Раздел 11. Экономический риск и страхование 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 11. Экономический риск и страхование



Задача данного раздела – информировать будущих инвесторов или кредиторов проекта о величинах возможных рисков на пути реализации проекта и о мерах защиты от их влияния.

Вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением ими являются весьма важными, так как инвесторы (кредиторы) фирмы хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель предполагает выйти из сложившейся ситуации.

Отечественному предпринимателю приемы "цивилизованного" обращения с коммерческими рисками знакомы пока мало, хотя в своей практике он сталкивается с таким уровнем риска, при котором ни один западный бизнесмен даже и не подумал бы браться за дело.

Глубина анализа рисковости дела зависит от конкретного вида деятельности предпринимателя и величины проекта.

Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального математического аппарата теории вероятностей. Для более простых проектов достаточен анализ риска с помощью экспертных оценок.

Главное тут – не сложность расчетов и не точность вычислений вероятности сбоев, а умение предпринимателя заранее предугадать все типы возможных рисков, с которыми он может столкнуться, источники этих рисков и моменты их возникновения. А затем, разработать меры по сокращению числа этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.

Ассортимент рисков весьма широк, а вероятность каждого типа риска различна, так же как и сумма убытков, которые они могут вызвать. Поэтому от предпринимателя требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для него наиболее вероятны и во что они (в случае их возникновения) могут обойтись фирме.

При написании данного раздела предприниматель должен осветить следующие моменты:

1. Привести перечень возможных групп рисков (природные, политические, юридические, экологические, финансовые, маркетинговые, технические и др.), которые могут иметь место при осуществлении данного проекта, и ожидаемые от них последствия (ущербы).

2. Определить источники этих рисков и наиболее вероятные моменты их возникновения.

3. Дать оценку экономического риска проекта.

4. Какие методы были использованы фирмой для оценки величин рисков (экспертный, аналитический, статистический).

5. Указать организационные меры, которые планирует фирма, по профилактике и нейтрализации выявленных рисков (например, распределение риска между участниками проекта, резервирование средств и др.).

6. Указать какая степень риска возлагается на инвесторов.

7. Представить программу страхования от рисков.

8. Указать: в каких компаниях, на каких условиях и на какую сумму застрахованы риски.

9. Представить копии страховых полисов.

 

После анализа возможных рисков и выявления среди них наиболее существенных предпринимателю необходимо определить для каждого от них организационные меры по его профилактике и нейтрализации.

Что касается страхования, то здесь следует отметить, что в нашей стране система страхования развита пока крайне слабо. Если в ближайшие годы у нас сумеют создать современную систему коммерческого страхования, то тогда в бизнес-планах можно просто будет указывать, какие типы страховых полисов, на какие суммы и в каких страховых компаниях планируется приобрести.


Раздел 12. Финансовый план

В этом разделе обобщаются материалы всех предыдущих разделов в стоимостном выражении. Настоящий раздел рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды. Для фирмы как целостного механизма целесообразно результаты финансовой деятельности представлять в виде определенной системы планово-отчетных документов, перечень которых приведен выше. Подобный перечень документов не совсем привычен для российских предпринимателей, но он соответствует требованиям мировой практики, которая опирается на несколько иную систему бухгалтерского учета.

Однако, в настоящее время уже проводится работа по переходу на отчетность, соответствующую стандартам европейского бухучета. Названные выше документы позволяют руководству фирмы провести анализ самоокупаемости производства товаров с помощью методики финансовых коэффициентов и определить потребности в капиталовложениях.

Оперативный (рабочий) план (отчет) отражает за каждый период результаты взаимодействия фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку. На фирме этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.

План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждому товару.

План (отчет) о движении денежных средств показывает процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы.

Балансовый отчет подводит итог экономической и финансовой работе фирмы за отчетный период. Он обычно разрабатывается службой Главного бухгалтера.

В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактически полученные величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах; месяц, квартал, полгода, год.

В условиях стабильной работы фирмы продолжительность периодов может быть увеличена. Здесь необходимо учитывать следующие факторы: уменьшение продолжительности периода, с одной стороны, увеличивает оперативность принятия руководством фирмы управленческих решений, а с другой стороны – увеличивает объем расчетных и аналитических работ. Общая продолжительность планирования рекомендуется равной трем годам.

 

I. Оперативный (рабочий) план (отчет)

Рассмотрим примерный состав показателей и форму их представления в оперативном плане (отчете). Эти показатели определяются по каждому виду товара или услуге, что позволяет сравнивать их между собой по экономической эффективности (табл. 12.1).

Таблица 12.1 – Оперативный план

Показатели Месяц (квартал, год) и т.д. Всего за период
План Факт План Факт
1. Рыночной потенциал фирмы в единицах данного товара        
2. Цена товара        
3.Объем продаж в единицах товара        
4.Доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару        
5.Количество товаров в единицах произведенных фирмой        
6.Запасы данного товара на складах фирмы на конец отчетного периода        

Эта совокупность показателей по существу призвана дать представление руководству фирмы о той доле рынка, которая завоевана фирмой по каждому/товару и которую предполагается завоевать в будущем периоде. Обычно такой прогноз принято составлять на три года вперед, причем для первого и второго года данные приводятся поквартально (по возможности – помесячно), а данные на последний период времени приводятся в расчете на год.

Это обусловлено тем, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели, а для следующих периодов – имеется только предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Таким образом, начиная со второго года, приходится заниматься прогнозными оценками.

Рыночный потенциал в приведенном перечне показателей показывает величину спроса отраслевого рынка на данный товар, который приходится на фирму. Он будет определять долю фирмы на отраслевом рынке.

Показатель объема продаж будет характеризовать результат взаимодействия производственных возможностей фирмы и спроса рынка. Объем продаж, с одной стороны, не может быть больше чем спрос, а с другой стороны, он ограничен возможностями фирмы, которая будет определяться количеством данных товаров, произведенных за отчетный период, а также находящихся на складе.

На каждый отчетный период рассматриваемая совокупность показателей планируется на основе серьезного исследования рынка. Это важно для последующего планирования закупки оборудования, затрат на рекламу, найм работников, потребных финансовых и материальных ресурсов. По прошествии отчетного периода определяются фактические величины показателей, на основе которых проводится корректировка показателей, запланированных на последующий период. Оперативный отчет необходим для обеспечения финансового успеха фирмы. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности фирмы, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.

Предлагаемый подход к составлению оперативного отчета позволяет постоянно отслеживать изменения в положении фирмы на рынках и своевременно принимать управленческие решения. Такая же схема составления сохраняется и для других планово-отчетных документов.

 

II. Капитальные затраты

Капитальные затраты на осуществление проекта рекомендуется представить в виде таблицы 12.2.

Таблица 12.2 – Капитальные затраты

Основные показатели 200..., поквартально и за год 200…
1-й 2-й 3-й 4-й год
1. Собственные средства            
2. Долгосрочные кредиты            
3. Краткосрочные кредиты            

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.009 с.)