Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управленческий учет в информационной системе управления деятельностью предприятияСтр 1 из 27Следующая ⇒
Управленческий учет в информационной системе управления деятельностью предприятия До последнего времени управленческие функции бухгалтерии ограничивались контролем за соблюдением законности совершения хозяйственных операций, установленных правил приема и отпуска товарно-материальных ценностей, правильным расходованием фонда заработной платы, за соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины, установленных правил и сроков проведения инвентаризации, взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности, соблюдением платежной дисциплины; контролем за законностью списания недостач, потерь, просроченных долгов и т.п. Меняется целевое назначение бухгалтерского учета. С сохранением его значения как наиболее организованной части информационной системы, функционирующей на качественно новом техническом уровне, он во все большей степени должен становиться составной частью управляющей системы предприятия. В мировой практике управленческий учет начал формироваться в середине XX века. В России его развитие началось вместе с формированием рыночных отношений в середине 90-х годов. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) предусматривают разделение бухгалтерии предприятия на три взаимосвязанные подсистемы: 1) финансовую; 2) налоговую; 3) управленческую. Бухгалтерский учет разделился на финансовый и управленческий, причем в финансовом учете постепенно обособляется и управленческая функция. Необходимость обособления данных управленческого учета в самостоятельную систему во многом связана с усилением требований к сохранению коммерческой тайны деятельности организации, обстоятельств, при которых принимаются те или иные решения. Показатели финансовой отчетности доступны если не для всех, то для многих. Это можно отнести и к финансовому учету, открытому для проверок налоговых органов, ревизоров общества или товарищества, аудиторов и т.п. Система формирования финансовой отчетности должна быть прозрачной, доступной для понимания компетентным пользователем. Иное дело - учет для управления, его данные - коммерческая тайна не только для внешних пользователей, но и для управленческого персонала самого предприятия, не имеющего прямого отношения к решению данной проблемы.
Классификация затрат по местам возникновения и по участию в производственном процессе В зависимости от порядка интеграции издержек в себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) издержки классифицируются на два вида: 1) издержки на продукт; 2) издержки на период. Издержки на продукт (производственные издержки) непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности организации. Это материальные издержки, которые возможно проинвентаризировать. Издержки на продукт включают в себя три элемента: а) прямые материальные издержки; б) прямые издержки на оплату труда; в) общепроизводственные издержки. Издержки на период состоят из коммерческих и административных издержек. В финансовом учете информация о таких издержках накапливается на дебет счетов 44 «Расходы на продажу» и 26 «Общехозяйственные расходы». Классификация затрат по экономическим элементам и ее значение Под экономическим элементом принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг). Согласно такой классификации издержки группируются: - на материальные издержки; - на издержки на оплату труда; - на издержки по отчислениям на социальные нужды; - на издержки на амортизацию; - на прочие издержки. Классификация издержек по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру издержек организации. Понятие и виды калькуляции. Выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях. Структура и виды себестоимости (полная производственная себестоимость, нормативная и фактическая себестоимость, себестоимость по прямым затратами по переменным затратам). Под калькулированием себестоимости понимается исчисление себестоимости произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Общепринятой классификации методов учета затрат и калькулирования не существует. Тем не менее их можно сгруппировать по трем признакам: по объектам учета затрат, по полноте учитываемых затрат и по оперативности учета и контроля за затратами.
По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный и позаказный методы. Позаказный метод калькулирования используется при изготовлении партий продукций по заказу покупателей или при выполнении работ (услуг) для заказчиков. Попроцессный метод используют предприятия, выпускающие массовую продукцию, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности все этапы производства (процессы). Попроцессный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характеризуется тем, что на предприятии выпускают продукцию ограниченной номенклатуры и отсутствует незавершенное производство. В связи с этим объектом учета затрат является отдельный процесс как составная часть всего процесса производства. Попередельный метод калькулирования (полуфабрикатный или бесполуфабрикатный) используют предприятия, у которых продукция проходит несколько переделов, каждый из которых за исключением последнего представляет собой законченную стадию обработки сырья. В результате получают полуфабрикаты собственного производства, готовые для дальнейшего использования в производстве или реализации. Бесполуфабрикатный метод предусматривает калькулирование затрат по отдельным переделам, без определения стоимости полуфабрикатов. В этом случае попередельный метод будет соответствовать попроцессному методу калькулирования. С точки зрения полноты учитываемых издержек возможно калькулирование полной и неполной («усеченной») себестоимости. В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактических и нормативных затрат. Метод учета затрат и калькулирования выбирается предприятием самостоятельно, так как зависит от ряда частных факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции и т.п., иначе говоря, от индивидуальных особенностей предприятия. На практике эти методы могут применяться в различных сочетаниях. Главное, чтобы выбранный организацией метод обеспечивал возможность группировки затрат по отдельным объектам учета, текущего контроля за затратами на производство, а также возможность реализации важнейшего принципа управленческого учета — управления себестоимостью по отклонениям. В планировании, учете и анализе себестоимости отдельных видов продукции определяющими являются плановая, нормативная, фактическая и хозрасчетная себестоимость. Плановая (сметная) себестоимость разрабатывается на основе прогрессивных норм и экономических нормативов за отчетный период. Она непосредственно связана с принятыми предприятием решениями о предельной величине затрат на производство соответствующих видов продукции, выполнение работ или оказание услуг. Фактическая (отчетная) себестоимость определяется на основе данных бухгалтерского учета по истечении отчетного периода и представляет достоверную информацию о фактических затратах на производство продукции, работ, услуг. Она служит основой для экономического анализа, прогнозирования, планирования и принятия решений на краткосрочную и долгосрочную перспективу по изготовлению, совершенствованию или замене данного вида продукции.
Нормативная себестоимость представляет собой один из видов предварительной себестоимости и определяет величину затрат на изделие по статьям и действующим текущим нормам, нормативам и сметам. Калькулирование себестоимости продукции в условиях комплексного производства методом пропорционального разделения затрат, расчетно-аналитическим методом, методом количественно-стоимостного калькулирования Способ пропорционального распределения затрат применяется для калькулирования себестоимости продукции в условиях одновременного производства ее нескольких видов, или если учитываются затраты по группам однородных продуктов и их прямое отнесение на конкретный продукт невозможно. Сущность способа заключается в том, что затраты производства распределяются на отдельные виды продукции пропорционально экономически обоснованной расчетной базе. С помощью способа калькулируется себестоимость металлов при обогащении полиметаллических руд и продукция химического производства. Распределительно-аналитическое калькулирование предполагает разделение затрат комплексного производства либо на основе предельной/пропорционально-предельной полезности либо параметрическим способом путем дифференцированного распределения отдельных групп косвенных затрат между различными видами продукции пропорционально выбранному технико-экономическому показателю. В качестве критерия предельной полезности обычно принимают стоимость в продажных ценах выпуска всех видов продуктов, которые не подразделяются на основные и побочные, а все считаются основными. Методика количественно-стоимостного калькулирования применяется в комплексном производстве, выпускающем однородные виды продукции, различающиеся между собой только по сортам. Для каждого сорта/продукта устанавливается свой коэффициент, на основе которого и происходит калькулирование (метод эквивалентных коэффициентов). Норм. Норм. 10,70,69…à20---à 43--à 90
20 – 43 откл. Отклонения
43 откл. – 90 % отклонений=Онач.+Оза мес./ГПнач.+ГПза мес. По местам В зависимости от последовательности группировки расходов на предприятии следует различать начальные, промежуточные и конечные места затрат. Начальные места издержек по существу представляют собой центр расходов, первую ступень их формирования. Промежуточные места соответствуют более высокой степени обобщения издержек, характерных для подразделений предприятия, изготовляющих части готовой продукции или полуфабриката. Конечные места расходов охватывают заключительный этап технологического процесса на данном предприятии. Здесь аккумулируются все прямые и распределяемые затраты на производство изделий и услуг, учитывается их выпуск, калькулируется производственная себестоимость.
С точки зрения содержания деятельности и отношения к изготовлению продукции производственные места затрат подразделяются на основные, вспомогательные и сопутствующие. Основные места затрат выпускают продукцию, для изготовления которой создано предприятие, вспомогательные — предназначены для производства изделий и услуг, обеспечивающих нужды основного производства в инструменте, запасных частях, энергии, текущем ремонте. Сопутствующие места издержек либо заняты изготовлением продукции из отходов, либо имеют целевое назначение в качестве экспериментальных, опытных, исследовательских производств. В зарубежной литературе по учету также выделяются конкретные и абстрактные, общие и единичные, постоянные и временные места расходов. Конкретные места затрат представляют собой определенные технологические подразделения, выпускающие продукцию. Это основные, вспомогательные производства, цеха по изготовлению потребительских товаров, которые в дальнейшем подразделяются на участки, группы машин и отдельные рабочие места. К абстрактным местам расходов относятся заготовление сырья и материалов, сбыт готовой продукции и отделы заводоуправления. Управление предприятием в целом является общим местом затрат, а, например, заготовление материальных ценностей и сбыт готовой продукции — единичными. Общими для предприятия местами затрат может быть значительная часть вспомогательных цехов и служб, например водоснабжение, паровое хозяйство, энергетические службы и т.д. В некоторых случаях различают постоянные (устойчивые) и временные, т.е. ограниченные во времени, места издержек. Необходимость в последних возникает как временная потребность для раздельного учета отдельных нерегулярных расходов, например издержек на разработку и внедрение систем автоматизации, затрат на освоение новых изделий, технологических методов и т.д. На многих предприятиях с хорошо организованным управленческим учетом контроль затрат ориентирован главным образом на места издержек, места затрат материального хозяйства, производственной сферы, управления и сбыта. По центрам Под центром ответственности в управленческом учете понимается область, сфера, вид деятельности, во главе которых находится ответственное лицо (менеджер), имеющий права и возможности принимать и осуществлять решения. В отличие от места затрат центр ответственности, как правило, более масштабен. Опыт организации управленческого учета на зарубежных предприятиях свидетельствует о том, что чаще всего центры ответственности классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также функциям, выполняемым каждым центром. Соответственно первому признаку центры ответственности подразделяют на центры текущих затрат, центры инвестиций, центры продаж и центры прибыли. При классификации по выполняемым функциям различают основные и обслуживающие места затрат и центры ответственности.
Центр текущих затрат представляет собой подразделение внутри предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. Примером может быть производственный цех, не выпускающий конечной или завершенной продукции и полуфабрикатов, отделы заводоуправления, социальные службы и т.п. Центры затрат могут входить в состав других центров ответственности или существовать обособленно. Центр инвестиций — это подразделение, руководитель которого отвечает за затраты и результаты инвестиционного процесса, эффективность использования капитальных вложений. Задача центра инвестиций — достижение максимальной рентабельности вложенного капитала, быстрая его окупаемость, увеличение рыночной стоимости предприятия. Управление затратами здесь осуществляется при помощи операционного бюджета, отчетности о его исполнении, информации о движении денежных потоков. Центры продаж включают подразделения маркетинго-сбытовой деятельности, руководители которых отвечают только за выручку от продажи продукции, товаров, услуг, за затраты, связанные с их сбытом. Им предоставляется информация о наиболее рентабельных в производстве или закупках товарах, но результаты деятельности оценивают главным образом по объему и структуре продаж в натуральном и стоимостном выражении и величине издержек обращения. Центры прибыли представляют собой подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Это могут быть отдельные предприятия в составе крупного объединения, филиалы, дочерние организации (торговые представительства, магазины, фирмы и т.п.). Их руководители имеют возможность контролировать все компоненты деятельности, от которых зависит величина прибыли: объемы производства и продаж, цены, затраты. Обычно центры прибыли включают несколько мест затрат. Общие расходы и результаты их деятельности отражаются в системе бухгалтерского учета. Центр ответственности за снабжение контролирует не только затраты на приобретение и заготовление товарно-материальных ценностей, но и величину материальных запасов, эффективную работу складского хозяйства, качество материальных ресурсов и т.п. Аналогичные задачи выполняет центр ответственности сбыта, но применительно к процессам и показателям отпуска и реализации продукции, работ, услуг. Оба вида центров имеют учитываемые показатели объемов деятельности и величины соответствующих затрат. В отличие от них центры ответственности управления, обычно отделы и административные службы, могут иметь только затраты. Управленческий учет в информационной системе управления деятельностью предприятия До последнего времени управленческие функции бухгалтерии ограничивались контролем за соблюдением законности совершения хозяйственных операций, установленных правил приема и отпуска товарно-материальных ценностей, правильным расходованием фонда заработной платы, за соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины, установленных правил и сроков проведения инвентаризации, взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности, соблюдением платежной дисциплины; контролем за законностью списания недостач, потерь, просроченных долгов и т.п. Меняется целевое назначение бухгалтерского учета. С сохранением его значения как наиболее организованной части информационной системы, функционирующей на качественно новом техническом уровне, он во все большей степени должен становиться составной частью управляющей системы предприятия. В мировой практике управленческий учет начал формироваться в середине XX века. В России его развитие началось вместе с формированием рыночных отношений в середине 90-х годов. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) предусматривают разделение бухгалтерии предприятия на три взаимосвязанные подсистемы: 1) финансовую; 2) налоговую; 3) управленческую. Бухгалтерский учет разделился на финансовый и управленческий, причем в финансовом учете постепенно обособляется и управленческая функция. Необходимость обособления данных управленческого учета в самостоятельную систему во многом связана с усилением требований к сохранению коммерческой тайны деятельности организации, обстоятельств, при которых принимаются те или иные решения. Показатели финансовой отчетности доступны если не для всех, то для многих. Это можно отнести и к финансовому учету, открытому для проверок налоговых органов, ревизоров общества или товарищества, аудиторов и т.п. Система формирования финансовой отчетности должна быть прозрачной, доступной для понимания компетентным пользователем. Иное дело - учет для управления, его данные - коммерческая тайна не только для внешних пользователей, но и для управленческого персонала самого предприятия, не имеющего прямого отношения к решению данной проблемы.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.024 с.) |