Экономические идеи Джона стюарта Милля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические идеи Джона стюарта Милля



Идеи Дж.С. Милля:

1. Экономическое развитие. Понятия «экономическая статика» и «экономическая динамика». Под статикой подразумевается функционирование экономики в неизменном масштабе, а под динамикой — рост или спад.

2. Стоимость. понимается его покупательная способность по отношению к другим благам. стоимость (и цена) товара устанавливается в точке, где уравниваются спрос и предложение. не только цена изменяется под воздействием спроса и предложения, сама цена оказывает влияние на изменение спроса и предложения.

3. Заработная плата. от спроса на рабочую силу и ее предложения, или, что то же самое, от соотношения между численностью населения и размерами капитала. Зарплата должна основываться на прожиточном минимуме. С развитием производства, увеличением количества создаваемых благ этот минимум будет возрастать.

4. Прибыль. величина прибыли имеет тенденцию к снижению. Происходит это в силу следующих причин. Во-первых, из-за снижения возможности прибыльного использования капитала на ограниченной территории. Во-вторых, из-за стремления капиталистов уменьшить риск в использовании капитала. Падение нормы прибыли в конечном счете приведет к экономическому застою. Отсрочить наступление этого состояния могут факторы, противодействующие уменьшению нормы прибыли, к которым он относил технический прогресс (особенно в сельском хозяйстве) и вывоз капитала в другие страны.

5. Налоги. главным объектов налогообложения является собственность, не приобретенная трудом. Под ней он понимал в основном наследства, которые превышали определенную денежную величину. Величина взимаемых налогов должна быть достаточной для выполнения государством его функций.

6. Экономический кризис. при ка­питализме возможно бескризисное развитие производства. Тем не менее, он предполагал абстрактную возможность кризиса, которая заключается в разрыве между продажей и покупкой товара.

7. Роль государства в экономике. необходимо находить правильное соотношение свободы предпринимательства и государственного вмешательства в экономику. 2 осн.момента: менее эффективное управление государственных чиновников и сокращение частной инициативы, а также политических прав граждан. Отвергая т.обр. непосредственное государственное регулирование эк-ки, указывал на 2 цели косвенного гос-го вмешательства в эк-у: стимулирование государством научно-технического прогресса и материальную помощь тем членам общества, которые, даже имея равные права, не располагают равными экономическими возможностями (старики, дети, инвалиды).

Билет №13

Марксизм

Марксизм —философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Традиционно считается что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

---учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),

---материалистическое понимание истории (исторический материализм),

---учение о диктатуре пролетариата


Основные представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ильич Ленин.

Предмет эк.теории в марксизме: отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства (производственные отношения), и законы развития капиталистического общества.

 

Методы:

--- абстрактно-теоретический подход, позволяющий глубоко проникнуть в сущность экономических явлений и процессов, выделить их существенные черты;

--- философская теория исторического материализма

--- историзм и линейная модель развития общества. Общественный организм анализировался с точки зрения смены общественно-экономических формаций

--- классовый подход к анализу экономики, трактовка классовой борьбы как движущей силы истории, экономической теории - как классовой, партийной науки;

Карл Генрих Маркс. Теория денег: д-и появились в раз-те эвол-ого развития фонда стоимости:

1)простая форма

2)развернутая ф.

3)всеобщая ф.

4)денежная реформа стоимости

закон денежного обращения, который позволяет оценивать необходимое кол-во ден-г, нелбх-х для для обращения. К=(Ц-К+П-ВП)/СО (К- кол.ден.; Ц-сумма цен прод-х тов-в;К-с.ц.т., прод-х в кредит;П-с.платежей;ВП-взаимопогаш-ся плат-й; СО-скорость оборота)

Теория капитала «о капитале»:

предмет- производственные отношения, цена- денежное выражение стоимости. W=C+V+M (C+V - капитал; V+M -вновь созданная стоимость; c/v – отн-я осн.капит-а к оборотному; m - прибавочн.стоимость достается капиталисту; m' - (m/v)*100% - степень эксплуатации работника.

 

Билет №14

Альфред Маршалл осн. кембриджской школы(неоклассического напр.)

Маршалл признает, что предметом экономической науки является богатство. Но если Смит и Рикардо анализировали природу богатства нации и источники его возрастания, то Маршалла богатство и деньги интересуют в первую очередь потому, что они служат, по его мнению, единственным пригодным средством для измерения мотивов человеческой деятельности. Он пишет, что "...самым устойчивым стимулом хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату. Следовательно, у А. Маршалла мы видим переход от исследования макроэкономических проблем к микроэкономике, к исследованию побудительных мотивов поведения человека, что составляет один из существенных моментов "маржиналисткой революции". Маршалл выдвигает тезис, что человек не может создавать материальные предметы как таковые - он создает полезности. Реабилитируя непроизводительный труд, Маршалл настаивает, что нет различия между производительным и непроизводительным трудом, между трудом торговца и столяра - торговец перемещает материю так, чтобы она была пригодной к употребленю, столяр делает то же. Таким образом, оба производят полезности.

Маршалл провозгласил основной целью экономических субъектов денежное богатство и доход в форме денег, а маржиналисты ставили во главу угла удовлетворение потребностей. Так он строил более рациональную и более объективную экономическую теорию.

В основе теоретических построений Маршалла лежит закон насыщаемых потребностей или, другими словами, закон убывающей предельной полезности.

Маршалл разработал теорию цены, которая представляла собой симбиоз издержек производства, предельной полезности, спроса и предложения. Именно Маршалл разработал теорию рынка, ввел в экономическую теорию понятия "цена спроса" и "цена предложения", а также ввел в рассмотрение функции спроса и предложения. "Цена спроса", по Маршаллу, определяется полезностью товара, при этом саму полезность он рассматривает как максимальную цену, которую готов уплатить за товар (точнее за данное количество товара) покупатель. Иными словами, функция спроса на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса ни что иное, как денежная оценка желания. Маршалл связывает категорию предельной полезности только с функцией спроса.

Разрабатывая проблему спроса, Маршалл ввел понятие "эластичности спроса". Под эластичностью спроса он понимает функциональную зависимость спроса от изменения цены.

В анализе "цены предложения" Маршалл стоит на позиции, что последняя определяется исключительно издержками. Однако в отличие от классической политической экономии издержки у Маршалла определяются не реальными затратами, а суммой страданий, которые вызываются трудом и воздержанием от непроизводительного потребления капитала. Маршалл отмечает, что и рабочий, и предприниматель приносят жертвы в процессе производства. Жертвой со стороны рабочего являются субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями; жертвой работодателя - отсроченные удовольствия от личного потребления или необходимость их ожидания.

Маршалл делает вывод, что цена предложения должна обеспечить компенсацию всех отрицательных ощущений: заработная плата - компенсацию за усталость, процент - компенсацию за ожидание, предпринимательский доход - плата за риск. (Здесь появляется четвертый производственный фактор -- предпринимательская деятельность или организация.) В этом суть методологического подхода Маршалла к определению издержек. При данном подходе, хотя кривая возрастающих цен предложения и определяется ростом издержек, последние представляют собой субъективные переживания производителей. В то же время, рассматривая механизм динамики издержек на уровне фирмы, Маршалл ставит их в зависимость от изменения объемов производства. Он рассматривает три возможных модели динамики издержек. Первая модель рассматривает отрасли, где предельные издержки (соответственно, цена предложения) не зависят от объема выпускаемой продукции. В этих отраслях действует закон постоянной отдачи или закон постоянной производительности. Вторая модель рассматривает отрасли, в которых с увеличением объема производства предельные издержки производства единицы продукции снижаются. Здесь действует закон возрастающей отдачи или закон возрастающей производительности. И, наконец, третья модель рассматривает отрасли, где по мере их расширения наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения. В данном случае действует закон убывающей отдачи или убывающей производительности. Во втором и третьем варианте Маршалл цену предложения фирм связывает с объемом производства продукции и определяет предельными издержками производства. Таким образом, в теорию цены включается не только психологическая концепция издержек производства, но и значительно более важное в практическом плане положение о зависимости цены предложения от объемов производства.

Но тем не менее, психологическое, т.е. субъективное, обоснование происхождения издержек не мешает выражать их в денежных единицах и позволяет А. Маршаллу говорить о принятии решений производителями в зависимости от соотношения издержек производства и цены продукта. Т.е. издержки производства оказываются скорее объективной категорией, чем субъективной. В результате, дальнейший анализ основывается на объективно наблюдаемой функции предложения, а субъективные оценки издержек производства существуют у Маршалла как бы сами по себе, не влияя на рынки.

 

Билет №15

Австрийская школа предельной полезности.

 

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главными становятся принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм и либертарианство. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и невмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

 

Маржинализм (австрийская школа) – экономическое течение, теория, объясняющая экономические процессы и явления, исходя из предельных, приростных величин. Считали, что ценность экономических благ определяется не трудовыми затратами, не стоимостью продуктов, а их редкостью и той пользой, которую принесет последний экземпляр определенного блага. Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

 

Возникновение австрийской школы.

 

Возникла в Австрии в 70-80-х гг. 19-в. как реакция на появление 1-го т. «Капитала» К. Маркса, распространение марксистского экономического учения и рост революционного рабочего движения. Австрийская школа стремилась противопоставить марксизму.

 

Основоположник: Карл Менгер (1840-1921).

 

Последователи: Фридрих Визер (1851-1926) и Ойген Бем-Баверк (1851-1914).

 

Основные труды:

 

Работы ученых основываются на том, что движущим мотивом общественного развития является не сфера производства, а сфера потребления. Ввели такие величины как: предельная производительность, предельные издержки, предельная полезность.

 

Австрийская школа разработала теорию предельной полезности благ — субъективно-психологическую теорию ценности и основанную на ней теорию капитала и процента. Основная теория австрийской школы — предельная полезность — рассматривается как субъективная полезность предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность в благе данного рода. Согласно учению школы, предельной полезностью определяется ценность благ, которая зависит от соотношения запаса этого блага и потребности в нём. Сторонники школы утверждают, что вместе с ростом запаса при данной потребности снижается предельная полезность и, следовательно, ценность блага, а при уменьшении запаса они возрастают. Ценность блага якобы зависит от степени насыщения потребности в нём. Уровень предельной полезности вещи зависит также и от её редкости. Из субъективной ценности (предельной полезности) австрийская школа выводит «объективную меновую ценность», из неё — рыночную цену, которая трактуется как равнодействующая субъективных оценок благ покупателями и продавцами. Этот переход от субъективных оценок к реальной цене — наиболее уязвимое место теории предельной полезности вследствие неизмеримости субъективных ощущений и их несопоставимости с объективными стоимостными и денежными величинами. Ни австрийская школа, ни другие буржуазные школы не нашли решений этого основного вопроса.

 

Особенности австрийской школы:

-отказ от использования математических методов исследований;

-субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;

-акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;

-акцент на структуру капитала и временну?ю изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.

 

Билет №16

Неоклассическое направление

Маржиналистская революция привела к новому пониманию предмета и методов экономической теории, определивших ее неоклассическое направление.

Неоклассическое направление делится на 4 школы:

1. Австрийская школа (стоит особняком)

2. Лозаннская школа

3. Англо-американская школа

4. Шведская школа

 

Новое звучание предметов экономической теории – это анализ поведения отдельного человека или предприятия с точки зрения соотношения между целями частной выгодой и ограниченными ресурсами, допускающие различные (альтернативные) варианты их использования.

Как следствие двух революций экономическая теория разделилась на микро и макроэкономику.

Микроэкономика – исследование на уровне отдельной фирмы.

Макроэкономика – это исследование экономики в целом.

Микро и макроанализ – это ортодоксальная экономическая наука (обязательная).

Представитель: Пол Энтони Самуэльсон «Экономикс»

«Это наука о том, какие из редких ресурсов с течением времени избираются для производства товаров и распределении их в целях потребления между различными людьми»

Маржинализм как течение – это оппозиция трудовой теории стоимости.

Маржиналистская революция – это симбиоз направления маржинализма и научной революции.

Маржинализм отвергает трудовую теорию стоимости.

Кун в 1962г внес в интеллектуальных обиход слово «парадигма».

Парадигма – это созвездие ценностей и методов, распределяемых научным сообществом.

Научная революция – это резкая смена парадигмы.

Маржинализм – это парадигма экономического мышления 20века.

Маржиналистская парадигма – утверждение нового метода анализа, анализ предельных величин, анализ предельной полезности, анализ предельного дохода, предельного производства.

· Ограниченность ресурсов

· Продавец всегда имеет максимальную выгоду

· Изучение потребления и обмена

· По новому изучается модель эгоистического «экономического человека», который занят максимизации своей прибыли

Теория предельных величин послужила одним из исходных пунктов для последующей разработки положений и категорий, вошедших в арсенал экономической науки. Она способствовала созданию теории потребительского поведения; явилась одним из отправных параметров современной теории цен, анализа взаимной связи спроса и предложения, оценки эффективности, оптимизации производственных факторов.

 

2 Закона Генриха Госана

Первый закон

Величина одного и того же удовольствия неуклонно снижается в том случае, если мы продолжаем потреблять блага, пока не наступит насыщение.

Второй закон

Человек, который может выбирать между удовольствий, должен гарантировать их себе частично в таком соотношении, чтобы величина каждого удовольствия оставалась одинаковой.

 

У.С. Джевонс – основатель неоклассической экономической теории. Перешел от термина «политэкономия» на «экономикс» в 1881г.

Продолжил Маршалл 1890г «Принципы экономикса»

Ключевая идея, выдвинутая им, состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения, как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Маршалл предложил использовать понятие равновесной цены. Когда «цена спроса равна цене предложения, объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к сокращению; налицо — равновесие. Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством. А цену, по которой он продается, - равновесной ценой».

Подход Маршалла к трактовке цены и проблеме ценообразования опирается как на теорию производственных издержек, так и на положения австрийской школы предельной полезности. Он учитывает как объективную — издержки производства, так и субъективную оценку — полезность благ. В приложении к своей основной работе Маршалл писал: «Принцип издержек производства и принцип «конечной полезности», без сомнения, являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц».

 

Билет №17

Утилитаризм (Бентам).

Термин "утилитаризм" принадлежит английскому философу Джону Стюарту Миллю. Так называлось его основное произведение - "Утилитаризм", в котором он систематизировал и обосновал основные положения, развитые его учителем, Джереми Бентамом.Утилитаризм означает теорию пользы, точку зрения, основанную на пользе.

Суть: законодательство не может изменить естествен. Законы, но может сгладить нерав. распред-и

Утилитаризм Бентама: благо – это счастье и целью является достижение наибольшего возможного счастья для наибольшего количества людей.

«Удовольствие» – это все, что представляет ценность для человека, независимо от своей природы или причин, по которым человек рассматривает что-либо в качестве ценности. Счастье, или польза заключается в удовольствии, но при отсутствии страдания.

Про политэк-ию: она должна стать частью науки о блаженстве, цель: содействов-ть наибольшему счастью для наиб.кол.людей, главная страсть чел-а- деньги, стремление к труду- стр. к богатству, труд выз-т отвращение.

Бентам был убежден, что благо можно оценить по интенсивности, длительности и другим параметрам. Теоретически можно построить исчисление, способное определить, какого рода поступок является наилучшим при тех или иных обстоятельствах (т.н. «исчисление счастья»).

Бентам также развивал концепцию психологического гедонизма, согласно которой каждый человек в действительности стремится к тому, что дает ему наибольшее счастье.

Билет №18

Основная идея неоклассического синтеза заключается в том, чтобы разработать наиболее общую экономическую теорию, отражающую изменения в хозяйственном механизме, результаты позднейших исследований и все позитивное, что содержится в работах экономистов-предшественников.

Наиболее известным представителем неоклассического синтеза является американский экономист Пол Самуэльсон (р. 1915).

Неоклассический синтез, по мнению П. Самуэльсона, заключается в:

· Согласовании трудовой теории стоимости (он особо отмечает К.Маркса) и теории предельной полезности;

· Сочетании экономического анализа на микро- и макроуровне;

· Использовании широких математических методов для экономического анализа:

· Поиске взаимоприемлемых выводов для различных экономических школ.

П. Самуэльсона «Экономикс»

Гл.?-ы:

1. Экономическая теория предстает как универсальная наука, которая пытается ответить на вопросы: что производить?; как производить?; как распределить?

2. П. Самуэльсон исходит из существования смешанной экономики-это экономическая система свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется как обществом (в лице государства), так и частными институтами.

3. Основным механизмом, устанавливающим общественные пропорции производства и распределения выступает конкуренция.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.247 (0.08 с.)