Экономическая модель в трудах древнегреческих философов (Ксенофонт, Аристотель, Платон) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая модель в трудах древнегреческих философов (Ксенофонт, Аристотель, Платон)



Ксенофонт. «Домострой»(ойкос-дом,номос-правило;пр-а ведения дом.хоз-а), «земледелие- мать и кормилица всех искусств». Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам, к торговле Ксенофонт относился отрицательно. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

Ксенофонт выражал презрение к физическому труду.

Ксенофонт уделил б. внимание вопр-м разделения труда, рассм. как ест.явл., как важное усл. увеличения производства потребительных стоимостей. Ксенофонт указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

он считал полезным для натур.рабовлад-ого хоз-а развитие торговли, денежного обращения. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

Платона «Политика или государство». он отриц-но относ-ся к торговле, идеализировал общ-ые структуры. Работа Пл.:-гос-ва, -законы, -принципы разделения труда. Он рассматривал гос-о как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о деления гос. на богатых и бедных.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие. эк. основу государства он видел в натуральном хозяйстве. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на 3 сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3) землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включались ни в одно из этих сословий.

Аристотель «Этика», Суть: оправдывал рабство(«один рожден, чтобы прислуживать др-м»), деньги=номисма. Ф-ия:1)единица соизмерения — сущность денег.,2)средство обращения,3)запас ценности(залог возможности обмена в буд-м),4)искуственный характер денег(хремастика-умение обеспечивать себя запасом)

Он - противник аристократического строя. Граждан Греции он делил на 5 классов: 1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину(должны были обеспечивать все виды физического труда)

он положил начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т. д.

Ар. рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, естественное явл., а что расшатывало хозяйство противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Ар., отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю.

Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения.

Билет №4

Экономическая мысль в Библии
Слово библия(«книга») заимствовано в XV веке. Библия – воплощение божественного домостроительства. Домовладыкой, домохозяином, экономом этого мироздания является Бог.
Экономические идеи Библии отличает этическая форма выражения, эволюционный характер и возможность разнопланового толкования.
Этическая форма выражения экономических идей означает их представление исключительно в форме моральных оценок и нравственных суждений. Наиболее полно это проявляется в "золотом правиле" нравственности, которое можно рассматривать как основной экономический принцип Библии.
Эволюционный характер выражается в изменении подходов к экономическим проблемам. Выделяют два этапа в развитии христианства: этап его становления и распространения и этап его признания различными слоями общества. На разных этапах отношение к одним и тем же проблемам – разное.
Возможность разнопланового прочтения одного и того же библейского текста предопределена основной религиозной антиномией – противоречием между Царством божьем и земной жизнью.
Земная жизнь – это концепция экономической необходимости, содержательно пересекающаяся с концепцией ада. В этой жизни нельзя не трудиться. Отсюда и иное отношение к экономическим реалиям и отражаемым к ним понятиям.
Возможность разнопланового прочтения Библии привело к трем оттенкам в толковании экономических проблем – православному, католическому, протестантскому. С другой стороны, эта же возможность позволила поставить экономические идеи Библии под знамена всех экономических идеологий – от либертаризма до коммунизма.

Билет №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.007 с.)