Витрина-комод – Западная Европа и Россия начало XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Витрина-комод – Западная Европа и Россия начало XVIII В.



 

Справа:

- часы открытые в двойном корпусе. Англия. Лондон(?). Мастер Поль Люлен. 1700-е гг. Механизм: медные сплавы, сталь, вороненая сталь, серебро, эмаль, алмазы, рубины. Внутренний корпус: серебро, стекло. Наружный корпус: серебро, шелк. На выемчатой серебряной поверхности циферблатного поля в центре – круглый медальон расписной эмали с изображением Петра I в обрамлении подвижного круга с семью алмазами и семью рубинами.

- подвеска «Якорь». Голландия. Около 1700 г. Серебро, золото, алмазы. Верх подвески исполнен в виде короны, на оборотной стороне – петля для крепления. Считается, что подвеска была привезена Петром I из Голландии. Упомянута в описи о разделе имущества Екатерины I между ее дочерьми Анной и Елизаветой. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

 

Центр:

- табакерка в виде корабля. Россия. Неизвестный мастер. Конец XVII в. Золото, дерево, перламутр. Табакерка не имеет аналогов и является единственным произведением этой формы. Эту табакерку Петр I возил с собой в первое путешествие по Франции и Британии. Хранилась в Кунсткамере, с середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- табакерка с видом Петербурга. СПб. Неизвестный мастер. 1719-1725 гг. Золото, черепаха, миниатюра, стекло. В крышку вмонтирована пластинка из панциря черепахи, инкрустированного золотом в технике travaille brodé с видом Петербурга с Дворцовой набережной. С внутренней стороны в крышку вмонтирована миниатюра работы И.-Г. Таннауэра с изображением Петра I и его младшего сына Петра Шишечки. Вероятно, принадлежала Петру I, с 1720-х годов хранилась в Кунсткамере, с середины XIX века – в Галерее драгоценностей.

- перстень с портретом Петра I под плоским бриллиантом. СПб. Неизвестный мастер. Начало XVIII в. Золото, бриллиант, миниатюра. Один из ранних в коллекции ГЭ «портретных» перстней. Миниатюра с изображением императора выполнена, вероятно, тушью на пергаменте И.-Г.Таннауэром. В XVIII веке хранился в Зимнем дворце, с 1870 г. – в Галерее драгоценностей.

- жалованный портрет Петра I. СПб. Миниатюра - начало XVIII в. Оправа более поздняя. Золото, серебро, алмазы, рубины, горный хрусталь, стекло, эмаль. На эмалевой рамке надпись: «Пожалованъ Государемъ Петромъ I Семеону Григорьевичу Нарышкину». Поступил в 1896 г. из коллекции князя Лобанова-Ростовского.

 

Слева:

- перстень с портретом Петра II. СПб. 1727 – 1730 гг. Золото, серебро, миниатюра, хрусталь. Считается, что перстень был подарен царем невесте – княжне Екатерине Долгоруковой. Передан из собрания великого князя Сергея Александровича в 1910 г. (был куплен князем у прямых потомков Долгоруковых).

- табакерка с вензелем Петра II. СПб. 1727 - 1730 гг. Золото, серебро, бриллианты, миниатюра. В центре крышки – вензель Петра II из перекрещенных букв «РР» под короной. Введение цифры «II» стало возможным лишь после 1727 г. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- табакерка с профильным изображением императрицы Анны Иоанновны. СПб. 1730-е гг. Черепаха, золото, медные сплавы. Изображение Анны Иоанновны восходит к коронационной медали датского мастера А.Шульца, работавшего в России с 1724 по 1735 год. Упомянута в описи 1789 года, в 1876 году передана Александром II в Галерею драгоценностей.

- табакерка с портретом императрицы Анны Иоанновны. СПб. 1736 – 1740 гг. Халцедон, золото, серебро, бриллианты, эмаль. Резной профильный портрет Анны Иоанновны в мантии восходит к изображению на медали работы Иоганна Карла Гедлингера, выпущенной в 1736 г. Медаль с девизом «В мире и войне славна» была изготовлена с целью прославления императрицы. Упомянута в описях 1761 и 1789 годов. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- мушечница с вензелем Анны Иоанновны. СПб. 1730-е гг. Золото, серебро, бриллианты, зеркало. В центре крышки на мантии – вензель Анны Иоанноавны под императорской короной из бриллиантов в серебре. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

 

Витрина – ПЕТЕРБУРГ. XVIII в.

Верхняя полка:

- букеты цветов. Приписываются мастеру Иеремии Позье. 1740- годы. Золото, серебро, бриллианты, драгоценные и поделочные камни. Вазы ХIХ в.: две из стекла, одна из горного хрусталя. В основном все камни заключены в серебряные оправы, а золото служит лишь для монтировки отдельных цветков в букет. С середины XIX в. находятся в Галерее драгоценностей.

- булавка для волос со стальным острием и пружиной. Середина XVIII в. Золото, серебро, сталь, бриллианты, рубины. Стальное острие было изготовлено позднее, первоначально изделие могло использоваться в виде броши или кулона. Принадлежала, вероятно, Елизавете Петровне. В конце XIX в. была передана в Галерею драгоценностей из Кабинета казенных бриллиантов.

- табакерка с вензелем Елизаветы Петровны. Середина XVIII в. Золото, аметистовый кварц, эмаль. Вмонтированный внутри крышки миниатюрный портрет Елизаветы Петровны восходит к прототипу Л.Каравакка. Возможно, табакерка предназначалась для памятного подарка. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

 

Средняя полка:

- табакерка в виде гренадерской шапки Лейб-компании с вензелем императрицы Елизаветы Петровны. 1741-42гг. Серебро, кожа. Возможно, была изготовлена по заказу лейб-компанцев для поднесения императрице к очередной годовщине восшествия на престол. Поступила в Галерею драгоценностей до 1859 г.

- мушечница. Мастер И.Позье. Середина XVIII в. Золото, серебро, бриллианты, эмаль. Поступила в Галерею драгоценностей в середине XIX в.

- табакерка рокайльная. Мастер И.Позье. 1740-е гг. Золото, серебро, бриллианты, рубины. Табакерка без клейм, но традиционно считается работой ювелира И.Позье. С конца XVIII в. находилась в Зимнем дворце.

- табакерка с корзиной цветов. Мастер И.Позье. 1740-е гг. Золото, серебро, бриллианты, сапфиры, кварц. Корзина цветов выложена из бриллиантов и сапфиров с крупным грушевидным сапфиром в центре. Стебли и листья исполнены из чеканного золота. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- табакерка с вензелем императрицы Елизаветы Петровны. Мастер И.Позье. Около 1750 г. Золото, бриллианты, серебро. Украшена бриллиантовым вензелем императрицы - «Е» - в окружении ветвей, лент и полос. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- табакерка с гравированными композициями. Мастер Георг Фридрих Экарт. 1759 г. Серебро, золочение. На крышке изображены Нева, набережная с Зимним дворцом, женская фигура с вензелем Елизаветы Петровны под короной. Стенки украшены гравированными композициями с изображением пригородов Петербурга. На передней стенке изображены Нева и здания Кунсткамеры, Дворца царицы Наталии, Петропавловской крепости. В центре – обелиск с вензелем «Е I» и датой «1709 год». Считается, что табакерка была выполнена к юбилею Полтавской битвы и пятидесятилетию самой императрицы. Вероятно, принадлежала Елизавете Петровне, с середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- табакерка с гравированным изображением карт Пруссии и Польши. Около 1760 г. Золото. Нетипичный для табакерок декор связан с историей Семилетней войны, в память о которой она, вероятно, и была сделана. Упоминалась в описях 1761 и 1789 годов, с середины XIX в находится в Галерее драгоценностей.

- табакерка с портретом Елизаветы Петровны. Конец 1750-х годов. Золото, серебро, бриллианты, эмаль, миниатюра, стекло. Вероятно, табакерка была изготовлена в 1759 г., к пятидесятилетию императрицы. Портрет расписной эмали Елизаветы Петровны, помещенный в центре крышки, восходит к ее парадному портрету работы Л.Каравакка. Включение в изобразительный ряд эмалевого парадного портрета, композиций с военными трофеями на боковых сторонах и помещенных на крышке прочеканенных бюстов родителей императрицы свидетельствуют о символическом значении декора. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

 

Низ:

- мушечница. Середина XVIII в. Яшма, золото, стекло. На крышке – изображение древнеславянского праздника Семик, который отмечали в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Внутри мушечницы – три отделения, закрытых стеклянными пластинами. Упоминалась в Описях середины XVIIIв. в разделе российских каменных изделий, хранящихся в Зимнем дворце. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- мушечница. Середина XVIII в. Лазурит, золото, горный хрусталь, стекло. Вероятно, каменная основа была выполнена уральскими мастерами, а декор – в Петербурге. Чеканный золотой декор с изображением детей, катающих яйца, напоминает обычай празднования Пасхи. Возможно, мушечница была изготовлена как пасхальный подарок. Внутри - четыре отделения, покрытых пластинами горного хрусталя. Упоминалась в описях XVIIIв., с середины XIX в. – в Галерее драгоценностей.

- кружка горного хрусталя. 1730-е годы. Золото, хрусталь. Предположительно, хрустальная часть изделия выполнена немецкими мастерами, а золотая монтировка – в Петербурге. На золотой крышке – вензель Анны Иоанновны в виде переплетенных букв «IAI» под короной. Упомянута в описи 1789 г. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

 

Витрина – ПЕТЕРБУРГ. XVIII в.

Верхняя полка:

- комплект: графин, бокал, стакан. Мастер Иоахим Хассельгрен. 1768 г. Стекло, золото. Предметы изготовлены в первые годы правления Екатерины II. Переданы из Оружейной палаты Московского Кремля.

- сахарница на низкой ножке. Мастер Густав Нигреус. 1797 г. Золото. Съемная крышка имеет вырез для совка. Предположительно, сахарница была подарена Павлу I в 1797 г. Передана из Гофмаршальской части Зимнего дворца в начале ХХ в.

- кубок с крышкой. Конец XVIII в. Золото, серебро, бриллианты, рубин, эмаль. В центре тулова – вензель «ЕА» под императорской короной. Кубок был подарен Екатериной II к свадьбе ее любимого внука Александра Павловича в 1793 г. Использовался при церемониях бракосочетания членов императорской фамилии. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

 

Вторая полка:

- вазочка с крышкой на подносе. Мастер Петер Кармарк. 1793 г. Золото. Вазочка декорирована филигранным орнаментом и снабжена филигранной крышкой. По легенде в этой вазочке Екатерине II были преподнесены в подарок драгоценные камни. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- булавка для украшения прически. 1770-1780-е гг. Золото, серебро, алмазы, сталь, фольга. Накладка с фигуркой попугая укреплена свободно с помощью пружины, что при движении способствовало усилению мерцания и блеска камней. Передана из Кабинета казенных бриллиантов в конце XIX в.

- табакерка со сменным декором. 1760-е гг. Золото, эмаль. Каждая из пластин, составляющих крышку, дно и боковые стенки табакерки, украшена с двух сторон эмалевым декором в виде пасторальных сцен и геометрического орнамента. Передана из Кабинета казенных бриллиантов в конце XIX в.

- солонки. Мастер Иоганн Фридрих Кёппинг. 1766 г. Золото. Солонки предназначались для двух сортов соли, поэтому имеют два отделения и две крышки. Они являлись частью так называемого Парижского сервиза, исполненного по заказу Елизаветы Петровны во Франции Ф.-Т.Жерменом в 1757-61 гг. и дополненного И.Кеппингом в Петербурге в 1766-70 гг. Хранились в Сервизной кладовой Зимнего дворца, после 1910 г. поступили в Галерею драгоценностей.

- табакерка в виде мопса. 1760-е гг. Золото, серебро, бриллианты. Глаза мопса выполнены из бриллиантов. На ошейнике выгравировано: "Toujours Fidéle". Изображение собачек-мопсов получает особое распространение в годы екатерининского правления. Подобные сюжеты символизировали дамский орден Мопсов или Верности, пользовавшийся покровительством императрицы. Упомянута в описи 1789 г., с середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

 

Третья полка:

- шифр с вензелем Екатерины II. Конец XVIII в. Серебро, золото, бриллианты. Подобные шифры носили фрейлины двора Екатерины II. В 1908 году был передан из коллекции великого князя Алексея Александровича.

- звезда и знак ордена св.Андрея Первозванного. Около 1800 г. Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «розой», рубины, эмаль. На звезде помещена накладка с девизом ордена «за веру и верность»; на знаке – фигура св. Андрея Первозванного и буквы «sapr» (Sanctus Andreas patronus Russiae- Святой Андрей – покровитель России). В 1908 г. поступили из коллекции великого князя Алексея Александровича.

- цветочная ветка. 1770-80-е гг. Серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза», горный хрусталь, фольга. Ветка декорирована частично подфольгованными бриллиантами и алмазами в серебряных кастах. Крепление с оборотной стороны отсутствует. Могла использоваться как брошь или как украшение прически. Некоторое время экспонировалась в хрустальной вазе (не сохранилась). Ветка предположительно принадлежала Екатерине II.

- брелок в форме яйца. 1770-80-е гг. Золото, серебро, бриллианты. Вверху – бант с кольцом для подвешивания. Брелок открывается в центре: внутри – две золотые пластинки. На одной – вензель «E II», на другой – профильное изображение Екатерины в образе Минервы, восходящее к коронационной медали И.-Г. Вехтера. Предположительно принадлежал Екатерине II.

- подвеска-браслет. Мастер Иоганн Георг Гаспар Егер. 1774-1780. Сердолик, золото, серебро, бриллианты, алмазы. На сердолике представлен камейный портрет Екатерины II. Камея работы немецкого резчика Егера, работавшего при русском Дворе с 1772 по 1778 г. Вероятно, ювелирная часть медальона была выполнена вскоре после изготовления медальона. В 1848 г. передана из Гофмаршальской части Зимнего Дворца.

- перстень с камейным портретом Екатерины II. 1782-1790. Агат, золото, серебро, бриллианты, алмазы. Камея восходит к медали И.-Г.Вехтера и И.Б.Гасса, выпущенной в 1782 году в честь открытия памятника Петру I в Петербурге. Поступил в 1876 г.

- часы на шатлене с эмалевым циферблатом. Мастер Жан Фази. Конец 1770-х – начало 1780-х годов. Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза», эмаль, стекло, изумруд. К верхнему щитку шатлена прикреплены фигурные цепочки с ключом и печатью. Швейцарский мастер Фази начал работать в Петербурге в 1775 г. Переданы из Кабинета казенных бриллиантов в конце XIX века.

- часы на шатлене. Мастер Роберт Хайнам. 1770-е гг. Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза», стекло, эмаль. На шатлене кроме часов закреплены печать, ключ и брелок. Декор часов и шатлена – сплошная вымостка бриллиантами – традиционен для работ иностранного цеха петербургских ювелиров конца 1770-х годов. С середины XIX в. находятся в Галерее драгоценностей.

 

Нижняя полка:

- рюмки в форме яйца. 1780 г. Золото, стекло, слоновая кость. Рюмки, вероятно, являлись частью пасхального набора, выполненного мастером, который использовал клеймо с инициалом «D». В Галерее драгоценностей хранятся 4 рюмки из цветного стекла, сквозь которое просвечивает гильошировка фона и 3 рюмки из яичной скорлупы. С середины XIX в. находятся в Галерее драгоценностей.

 

 

Витрина – ПЕТЕРБУРГ. XIX в.

Верхняя полка:

солонки подносные Павла I (справа). Одна из них:

- солонка с крышкой. Москва. Мастер Иоганн Краг. 1797 г. Золото, бриллианты, серебро, алмазы огранки «роза», эмаль. В декор включены бриллиантовые вензеля императора и медальоны цветной эмали в виде двуглавых орлов. Подарок Павлу I в 1797 г. от имени московского купечества.

- табакерка с запиской и вкладышем. Около 1800 г. Золото, кожа, бумага. На сафьяновой вкладке имеется надпись: принадлежала Обер-Шталмейстеру графу Николаю Александровичу Зубову. Внутри табакерки имеется записка (Ношенная князем Платоном Александровичем Зубовым 11 марта 1801 г.). В письме графини П.Талызиной, адресованному ее племяннику Д.Б.Талызину, значится, что табакерка принадлежала ее деду, графу Н.А.Зубову, умершему в 1805 г., затем хранилась у его вдовы, графини Натальи Александровны Зубовой, после смерти которой, в 1844 г. отошла внучке – графине Талызиной. Считалось, что именно эта табакерка была в руке Н.Зубова, когда он ударил императора Павла I. Поступила в 1897 г. из собрания Талызиных.

- ветка лилий в вазе. Мастерская Дювалей. 1790-е гг. Золото, серебро, жемчуг, бриллианты, алмазы, хризолиты, стекло, медь. Ветка была изготовлена к свадьбе великой княжны Александры Павловны и эрцгерцога Австрийского Иосифа. После переезда Александры Павловны в Вену была увезена в составе приданого, а после ее смерти возвращена в Петербург.

 

Средняя полка:

- табакерки. Мастер Иоганн Вильгельм Кейбель (слева):

· с портретами Алексея и Александра Куракиных. 1 четв.XIX в. Золото, слоновая кость, эмаль, роспись. Поступила в музей в 1919 г.

· с изображением имения Голицыных Гаспра в Крыму. Конец 1830-х годов. Золото, миниатюра, смальта, стекло. Стилизованный готический орнамент по боргу прерывается в трех местах гербовыми щитками. Передана из собрания Голицыных в 1878 г.

· платиновая. Середина XIX в. Платина, золото. Основа табакерки выполнена из платины, поверх которой положены золотые накладки в виде раковин и амуров среди гирлянд. Поступила из собрания А.Б.Лобанова-Ростовского в 1896 г.

· с портретами Александра I и Николая I. Около 1840 г. Золото, алмазы, сердолик, эмаль.В центре крышки – медаль с портретом Николая I и надписью вокруг: «Б.М.Николай I Император и Самодержец Всеросс». Медаль работы Алексеева была выпущена в 1826 г. по случаю коронации Николая I. Под медалью помещена сердоликовая камея с изображением Александра I в черной эмалевой рамке с надписью: «НАШ АНГЕЛ В НЕБЕСАХ». На лицевой стороне медали: «Алексеев»; на реверсе: «КАФ». Возможно, что табакерка была переделана, т.к. именник «КАФ» - «копировал А.Филиппо» позволяет датировать медаль 1840-41 годами.

- табакерка мемориальная. Мастер Карл Хелфрид Барбе. 1828-29 гг. Золото, перламутр, эмаль, стекло. Выполнена в память о дне смерти императрицы Марии Федоровны. Об этом свидетельствуют вензель «М» под императорской короной, черный эмалевый ободок вокруг крышки и прядь волос. На оборотной стороне крышки - надписи: «24 октября 1828 года» и «в 2 часа по полуночи». Передана в 1918 г. из собрания Ф.И.Паскевича.

- печати:

· князей Паскевичей-Эриванских и князей Волконских. Середина XIX в. Золото, коралл, халцедон. Печать, резанная на халцедоне, с двумя гербами под короной вмонтирована в нижнюю часть ручки. Вероятно, печать выполнена в связи со свадьбой А.И.Паскевич-Эриванской с флигель-адъютантом М.Д.Волконским. Поступила не ранее 1927 г.

· Александра Дмитриева-Мамонова. 1820-1830-е годы. Золото, слоновая кость, аметист, серебро. Аметистовая печать с гербом вмонтирована в дно ручки. Передана через Государственный музейный фонд в 1921 г.

· князя И.Ф.Паскевича-Эриванского. Мастер Самуэль Арндт. 1845-1864 гг. Золото, сапфиры. В золотой цилиндр с двух сторон вмонтированы сапфиры с вырезанными гербами. Передана из собрания Ф.И.Паскевича в 1918 г.

· великого князя Константина Николаевича. Около 1860 г. Золото, слоновая кость, гелиотроп, эмаль. В нижнюю часть ручки вмонтирована пластина из гелиотропа с резным изображением императорского орла, мантии, короны, цепи ордена Св. Андрея Первозванного. На эмалевом ободе ручки помещены инициалы «ВККНП» - «Великого Князя Константина Павловича печать». Передана из Павловского дворца в 1920-е годы, ранее находилась в Мраморном дворце.

- чернильница. Урал, СПб. 1825 г. Платина, золото, сталь. Выполнена из первой отечественной платины, найденной на Урале в августе 1924 г. На постаменте вороненой стали выгравирована надпись: «Царево-Александровский рудник/Обретен 1824 г. августа 30 дня/Гороблагодатские Заводы/Кушва». Чернильница была поднесена Александру I.

 

Нижняя полка:

солонки подносные. Среди них:

- солонка с крышкой. Мастер Иоганн Вильгельм Кейбель. 1818-1825 гг. Золото, серебро, эмаль. Золотое тулово установлено на массивном литом постаменте в виде трех орлов. Эта солонка является одним из ярких примеров мемориальных подносных изделий. Была подарена императору Александру I.

- солонка открытая. 1795-1801 гг. Золото. Нарядная подносная солонка декорирована фигурами орлов, держащими лавровые венки. С двух сторон под императорскими коронами помещены медальоны с вензелями «АI» в одном и «Е» в другом. Считается, что солонка была преподнесена Александру I ко дню коронации. Вероятно, она была сделана ранее, а цифра «I» в вензеле, исполненная в иной декоративной манере, была добавлена ко дню коронации императора в 1801 г. Второй вензель – монограмма императрицы Елизаветы Алексеевны. Передана из Оружейной палаты Московского Кремля в 1858 г.

- кубок. Мастер Карл Гейне. 1832 г. Золото. С одной стороны кубка размещен герб Строгановых под графской короной; с другой - щиток с надписью: «Отъ Жителей Минской Губерныи Графу Сергею Строганову 1832 Года». Вероятно, кубок был преподнесен ему во время одного из приездов в Минск. Поступил в 1925 г. из собрания Строгановых.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.054 с.)