Ювелирное искусство стран западной европы xVI-XVII вв. Дипломатические подарки XVIII-XIX вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ювелирное искусство стран западной европы xVI-XVII вв. Дипломатические подарки XVIII-XIX вв.



ЗАЛ 4

Витрина - ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА XVIII в.

 

- бульонная чаша с крышкой и блюдо (верх). Вена. Период Дю Пакье. 1730-е гг. Фарфор, золото, серебро, бриллианты, камеи на раковине, натуральная скорлупа породы Clanculus Pharaonis (ручка крышки в виде золотой улитки).

- стакан и поддон на ножке. Вена. Период Дю Пакье. 1730-е гг. Фарфор, золото, гелиотроп, перламутр, слоновая кость, лазурит, камеи на раковине.

- мелкие вещи: табакерки, игольники, чашечки, футляры для ножниц. Мейсен. 1730-60-е гг. Фарфор, золото.

- подставки под кофейные чашечки. Западная Европа. Середина XVIII в. Золото, бриллианты.

- тарелка прорезная, корзиночка прорезная и десять фишек для карточной игры. СПб. Мастер Иоганн Мейснер. 1768-69 гг. Золото. Выполнены по заказу Екатерины II.

- коробки с фишками для карточной игры. Франция. Середина XVIII в. Золото, перламутр. По борту тарелка декорирована медальонами с изображением улья с пчелами и розового куста – элементов эмблемы Екатерины II утвержденной указом императрицы от 31 октября 1765 г.

- счетчики для карточной игры. Западная Европа. Середина XVIII в.

 

Витрина – ГЕРМАНИЯ. АУГСБУРГ. МАСТЕРСКАЯ БИЛЛЕРА. 1730-е гг.

- туалетный прибор Анны Иоанновны. Германия. Аугсбург. Мастер Иоганн Людвиг Биллер II и Иоганн Якоб Вальд. 1736-1740 гг. Золото. 46 предметов, общий вес – 45 кг. В комплекс прибора входят туалетные коробки, рукомойный прибор, разнообразные лотки, подносы, щетка, подушка для булавок, флаконы, подсвечники, чайники, кофейники, сахарница с ложками, жаровня. С 1882 г. прибор хранился в Галерее драгоценностей; ранее – в Зимнем дворце.

Витрина 1 - АНГЛИЯ XVIII в.

 

Верх. Планшет:

- комплект из часов и несессера на шатленах. Несессер - мастер Томас Тирл. Часы – Шарль Кабрие (сын). Футляр – Т.Тирл. 1752-53 гг. Золото, серебро, бриллианты, агат, оникс, эмаль, стекло, металлические сплавы. Шатлен несессера имеет две подвески: внутри одной – наперсток, в другой – флакон для духов. Приобретен императрицей Елизаветой Петровной в середине XVIII в. Поступил в Галерею драгоценностей в конце XIX в. из Кабинета казенных бриллиантов Зимнего дворца.

 

Справа от планшета:

- несессер на шатлене с брелоками. Хаси и Джойс. 1730-е гг. Золото, агат, оникс, лазурит, медь, сталь. Шатлен декорирован на передней стенке изображением Минервы со щитом и копьем. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

 

Полка. Слева:

- готовальня. Середина XVIII в. Золото, серебро, сталь, кость, алмаз. Внутри готовальни помещаются семь чертежных и измерительных инструментов. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- н есессер настольный. Около 1760 г. Золото, серебро, бриллианты, агат, перламутр, стекло, сталь, черепаховый панцирь, кость, кожа, бархат. Внутри несессера – двойная костяная таблетка для записи, два стеклянных флакона, складное зеркало, зеркало в золотой оправе с изображением мифологической сцены, два ножика со стальным острием и золотым черенком, черепаховый ножик, черепаховая расческа, стальные ножницы, губка и щетка с перламутровыми ручками, золотой держатель с карандашом и пером, золотая катушка для ниток, внутренняя часть которой служит игольником с золотым наперстком сверху, стальная игла с уховерткой, стальная золоченая ручка для ввинчивания пяти предметов дантиста. Согласно записи на внутренней пластине несессера: Марта 17 1848 он использовался в середине XIX в. Передан в Галерею драгоценностей в середине XIX в из Зимнего дворца.

 

Центр:

- табакерка. 1760-70-е гг. Золото, агат. Рокайльный декор крышки с изображением китайской деревни выполнен в стиле «шинуазери». Поступила из коллекции великого князя Алексея Александровича в 1908 г.

- шкатулка-письменный прибор с часами. Середина XVIII в. Часы – мастер Шарль Кабрие (сын). Золото, гелиотроп, перламутр, эмаль, стекло. Поступила из коллекции русского посла в Вене Д.Татищева в 1845 г.

 

Справа:

- флакон с ручками. 1760-е гг. Золото. Поступил в Галерею драгоценностей до 1859 г.

 

Низ слева:

- несессер настольный. Около 1760 г. Золото, серебро, гелиотроп, перламутр, стекло, кожа. Внутри помещены 12 предметов: пинцет с пилкой, игла, ножницы, карандаш, зеркало, щетки, флаконы. Согласно записи на внутренней пластине несессер был преподнесен Екатерине II в день именин.

- табакерка с двойной крышкой. 1740-е гг. Золото, лазурит. Упоминается в описи драгоценностей императрицы Елизаветы Петровны 1761 г. Вероятно, эта табакерка и аналогичная ей агатовая табакерка (рядом) были приобретены русским двором совместно с коллекцией английских часов.

 

Центр:

- карне де баль. Вторая половина XVIII в. Золото, серебро, бриллианты, бумага, ткань. Поступило из Императорской галереи драгоценностей.

 

Справа:

- несессер настольный с орлом. Золото, серебро, бриллианты, рубины, изумруды, агат, лазурит, жемчуг, стекло. Поступил из Императорской галереи драгоценностей.

 

Витрина 2 – АНГЛИЯ XVIII в.

Верх слева:

- часы на шатлене. Мастер Джозеф Даддс. Около 1750 г. Золото, серебро, лазурит, горный хрусталь, маркасит. Приобретены Елизаветой Петровной в середине XVIII в. С середины XIX в. находятся в Галерее драгоценностей.

 

Центр:

- часы на шатлене. Мастер Шарль Кабрие (отец). Около 1720 г. Золото, серебро, эмаль, сапфиры, бриллианты, металлические сплавы, стекло. На крышке часов и шатлене закреплены 99 бриллиантов (весом более 47 карат) и 22 сапфира (самые крупные весом 25 карат и 22 карата. Приобретены императрицей Елизаветой Петровной в середине XVIIIв. Поступили в Галерею драгоценностей в конце XIX в. из Кабинета казенных бриллиантов Зимнего дворца.

- часы на шатлене. Фирма «Квэр и Хосман». 1730-е гг. Золото, серебро, бриллианты, шпинель, металлические сплавы. Приобретены Елизаветой Петровной в середине XVIII в. Поступили в Галерею драгоценностей в конце XIX в. из Кабинета казенных бриллиантов Зимнего дворца.

 

Справа:

- часы на шатлене. Мастер Шарль Кабрие (сын). Золото, серебро, бриллианты, лазурит. Приобретены Елизаветой Петровной в середине XVIII в. С середины XIX в. Находятся в Галерее драгоценностей.

- часы на шатлене. Мастер Джозеф Даддс. Золото, серебро, горный хрусталь, эмаль. Приобретены Елизаветой Петровной в середине XVIII в. С середины XIX в. находятся в Галерее драгоценностей.

 

Низ центр:

- часы настольные с несессером и музыкальным механизмом. Мастер Джеймс Кокс. 1772 г. Золото, серебро, агат, жемчуг, цветное стекло. В конце XVIII в. находились в Зимнем дворце; с середины XIX в. – в Галерее драгоценностей.

 

Слева, справа:

- часы на колонне. Мастер Шарль Кабрие Младший. 1770-е гг. Золото, серебро, драгоценные камни, стекла, эмаль.

 

Справа:

- часы на шатлене (с чеканным декором). Мастер Джон Элликотт II. Чеканщики Генри Мэнли и Джон Бизли. Ювелир Джеймс Смит. Золото, серебро, алмаз, эмаль, стекло, металлические сплавы. На крышке часов – чеканная композиция «Клятва Ганибала». На шатлене – аллегорические фигуры Правосудия, Мудрости, Кротости и Силы. Предположительно, были приобретены императрицей Елизаветой Петровной в середине XVIII в. С середины XIX в. находятся в Галерее драгоценностей.

 

Витрина – ФРАНЦИЯ XVIII в.

 

Верх:

- несессер на шатлене. Середина XVIII в. Золото, перламутр, алмазы. Поступил из Императорской Галереи драгоценностей в середине XIX в.

 

Полка:

- табакерка в виде бочонка. Париж. 1684-1689 гг. Золото, черепаховый панцирь. Считается самой ранней табакеркой в эрмитажной коллекции французского ювелирного искусства. Напоминает первые коробочки для нюхательного табака, формы которых еще не устоялись. Табакерка снабжена навинчивающейся крышкой, внутри к ней на цепочке крепится золотая ложечка. В конце XVIII в. находилась в Зимнем дворце.

- табакерка с изображением танцующей пары. Начало XVIII в. Золото, перламутр, эмаль. Поступила из Императорской Галереи драгоценностей в середине XIX в.

- табакерка – корзиночка. Париж. 1731-1732 гг. Золото, серебро. Золотая основа табакерки сплошь покрыта плетенкой из золотой и серебряной проволоки с накладкой чеканного золота на крышке. Форма корзиночки получила наибольшее распространение в табакерках конца 1730-40-х гг.

- табакерка из серебристого перламутра в золотой оправе. Париж.МастерДаниэль Говерс (Гуэр). 1730-35 гг. Золото, перламутр. Это самая поздняя работа Д.Гуэра в эрмитажном собрании, отличающаяся изяществом формы и тонкостью декора. Возможно, что она была изготовлена для одного из членов королевской семьи. Поступила до 1859 г.

 

Средняя полка:

- табакерка с декором цветного перламутра. Мастер Пьер Клод Моте. Париж. 1750-е гг. Золото, перламутр, смальта, кость. Табакерка декорирована пластинами светлого перламутра, инкрустированного цветным перламутром, смальтой и костью. Один из наиболее интересных экземпляров, выполненных под влиянием шинуазри. С конца XVIII в. находилась в Зимнем дворце.

- табакерка красного лака. Париж. 1762-63 гг. Лак, золото, серебро. Табакерка выполнена в традициях шинуазри. На крышке представлен архитектурный пейзаж «с китайскими штучками». C конца XVIII в. находилась в Зимнем дворце.

- табакерка перламутровая в золотой оправе. 1737-38 гг. Золото, перламутр. Табакерка с изображением павлинов, стоящих в саду у пагоды, является одним из ранних образцов перламутровой мозаики эпохи рококо. Поступила до 1859 г.

- табакерка с натюрмортом. Мастер Жан Дюкролей. 1760 г. Золото, серебро, бриллианты, изумруды, эмаль. Миниатюры с изображением натюрмортов на крышке и боковых стенках табакерки обрамлены крупными бриллиантами и мелкими изумрудами. Поступила до 1859 г.

- табакерка с миниатюрами. Мастер Жан Жорж. Эмальер – Луи Никола ван Бларенберг. 1761 г. Золото, горный хрусталь, миниатюры гуашью на бумаге. Лицевые стороны декорированы миниатюрами, помещенными под пластины горного хрусталя. На миниатюрах представлены лагерные сцены Гвардейского голштинского полка Петра III. На внутренней стороне крышки - миниатюрный конный портрет Петра III. Считается, что табакерка принадлежала Петру III. Поступила до 1859 г.

 

Низ:

- табакерка. Мастер Жозеф Этьен Блерзи. 1774-75 гг. Золото, эмаль. Поступила из Императорской Галереи драгоценностей в середине XIX в.

- табакерка с портретами великих князей Александра и Константина Павловичей. Мастер Луи Кузен. 1781-82 гг. Золото, лазурит, горный хрусталь, жемчуг, эмаль. Поступила до 1859 г.

- табакерка с картой Крыма на крышке. Мастер Клод Пьер Потье. 1784-85 гг. Золото, стекло, жемчуг, авантюриновое стекло, бумага. Вероятно, что миниатюра с изображением карты Крыма была вмонтирована уже в Петербурге и связана с событиями русско-турецких войн и присоединением Крыма к России. Выполненная на бумаге карта озаглавлена: «Карта Таврии» и снабжена надписями на русском языке: Азовское море, Феодосия, Таврия. Поступила в Эрмитаж в конце XVIII в. и была записана в Опись драгоценностей Екатерины II. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- табакерка. Мастер Жан Мишель Кристоф Риндерхаген. Париж. 1781-82 гг. Золото, перламутр, жемчуг. Табакерка декорирована пластинами темного перламутра и жемчугом. Есть гравированная подпись ювелира и клеймо его поручителя. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- табакерка с изображением охотничьих сцен. Мастер Жан Дюкролей. 1750-56 гг. Золото, бриллианты, рубины. Поступила в середине XIX в. из Императорской Галереи драгоценностей.

- табакерка с амуром. Мастер Клод Пьер Потье. Париж. 1781-82 гг. Золото, эмаль. Поступила в середине XIX в. из Императорской галереи драгоценностей.

- карне. Париж. 1779 г. Золото, серебро, эмаль, бриллианты, розы, жемчуг, изумруды, опалы. На крышке с двух сторон надпись «Напоминание Благодарности», выполненная из серебра с алмазами. Стороны футляра украшены медальонами расписной эмали. На одном – Минерва, венчающая лавровым венком портрет Екатерины II, поддерживаемый Хроносом и музой истории с раскрытой книгой. На другом – изображение фигур воина и гения перед жертвенником с надписью «тобою восхожу». Вверху – сияние с вензелем «ЕII». Карне было преподнесено Екатерине II князем Г.А.Потемкиным.

Карне – миниатюрная плоская коробочка, чаще всего прямоугольной формы, для хранения грифеля и пластинок из слоновой кости или перламутра. На них во время бала, в театре и т.п. было принято писать записки.

- настольный письменный прибор. Париж (?). 1760-1770-е гг. Гелиотроп, перламутр, золото. Был преподнесен Екатерине II польским королем Станиславом Августом Понятовским 27 июня 1783 г.

ЗАЛ 4

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVI-XVII вв. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПОДАРКИ XVIII-XIX вв.

 

Витрина – МИЛАН. ПРАГА. МАСТЕРСКАЯ МИЗЕРОНИ. XVI-XVII вв.

Справа:

- чаша Климента Альдобрандини (верх). Милан. Около 1600 г. Горный хрусталь, золото, эмаль. Согласно инвентарю 1859 г. чаша принадлежала самому известному представителю флорентийского рода Альдобрандини, папе Клементу VIII, занимавшему папский престол в 1592-1605 гг. На ножке вырезан герб Альбрандини, помещенный под папской тиарой с ключами. Поступила в 1846 г. из собрания Д.П.Татищева.

- бокал Августа Сильного (верх). Милан. Камень - конец XVI в. Монтировка – Южная Германия (?). Середина XVII в. Горный хрусталь, золото, рубины, эмаль. Согласно инвентарю 1859 г. бокал принадлежал Польскому королю Августу Сильному (1670 – 1733), который затем преподнес его Петру I. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- ваза с крышкой (низ). Милан. Мастерская Мизерони. Конец XVI в. Крышка предположительно от другого предмета, отличается несколько иным типом резьбы. Горный хрусталь, золото, эмаль. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- ваза с расширяющимся горлом (низ). Прага или Милан. Круг Оттавио Мизерони. Конец XVI – начало XVII вв. Горный хрусталь, золото, эмаль. Эмали близки пражским работам Яна Вермеена и его круга. Выпуклые пятна эмали красного цвета, имитирующие рубины – отличительная черта мастеров круга Мизерони. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

Центр:

- чашечка на ножке с крышкой. Прага. Оттавио Мизерони. Около 1615 г. Гелиотроп, золото, эмаль. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- вазочка с двумя ручками в виде крылатых женских полуфигур. Прага (?). Около 1600 г. Гранат, золото, эмаль. Поступила в 1926 г. из Минералогического музея г. Ленинграда.

- чаша в золотой оправе с гранатами. Мастерская Мизерони. Камень – Прага (?). Конец XVI – начало XVII вв. Дымчатый кварц, золото, гранаты, эмаль.

 

Слева:

- чаша в форме раковины. Вена. Камень – третья четверть XVII в. Монтировка – XIX в. Дымчатый кварц, золото, бриллианты, рубины, эмаль. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- чаша с изображением маскарона. Прага. Дионисий Мизерони. Середина XVII в. Дымчатый кварц, золоченое серебро. Чаша на ножке в форме светильника вырезана из дымчатого кварца. С одной стороны тулова есть изображение маскарона с двумя сквозными отверстия для фитиля. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- чаша на ножке в серебряной оправе. Прага. Мастерская Оттавио Мизерони. Камень – около 1620 г. Монтировка – конец XVIII в. Дымчатый кварц, серебро. Поступила в 1846 г. из собрания Д.П.Татищева.

 

Витрина – ГЕРМАНИЯ. АУГСБУРГ. XVI-XVII вв.

Справа:

- кружка. Третья четверть XVI в. Горный хрусталь, серебро. Фризы с играющими пути близки к плакеткам Петера Флётнера. Поступила из Зимнего дворца.

- ларец с письменными принадлежностями. Мастер Фридрих I Швестермюллер. На верхнем рельефе гравирована монограмма «AG» - возможно инициалы известного ювелира Адольфа Гаапа. 1690-1695гг. Серебро, алмазы. Внутри ларца в гнездах помещены: линейка с ручкой-пуговкой, нож со стальным лезвием, стальные ножницы, ручка-вставочка для наконечника из гусиного пера, нож для разрезания бумаги, четыре граненых флакона из горного хрусталя, два серебряных флакона с алмазами на крышках, круглая коробочка со съемной крышкой, овальная вазочка с двумя ручками и крышкой, две прямоугольные коробочки с крышками на шарнирах, песочница, чернильница, две печати, лоток. По преданию, ларец принадлежал Елизавете Петровне. Подобные приборы нередко использовались как дорожные. Поступил в XIX в. из собрания Зимнего дворца.

- зеркало. 1690-е гг. Амальгированное стекло, дерево, серебро. Использование накладного незолоченого растительного декора, вымощенного алмазами – один из характерных художественных приемов аугсбургских ювелиров конца XVII в. Поступило из собрания Зимнего дворца.

 

Центр:

- чаша на ножке. Мастер Даниэль Майер. Вторая половина XVII в. Агат, серебро. Подарок от Анны Иоановны, правительницы Курляндии, императрице Екатерине на роды. По первоначальному рисунку чаша была с коралловыми ручками в виде дельфинов. Сейчас видны следы от их крепления и монтировки. Поступила в середине XIX в. из Кунсткамеры.

- чайник с крышкой. Стекло: Потсдам. Около 1690 г. Оправа: Аугсбург. Мастер Тобиас Баур. 1695 – 1700 гг. Рубиновое стекло, золоченое серебро. Поступил в 1922 г. из собрания Якобсона.

- фляга. Стекло: Потсдам. Около 1690 г. Оправа: Аугсбург. Мастер Тобиас Баур. 1695 -1700 гг. Рубиновое стекло, золоченое серебро. Поступила в 1925 г. из коллекции великого князя Е.М.Лейхтенбергского.

- ларец с рельефом. Ларец: мастер Ганс Якоб Майр. 1684 – 1689 гг. Рельеф: мастер Якоб I Ягер. 1670 – 1673 гг. Серебро, горный хрусталь, сапфиры, изумруды, топазы, аметисты, хризопразы, бирюза, эмаль. В дно ларца вставлен незолоченый рельеф с изображением «Свадьбы Пелея и Фетиды». Поступил из собрания Зимнего дворца.

- чайница. Конец XVII – начало XVIII вв. Золоченое серебро, агат. Поступила из собрания Зимнего дворца.

 

Слева:

- чайница. Конец XVII – начало XVIII вв. Золоченое серебро, рубины, поделочные камни. Поступила в 1925 г. через музейный фонд из Дома-музея Шуваловой.

- ларец «Минерва». Мастер Пауль Золаньер. 1690 – 1700-е гг. Золоченое серебро, аметисты, гранаты, оливины, одонтолит, бирюза, эмаль. Ларец украшен медальонами расписной эмали и эмблемами с девизами на французском языке. Поступил в XIX в. из собрания Зимнего дворца.

 

Витрина – ГЕРМАНИЯ. НЮРНБЕРГ. XVI-XVIII вв.

 

Справа:

- стопа с крышкой, увенчанной серебряной вазой с цветами. Оправа – Нюрнберг. Мастер Вольфганг Рёслер. Стекло – Мюнхен или Фрейсиг. Гравировка на стекле – мастер Генрих Шванхардт – знаменитый потомственный резчик по стеклу. 1685-1690 гг. Рубиновое стекло, серебро. Поступила в 1933 г. из Музея Училища барона А.Л.Штиглица. В 1886 г. была приобретена во Франкфурте-на-Майне из коллекции Л.-А.Рикарда-Абенхеймера.

- туалетный прибор Алексея Михайловича (тазик – чаша, мыльница и кувшин). Камень – Италия. Оправа – Германия. XVII в. Золоченое серебро, аметистовый кварц (?). Подарок от итальянских купцов (?).

 

Центр:

- ларец Ядвиги Ягеллонки. 1533 г. Ювелирные изделия, украшающие поверхность ларца, относятся к первой половине XVвека. Серебро, алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг, полудрагоценные камни, геммы, эмаль. Гербы и дата на ларце позволяют определить его как часть приданого Ядвиги Ягеллонки – дочери польского короля Сигизмунда I (из династии Ягеллонов), вышедшей замуж за курфюрста Бранденбургского Иоахима II в 1535 г. В Россию попал как приданое Софии Шарлотты Вольфенбюттельской, жены Алексея Петровича.

- кубок-корабль. Мастер Э.Линден. Первая треть XVII в. Серебро. Такой тип кубка наиболее характерен для Э.Линдена и его мастерской. Происходит из собрания Зимнего дворца.

- кубок-корабль на колесах. Мастер Э.Линден (?). Первая треть XVII в. Серебро. Поступил в 1922 г. из собрания князей Юсуповых.

 

Слева:

- кубок. Ольмютц (?), Чехия; Германия. 1655 г. (?) Серебро, кокосовый орех. Поступил в 1922 г. из собрания Зимнего дворца.

- кубок с крышкой. 1610-е гг. Серебро, золочение. Кубок ложчатый относится к типу «виноградный». Поступил в 1922 г. из собрания князей Юсуповых.

- кубок с крышкой. Мастер Кристоф Риттер II. 1560-е гг. Серебро, жемчуг, цветные стекла, эмаль, золочение. Поступил в 1930 г.; ранее – в собрании графов Шереметевых.

- кружка. Польша. Гданьск. Мастер Готтфрид Вендт. 1736 - 1740гг. Серебро, изумруды. На незолоченой муфте изображены сцены избрания на царствование в России Владислава IV Вазы – сына короля Сигизмунда III. На другой стороне – сцена встречи Иосифа с братьями. Накладные ветви с 53 изумрудами, по всей видимости, позднего происхождения (возможно, были добавлены в Петербурге). Была поднесена Александру I купцом Савостиным, получившим за нее 700 рублей ассигнациями; передана в Эрмитаж 7 сентября 1900 г.

 

Витрина – ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. ХVI-ХVIIвв.

 

Справа:

- ларец, украшенный пластинками с изображением сцены грехопадения. Португальская колония на Цейлоне. XVII в. Слоновая кость, дерево, серебро. Ларец был привезен Петром I из второго заграничного путешествия в составе коллекции амстердамского аптекаря А.Себы. Поступил в 1894 г. из Кунсткамеры.

- костяной рог со сценами охоты. Португальские колонии. XVI в. Слоновая кость, мелкие драгоценные камни; в старые гнезда вставлены новые камни. По широкому краю рога надпись: “Imfamte dom Luis” и герб Португалии. Принадлежал инфанту Людовику, сыну португальского короля Эммануила Счастливого. Привезен во Францию из Португалии в 1808 г. Поступил в 1886 г. из Царскосельского арсенала.

- ложка Яна III Собеского. Германия (?). XVII в. Горный хрусталь, коралл, золото, эмаль, рубины. Поступила в середине XIX в. из Кунсткамеры.

 

Центр:

- кубок Анны Клевской. Камень – Франция, Париж (?) 1540 г., монтировка – Германия середина XVII в. Горный хрусталь, серебро, золочение. На тулове по верхнему краю выгравирована надпись, свидетельствующая о принадлежности кубка Анне Клевской, одной из жен английского короля Генриха VIII. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- кубок из раковины. Раковина – Франция. Середина XVI в. Оправа – Нюрнберг. Конец XVI в. Серебро, рубины, изумруды, раковины мидии. Поступил в 1925 г. из первого филиала Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица).

- лампа в оправе. Камень – Египет. Вторая половина X в. Оправа – Италия. Конец XVI в. Горный хрусталь, золото, эмаль. Уникальна по форме (среди более 200 сохранившихся изделий горного хрусталя этого времени – это единственная лампа). Поступила в 1846 г. из собрания Д.П.Татищева.

- медальон с камеей «Бюст Дидоны» (верх). Франция. Камея – к. XVI в. Оправа – сер. XVII в. Лазурит.

- камея «Полуфигура женщины с рукой, поднятой к волосам» (низ). Италия. К. XVI в.-н.XVII в. Оправа – XIX в. Лазурит.

- ожерелье королевы Луизы Прусской. Камеи – Италия. Конец XVI – начало XVII вв. Оправа – Германия. Начало XIX в. Агат, золото. Колье было получено императрицей Александрой Федоровной в наследство от матери, королевы Пруссии Луизы, и передано в Эрмитаж в 1845 г. Луизе, в свою очередь, ожерелье было преподнесено ко дню рождения в марте 1802 г. ее свекром – ландграфом гессен-кассельским Вильгельмом IX. После смерти Луизы в 1810 г. король Пруссии Фридрих Вильгельм III выкупил ожерелье у собственных детей, унаследовавших его. И лишь в 1843 г. оно перешло к его дочери Шарлотте, в то время уже российской императрице Александре Федоровне.

 

Слева:

- часы в форме тюльпана в кадке. Франция. Париж. Мастер Жан Руссо. Около

1630 г. Серебро, металлические сплавы. Поступили в 1922 г. из Зимнего дворца.

- настольный письменный прибор. Италия. Неаполь. Мастер Дженаро Сарао. Начало XVIII в. Черепаховый панцирь, золото, перламутр. На плоском подносе установлены две чернильницы, колокольчик, песочница, а в центре – держатель для перьев. Поступил в 1900 г. из Зимнего дворца.

- статуэтка «Нептун». Нидерланды (?). 1600 г. Золото, жемчуг, рубины, алмазы, коралл, горный хрусталь, серебро, эмаль. Упомянута в инвентарях 1789 и 1859 гг. С середины XIX в. – в Галерее драгоценностей.

- 2 золотых шара, состоящих из двух разъемных половин. Англия. Конец XVII в. Вместилища для «священного камня» (смешивали куски желудков жвачных животных с измельченными камнями, золотом). Использовали при врачевании. Делали соскобы и растворяли в воде. Сами «камни» привозили из Индии (из Гоа) (у нас их нет).

- бюст женщины с накидкой, покрывающей голову и плечи и с косами, соединенными под подбородком. Южная Германия, Аугсбург; Оправа - Италия, Милан. Около 1560 г. Гессонит, серебро, золото. Поступил в 1792 г. из собрания Сен-Мориса в Париже.

- две ручки сосуда. Италия. Милан. Конец XVI в. Горный хрусталь, золото, алмазы, эмаль. Предположительно, что два парных предмета являются ручками утраченного сосуда или были заготовками для некоего неосуществленного произведения. Упомянуты в инвентарях 1789 и 1859 гг., с середины XIX в. находятся в Галерее драгоценностей.

 

Витрина – ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА. XVI-XVII вв.

 

- подвеска «Попугай». Германия (?). Конец XVI в. Золото, эмаль, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг. Поступила до 1859 г. Вероятно, подвеску привез Петр I из-за заграничного путешествия в подарок Екатерине I.

- подвеска «Марс». Франция. Середина XVI в. Золото, серебро, лазурит, опал, рубины, жемчуг, халцедон, эмаль. Поступила в середине XIX в. из Императорской галереи драгоценностей.

- подвеска «Амур на черепе». Нидерланды. Конец XVI в. Золото, алмазы, рубины, жемчуг. Поступила в середине XIX в. из Императорской галереи драгоценностей.

(«Любовь побеждает смерть»)

- подвеска «Стреляющий Амур». Нидерланды. Около 1580 г. Золото, эмаль, рубины, жемчуг, алмазы. Изображение амура часто встречается на свадебных украшениях. Поступила после 1859 г.

- подвеска «Лебедь». Нидерланды. Около 1590 г. Золото, рубины, алмазы, жемчуг, эмаль. Вес большой барочной жемчужины более 20 гр. Интерес к изделиям из жемчуга был стимулом к приобретению подобного рода изделий для коллекции Эрмитажа. Вероятно, подвеска уже поступила не как личное украшение, а как памятник ювелирного искусства прошлого. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- подвеска «Сирена». Нидерланды. Около 1610-1620 гг. Золото, эмаль, алмазы, сапфиры, жемчуг. Поступила в середине XIX в. из Императорской галереи драгоценностей.

- пряжка беретная со сценой «Сусанна и старцы». Англия. Лондон. Между 1510-1520 гг. Золото, эмаль. Пряжка является самым ранним в Эрмитаже образцом чеканки по золоту в высоком рельефе. Поступила до 1859 г.

- подвеска Френсиса Дрейка. Англия. Лондон. 1590 г. Кварц, золото, эмаль. Бусина окрашенного кварца, весом 28 гр., имеет сверленое открытое отверстие в нижней части. Возможно, ранее использовалась как зерно четок. В верхней части подвески на золотой накладке имеется надпись «Fran.Drackh Jork. A 1590». Согласно описи драгоценностей подвеска была прислана в Эрмитаж «по приказанию его сиятельства графа Николая Александровича Толстова 1807 года ноября 25 дня».

- подвеска «Каравелла». Испания. 1580-1590-е гг. Изумруды, золото, эмаль. Общий вес 190 карат. Вес самого крупного изумруда составляет 125 карат. Поступила в Зимний дворец до 1789 г. (упоминается в Описи 1789 г. драгоценностей «Армитажа» императрицы Екатерины II).

- подвеска «Гиппокамп». Испания. Около 1600 г. Жемчуг, золото, эмаль. Поступила до 1859 г.

- подвеска «Каравелла». Италия (?). Конец XVI в. Золото, рубины, изумруды, жемчуг. Поступила до 1859 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.105 с.)