Сравнительный анализ исторических источников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ исторических источников.



В процессе исследовательской деятельности, часто приходится писать работы по сравнительному анализу, например, сравнивать и сопоставлять две исторические личности, две политические теории, две общественных тенденции, два научных процесса и т.п. Классическая структура сравнительного анализа содержит сравнение нескольких объектов, цель автора – выявить и сопоставить их сходства и различия.

Существуют различные способы сравнительного анализа, остановимся на ключевых моментах, которые должна содержать работа по сравнительному анализу.

1. Контекст. Необходимо определить контекст, на фоне которого будет проводиться сравнительный анализ, иными словами, необходимо описать проблему, теорию, идею, содержащие объекты, которые надо сравнить. Для этого в основу должны лечь ссылки на авторитетные источники. Сравнительный анализ вне контекста лишит фундамента, на котором будут выстраиваться аргументы в процессе сравнения выбранных объектов.

2. Основания для сравнения. В исследовании необходимо обосновать причину, по которой идёт сравнение именно выбранных объектов, и естественно логичные рассуждения, которые необходимы при выборе объектов для сравнения.

3. Аргументы. Описывая сравнительный анализ, необходимо логично оперировать фактами, которые можно и нужно сопоставить при сравнении двух объектов. Утверждения призваны показать, как объекты соотносятся друг с другом, дополняют, обогащают, противоречат, оспаривают, исключают ли они друг друга? Цель выдвигаемых аргументов – показать соотношение двух объектов. Факты выстраиваются на основе контекста идеи (проблемы, теории), из которых вычленяются сравниваемые объекты (см. Пункт 1).

4. Методы сравнительного анализа. Написав вводную часть работы: контекст, причины для сравнения и аргументы, далее необходимо определить то, каким образом будут сопоставляться между собой сравниваемые объекты. Для этого существует три метода:

1) излагаются сначала все явления, события действующие лица для двух сравниваемых объектов, сначала для одного, потом – для другого;

2) последовательно и поочередно сравнивают похожие элементы обоих объектов;

3) сравнивать сначала все явления, события действующих лиц для одного и другого, делая больший акцент на одном из объектов. Этот метод рекомендуется в случае, если первый объект и второй не могут быть в полной мере сопоставлены, так, первый объект может выступать инструментом для выявления того, соответствует ли второй объект аргументам, которые были выдвинуты в Пункте 3.

5. Связь сравниваемых объектов с аргументами. Работа будет смотреться как единое целое, если будет показана взаимосвязь между объектами и ключевыми аргументами. Без такой связи будет сложно увидеть, как очередная часть сравнения объектов соотносится с аргументами.

В рамках данного задания необходимо подготовить отчёт по сравнительному анализу двух источников 1. Джон Саакович Киракосян «Младотурки перед судом истории» 2. Мери Рачиевна Кочар «Армяно-турецкие общественно-политические отношения и армянский вопрос в конце XIX – начале ХХ веков» — на тему «Историческая судьба армянского народа в Османской империи в конце XIX – начале ХХ вв.» но вначале студенту необходимо выполнить ряд условий:

1. Отчёт отправляется на электронный адрес: vanikityuk@bk.ru, в теме электронного сообщения должны быть указаны на титульной странице название отчёта, фамилия и имя студента, номер группы. Сообщения без темы не проверяются и отправляются в папку спам! Дата сдачи отчёта оговаривается заранее. Отчёт должен быть в формате Word.

2. Отчёт должен быть написана самостоятельно, заимствования из литературы и Интернет источников не допускаются! Если обнаруживаются предложения слово в слово повторяющие написанные другими авторами без ссылок на них или явные следы интернет форматирования текста, то такие работы оцениваются в 0 баллов.

3. В названии файла должно быть указано название отчёта, фамилия студента и его группа. Текст должен быть оформлен по ГОСТ 2.105 – 95 «Общие требования к текстовым документам»: шрифт Times New Roman, размер 14, размер левого поля 30 мм,правого 15 мм, верхнего и нижнего20 мм,интервал 1,5

4. Общий объем отчёта должен составлять не более 6 страниц (титульная страница не учитывается) (+/- половина страницы).

5. Содержание отчёта должно строго соответствовать теме. Не допускается списывание готовых материалов по близкой тематике (баллы за такую статью равны нулю), или компилировать с использование кусков из разных работ в этом случае баллы за отчёт будут снижены в зависимости от количества таких участков в работе вплоть до нуля

6. Предложения должны быть информационными, конкретными и непосредственно соответствовать отчёту.Если текст отчётасовершенно не соответствует заявленной теме (предложения совершенно не несут никакой информации по теме или не имеют к ней никакого отношения), то (баллы за такую статью равны нулю). А также, если предложения в тексте будут лишены какого-либо смысла (явные фактологические ошибки, нарушение связности текста), то баллы за статью будут снижены в зависимости от количества таких участков в работе вплоть до нуля.

7. Желательно составление тематического глоссария для написания отчёта, со специфическими восточными терминами по теме, и кроме этого историческими персоналиями и местными географическими названиями.

8. Отчёты, которые принимаются повторно после доделывания, оцениваются от 1 до 2 баллов

Если все данные условия соблюдены, то отчёт рассматривается с точки зрения научной значимости.

 

Критерии рейтинговой оценки

Минимальное количество баллов – 1. Максимальное количество баллов – 5.

1 балл: содержание отчета по сравнительному анализу двух исторических источников не полностью соответствует условиям задания и показывает поверхностное знакомство автора с содержанием обоих источников; автор не знает или знает поверхностно методы сравнительного анализа источников, текст отчета несёт в себе описательный характер, а не основан на применении анализа;

От 2 до 3 баллов: содержание отчета соответствует условиям задания и показывает хорошее знакомство автора с содержанием двух исторических источников, автор избрал факты выстраиваемые на основе контекста идеи, из которых вычленяются сравниваемые объекты, текст носит аналитический характер, с некоторыми элементами описательного характера;

5 баллов: содержание отчета соответствует условиям задания и показывает прекрасное знакомство автора с содержанием двух исторических источников, автор избрал факты выстраиваемые на основе контекста идеи, из которых вычленяются сравниваемые объекты, автор опирался как на обобщённые, так и специфические оценки сравнительного анализа, позволяющие выявить своеобразность изучаемых исторических документов; текст отчета полностью основан на применении анализа.

 

Разработчик: В.А. Никитюк, кандидат исторических наук, доцент кафедры Новой и Новейшей истории.

 

 

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ (протокол № 1 от 28 августа 2014 г.).

 

 

Зав. кафедрой Новой и Новейшей истории А.М. Родригес-Фернандес

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

Исторический факультет

Кафедра Новой и Новейшей истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по модулю «Новая история стран Азии и Африки»

дисциплины «История Нового времени»

Учебный год, 6 семестр

050100.62 – Педагогическое образование

Очно-заочная форма обучения

 

Дополнительное рейтинговое задание

Выполнение проблемно-аналитического задания

«Роль «тайных» обществ в борьбе китайского народа против иностранцев».

Данное проблемно-аналитическое задание необходимо выполнить в соответствии с тем, что оно представляет седьмой раздел семинарских занятий в который входит тема: «Формирование многоукладного общества и модернизация в странах Азии и Африки (вторая половина XIX – начало ХХ вв.)» ив которой отражается история Китая XIX - начала ХХ вв.

Феодальное общество Китая при Цинах делилось на множество прослоек, групп, народностей, между которыми были возведены непреодолимые искусственные барьеры, и несмотря на чудовищный гнет и режим бесчеловечного террора, установленные маньчжурскими правителями, ханьцы не прекращали стихийного сопротивления в самых различных формах: бегство в трудноступные горные местности, отказ от уплаты налогов, индивидуальное и групповое неподчинение властям.

В условиях жестокой феодальной реакции открытое сопротивление неизбежно терпело поражение. В такой обстановке наиболее подходящими стали конспиративные формы борьбы. На покоренных силой оружия территориях Китая стали складываться тайные организации, ставившие своей целью свержение власти маньчжуров. Тайные общества стали центром притяжения всех оппозиционных элементов, давали им возможность продолжать борьбу против чужеземного господства

Для написания данного проблемно-аналитического задания студенту необходимо проанализировать истоки возникновения тайных обществ в империи Цин в XIX-начале ХХ вв., и по возможности прописать структуру этих организаций с учётом литературы и источников.

При этом необходимо понять что:

1. Членами этих братств были: крестьяне, ремесленники, бездомный бродячий люд.

2. Вожаками были монахи, мелкие торговцы и служащие, беглые солдаты, выходцы из образованного сословия и даже помещики.

3. Антиманьчжурская направленность являлась общей чертой различных тайных обществ, определяла главные стороны их деятельности.

4. Общим для этих организаций сделался лозунг: «Свергнем Цин, восстановим Мин!» — призыв, выдвинутый на начальном этапе антиманьчжурской борьбы, проходившем под знаменами последних отпрысков минского императорского дома, и «тайные общества» подхватили его. В наивно-монархическом духе лозунг выражал идею восстановления в стране отечественной, китайской власти.

5. В деятельности тайных обществ проявляли себя и стихийные антифеодальные устремления крестьянства и городских низов, так как маньчжурское господство олицетворяло собой не только гнет иноплеменников, но и жесточайшую феодальную эксплуатацию.

6. Угнетенные и обездоленные находили в этих конспиративных организациях материальную поддержку и надежную защиту от притеснений.

7. Темнота и задавленность народных масс, опутанных предрассудками и суевериями, обусловили отсталость антиманьчжурских тайных обществ, их примитивную, религиозно-мистическую окраску.

8. Многие из них имели собственные религиозные доктрины, в которых причудливо переплетались элементы буддизма, даосизма, конфуцианства и других распространенных в Китае религиозных систем.

9. Однако эклектические учения крупнейших тайных обществ лишь прикрывали основное, политическое содержание их деятельности.

10. Горячий патриотизм, стойкое сопротивление господству чужеземных завоевателей делали антиманьчжурскне конспиративные организации популярными в среде китайского населения. Именно этим объясняется их тесная связь со многими народными, прежде всего крестьянскими, выступлениями, их живучесть и неистребимость в периоды жестоких преследований со стороны маньчжурских властей.

12. Наибольший количественный рост и рассвет деятельности тайных обществ относится к середине XIX – первому десятилетию XX в., что связанно, по-видимому, с огромным ростом численности людей, потерявших средства к существованию в результате тех изменений, которыми сопровождалось вторжение иностранного капитала в страну и превращение её в полуколонию капиталистических держав.

13. По мере распространения деятельности тайных обществ на районы, расположенные к северу от Янцзы, и деятельности еретических сект на южные провинции постепенно стирались различия между ними.

14. Ряд тайных обществ, особенно в южных и приморских районах и в бассейне р.Янзцы, приобрёл характер бандитских организаций, тогда как огромное большинство их продолжало сохранять характер примитивных политических организаций, по-прежнему действовавших под лозунгом «Свергнем Цин, восстановим Мин».

15. На рубеже XIX и XX вв. они действовали и под антииностранными, антихристианскими лозунгами. На эти в основном крестьянские организации пытались опереться китайские буржуазные революционеры в конце XIX и в начале XX в.

16. После свержения династии Цин в ходе буржуазной революции 1911-1913 гг. многие тайные союзы традиционного типа прекратили свое существование, поскольку их основная цель была достигнута, другие превратились в организации крестьянской самообороны, третьи – в гангстерские организации.

Исходя из всех положений необходимо

  1. Воспроизвести концепцию ханьской модели «тайного общества»
  2. Найти различия в образе формирования основных «тайных обществ» с учётом имеющихся исходных исторических данных (китайская провинция возникновения общества, их социально-экономические, политические и культурные различия).
  3. Выявить основные пути эволюционного развития в XIX веке «тайных обществ» с учётом тех или иных факторов.
  4. Использовать эту концепцию в сравнительном анализе любых тайных обществ и показать их сходства и различия.
  5. Необходимо помнить, что гуманитарное знание носит преимущественно описательный характер и использует, скорее, индуктивный, нежели дедуктивный подход, и это должно накладывать принципиальные ограничения на уровень теоретического осмысления проблемы.

 

Необходимо так же подчеркнуть, что реальная практика свидетельствует о том, что в настоящее время пекинское руководство проводит политику «открытых дверей» в отношении капиталистического Запада, этот курс нынешнего руководства Китая вырос отнюдь не на пустом месте. Он имеет прецедент (с учетом, разумеется, особенностей исторических эпох) в китайской истории 2-ой половины XIX в. Этим прецедентом является политика «самоусиления» («цзыцян»). Поборниками проведения политики «самоусиления» путем технической модернизации Китая, опираясь на техническую мощь капиталистического Запада, были наиболее дальновидные представители китайской феодальной элиты (Цзэн Гофань, Цзо Цзунтан, Ли Хунчжан, Чжан Чжидун), стремившиеся восстановить пошатнувшуюся под ударами капиталистических держав Запада былую мощь Китая и сохранить, а по возможности даже усилить его влияние по крайней мере на страны дальневосточного региона.

 

Критерии рейтинговой оценки

Минимальное количество баллов – 1. Максимальное количество баллов – 5.

1 балл: содержание не раскрывает или практически не раскрывает тему проблемно-аналитического задания и не показывает каких-либо глубоких знаний автора по данному вопросу.

От 2 до 3 баллов: содержание соответствует заданию и показывает хорошее знакомство автора с концепцией возникновения «тайных обществ» цинской империи, но не достаточно полно и убедительно выглядит сравнительный анализ различных тайных обществ, не достаточно полно разобрана структура и функции «тайного общества». Нет или не до конца прописаны общие и частные концепции существования «тайных обществ» в разных провинциях Китая, что показывает недостаточно полное знакомство студента с источниками по данному вопросу.

От 4 до 5 баллов: содержание полностью соответствует условиям задания и выявляет отличное знание предмета автором, показывает всеобъемлющее знакомство автора с концепцией возникновения «тайных обществ» цинской империи; убедительно выглядит сравнительный анализ различных тайных обществ; в полном объёме описана их структура и функции, грамотно прописаны общие и частные идеи существования «тайных обществ» в разных провинциях Китая, что показывает достаточно полное знакомство студента с источниками по данному вопросу, рассуждения автора носят аналитический и оригинальный характер; задание выполнено точно в соответствии с требованиями.

 

 

Разработчик: В.А. Никитюк, кандидат исторических наук, доцент кафедры Новой и Новейшей истории.

 

 

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ (протокол № 1 от 28 августа 2014 г.).

 

 

Зав. кафедрой Новой и Новейшей истории А.М. Родригес-Фернандес

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

Исторический факультет

Кафедра Новой и Новейшей истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по модулю «Новая история стран Азии и Африки»

дисциплины «История Нового времени»

Учебный год, 6 семестр

050100.62 – Педагогическое образование

Очно-заочная форма обучения

 

Дополнительное рейтинговое задание

Написание научной статьи на тему: «Иран в восточной политике Англии первой половины XIX века».

Данная научная статья должна показать взаимосвязь политики европейских держав, в частности Англии, в Иране в XIX в. Следует подчеркнуть, что в начале XIX века в восточной политике Англии ведущее место занял Иран, граничивший с Российской империей, Турцией, Афганистаном, Индией, омываемый Каспийским морем, Персидским и Оманскими заливами.

Для написания данной статьи «Иран в восточной политике Англии первой половины XIX века» необходимо рассмотреть факты, основанные на исторических событиях

1. 1813-1828 гг., т. е. период противостояния Ирана и России на Кавказе и военного конфликта между ними, который был развязан Ираном не без влияния и поддержки Англии. Это был своего рода кульминационный период противостояния России и Англии в Иране в изучаемый период времени.

2. По Гюлистанскому договору 1813 г. Иран при дипломатической поддержке и военной помощи Англии стремился добиться от России пересмотра ряда статей о территориях, отошедших к ней по условиям мирного договора.

3. При этом Иран, поощряемый Англией, ссылался на «Сепаратный акт», подписанный в 1813 г. в период русско-иранских мирных переговоров, по которому шах имел право при ратификации Гюлистанского договора просить у императора об уступке ему некоторых присоединённых к России территорий Закавказья.

4. 1828 г. - окончание второй русско-иранской войны 1826-1828 гг. и подписание Туркманчайского мирного договора, юридически закрепившего победу России на Кавказе, усилившую своё влияние в Иране в ущерб интересам Англии.

5. Туркманчаиский договор означал крах реваншистской политики Ирана на Кавказе и экспансионистских планов Великобритании в этом регионе.

6. В то же время, этот договор создал предпосылки для окончательного покорения царской Россией народов Северного Кавказа.

Таким образом, для написания статьи в логически последовательном и полном объёме предусматривается решение следующих задач:

  1. Выявить место и роль Англии в обострении кавказской проблемы и русско-иранских отношений в контексте её восточной политики в изучаемый период.
  2. Определить стратегические цели и задачи соперничавших держав в Иране, в частности России и Англии, методы и средства их достижения.
  3. Раскрыть неравноправный, колониальный характер подписанных указанными державами договоров с Ираном, их экономические и политические последствия.
  4. Показать неразрывную связь кавказской политики Англии и России с их региональной восточной политикой в системе сложившихся международных отношений в изучаемый период
  5. Осветить влияние итогов русско-иранской войны 1826-1828 гг. на позицию Англии в регионе.

В данной работе необходимо критически переосмыслить недостаточно обоснованные, односторонние суждения о внешней политике Англии, России и Ирана в изучаемый период, когда представители зарубежной историографии, так же как и отдельные отечественные историки дореволюционного и советского периодов пытались представить политику правящих кругов своих стран положительно, рисуя негативно действия противоположных сторон.

Методологической основой написания данной статьи, является метод историзма, предполагающий изучение исторических фактов и явлений в конкретных условиях, в их строгой взаимосвязи и взаимообусловленности, неразрывной связи с прошлым и перспективности в будущем. Методологической основой для написания данной статьи должен стать также принцип исторического детерменизма (взаимообусловленность событий истории, их последовательность и причинно-следственная связь).

Научная статья законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной проблеме, решаемой автором при выполнении научного исследования. Научная статья раскрывает наиболее значимые результаты, полученные исследователем, требующие развернутого изложения и аргументации. Вначале работы над научной статьёй разрабатывается подробный план построения статьи.

Разыскивается вся необходимая информация по данной проблеме (статьи, книги, доклады и др.) и уже после анализа этой литературы и скрупулёзного изучения монографий составляется общий план построения статьи:

Название статьи

Поиску удачного названия всегда следует посвятить время, хотя речь идет всего лишь об одной фразе. Название должно отражать содержание научной статьи и в то же время быть привлекательным.

Составные части статьи

аннотация,

вводная часть (введение),

основная часть (методология исследования, синтез полученных результатов и их объяснение),

выводы (заключение)

и список литературы (литература).

Аннотация

Она выполняет функцию краткого изложения статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе.

Введение

Во введении наиболее уместен обзор найденных автором литературных источников (статей, докладов, отчетов, информации из Интернета). У авторского исследования всегда есть предшественники, поэтому необходимо найти практически все работы по данной проблематике и их критически проанализировать, незнание этих материалов приводит к неоправданным затратам средств, времени и сил. Автор должен рассмотреть не только источники, подтверждающие правильность его выводов, но и работы, их опровергающие.

Основная часть

Основная часть является самым объемным элементов всей структуры текста научной статьи, и её необходимо правильно преподнести, обычно основную часть текста статьи необходимо разбивать на определенные пункты (от трех до пяти). Главным в изложении, являются точность и краткость.

От исследователя требуется умение: выбрать задачу для исследования, воспользоваться имеющимися методологическими средствами для проведения исследования, разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование. Важнейшим элементом работы над научной статьей является представление результатов работы, иногда бывает необходимо представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Заключение

По сути дела – это выводы о проделанной работе, но их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы показывают, что получено, а аннотация — что сделано, и они не могут быть слишком многочисленными, вполне достаточно трех-пяти ценных для науки выводов, кроме того, они должны иметь характер тезисов.

Литература

Важно правильно оформить ссылку на источник в списке литературы. Для этого следует указать фамилии авторов, монографии, статьи год издания, том (выпуск), номер, страницы. Интересующийся должен иметь возможность найти указанный литературный источник.

Терминология

Автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать определенным правилам:

— употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;

— не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено;

— не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении.

Не следует злоупотреблять иноязычными терминами, но, тем не менее, следует давать определения тем терминам, которые связаны непосредственно с идеей описания исторических процессов в странах Азии и Африки.

Оформление результатов научной статьи включает в себя следующие этапы согласно ГОСТ 7.9-1995 (ИСО 214-76).:

1. Использование цитат и ссылок;

2. Оформление списка литературы;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.065 с.)