Цель и ожидаемые результаты от внедрения СЭС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и ожидаемые результаты от внедрения СЭС



Стратегическая цель СЭС – создание института электронной системы товарного рынка РФ, адекватного реальному товарному рынку. Институт СЭС должен обеспечивать полный цикл товарооборота в электронном виде.

Участники СЭС делятся на две группы:

· первая (участники ПО «СЭС») - эти участники (пайщики), которые в первую очередь заинтересованы в высокой рентабельности института СЭС;

· вторая (участники услуг СЭС) – эти участники, которые в первую очередь заинтересованы в использовании услуг СЭС, которые в комплексе позволяют осуществлять полный цикл товарооборота в электронном виде.

Общий интерес участников СЭС заключается в возможности принимать непосредственное участие в регулировании и развитии услуг и всей системы электронного товарного рынка.

Производство услуг СЭС осуществляется в рамках связанных между собой подсистем, образующих единую автоматизированную систему управления (АСУ):

- системы юридически значимого электронного документооборота (СЭС-ЭД);

- системы юридически значимых электронных поручений (СЭС-ЭП);

- электронной торговой системы товарного рынка (СЭС-ЭТ).

Организационная инфраструктура СЭС – территориальные организационные структуры, объединённые в сетевую структуру.

Территориальная СЭС состоит из следующих организаций:

· управляющая компания (территориальное ПО «СЭС») - осуществляет разработку, регулирование и развитие услуг и самой СЭС;

· структура сопровождения, организованная территориальным ПО «СЭС»:

ü ЗАО «Центр сопровождения» - коммерчески эксплуатирует услуги СЭС;

ü ЗАО «Удостоверяющий центр СЭС» - выдаёт ЭЦП и кроссертифицирует (согласует) ЭЦП других удостоверяющих центров подключенных к СЭС;

ü ЗАО «Расчетный центр» - осуществляет управление финансовыми и товарными средствами, переведёнными в СЭС под заключаемые сделки.

Для согласованного функционирования территориальных СЭС требуется создание территориально распределённой инфраструктуры СЭС. Для этого организуется центральный союз потребительских обществ СЭС и дополнительно к нему центральная мостовая структура сопровождения.

Центральный Союз потребительских обществ СЭС обеспечивает взаимодействие территориальных ПО «СЭС» и территориальных союзов ПО «СЭС». Так возникает сетевая СЭС.

Центральная мостовая структура сопровождения организуется центральным союзом потребительских обществ СЭС. Центральная мостовая структура сопровождения – это:

· центральный мостовой удостоверяющий центр - выдаёт ЭЦП и осуществляет кроссертификацию мостовых удостоверяющих центров территориальных СЭС;

· центральный мостовой центр сопровождения – осуществляет коммерческую эксплуатацию услуг СЭС в части кросс-контроля баз данных участников услуг территориальных СЭС;

· центральный мостовой расчетный центр - осуществляет кросс-расчёты (клиринг) финансовых и товарных средств, переведённых в СЭС под заключаемые сделки в территориальных СЭС.

Стратегия реализации СЭС

Выход услуг на рынок основан на структурно-технологических особенностях СЭС: система СЭС-ЭД является наиболее простой подсистемой СЭС, она входит в подсистему СЭС-ЭП, которая, в свою очередь, является составной частью системы СЭС-ЭТ. Таким образом, каждая услуга СЭС является самостоятельной, и в то же время услуги СЭС связаны между собой: каждая предыдущая подсистема в технологическом, организационном и правовом плане является составной частью последующей (рис. 2.2).

 

Рис. 2.2. Структура Системы электронных сделок

 

Разработка стратегии реализации первой очереди электронной системы товарного рынка осуществлена с учётом представленной структуры системы электронных сделок и промежуточных целей СЭС.

Очерёдность вывода услуг СЭС на рынок, определена исходя из уровня сложности услуг СЭС и требований к разработке АСУ сложных систем (сложные системы разрабатываются, начиная с простых подсистем, и заканчиваются наиболее сложными): 1) услуга СЭС-ЭД → 2) услуга СЭС-ЭП → 3) услуга СЭС-ЭТ. Исходя из очерёдности достижения промежуточных целей СЭС и трудоёмкости организации каждой в отдельности услуги СЭС, разработана по годам общая стратегия реализации электронной системы товарного рынка:

· 2008 год:

ü завершение опытно-конструкторских работ;

ü организация и предоставление в омском пилотном регионе сопроводительных услуг: «Обучение» и «Подключение»;

ü запуск в омском пилотном регионе услуги «Электронный документооборот».

· 2009 год:

ü запуск в омском пилотном регионе услуги «Электронные поручения»;

ü организация и предоставление сопроводительных услуг «Обучение» и «Подключение» в 7-ми регионах РФ;

ü запуск в первых 7-ми регионах РФ услуги «Электронный документооборот».

· 2010 год:

ü запуск в омском пилотном регионе услуги «Электронная торговля»;

ü запуск в первых 7-ми регионах РФ услуги «Электронные поручения»;

ü организация и предоставление сопроводительных услуг «Обучение» и «Подключение» дополнительно в 8-ми регионах РФ;

ü запуск дополнительно в 8-ми регионах РФ услуги «Электронный документооборот».

· 2011-2014 годы:

ü увеличение доли охвата рынка услугами СЭС в омском пилотном регионе и в 15-ти регионах РФ.


Описание услуг СЭС

Электронная система товарного рынка РФ «Система электронных сделок» (СЭС) – институт информационно-экономического взаимодействия на российском товарном рынке. СЭС организована на базе современных информационных и коммуникационных технологий.

СЭС позволяет экономическим агентам выполнять существующие рыночные процедуры и осуществлять полный цикл товарооборота на любом сегменте рынка в электронном виде.

Потребительское общество «Система Электронных Сделок» первоначально разрабатывает и выводит на рынок три базовых и две сопроводительных услуги СЭС:

Сопроводительные услуги:

· «Обучение» – услуга по обучению теории электронной торговли, принципам организации СЭС, использованию услуг СЭС;

· «Подключение» – подключение к базовым услугам СЭС.

Базовые услуги:

· «Электронный документооборот» (СЭС-ЭД);

· «Электронные поручения» (СЭС-ЭП);

· «Электронная торговля» (СЭС-ЭТ).

Услуга «Обучение»

Программа обучения будет состоять из основного и прикладных блоков. Основной блок включает в себя изучение теоретической части. Прикладные блоки включают в себя изучение базовых услуг СЭС, а также практические занятия на тренажерах.

Для того чтобы стать сертифицированным участником определённой услуги СЭС, необходимо пройти обучение в соответствии с программой основного блока и на выбор по программе прикладного блока. Подключиться к базовым услугам СЭС могут только лица, получившие сертификат обучения.

Услуга «Подключение»

Услуга «Подключение» – услуга по техническому подключению, согласованию общего правового взаимодействия и получению электронной цифровой подписи в соответствии с требованиями к участникам базовых услуг.

Услуга СЭС-ЭД

Услуга «Электронный документооборот» (СЭС-ЭД) - услуга по осуществлению полного цикла юридически значимого внешнего документооборота при передаче информации (текстовой, графической, аудио, видео, фото и смешанной) в виде электронных файлов с различным расширением, подписанных ЭЦП, между гражданами, организациями и государственными службами, в том числе связанного с взаимодействием на товарном рынке.

В услуге СЭС-ЭД в соответствие с общим регламентом письмо-файл подписывает ЭЦП не только отправитель, но и третья независимая сторона (Центр сопровождения), которая сопровождает услугу СЭС-ЭД, присваивает письму атрибуты и, если потребует пользователь, хранит его. Это обеспечивает не только защиту от искажения и достоверность передаваемой информации, но и юридическую значимость письма, полученного пользователем. Соответственно, доказательным является не только факт отправки письма, но все атрибуты и содержимое письма-файла.

Услуга СЭС-ЭП

Услуга «Электронные поручения» (СЭС-ЭП) – услуга, обеспечивающая полный цикл юридически значимого оборота поручений в электронном виде между субъектами рынка, в частности банками, складами и их клиентами.

Услуга СЭС-ЭП аналогична услуге СЭС-ЭД. Отличительные особенности СЭС-ЭП от СЭС-ЭД состоят в следующем:

· в АСУ СЭС-ЭП осуществляется пересылка не писем, а только стандартных (типовых) поручений, подписанных ЭЦП;

· в состав участников входят новые функциональные участники – банки и склады;

· более высокие требования по безопасности, порядку выдачи и сопровождения ЭЦП способен обеспечить только ЗАО «Удостоверяющий центр СЭС», который подконтролен банкам и складам, являющимся пайщиками ПО «СЭС».

Участник СЭС-ЭП, используя ЭЦП, может одновременно осуществлять и юридически значимый документооборот, и оборот платёжных документов.

Услуга СЭС-ЭТ

Услуга «Электронная торговля» (СЭС-ЭТ) – услуга по осуществлению юридически значимого полного цикла товарооборота в электронном виде на любом сегменте товарного рынка для всех типов экономических агентов.

Полный цикл товарооборота подразумевает возможность в электронном виде осуществить используемые на товарном рынке экономические процедуры.

Порядок предоставления услуги СЭС-ЭТ

АСУ услуги СЭС-ЭТ моделирует в электроном виде процесс экономических связей как исполнение подпроцессов и элементарных экономических процедур на протяжении всего цикла товарооборота.

Весь цикл товарооборота в услуге СЭС-ЭТ разделён на три этапа:

· организация взаимодействия;

· заключение сделки;

· исполнение сделки.

Каждый этап, в свою очередь, состоит из последовательности процедур (рис. 3.1.).

 

Рис. 3.1. Последовательность процедур в услуге СЭС-ЭТ

 

I этап – процедуры организации взаимодействия.

1. Подключение – участники, используя АРМ и свою ЭЦП, полученную в УЦ СЭС, в электронном виде присоединяются к внутренним нормативным актам услуги СЭС-ЭТ, в соответствии с теми функциями, которые они намерены там выполнять. После этого участник может выполнять там свои функции. Первыми подключаются удостоверяющий центр СЭС и затем расчётный центр (РЦ). Вторыми подключаются к услуге СЭС-ЭТ регулирующие участники, следующими функциональные, только после этого фактические участники.

2. Исследование - участники исследуют организованные в услуге СЭС-ЭТ сегменты электронного товарного рынка.

3. Позиционирование – участник согласует с ЦС свою функцию и позиционируется в одном, нескольких или всех сегментах электронного товарного рынка.

4. Связывание – фактические и функциональные участники устанавливают логические связи с функциональными и регулирующими участниками. Участники подтверждают возможности выполнения ими своих функций по отношению друг к другу.

5. Взаимодействие – фактические участники заключают долгосрочные договора с функциональными участниками (банками, страховщиками, складами, экспедиторами, перевозчиками и т.д.) с целью быстрой организации сделки в будущем. Кроме этого функциональные и фактические участники открывают в банках, подключенных к услуге СЭС-ЭТ, счета тройного управления. Фактические участники дополнительно открывают в складах, подключенных к услуге СЭС-ЭТ, складские карточки тройного управления.

 

II этап – процедуры заключения сделки.

6. Маркетинг – фактические участники исследуют встречные и конкурентные коммерческие предложения других фактических участников, статистику и аналитику сделок.

7. Работа с предложениями – фактический участник формирует свои коммерческие предложения на покупку и продажу товаров и услуг, организует переговоры, заключает сделки.

III этап – процедуры исполнения сделки

8. Перевод средств – фактический участник переводит деньги/товар на свой счет или складскую карточку тройного управления в СЭС-ЭТ.

9. Подготовка исполнения - фактические участники дают поручения функциональным участникам и делают запрос регулирующим участникам выполнить действия с товаром и деньгами по условиям сделки.

10. Фактическое исполнение - в соответствии с паспортом сделки, которые подписывают все задействованные в сделке фактические и функциональные участники, при наступлении момента исполнения обязательств функциональные участники выполняют свои функции: банкинг, складирование, страхование, экспедирование, перевозку и т.д.

11. Перераспределение средств - процедура сводится к сравнению факта передачи товара (услуг) или отгрузки с условиями, указанными в паспорте сделки и перераспределению средств между участниками, участвовавшими в сделке. Расчётный центр разблокирует и перераспределяет средства между участниками сделки.

12. Текущий контроль сделки - процедура используется пользователями услуг СЭС в период между заключением сделки и фактическим получением товара на склад покупателя. По этой процедуре функциональный и фактический участник может отследить весь процесс исполнения сделки.

13. Завершение сделки - процедура заключается в команде управления от покупателя или продавца, подтверждающей факт получения средств в соответствии с паспортом сделки.

Услуги СЭС позволяют экономическим агентам сократить трансакционные издержки (издержки обмена), ускорить информационный, финансовый и товарный обмен, обеспечить достоверность и увеличить безопасность обмена.

Время, необходимое на осуществление всех процедур по услугам СЭС в электронном виде, составляет от 5 до 30 минут.


Маркетинговый анализ

Анализ целевой аудитории

Отраслевую принадлежность проектируемого бизнеса можно охарактеризовать как производство услуг в области автоматизации бизнес-процессов.

Целевой аудиторией услуги «Электронный документооборот» (СЭС-ЭД) являются физические и юридические лица, широко использующие услуги почтовых служб, в том числе электронных почтовых систем.

К целевой аудитории услуги «Электронные поручения» (СЭС-ЭП) можно отнести всех субъектов, использующих услуги банк-клиент для управления своими счетами, а также субъектов, управляющих своими товарно-материальными средствами на сторонних складах.

В целевую аудиторию услуги «Электронная торговля» (СЭС-ЭТ) входят все субъекты, вовлеченные в процесс товарно-денежного оборота и связанного с ним документооборота.

На рынке выделены сегменты, которые являются приоритетными с точки зрения организации продвижения услуг СЭС. Прежде всего, следует выделить субъектов, в настоящее время использующих ЭЦП для осуществления электронного внутреннего и внешнего документооборота, поскольку такие пользователи являются более подготовленными к внедрению услуги СЭС-ЭД.

С точки зрения внедрения услуги СЭС-ЭТ промежуточным и менее затратным является вывод услуг в первую очередь на сегменты рынка, которые не требуют участия в электронной системе товарного рынка всех функциональных звеньев: сегменты муниципального заказа, государственных закупок, другие формы торговли, при которых сделки заключаются на условиях «на складе покупателя». Такие формы торговли требуют подключения к системе в качестве функциональных участников только банки.

Анализ конкурентной среды

В рыночной среде функционирует множество электронных торговых систем (ЭТС), которые можно рассматривать в качестве косвенных конкурентов создаваемой Системы электронных сделок. Наиболее активно действующие ЭТС, на конец 2007 года, предоставляющие схожие СЭС услуги, представлены в Приложении 1.

Большинство современных ЭТС предоставляют услуги, позволяющие реализовать отдельные функции, обеспечивающие процессы обмена товарами, такие как позиционирование на сегментах рынка, установление контакта и обмен информацией с контрагентом, согласование условий сделки и т.д.

Анализ организационно-правовой базы и технологии функционирования ЭТС показал, что в этих системах, как правило, полностью автоматизирован только этап взаимодействия участников. Процедуры заключения и исполнения сделки, в частности осуществления платежей и документооборота, автоматизированы частично, и не во всех системах.

К основным недостаткам электронного документооборота ЭТС следует отнести то, что он не может осуществляться независимо от организатора торговли и не является юридически значимым для сторонних организаций и государственных служб.

Существенным недостатком платежных систем ЭТС является также отсутствие возможности осуществления оборота платежных документов, неразвитость онлайновых расчетных систем.

В ЭТС не автоматизированы процессы удостоверения информации о наличии товара на складе, условиях его отгрузки и доставки, а также условиях осуществления расчетов.

Как показал анализ, указанные недостатки существующих электронных торговых систем обусловлены следующими причинами:

- подконтрольность института ЭЦП организатору;

- неразвитость удостоверяющих систем, работающих с ЭЦП;

- совмещение организатором электронной торговли своих административных функций с функциями расчетной организации и удостоверяющего центра;

- отсутствие в организации торговли функциональных участников – банков, перевозчиков, экспедиторов, складов, страховых компаний.

Кроме того, низкая эффективность ЭТС в сфере осуществления полного цикла электронного документооборота связана с несовместимостью удостоверяющих центров различных ЭТС.

Анализ электронных систем товарного рынка позволил выявить несовместимость их структуры, технологии и интерфейсов.

Несогласованность ЭТС является причиной того, что на текущий момент электронный товарный рынок не сформировался как система и не может стать достойной альтернативой реальному рынку.

Причина сложившейся ситуации заключается в том, что организаторы ЭТС преследуют цели моделирования отдельных сегментов, а не товарного рынка в целом.

К положительному опыту создания эффективных ЭТС можно отнести торговые системы фондового и валютного рынка. ЭТС фондового и валютного рынка обеспечивают полный цикл товарооборота в электронном виде.

Прецедентов создания ЭТС, способных комплексно охватить все сегменты товарного рынка, до настоящего момента не было ни в российской, ни в мировой практике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.056 с.)