ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема автоматизированной формы бухгалтерского учета



 

Первичные документы документы
Кассовая книга книга
Ввод данных в ЭВМ Ввод данных в ЭВМ в ЭВМ
Программное обеспечение
Нормативная информация информация
Автоматизированная база данных на машинных носителях  
Обработка информации по заданной программе  
Бухгалтерский баланс баланс
Машинограммы по контролю и анализу  
Регистры бухгалтерского учета  

 


Компьютерные методы обработки информации уже надежно вошли в технологию бухгалтерского учета и сейчас на белорусском рынке большую популярность завоевали такие программные продукты как «1С: Бухгалтерия», «Инфо-Бухгалтер», «Анжелика», «Галактика», «Гедемин».

Основная идея развития программного обеспечения на сегодняшний день – это решение не только непосредственно бухгалтерских задач, но и анализ, планирование деятельности организации, реализация оперативного учета. Это происходит по причине ориентации современных систем программного обеспечения не только на работников бухгалтерии, но также и на работников склада, специалистов других экономических служб и руководителей. Причем преимущество отдается программным продуктам, которые позволяют автоматизировать целое направление деятельности организации.

В нашей стране программное обеспечение по автоматизации бухгалтерского учета постоянно модернизируется. Представляя на рынке оригинальный продукт, белорусские и российские фирмы изучают накопленный до них опыт и успешно используют его в своих разработках. Программные продукты по автоматизации бухгалтерского учета сегодня широко востребованы как в малых, так и в крупных организациях.


37 Понятие отчетности…..

Данные текущего бухгалтерского учета периодически обобщаются, систематизируются с целью создания итоговой информации о состоянии имущества, капитала, обязательств, результатов финансовой деятельности организации. Этот этап учетного цикла (процесса) принято называть этапом составления отчетности.

В общем смысле слово «отчет» означает сообщение, доклад кому-либо о своих действиях или работе. Понятие «отчетность» имеет собирательное значение и может означать «совокупность нескольких отчетов».

Все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и являющиеся юридическими лицами по законодательству Республики Беларусь, независимо от формы собственности, составляют и представляют в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Внешняя финансовая отчетность общего назначения – основной способ периодического представления информации. Вопросы организации учета и отчетности должны отражаться в учредительных документах и в учетной политике организации.

В соответствии со статьей 13 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность являются промежуточными.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, для вновь созданных организаций – с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно.

Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании отчетного года.

Промежуточная бухгалтерская отчетность представляется в сроки, установленные Министерством финансов Республики Беларусь или другими республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, но не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, за который составляется такая отчетность.

Пользователями (потребителями) бухгалтерской отчетности являются юридические или физические лица, заинтересованные в информации о деятельности организации:

1) Собственники, органы, уполномоченные управлять имуществом, участники, учредители в соответствии с учредительными документами;

2) Государственные налоговые и финансовые органы;

3) Банки, если это предусмотрено договором на обслуживание организации в банке или кредитным договором;

4) Органы государственной статистики;

5) Другие государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложена проверка всех или отдельных сторон деятельности организации и получение отчетности;

6) Биржи, покупатели, поставщики, кредиторы, инвесторы и другие заинтересованные юридические и физические лица.

Все эти юридические и физические лица не имеют прямого доступа к бухгалтерским регистрам организации. Чтобы обеспечить им возможность понимать, анализировать отчетность, принимать на ее основе необходимые им управленческие решения, отчетность должна составляться по определенным правилам, стандартам.

При составлении бухгалтерской отчетности должны быть обеспечены:

а) полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации активов и обязательств;

б) тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.

Требованиями, предъявляемыми к отечественной внешней бухгалтерской отчетности, являются:

1) Реальность и достоверность содержащейся в ней информации, сведений;

2) Инвентаризация всех активов и обязательств при завершении года;

3) Отражение операций по всем видам деятельности (кроме совместной) на общем балансе;

4) Оценка статей баланса и отчетов по фактическим расходам на приобретение или изготовление продукции;

5) Недопустимость каких-либо взаимных зачетов между статьями доходов и расходов;

6) Соответствие вступительного баланса за отчетный период заключительному балансу за предыдущий период;

7) Своевременность составления и предоставления отчета в адреса пользователей информации;

8) Экономия затрат на составление отчетности;

9) Отсутствие в формах отчетности подчисток и помарок.

Совет по разработке стандартов финансового учета США (FASB) установил качественные характеристики бухгалтерской (финансовой) отчетности и общепринятые допущения, которые являются национальными стандартами для ее оценки.

К таким общепринятым допущениям относятся:

1. Понятность: бухгалтерская информация в отчетности должна быть понятна лицам, принимающим решения.

2. Полезность: бухгалтерская отчетность должна содержать не просто общую информацию об организации, а информацию полезную при принятии решения, то есть значимую и достоверную.

Значимость информации – это ее возможность оказать влияние на результат принятого или принимаемого решения. Информация имеет значимость тогда, когда позволяет прогнозировать, то есть дает возможность предсказывать то или иное событие, а также в тех случаях, когда она основана на обратной связи и своевременна.

3. Достоверность: информация должна быть правдивой (реальной) и полной, адекватной хозяйственным процессам и проверяемой, то есть пользователь должен получать возможность ее подтверждения. Отчетность должна беспристрастно отражать хозяйственную деятельность компании, а не интересы какого-либо определенного лица или круга лиц.

Помимо названных общепринятых допущений, стандарты учета и отчетности США (US GAAP) предусматривают принципы, которые облегчают изучение финансовой отчетности:

– сравнимость и постоянство;

– консерватизм;

– полнота информирования;

– эффективность.


38 Виды отчетности…..

Важным элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране является «Инструкция по заполнению и представлению форм бухгалтерской отчетности» (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 19 от 14 февраля 2008 г.)

Основными формами квартальной и годовой бухгалтерской отчетности являются «Бухгалтерский баланс» (форма № 1) и «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

«Бухгалтерский баланс» (форма № 1) – это форма отчетности, в которой отражается состав и размещение средств (активов) и источников их формирования (пассивов) на отчетную дату в денежном измерителе.

«Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2) позволяет установить основные элементы, из которых сложилась прибыль (убыток) организации за отчетный период, дать сравнительную оценку их изменений, сопоставив с аналогичным периодом прошлого года.

В разделе I «Доходы и расходы по видам деятельности» определяется прибыль (убыток) от основного вида деятельности, т.е. от реализации готовой продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, определяемая на счете 90 «Реализация».

Показатель «Валовая прибыль» рассчитывается как разница между показателем статьи «Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку)» и показателем статьи «Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг».

Прибыль (убыток) от реализации определяется в этом разделе как разница между показателем «Валовая прибыль» и показателями статей «Управленческие расходы» и «Расходы на реализацию».

В разделе II «Операционные доходы и расходы» приводится информация о суммах полученных операционных доходов и соответствующих им операционных расходов, влияющих на финансовые результаты деятельности организации и учитываемых на счете 91 «Операционные доходы и расходы».

По группе статей раздела III «Внереализационные доходы и расходы» раскрывается информация о суммах полученных и признанных внереализационных доходов и расходов, влияющих на финансовые результаты деятельности организации, учет которых ведется на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы».

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности организации включает в себя прибыль (убыток) от реализации, сальдо операционных доходов и расходов, сальдо внереализационных доходов и расходов.

Если из этой прибыли отчетного периода вычесть налоги и сборы, производимые из прибыли, то получим чистую прибыль (чистый убыток) отчетного периода, которая отражается в бухгалтерском балансе в составе собственного капитала.

С целью пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в годовой бухгалтерской отчетности организации предусмотрены такие формы как «Отчет об изменении капитала» (форма № 3), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), «Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма № 5), «Отчет о целевом использовании полученных средств» (форма № 6), а также пояснительная записка и аудиторское заключение.

В «Отчете об изменении капитала» (форма № 3) отражаются остатки на начало и конец года, а также поступление и использование слагаемых собственного капитала. В справке к форме № 3 приводятся остатки на начало и конец года средств, полученных организацией из бюджета, отраслевых и бюджетных фондов.

«Отчет о движении денежных средств» (форма № 4) предусматривает указание их остатка на начало и конец года, поступление по видам (текущая деятельность, инвестиционная деятельность, финансовая деятельность), направления выбытия по видам.

«Приложение к бухгалтерскому балансу» (форма № 5) формируется на основе информации по составу отдельных активов и обязательств организации с приведением источников финансирования затрат по приобретению активов, с указанием структуры дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности погашения кредитов и займов (включая уплату процентов), операции с финансовыми активами организации. Таким образом, в «Приложении к бухгалтерскому балансу» (форма № 5) предусматривается расшифровка ряда статей баланса.

«Отчет о целевом использовании полученных средств» (форма № 6) формируется по учетным данным некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли.

В отчете приводится информация об источниках поступления средств в некоммерческую организацию и направлениях их расходования в течение отчетного года, а также остатках средств на конец отчетного года.

В пояснительной записке приводятся краткая характеристика деятельности организации (виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации, то есть финансовая информация, необходимая для получения более полной и объективной картины об ее имущественном и финансовом положении.

В пояснительной записке приводится также информация о событиях, произошедших после отчетной даты и существенно повлиявших на величину активов и пассивов организации. При изменении вступительного баланса на начало года в ней объясняются причины изменений.

В пояснительной записке должны быть раскрыты также избранные при формировании учетной политики отчетного года способы ведения бухгалтерского учета, отличные от предыдущего года.

Аудиторское заключение должно содержать итоговые выводы по результатам проверки достоверности показателей бухгалтерской отчетности организации за отчетный период, проведенной независимой аудиторской организацией.

Бухгалтерская отчетность организации составляется с учетом показателей деятельности филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы.

Составление и представление бухгалтерской отчетности производится в миллионах белорусских рублей без десятичных знаков после запятой.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Годовая бухгалтерская отчетность может быть опубликована, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, подлежит обязательной публикации в определенных объемах. Если достоверность годовой бухгалтерской отчетности организации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежит обязательному аудиту, то бухгалтерская отчетность публикуется вместе с итоговой частью аудиторского заключения.


39 Методол-ое и правовое обес-ие….

 

Для достижения единообразия в ведении бухгалтерского учета и составления отчетности, повышения достоверности учетной информации и снижения трудоемкости ее получения в Республике Беларусь осуществляется государственное руководство бухгалтерским учетом. Оно выражается в создании единого методологического и правового обеспечения бухгалтерского учета и отчетности для всех организаций.

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь и иными государственными органами в пределах их компетенции.

Методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в Республике Беларусь осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, в структуре которого создано управление методологии бухгалтерского учета и отчетности. Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимает обязательные для исполнения всеми коммерческими организациями нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, а также утверждает нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности, разработанные государственными органами, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики, осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

Единое методологическое и правовое обеспечение состоит из ряда законодательных и нормативных документов, утверждаемых органами власти и управления и обязательных для исполнения всеми организациями.

Комплекс нормативно-правовых документов можно рассматривать как бухгалтерское право, поскольку правила бухгалтерского учета, закрепленные в нормативных документах, образуют единую и обязательную систему общегосударственных требований.

В отрасли специфического бухгалтерского права можно выстроить своеобразную пирамиду правовой подчиненности, на вершине которой – Конституция и действующие для Республики Беларусь международные договоры, а в основании – акты организаций. В этой правовой пирамиде по вертикали вышестоящие уровни имеют приоритет перед нижестоящими уровнями, а по горизонтали – чем ниже уровень – тем больше нормативно-правовых актов и органов, их принимающих.





Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.39.7 (0.014 с.)