:

Поддержка дисциплины в том числе записи вебинаров по дисциплине на сайте лектора по дисциплине на Учебном портале

д) Ресурсы информационно – телекоммуникационных сетей «Интернет»:

Библиотека философии и религии. Режим доступа: http://filosofia.ru/

Цифровая библиотека по философии. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ)

«МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (МУБиНТ)»

 

Кафедра _____гуманитарных дисциплин__________________

(наименование кафедры)

 

Философия

 

Методические рекомендации по изучению курса

для студентов всех форм обучения

 

Л. В. Кабанова

 

 

 

 

Ярославль 2015

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование в нашей стране новой системы образования в соответствии с мировыми стандартами и требованиями сегодняшнего дня подразумевает особое внимание к социально - гуманитарной подготовке. В этой связи становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла деятельности, ответственности за свои поступки. В поиске человеком своего места в мире помогает философская культура, так как в ней сталкиваются реальность, духовные сущности, творческая личность, естествознание и миф, наука и религия, типы менталитета. Многовековой опыт философии в критически-рефлексивном размышлении над глубинными ценностями и жизненными ориентирами помогает человеку адаптироваться в современном меняющемся мире. Сегодня миросозерцание человека как никогда вынуждено учитывать традиции и новации, интуицию и логику, миф и артефакты, бессознательное и виртуальную реальность, структуры повседневности и коммуникации. В этом помогает изучение курса философии, которое позволяет найти основные ценностно-мировоззренческие ориентации в современном мире, нацелить поиски на правильное отражение новейшего этапа истории.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений для всех направлений, изучающих философию, но может представлять интерес для всех интересующихся философией.

Данные методические указания по преподаванию курса философии составлены в соответствии с требованиями ФГОС. Следует отметить, что разделение на историю и теорию философии в курсе носит условный характер. На практике изложение истории философии невозможно без знакомства с понятиями теории философии. Изучение теории философии позволяют обобщить материал уже известный студентам из курса истории философских идей. Знакомство с историей философских учений, с судьбами философов, с основными понятиями философии и решениями вечных философских вопросов позволяют учащимся вырабатывать собственное философское мировоззрение и решать личные, общественные и профессиональные проблемы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ФИЛОСОФИИ: ПРОГРАММА КУРСА

 

Алгоритм работы студента: знакомство с учебным пособием, ответ на вопросы в главах учебного пособия, работа с практикумом по курсу философии, повторение и закрепление курса с помощью опорных конспектов.

 

Тема 1. Истоки философии

 

Становление философии. Философия и мировоззрение. Философия, миф и религия. “Осевое время”. Главные философские вопросы.

Что представляет собою мир окружающий человека?

Мифология, религия, философия находят свои ответы на этот вопрос.

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии.

Изучая данную тему, студент должен

- понять отличие философии от мифологического и религиозного видения мира;

- познакомиться с главными разделами философского знания;

- запомнить новые для вас понятия и термины, уметь определить их значение: философия, мировоззрение, миф, религия, этика, эстетика, гносеология, онтология

 

 

Тема 2. Предмет философии и ее предназначение. Структура философского знания. Основные понятия философии.

 

Предмет философии. Основные разделы философии. Место и роль философии в культуре. Функции философии. Спор материализма и идеализма в истории философии. Структура философского знания. Учение о Бытии. монистические и плюралистические концепции Бытия, самоорганизация Бытия, пространство и время, движение и развитие, диалектика, детерминизм и индетерминизм. Философия об обществе и историческом процессе, эстетические ценности, этика. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать?

- так просто еще в восемнадцатом веке сформулировал немецкий философ И. Кант основные вопросы философии. Решение этих проблем человечество ищет уже несколько тысячелетий.

Изучая данную тему, студент должен

 

- рассмотреть функции философии и понять перспективы развития философских знаний;

- понять связь двойственной природы человека с двумя направлениями в философии – материализмом и идеализмом

- познакомиться с основными философскими понятиями: Бытие, мышление, познание, сознание, материализм, идеализм, материя, прогресс, регресс, развитие, пространство и время;

 

Раздел 1. История философии

Тема 3. Философия Древнего Востока

 

«Хочешь переделать мир – потеряешь его!» - эта красива философская идея возникает в Древнем Китае в 6 веке до нашей эры. Ее авторы представители даосизма – древней китайской философии. Одновременно в странах Востока появляется целый ряд религиозно философских систем, чьи идеи интересны человеку и сегодня

Зарождение философских систем в Древнем Китае и Древней Индии. Ранняя диалектика даосизма. Конфуцианство: этика и учение о государстве. Религиозно - философские системы буддизма и джайнизма о мире и человеке.

 

Изучая тему, студент должен

- научиться различать основы следующих религиозно-философских систем: Даосизм, конфуцианства, буддизм и джайнизм

- познакомиться с понятиями: нирвана, дао, сансара, карма

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.017 с.)