Классификация по эконом. сод-нию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация по эконом. сод-нию



Вся совокупность счетов бухгалтерского учета предназначена для отражения наличия и движения его объекта – имущества организации. Так как для эффективного управления экономическими процессами руководству необходима информация об отдельных видах средств и источников, то система счетов должна включать в себя отдельные счета или их группы, предназначенные для получения информации об этих объектах.

Классификация счетов по экономическому содержанию базируется на тех же принципах, что и классификация средств и источников их формирования. Этим достигается взаимосвязь объектов учета со счетами.

По экономическому содержанию информации все счета бухгалтерского учета подразделяются на две группы:

1 Счета для учета хозяйственных средств коммерческой организации.

1.1 Счета для учета внеоборотных активов (средств долгосрочного использования):

- счета для учета основных средств (01,02);

- счет для учета доходных вложений в материальные ценности (03);

- счета для учета нематериальных активов (04,05);

- счета для учета вложений во внеоборотные активы (07,08);

1.2 Счета для учета оборотных активов (средств краткосрочного использования):

- счета для учета производственных запасов (10,11,14,15,16,18);

- счета для учета средств, находящихся или затраченных в процессе производства (20,21,22,23,25,26,28,29,97);

- счета для учета готовой продукции, работ, услуг и их реализации (40,41,42,43,44,45,46,90,91,92,93);

- счета для учета денежных средств (50,51,52,55,57);

- счета для учета финансовых вложений (58,59);

- счета для учета дебиторской задолженности (62,63,71,73,75,76,77,79).

2 Счета для учета источников формирования средств организации.

2.1 Счета для учета источников собственных средств организации:

- счета для учета капитала (80,81,82,83);

- счета для учета прибыли и ее корректировок (84,94,98,99);

- счета для учета резервов (95,96);

- счет для учета целевого финансирования (86);

2.2 Счета для учета источников заемных средств организации:

- счета для учета кредитов банков и займов (66,67);

- счета для учета текущих обязательств, т.е. кредиторской задолженности (60,68,69,70,71,73, 75,76,77,79).


23 Класс-ция по учетно-техн…..

Классификация счетов по их структуре и назначению в бухгалтерском учете не связывает счета с конкретными экономическими показателями, которые на них отражаются. Она группирует их по особенностям построения и по назначению в информационной системе бухгалтерского учета, указывает на общие черты, свойственные строению отдельных счетов, на способ получения у них оборота и сальдо. Такая классификация позволяет ответить на вопрос, как учитываются объекты на данном счете.

По учетно-технологической функции все счета бухгалтерского учета делят на три группы: основные, регулирующие и операционные.

Основные счета применяются для учета и контроля наличия и движения средств организации и их источников. Особенностью основных счетов является то, что все они при наличии остатка входят в состав баланса.

Основные счета

 

 


Активно-пассивные счета
Пассивные счета
Активные счета

 

 

Для более полной характеристики средств организаций основных счетов недостаточно. Чтобы получить показатели, характеризующие состояние средств организации в разных оценках, в бухгалтерском учете применяются регулирующие счета. Они предназначены для корректировки (уточнения) оценки хозяйственных средств.

Корректировка оценок заключается в том, что кроме основного счета в систему текущего бухгалтерского учета вводится особый, связанный с ним, счет, сумма которого для нахождения действительной величины данного объекта складывается с суммой основного счета или вычитается из нее.

Регулирующие счета  

 

Дополнительные счета
Контрарные счета

 

 


 

Контрактивные счета
Дополнительные активные счета
Дополнительные пассивные счета
Контрпассивные счета

 


 

 

Контрактивные счета предназначены для регулирования оценки хозяйственных средств в сторону уменьшения.

01 «Основные 02 «Амортизация

Д-т средства» К-т Д-т основных средств» К-т

 

Сн 2800000 Сн 200000

 

Основной активный Контрактивный Остаточная стоимость основных средств:

счет счет 2800000 – 200000 = 2600000

Контрпассивные счета служат для уменьшения показателей, показываемых на основных пассивных счетах.

Дополнительные счета применяются для увеличения сумм средств организации или их источников, отраженных на основных счетах.

Операционные счета предназначены для учета производственных расходов, исчисления себестоимости продукции и выявления результатов финансовой деятельности. Они используются для контроля исполнения смет общепроизводственных и общехозяйственных расходов, определения степени выполнения заданий по количественным показателям.

Операционные счета

 

 


Сопоставляющие счета
Калькуляционные счета
Распределительные счета

 

 


 

Собирательно- распределительные счета
Операционно- результативные счета
Финансово- результативные счета
Бюджетно- распределительные счета

 


По дебету собирательно-распределительных счетов собираются соответствующие расходы (счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»), а с кредита счета они полностью списываются по назначению. По окончании отчетного периода эти счета закрываются, сальдо не имеют и в бухгалтерском балансе не отражаются.

Счета, используемые для распределения сумм во времени между отчетными периодами, называют бюджетно-распределительными (распределение между месяцами, кварталами, годами). К ним относятся счета 63 «Резервы по сомнительным долгам», 95 «Страховые резервы», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов», 98 «Доходы будущих периодов».

Применение распределительных счетов дает значительную экономию времени в работе бухгалтеров, так как вместо расчетов по распределению многих частных сумм их итоги рассчитываются и распределяются один раз в конце отчетного периода.

Калькуляционные счета предназначены для определения фактической себестоимости хозяйственных средств: 08 «Вложения во внеоборотные активы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на реализацию».

Д-т 20 «Основное производство» К-т

 

Сн – сумма затрат

по НЗП на начало месяца

 


Оборот – сумма Оборот – фактическая

затрат по производству себестоимость произведенной

продукции за месяц продукции

 

Сн – сумма затрат

по НЗП на конец месяца

Сопоставляющие счета используются для определения результата от сопоставления измерения одного и того же объекта в разных стоимостных оценках. Результат от сопоставления двух оценок (разница) списывается на результативный счет как обычная заключительная хозяйственная операция. Сопоставляющие счета включают в себя операционно-результативные счета (40, 90, 91, 92, 93) и финансово-результативный счет (99 «Прибыли и убытки»).


24 Клас-ция счетов по отн…..

Все счета бухгалтерского учета по отношению к бухгалтерскому балансу подразделяются на балансовые и забалансовые.

Ранее рассматривались только балансовые счета. Свое название эта группа счетов получила в связи с тем, что на балансовых счетах учитываются средства, принадлежащие организации, и их сумма входит в итог баланса. Балансовые счета представляют собой в совокупности строго определенную взаимосвязанную систему, а сама система является развитием, углублением и детализацией бухгалтерского баланса.

Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих организации, но временно находящихся в ее пользовании или распоряжении, условных прав и обязательств, а также для контроля отдельных хозяйственных операций.

При кодировании забалансовых счетов предусмотрены три цифры (001-018).

Часть забалансовых счетов предназначена для получения информации о наличии и движении ценностей, не принадлежащих организации, но временно находящихся в ее распоряжении или на ответственном хранении. Такие счета можно назвать депозитарно-имущественными.

К депозитарно-имущественным забалансовым относят следующие счета бухгалтерского учета:

001 «Арендованные основные средства»

002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»

003 «Материалы, принятые в переработку»

004 «Товары, принятые на комиссию»

005 «Оборудование, принятое для монтажа»

012 «Нематериальные активы, полученные в пользование»

018 «Материалы, оборудование, принятые (приобретенные) в рамках гарантийных обязательств»

В составе забалансовых счетов открываются также счета, предназначенные для контроля отдельных операций, а также для учета условных прав и обязательств, к которым относятся такие счета:

006 «Бланки строгой отчетности»

007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»

008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»

009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»

010 «Амортизационный фонд воспроизводства основных средств»

011 «Основные средства, сданные в аренду»

013 «Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов»

014 «Потеря стоимости основных средств»

015 «Товары отгруженные в отпускных ценах»

016 «Имущество, находящееся в совместном владении»

017 «Именные приватизационные чеки «Имущество»

Особенностью забалансовых счетов является то, что записи ведутся по простой системе счетоводства, т.е. без применения способа двойной записи. По дебету отражается поступление, а по кредиту – выбытие. Записи на счетах осуществляются в натуральном или стоимостном выражении с соблюдением всех правил подсчета итогов, оборотов и правил выведения остатков, применяемых для балансовых счетов.

 


25 Понятие плана счетов БУ…..

Еще в 1549 г. Вольфганг Швайкер предложил присваивать шифры бухгалтерским счетам. Он составил первый дошедший до нас план счетов и нормировал бухгалтерские проводки. С тех пор на каждый вид хозяйственных средств и источников их образования, на каждый хозяйственный процесс в бухгалтерском учете открывается отдельный счет. С помощью счетов осуществляется группировка, текущий учет хозяйственных операций, подсчитываются обороты за месяц, определяются остатки средств и затрат на определенную дату.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систематизированный перечень счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета в организациях.

Перечень счетов, составляющих счетный план, не является простым их списком, а представляет собой важнейший директивный документ, лежащий в основе всей организации бухгалтерского учета. На его основе строятся классификаторы аналитических счетов, вся система кодирования данных бухгалтерского учета и установления корреспонденции счетов.

В плане счетов приводятся полные наименования синтетических счетов, их цифровые коды, наименования и номера субсчетов (счетов II порядка), открываемых к отдельным синтетическим счетам.

«Типовой план счетов бухгалтерского учета», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 89 от 30.05.2003 г. с инструкцией по его применению един для всех отраслей (кроме банков и небанковских финансово-кредитных организаций, бюджетных учреждений, индивидуальных предпринимателей). Он состоит из восьми разделов, в каждом из которых сгруппированы счета, сходные по экономическому содержанию объектов учета. Каждому наименованию счета в Плане счетов присваивается цифровое обозначение – код.

Типовой план счетов бухгалтерского учета построен на основе экономической классификации счетов. Всего в плане счетов названо 65 синтетических балансовых счетов и 18 забалансовых счетов.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» на основании Типового плана счетов бухгалтерского учета, коммерческие организации составляют рабочий план счетов с разбивкой синтетических счетов по субсчетам и аналитическим счетам, уточняют содержание отдельных субсчетов, исключают и объединяют их.

В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учета, установленные нормативными документами, указав их в приказе по учетной политике организации.

В различных странах отношение к классификации бухгалтерских счетов по экономическому содержанию неоднозначно.

В мировой практике наиболее известны три основных направления в построении планов счетов: матричный, линейный, иерархический.

При матричном строении плана все счета разделяются на классы, в которых выделяются подклассы, группы счетов и сами счета.

Линейное строение плана предусматривает последовательное изложение номенклатуры синтетических счетов, сведенных в группы. В таком плане не применяются субсчета, что упрощает выбор корреспонденции счетов, облегчает организацию аналитического учета.

В Беларуси принят иерархический подход к построению плана счетов. При этом важное значение уделяется использованию информационных возможностей субсчетов. На синтетическом счете может быть открыто любое количество субсчетов.

Около 30 государств, входящих в британо-американскую бухгалтерскую систему, не сформировали единые национальные планы счетов, а используют лишь профессиональные планы счетов (Великобритания, США, Нидерланды, Израиль, Мексика, Канада, государства Британского Содружества). Каждая организация разрабатывает свой индивидуальный счетный план, учитывая при этом требования Международных стандартов бухгалтерского учета, и рекомендации, разработанные негосударственными профессиональными организациями бухгалтеров.

В странах континентальной школы бухгалтерского учета (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Австрия, Швеция, Швейцария), а также в России существуют единые общенациональные планы счетов, которые применяются всеми организациями.

Национальные планы счетов стран-членов Европейского Союза, принадлежащих к континентальной модели бухгалтерского учета, разработаны в соответствии с IV Директивой Европейского Экономического Сообщества от 25 июля 1978 г.

IV Директива ЕЭС устанавливает единые нормы и требования к бухгалтерскому учету, координирует национальные учетные системы и является основой для создания Европейской региональной системы бухгалтерского учета стран Европейского Союза.

Рассмотрим для примера План счетов бухгалтерского учета Франции. Он был принят Национальным советом по бухгалтерскому учету Франции в 1982 г.

План счетов, получив название «Общий план счетов бухгалтерского учета» (Plan Comtable General – PCG), учитывает требования IV Директивы Европейского Экономического Сообщества.

Как и в большинстве национальных планов счетов стран континентальной школы бухгалтерского учета, во Франции выделяют следующие классы счетов:

I класс – «Счет капитала»

II класс – «Счета материальных и нематериальных основных средств и

финансовых вложений»

III класс – «Счета запасов и незавершенного производства»

IV класс – «Счета расчетов»

V класс – «Финансовые счета»

VI класс – «Счета затрат по элементам»

VII класс – «Счета доходов по видам»

VIII класс – «Специальные счета»

IX класс – «Счета аналитической эксплуатации» (управленческой бухгалтерии).

Как видно, в плане счетов Франции, как и большинстве национальных планов счетов, отсутствует класс – «Счета прибылей и убытков», т.к. в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета, в отчетность включается баланс реформированный, т.е. после распределения и использования финансовых результатов.

На основе французской схемы плана счетов разработан региональный План счетов Организации Африканского Единства (ОАЕ), который рекомендуется Африканским Советом по бухгалтерскому учету.

Страны южно-американской учетной модели единого плана счетов не разрабатывают, а используют профессиональные планы счетов, и, как результат, единый бухгалтерский учет в этих странах не организован.

Если рассматривать планы счетов, применяемые в зарубежных организациях, то их построение отличается от Типового плана счетов Беларуси. Вопросам создания, внедрения и совершенствования планов счетов бухгалтерского учета в зарубежных странах постоянно уделяется большое внимание практикующих бухгалтеров, аудиторов, ученых и других специалистов.

Типовой план счетов, применяемый в Беларуси, наиболее близок по структуре и содержанию к Плану счетов, используемому в России с 2001 г. Российский план счетов разработан с использованием материалов Межправительственной рабочей группы экспертов по стандартам учета и отчетности (МСУО), образованной Центром транснациональных корпораций ООН.


26 Документы и их роль…..

Документ (от латинского – свидетельство, доказательство, образец) – это письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции и объеме тех средств, состояние которых изменилось при ее осуществлении. Для того чтобы документ полностью отражал все стороны хозяйственной операции и стал основой для ведения бухгалтерского учета, он должен удовлетворять целому ряду требований. Требования к первичному документу должны предъявляться бухгалтером при их приемке от материально ответственных лиц.

Основные требования к содержанию и форме первичных документов излагаются в Законе Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» и других нормативных актах. Первичные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после ее окончания.

Форма первичного документа выбирается из существующих типовых форм. Типовые формы бланков документов разрабатываются и печатаются органами государственного управления в виде специальных альбомов.

Учетный бланк представляет собой разграфленный лист бумаги в виде строк, граф (колонок, клеток), куда заносятся сведения о хозяйственных операциях с заранее отпечатанными в них реквизитами.

Реквизит (от латинского – нужное, требуемое) – это единая, неделимая, строго оговоренная часть документа. Это по сути своей информационный элемент, несущий самостоятельную содержательную нагрузку.

Действующим законодательством предусматривается составление первичных документов не только на бумажных, но и на машинных носителях информации – магнитных лентах, дисках, дискетах. Документы на машинных носителях должны отвечать следующим требованиям: возможность визуального просмотра, возможность получения бумажных копий, своевременность составления, соответствие типовым формам, возможность длительного хранения, возможность перемещения в пространстве, возможность идентификации личностей участников операции, ограничение доступа к информации.

Независимо от назначения все бухгалтерские документы должны содержать следующие основные реквизиты:

1. Наименование документа и его номер.

2. Дата составления и место его составления.

3. Содержание операции, отраженной в документе.

4. Измерители операции.

5. Подписи лиц, ответственных за совершенную хозяйственную операцию и правильность ее оформления.

Если документ не имеет каких-либо обязательных реквизитов, он теряет свою доказательную силу и не может служить основанием для записи в бухгалтерском учете.

В документах может приводиться и ряд других сведений. При необходимости в документ могут быть внесены исправления, однако они должны быть дополнительно оговорены и подтверждены повторно подписями всех лиц, подписавших документ изначально. В кассовых и банковских документах никаких исправлений не допускается. При наличии ошибки в таких документах они выписывается на новом бланке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.204 (0.055 с.)