Семинар 17-18. Арабские страны (первая половина XIX - начало хх вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 17-18. Арабские страны (первая половина XIX - начало хх вв. )



Проблематика темы

Прямое турецкое управление в Сирии, Ливане, Ираке (зона Машрика). «Арабское возрождение». Англия и Франция в ливанском вопросе. Ливанская автономия. Идеи панарабизма. Египет в первой половине XIX в. Либеральные реформы 1854–1879 гг. Строительство Суэцкого канала и закабаление Египта. Английская оккупация Египта. Алжир под властью Франции к началу ХХ века. Англо-французская борьба за Тунис (первая половина XIX в.). Тунис - полуколония. Французы в Тунисе в 1881 г. Восстание махдистов в Судане. Захват Судана англичанами. Англо-французское давление на Марокко. «Открытие» страны. Установление французского протектората. Триполитанская война и захват Ливии Италией (1911 год). Идеи панарабизма. Арабские страны в годы Первой мировой войны.

Формат занятия

Выступления студентов, с сообщениями, докладами рефератами и проектами с показом иллюстраций, слайдов, фильмов. Присутствующие задают вопросы выступающему и преподавателю.

Цель семинара

Закрепить пройденный материал, научить присутствующих методологии проектирования из трёх коммуникативных уровней, где первый отдельные научные дисциплины (теоретические и прикладные), второй междисциплинарный концептуальный уровень, и третий междисциплинарный синтез. Семинар формирует навыки профессиональной дискуссии, прослеживает, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились.

Критерии рейтинговой оценки

Контроль посещаемости лекций

Минимальное количество баллов – 2. Максимальное количество баллов – 4.

Контроль посещаемости лекций осуществляется на каждом занятии;

2 балла: студент получает за присутствие на 50% лекционных занятий

3 балла: если студент присутствовал на 75% лекций.

4 балла: если студент присутствовал почти на 100% лекционных занятий.

Если студент присутствовал на менее чем 25% лекций, он получает - 0 баллов

 

Текущий контроль работы на семинарских занятиях

За работу на семинарских занятиях студент получает минимум - 8 баллов, максимум - 16 баллов в зависимости от активности его участия.

От 8 до 9 баллов: студент практически не участвовал в работе на семинарских занятиях; демонстрировал поверхностное знакомство по дисциплине «Новая история» модуля «Новая история стран Азии и Африки»; не использовал или использовал не всю необходимую для полного раскрытия рассматриваемой проблемы литературу и источники, не мог квалифицированно ответить на вопросы.

От 10 до 12 баллов: студент не менее чем на 50% семинарских занятиях участвовал в дискуссиях и выступал с докладами, продемонстрировал хорошее знакомство с проблематикой предмета, пользовался историческими источниками и литературой, достаточно уверенно отвечал на дополнительные вопросы.

От 13 до 16 баллов: активно участвовал в обсуждении вопросов почти на 100% семинарских занятий, постоянно выступал с докладами, проектами, проявил явные знания, которые могут быть представлены в форме методик, инструкций, руководств к действию, показал глубинные знания, отражающие структуру и природу существующих отношений и процессов, протекающих в предметной области знания.

 

 

Разработчик: В.А. Никитюк, кандидат исторических наук, доцент кафедры Новой и Новейшей истории.

 

 

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ (протокол № 1 от 28 августа 2014 г.).

 

 

Зав. кафедрой Новой и Новейшей истории А.М. Родригес-Фернандес

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

Исторический факультет

Кафедра Новой и Новейшей истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по модулю «Новая история стран Азии и Африки»

дисциплины «История Нового времени»

Учебный год, 6 семестр

050100.62 – Педагогическое образование

Очно-заочная форма обучения

 

Задание для рубежного контроля

 

Выполнение проблемно-аналитического задания

«Концепция политической модернизации Ирана (конец XIX начало ХХ вв.)

Данное проблемно-аналитическое задание необходимо выполнить с учётом, того, что при всех возможных вариантах определения «модернизации» как термина, главным содержанием «политической модернизации» для Ирана, как и других восточных стран, является достижение на ее основе сокращения разрыва в уровнях развития с западными странами, используя, главным образом, их опыт. В связи с этим необходимо рассмотреть предпосылки к политической модернизации Ирана:

1. Иран после блестящего периода Сефевидов уже к концу ХVIII в. обнаруживает следы слабости политической системы.

2. В начале ХIХ в. уже существует отчетливое осознание модернизации, прежде всего, как усовершенствование военно-экономической области на основе использования европейского опыта.

3. Главным фактором повышения интенсивности экономического развития иранского общества оставалось лишь качество государственного управления. Зависимость европейской цивилизации, хотя и не такая сильная, от этого субъективного фактора, пусть с трудом, но к ХVIII в. была преодолена, а иранской - нет.

4. Экономическая модернизация в Иране была связана только с инициативами государственной власти.

5. Попытки модернизации практически одинаковы по времени и направлениям в Иране и Османской империи: турецкие реформы «танзимата» и иранские реформы Таги-хана.

6. Политико-экономическая модернизация в Европе была тесно связана с религиозной реформацией, но в мусульманских странах она проводилась на основе сужения действий исламских правил, а также за счет различного толкования так называемых вторичных исламских норм, прямо не прописанных в Коране.

7. Широкую возможность для интерпретации исламских принципов предоставлял шиизм с его правом на иджтихад (суждение в Исламе на основании Священного Корана и Сунны)

8. В отличие от других исламских стран в Иране была в этот же период предпринята попытка религиозной модернизации, зародившийся в недрах шиизма бехаизм, пытался подобно протестантизму, облегчить промышленно-финансовую модернизацию. Бехаизм потерпел поражение, но оказал большое влияние на общественную мысль Ирана с точки зрения возможности и необходимости использовать европейские инструменты развития.

9. Таги-хан попытался ускорить экономическое развитие страны путем внедрения капиталистических форм предпринимательства с использованием достижений европейских стран и защиты тех традиционных элементов, которые по убеждению реформатора, еще не исчерпали своих потенциальных возможностей. Падение Мирзы Таги-хана, которое означало отказ от дальнейшего углубления реформ, можно считать рубежом, за которым иранская система показала свою неспособность к ускорению развития на самостоятельной основе.

10. Общепризнанной (даже со стороны духовенства) являлось признание модернизации только как заимствование технических достижений, не изменяя при этом собственные культурно-религиозные ценности.

11. В Иране процесс модернизации шел не постепенно, а скачкообразно, зависел не столько от объективных потребностей развития, сколько от такого субъективного фактора, как желания шаха проводить необходимые реформы.

12. В отличии от Турции, где султан был и халифом, реальная способность шаха и его правительства реализовать планы модернизации в значительной степени зависела от позиции высшего духовенства, которое не было единым, не имело общего руководителя и могло составлять оппозицию шахским реформам. Так, например, из-за позиции духовенства были свернуты реформы Таги-хана.

13. В 1906-1907 гг. Иран принимает первую Конституцию, начинает работать парламент

(меджлис),

14. Меджлис принимает первые законы, ориентирующиеся на западные правовые нормы.

15. В начале ХХ века в Иране возникает партийная система, что можно расценивать как проявление политической модернизации, а также и попытки законодательной модернизации.

Исходя, из всего изложенного необходимо найти концепцию модели «догоняющего развития» для Ирана с учётом того, что её можно применить и для других стран Азии и Африки. При этом эти модели могут достаточно сильно отличаться друг от друга, но, тем не менее, все они опираются на общие тенденции экономического и политического развития, характерные для процесса глобализации, который пока инициируется западным миром.

Выполнение данного задания способствует развитию самоанализа по обобщённой схеме, который включает в себя знание фактического материала и умение реконструировать историческую ситуацию на любые регионы мира, но необходимо помнить, что все страны Азии и Африки – полиэтничные. Изучать историю этих стран без учета этого фактора значит давать неадекватную картину действительности.

Критерии рейтинговой оценки

Минимальное количество баллов – 4. Максимальное количество баллов – 8.

4 балла: содержание не раскрывает или практически не раскрывает тему проблемно-аналитического задания и не показывает каких-либо глубоких знаний автора по данному вопросу.

От 5 до 6 баллов: содержание соответствует заданию и показывает удовлетворительное знакомство автора с развитием исторического процесса любых восточных империй, не достаточно полно и убедительно выглядит сравнительный анализ цивилизационного развития персидской и османской моделей государств. Нет общих и частных концептуальных определений развития восточных империй в едином мировом историческом процессе, что показывает недостаточное знакомство студента с источниками по данному вопросу.

От 7 до 8 баллов: содержание полностью соответствует условиям задания и показывает хорошее и отличное знание предмета, рассуждения автора носят аналитический и оригинальный характер; задание выполнено практически точно в соответствии с требованиями.

 

 

Разработчик: В.А. Никитюк, кандидат исторических наук, доцент кафедры Новой и Новейшей истории.

 

 

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ (протокол № 1 от 28 августа 2014 г.).

 

 

Зав. кафедрой Новой и Новейшей истории А.М. Родригес-Фернандес

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

Исторический факультет

Кафедра Новой и Новейшей истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по модулю «Новая история стран Азии и Африки»

дисциплины «История Нового времени»

Учебный год, 6 семестр

050100.62 – Педагогическое образование

Очно-заочная форма обучения

 

Дополнительное рейтинговое задание

Выполнение проблемно-аналитического задания

«Размышления о Тайпинах выступивших против династии Цин и иностранных колонизаторов»

Данное проблемно-аналитическое задание необходимо выполнить с учётом, того, что история Империи Цин в XIX-начале ХХ вв. рассматривается на семинарских занятиях второго раздела курса: «Китай в XIX–начале ХХ вв.: от протестных движений и усиления колониальной экспансии к демократическим преобразованиям».

Для выполнения данного задания студенту необходимо подробное рассмотрение тайпинского движения, которое явилось наиболее масштабным крестьянским выступлением в истории цинского Китая, и охватило значительную часть страны, и его активная фаза продолжалась в течение полутора десятилетий. Тайпины предприняли попытку создания идеального государства (Тайпин Тяньго), основанного на принципах всеобщего равенства и братства. Автору проблемно-аналитического задания необходимо сначала разобраться в предпосылках возникновения восстания:

а) в несостоятельности политики цинской империи из-за поражения Китая в «опиумной» войне 1839-1842 гг;

б) в ослаблении социально-экономической ситуации в стране;

в) в ухудшении условий жизни многих категорий китайского населения и в особенности – крестьянства;

г) в протестных настроениях принявших форму религиозно-сектансткогодвижения, оформившегося в 1844 г. на юге страны в виде «Общества небесного отца»;

Характеризуя идеологию тайпинов, следует обратить внимание на то, что кроме идей, свойственных традиционным религиозно-философским учениям Китая, в ней значительное место занимают взгляды заимствованные из христианства. Своеобразный синтез даосской традиции и христианских идей прослеживается в базовых концепциях тайпинов – «Датун» («Великое единство») и «Тайпин» («Великое благосостояние»), имевших в целом антиконфуцианскую направленность.

Рассматривая ход тайпинского восстания необходимо четко выделить в нем два основных этапа: 1850-1856 и 1856 – 1866 гг. Следует выяснить причины первоначальных успехов тайпинов и проанализировать факторы, обусловившие появление в середине 1850-х гг. противоречий внутри движения. Говоря о втором этапе восстания, следует отметить роль внешнего фактора в его конечном поражении.

Для выполнения данного задания студенту необходимо решить ряд следующих задач, а именно рассмотреть все социально-экономические связи тайпинов с династией Цин и европейскими державами:

1. Увеличивавшееся отрицательное сальдо Китая в торговле с западными державами, реальное налоговое бремя должно было увеличиться, и весьма существенно.

2. Перенесение основного объема торговли после первой «опиумной» войны в приморские провинции бассейна Янцзы лишило работы весьма значительную часть населения южных провинций, принадлежавшего к общественным низам, которые к середине XIX в. были связаны с перевозками товаров для иностранной торговли.

3. Военные успехи тайпинов и создание ими своего государства в долине Янцзы нанесли тяжёлый удар маньчжурскому режиму.

4. Бюджетный дефицит правительство старалось восполнить за счёт усиленного выпуска денежных знаков, предназначенных к хождению наравне с серебром и медной монетой. Казна с 1853 года начала печатать бумажные ассигнации гуаньпяо и баочао, не обеспеченные запасами звонкой монеты (гуаньпяо имели серебряный, а баочао — медный номинал).

5. Оказавшись перед лицом военного краха и финансового банкротства, цинское правительство пошло на дополнительное налогообложение.

6. На помощь маньчжурской династии пришли китайские шэньши и крупные землевладельцы Центрального Китая, взявшие борьбу с «длинноволосыми разбойниками» в свои руки. Цинский сановник Цзэн Гофань в 1852 году создал «Сянскую армию», в 1853 году возникла «Хубэйская армия» под командованием Ху Линьи.

7. В апреле 1853 года армия под командованием Цишаня сковала тайпинские войска в районе Нанкина, и ослабила их удар по Пекину.

8. В своей внешней политике тайпины выступали за равноправие и взаимовыгодную торговлю с западными державами; на территории Тайпин Тяньго была запрещена лишь торговля опиумом.

9. Англия, Франция и США заняли выжидательную позицию, и через своих представителей, посетивших Нанкин в 1853—1854 годах, заявили о нейтралитете.

10. Ставка на победу тайпинов при явном ослаблении маньчжурского режима, в свою очередь, побудила державы поторопиться с нанесением очередного удара по династии Цин.

11. Великобритания, а затем и Франция объявили войну Китаю. В 1856—1860 годах силы маньчжурского правительства были отвлечены ещё и на участие во Второй Опиумной войне.

12. К началу 1860-х годов западные державы убедились в неспособности тайпинов свергнуть династию Цин.

13. Тайпины, запретившие сбыт опиума, стали помехой «открытию» внутренних провинций бассейна Янцзы для европейской торговли.

14. Европейские державы делают ставку на династию Цин

15. Против тайпинов действовали «Франко-китайский корпус», «Англо-китайский контингент», английские, французские и американские военные корабли.

16. Династия Цин постепенно передавала функцию управления — Цзэн Гофаню и его окружению. Победы Сянской армии над тайпинами значительно укрепили его положение.

17. В начале 1860-х против тайпинов сражались восемь провинциальных армий (в том числе Сянская армия Цзэн Гофаня и Хуайская армия Ли Хунчжана), правительственные китайские «войска зелёного знамени», маньчжурская «восьмизнамённая армия» и монгольская конница, что позволили подавить восстание тайпинов.

Выполнение данного задания способствует развитию самоанализа по указанной совокупности возможных исходных данных, которые включают в себя знание фактического материала и умение реконструировать историческую ситуацию на любые регионы мира

 

Критерии рейтинговой оценки

Минимальное количество баллов – 1. Максимальное количество баллов – 4.

1 балл: содержание не раскрывает или практически не раскрывает тему проблемно-аналитического задания и не показывает каких-либо глубоких знаний автора по данному вопросу.

От 1 до 2 баллов: содержание соответствует заданию и показывает удовлетворительное знакомство автора с развитием исторического процесса обеих империй, не достаточно полно и убедительно выглядит сравнительный анализ цивилизационного развития могольской и османской моделей государств. Нет общих и частных концептуальных определений развития восточных империй в едином мировом историческом процессе, что показывает недостаточное знакомство студента с источниками по данному вопросу.

От 3 до 4 баллов: содержание полностью соответствует условиям задания и показывает хорошее и отличное знание предмета, рассуждения автора носят аналитический и оригинальный характер; задание выполнено практически точно в соответствии с требованиями.

 

 

Разработчик: В.А. Никитюк, кандидат исторических наук, доцент кафедры Новой и Новейшей истории.

 

 

Оценочное средство утверждено на заседании кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ (протокол № 1 от 28 августа 2014 г.).

 

 

Зав. кафедрой Новой и Новейшей истории А.М. Родригес-Фернандес

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

(МПГУ)

Исторический факультет

Кафедра Новой и Новейшей истории

ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО

по модулю «Новая история стран Азии и Африки»

дисциплины «История Нового времени»

Учебный год, 6 семестр

050100.62 – Педагогическое образование

Очно-заочная форма обучения

 

Дополнительное рейтинговое задание

Написание эссе на тему: «Китай и Англия: первая опиумная война»

Для написания эссе необходимо понять, что англо-китайские опиумные войны были прямым результатом политики изоляции и ограничения торговли Китая с Западом. Попытки конфуцианского Китая исключить пагубное влияние иностранных идей привело к значительному ограничению торговых возможностей. До 1830-го года в стране был всего лишь один, доступный иностранным купцам порт – Гуанчжоу (Кантон), и только один товар, которым китайцы позволяли торговать – серебро. Британские и американские торговцы, желая исправить то, что они называли «торговый дисбаланс» решили импортировать один продукт, который китайцы сами не производили, но очень хотели иметь – опиум. С отменой в 1833 г. британским правительством торговой монополии Ост-Индской компании, дешевый опиум наводнил рынок, и чистый отток серебра из Китая на протяжении 1830-х годов составил около 34 млн. мексиканских серебряных долларов.

Как только привычка курения опиума, распространившаяся от богатого населения, захлестнула до 90% всех мужчин прибрежных районов Китая в возрасте до сорока лет, деловая активность значительно уменьшилась, работа инфраструктуры приостановилась, и уровень жизни значительно упал. В период с 1821 по 1837 года нелегальный ввоз опиума (теоретически карающийся смертной казнью) увеличился приблизительно в пять раз. Рассадник порока, взяточничества и нелояльности к власти императора порт Гуанчжоу стал точкой воспламенения к столкновению между правительствами Китая и Великобритании. Это и послужило началом первой опиумной войны.

 

Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках исторической дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики исторического вопроса формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых концепций, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Необходимо дать определения для таких понятий, что такое «цитата-парафраз-плагиат». Конспектируя источники в своих тетрадях, студенты пересказывают определенные мысли авторов по их работам (создают парафраз), а также приводят в кавычках дословные выписки из источников.

Когда создают текст какой-либо работы (эссе, научной статьи, доклада, аналитической записки, проблемно-аналитическое задание), то эти записи используют прямо из тетради. Необходимо проверить, чтобы списываемые вами куски действительно являлись парафразом, а не дословной выпиской из соответствующего источника, если вы спишете не закавыченную цитату, в результате у вас получится плагиат.

Чтобы парафраз не перешел в плагиат, необходимо понять, прежде всего, что парафраз (конспект) обычно короче подлинника, однако бывает и, наоборот, в подлиннике в единой фразе или в кратком периоде сказано так много, что конспект создается путем удлинения, а не путем укорачивания оригинала. В этих случаях не надо тревожиться, как бы не повторился исходный текст. В других случаях и неизбежно, чтобы некоторые термины воспроизводились дословно. Конечно, спокойнее всего вы будете себя чувствовать, создавая парафразы без подглядывания в подлинник: этим будет доказано не только что вы не воруете, но и что вы понимаете исходный текст.

Необходимо всё это пояснить на примерах. (Умберто Эко «Как написать дипломную работу») Возьмем (пример 1) кусок из книги Нормана Кона. «Фанатики Апокалипсиса». В примере 2 приведем приличный пересказ. Пример 3: лжепересказ — замаскированный плагиат. Пример 4: то же, что пример 3, но без всякого плагиата, благодаря правильному закавычиванию.

1. Исходный текст

Появление Антихриста привело к еще большей напряженности. Поколение за поколением жило в непрерывном ожидании демона-разрушителя,

при котором воцарятся хаос беззакония, смертоубийство и грабеж, палачество и разбои, но предвестится долгожданное скончание времян. Второе Пришествие и царство праведных. Все жили начеку, выискивали «знамения», которые, согласно прорицаниям библейских пророков, должны были предварить собой последние «смутные времена». А поскольку к «знамениям» могли относиться и злые правители, и гражданская рознь, и войны, засухи, голод, мор, кометы, внезапные смерти сильных мира сего и нарастающая греховность в мире, недостатка в «знамениях» никогда не бывало.

2. Честный парафраз

Ожидание Антихриста, который выступал и как олицетворение царства зла, преисполненного разорения и скорби, и как предвестие так называемого Второго Пришествия (Parusia: возврат Христа во славе). В то время, отмеченное трагическими событиями, грабежами, разбоями, неурожаями и чумой, не было недостатка и «знамениях», которые, по заветам библейских пророков, истолковывались людьми как сигналы о приближении Антихриста.

3. Лжепарафраз

В то же время невозможно не учитывать, что появление Антихриста привело к еще более сильной напряженности. Поколение за поколением жило в непрерывном ожидании демона-разрушителя, при котором воцарятся хаос беззакония, смертоубийство и грабеж, палачество и разбои, но предвестится и долгожданное скончание времян. Второе Пришествие и царство праведных. Люди жили постоянно начеку, выискивали «знамения», которые, согласно прорицаниям библейских пророков, призваны предварить собой последние «смутные времена». А так как к «знамениям» принято было относить и злых правителей, и гражданскую рознь, и войны, засухи, голод, мор. кометы, внезапные смерти сильных мира сего и нарастающую греховность мира, найти такие «знамения» не составляющая труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.088 с.)