Понятие неполной (ограниченной) себестоимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие неполной (ограниченной) себестоимости



 

По полноте включения затрат в себестоимость продукции можно рассматривать два варианта:

1. Традиционный вариант учета затрат на производство и калькулирования себестоимости – предполагает разделение всех текущих издержек производства на прямые и косвенные. Они все собираются по дебету счета 20. В этом и заключается метод учета и калькулирования полной себестоимости.

2. Метод неполной, ограниченной себестоимости означает, что в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость, т.е. в себестоимость включаются только переменные затраты (зависящие от изменения объемов производства).

Direct – Costing - Sustem - в переводе с английского означает «система учета прямых затрат».

Grenzkostenrechnung - в переводе с немецкого означает “система учета сумм покрытия или система учета граничных (предельных) затрат”.

“Директ-костинг” означает разделение производственной себестоимости на затраты, которые изменяются пропорционально изменению объема деятельности.

Таким образом, основные расходы и переменные накладные расходы используются для оценки запасов и реализованной продукции. Остальные затраты относятся прямо на финансовые результаты. Исходя из этого основное внимание уделяется тому влиянию, которое “Директ – костинг” оказывает на отчет формы № 2.

Главное в «директ-косте» – организация раздельного учета переменных и постоянных затрат и использование его преимущества в целях повышения эффективности управления.

Главная особенность «директ-костинга» – себестоимость учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собирают на отдельном счете № 26 и с заданной периодичностью списываются на дебет счета 90. Постоянные расходы не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли. По переменным расходам оцениваются также остатки готовой продукции на складах на начало и коней года и незавершенной производство.

Проблемы при использовании «директ-костинга».

· возникают трудности при разделении расходов на постоянные и переменные, т.к. чисто постоянных или переменных расходов не так много. В основном расходы – полупеременные, поэтому возникают трудности в их классификации. В различных условиях одни и те же расходы могут вести по разному.

· «Директ-костинг» не дает ответа на вопрос, сколько стоит произведенный продукт, какова его полная себестоимость. Поэтому требуется дополнительное распределение условно-постоянных расходов, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершенного производства.

· Ведение учета себестоимости по сокращенной номенклатуре статей не отвечает требованиям отечественного учета, одной из главных задач, которого до последнего времени являлось составление точных калькуляций.

· Необходимо в ценах, устанавливаемых на продукцию предприятий, обеспечивать покрытие всех издержек предприятий.

Преимущества «директ-костинга»:

Большое значение имеет установление связей и пропорций между затратами и объемами производства. Используя методы корреляционно-регрессионного анализа, математической статистики, графические методы можно определить формы зависимости затрат от объемов или загрузки производственных мощностей, строить сметные уравнения, получать информацию о прибыльности или убыточности производства в зависимости от его объемов, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов в зависимости от факторов объема или мощности, т.е. решать стратегические задачи управления предприятием.

«Директ – костинг» позволяет руководству заострить внимание на:

¨ изменении маржинального дохода, как в целом по предприятию, так и по различным изделиям;

¨ выявить изделия с большой рентабельностью, чтобы перейти на их выпуск т. к. разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевываются в результате списания постоянных расходов на себестоимость конкретных изделий. Система обеспечивает возможность быстро ориентировать производство в ответ на меняющиеся условия рынка;

· В отчетности о финансовых результатах, составляемой при системе «директ-костинг», видно изменение прибыли вследствие изменения переменных расходов, цен реализации и структуры выпускаемой продукции. В последнее время в странах рыночной экономики разработаны различные варианты установления цен на готовую продукцию с учетом переменных и постоянных расходов ее производство и реализацию.

Информация, получаемая в системе, позволяет находить наиболее выгодные комбинации цены и объема, проводить эффективную политику цен.

В условиях рыночной экономики «директ – костинг» дает также информацию о возможностях использования в конкурентной борьбе демпинга – продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего предела цены. Этот прием применяется в периоды временного сокращения спроса на продукцию для завоевания рынков сбыта.

· Все это свидетельствует о том, что «директ-костинг» является важным элементом маркетинга – система управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.

· Ограничение себестоимости продукции лишь переменными расходами позволяет упростить нормирование, планирование, учет и контроль резко уменьшающегося числа статей затрат: себестоимость становится «более обозримой, а отдельные затраты – лучше контролируемыми.

· В последнее время наблюдается устойчивая тенденция роста удельного веса постоянных (накладных) расходов. Поэтому повышаются требования к обоснованности планирования и нормирования величин этих расходов. «директ-костинг» позволяет заострить внимание на решении этих вопросов, т. к. сумма постоянных расходов за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой и т. о. их влияние на величину прибыли предприятий особенно хорошо видно.

· «Директ-костинг» дает возможность оперативнее контролировать постоянные расходы, таким образом, в процессе контроля за себестоимостью используется нормативные (стандартные) затраты или гибкие сметы. Применяя «стандарт-кост» в системе «директ-костинг» устанавливают нормы на постоянные затраты; в основе же контроля гибких смет лежит разделение затрат на постоянные и переменные. При системе учета полной себестоимости часть нераспределенных сумм накладных расходов переходит из одного периода в другой, поэтому контроль за ними ослабевает. «Директ-костинг» помогает снизить трудоемкость распределения накладных расходов.

· Благодаря «директ-костингу» расширяются аналитические возможности учета, наблюдается процесс тесной интеграции учета и анализа. Не случайно на Западе «директ-костинг» называют еще «управлением себестоимостью» или «управлением предприятием», чем подчеркивают единство учета, анализа и принятия управленческих решений в этой системе. На ее основе строится система контроллинга. Ведь именно анализируя поведение переменных и постоянных расходов в зависимости от изменений объемов производства можно гибко и оперативно принимать решения по управлению, например, экономически грамотно, используя ставки маржинального дохода, оптимизировать ассортимент выпускаемой продукции, получить ответы на вопросы:

- установления цен на новую продукцию, которую по определенной цене продает конкурент;

- выбора и замены оборудования;

- производства у себя либо покупки на стороне того или иного полуфабриката;

- поиска вариантов изменения производственных мощностей предприятия;

- целесообразности принятия дополнительного заказа.

Ценообразование

Одной из основных задач управленческого учета является разработка научно обоснованной политики цен на реализуемые изделия (товары, услуги).

При принятии управленческих решений в области ценовой политики, важное значение имеет установление цены безубыточной реализации продукции определяется при помощи следующей формулы:

Задача: предприятие производит и реализует один товар. Выручка от продажи составила - 150 000 руб. Переменные затраты - 90 000 руб. Постоянные затраты – 40000 руб. Прибыль - 20 000 руб. Объем произведенной продукции - 200 шт.

МД = 150 000 – 90 000 = 60 000 руб.

Коэффициент МД = 60 000 / 150 000 = 0,4

Пороговая выручка = 40 000 / 0,4 = 100 000 руб. Зная пороговую выручку можно определить цену безубыточной реализации продукции = 100 000 / 200 = 500 руб.

Формула цены безубыточности позволяет установить необходимую цену реализации для получения определенной величины прибыли при реализации установленного объема производства.

Как определить цену на реализуемое изделие, чтобы она давала возможность покрывать все произведенные затраты и приносить прибыль предприятию.

Задача: предприятие желает продать 5000 шт. товара. Средние переменные затраты на производство и реализацию составляют 800 руб. Постоянные затраты – 1000 000 руб. Предприятие планирует получить прибыль в размере 1,5 млн. руб. по какой цене следует продавать товар?

МД = Пост З + планируемую прибыль = 1000 000 + 1500 000 = 2500 000 руб.

Средняя величина МД = МД / кол-во продаваемых товаров = 2500 000 / 5000 шт. = 500 руб. за штуку.

Цена товара = средняя величина МД + средние пер. З = 800 руб. + 500 руб. = 1 300 руб.

Составной частью ценовой политики предприятия является разработка механизма трансфертных цен.

Трансфертная цена это цена, используемая для определения стоимости продукции или услуг, передаваемых одним центром ответственности другим внутри одной организации. Установление трансфертных цен зависит от существующих форм организации производства: централизованная или децентрализованная.

В условиях централизованной организации производства обмен продукцией и услугами между центрами ответственности преимущественно производится на основе фактической (стандартной) себестоимости.

В условиях децентрализации, когда центры ответственности являются относительно автономными, цена внутрифирменной передачи должна назначаться с таким расчетом, чтобы с ее помощью можно было определять реальный и достоверный показатель прибыли для каждого подразделения. Выбор цены внутрифирменной передачи имеет значение не только для выявления результатов деятельности подразделения, но для принятия решений по таким вопросам, как «производить или закупать», «продавать или обрабатывать дальше», а также при рассмотрении альтернативных вариантов производства.

Какова должна быть величина денежной стоимости при взаимных обменах? Существует множество способов установления трансфертной цены при внутрифирменной передаче, в т.ч. на основе

  • рыночной стоимости,
  • полной себестоимости с учетом прибыли как процент от полных затрат,
  • переменных затрат с учетом прибыли, как процент от переменных затрат,
  • полной или сокращенной себестоимости,
  • взаимной договоренности сторон.

Оптимальной трансфертной ценой является величина договорной рыночной стоимости продукции или услуг, т.к. эта цена считается взаимоприемлемой и позволяет рассматривать каждый центр прибыли как самостоятельную хозяйственную единицу. Она равняется размеру вознаграждения за оказание аналогичных услуг или продажной цене за такое же изделие на внешнем рынке за вычетом суммы внутренних доходов от экономии затрат, вследствие внутреннего характера операций (транспортных расходов, процентов по банковским кредитам и т.д.).

Если цена на внешнем рынке не является достаточно определенной (например, на новый вид продукции при отсутствии рынка альтернативных товаров или когда цена не предназначена или слишком высока для использования в качестве цены внутрифирменной передачи), то следует применить цену на базе сметной себестоимости с учетом надбавки на прибыль, т.к. такая цена является близкой к рыночной стоимости и позволяет выявить недостатки функционирования подразделений.

При установлении надбавки на прибыль, в расчет следует принимать не коэффициент прибыльности всей организации в целом, а особенности, характерные для данного подразделения. Прибыль часто исчисляют как процент от вложенного капитала, который представляет собой плановый показатель, предназначенный для использования при унификации постоянных затрат на базе сметного или среднего объема производства. Этот процент устанавливают исходя из принципов учетной политики. Он может определяться как средний ожидаемый доход от деятельности как средний ожидаемый доход от деятельности производственного подразделения, отдела снабжения или организации в целом.

Если в качестве трансфертной цены используется сметная себестоимость плюс надбавка на прибыль, то необходимо придерживаться правила, согласно которому следует вносить поправки на изменения цен на сырье, материалы, услуги и размеры зарплаты. Размер надбавки на прибыль должен быть настолько реальным, чтобы в нем отражался характер производственной деятельности подразделения и выпускаемой продукции.

Трансфертные цены могут устанавливаться также на базе фактической себестоимости с учетом надбавки на прибыль. Данный метод применяется там, где менеджеры несут ответственность за расход средств в своих подразделениях. Однако этот метод имеет недостаток, приводящий к перерасходу средств. Чем выше фактическая себестоимость, тем выше подразделение – продавец будет устанавливать продажную цену, подталкивая к дальнейшему неэкономному расходованию средств другими подразделениями.

Необходимо иметь ввиду, что при установлении трансфертных цен на базе себестоимости, предприятия, входящие в состав организации, рассматриваются как центры затрат, а не как центры прибыли или инвестирования. Поэтому такие критерии для оценки стоимости как прибыль на капитальные вложения или остаточная прибыль не могут быть при этом использованы. В этих условиях предпочтение необходимо отдавать трансфертным ценам, установленным на основе переменных затрат.

Метод ценообразования при внутрифирменной передаче на базе переменных затрат имеет преимущество перед методом на базе полных затрат в том, что он изначально нацелен на обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов организации. Это объясняется тем фактором, что с самого начала постоянные затраты остаются неизменными и любое использование средств без дополнительных постоянных затрат увеличивает прибыль организации в целом.

Приведенные данные позволяют сделать вывод об эффективности управленческого учета, являющегося основным информационным фундаментом предприятия при проведении им гибкой ценовой политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.198.233 (0.019 с.)