Витрина – часы. Западная Европа. XVII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Витрина – часы. Западная Европа. XVII В.



 

- часы-подвеска в форме креста. Франция (?). Швейцария (?). Мастер Б.Манен. Конец XVII в. Золото, горный хрусталь, медные сплавы, эмаль. Часы «в хрустальном кресте оправлены в золото с финифтью» являются одними из ранних в собрании Эрмитажа. Упомянуты в инвентарях 1789 и 1859 гг.

- часы закрытые. Германия. Эмаль на золоте - школа мастеров – эмальеров Хюо. Часовой мастер Мартин Гердт. 1690-е гг. Золото, медные сплавы, сталь, эмаль. Поверхность корпуса покрыта расписной эмалью по мотивам картины Симона Вуэ «Аллегория»: Белона ведет в храм воина-победителя. Поступили в 1924-25 гг. из Музея Училища барона А.Л.Штиглица, ранее: по завещанию княгини С.В.Голицыной.

- часы закрытые. Эмаль на золоте приписывается Пьеру П Хюо. Женева. Часовой мастер Гуллон. Париж. 1670-е гг. Золото, медные сплавы, эмаль. Поверхность корпуса покрыта расписной эмалью на сюжеты из романа «Эфиопика» Гелиодора. На крышке – отплытие Феогена и Хариклеи. Поступили в 1951 г. из Государственного хранилища ценностей в Москве (Гохран).

- часы закрытые. Франция. Париж. Часовой мастер Де Бофр. Середина XVII в. Золото, медные сплавы, сталь, эмаль. Поверхность корпуса покрыта расписной эмалью со сценами Троянской войны. Поступили в 1924 г. из Музея Училища барона А.Л.Штиглица, ранее: по завещанию княгини С.В.Голицыной.

- часы закрытые. Швейцария. Женева. Эмаль на золоте – школа мастеров – эмальеров Хюо. 1700-е гг. Часовой механизм и крышка – середина XVIII в. Золото, медные сплавы, серебро, эмаль. На дне корпуса – роспись эмалью «Венера и Адонис». Поступили в 1951 г. из Гохрана.

- часы открытые. Швейцария. Женева. Эмаль на золоте - мастер Жан Пьер Хюо. Часовой мастер Клод Лери. 1700-е гг. Золото, медные сплавы, серебро, эмаль. В центре циферблата – роспись цветной эмалью «Смерть Клеопатры», на дне корпуса – «Отцелюбие римлянки». Поступили в 1925 г. из Музея Училища барона А.Л.Штиглица.

- часы круглые с закрытым корпусом. Германия. Аугсбург. Часовщик Вольфганг Гризенбек. 1650-1667 гг. Медные сплавы, сталь, золото, горный хрусталь, эмаль. Корпус часов сделан из двух кусков шлифованного горного хрусталя фестончатой формы, заключен в золотую оправу с цветочным орнаментом черной эмали. Поступили в 1925 г. из Музея Училища барона А.Л.Штиглица (приобретены в 1886 г. А.А.Половцевым).

- часы карманные открытые. Германия. Регенсбург. Часовщик Иоганн Зигмунд Шлеер. 1660-е гг. Медные сплавы, сталь, вороненая сталь, золото, горный хрусталь, эмаль. Известно, что с 1560-х гг. для изготовления часовых коробок ювелиры начали использовать горный хрусталь наряду с иными поделочными материалами. Центрами подобного производства стали города Южной Германии: Регенсбург, Аугсбург и Ульм. Поставщиком горного хрусталя была Богемия, на территории которой, в области Турнау, находились большие залежи этого минерала, откуда вывозились уже обработанные куски камня. Поступили в 1918 г. из собрания В.А.Долгорукого.

 

 

Витрина – ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПОДАРКИ XVIIIв.

 

- чаша Фридриха I. Пруссия, Бранденбург. 1700-1713 гг. Горный хрусталь. На одной стороне на ленте девиз: SUUM QUIQIE («Каждому свое»); на другой вензель: FR. Все элементы декора связаны с символикой нового прусского ордена – Черного орла, учрежденного 17 января 1701 г. накануне церемонии коронации Фридриха I. Считается, что чаша была преподнесена Петру I от имени Фридриха I. С середины XIXв. Находится в Галерее драгоценностей.

- кубок Фридриха Вильгельма. Пруссия, Потсдам. Резчик Готфрид Шпиллер. 1713-1725 гг. Горный хрусталь, серебро, золочение. На верхней части кубка – рельеф из военных трофеев, прусского орла под королевской короной и вензеля Фридриха Вильгельма: FWR. Считается, что кубок принадлежал Фридриху Вильгельму и был преподнесен им Петру I. Упомянут в инвентарях 1789 и 1859 гг. С середины XIX в. находится в Галерее драгоценностей.

- зеркало ручное. Англия. Лондон. Середина XVIII в. Золото, серебро, алмазы, рубины, гранат, бриллианты. Считается, что зеркало было поднесено Елизавете Петровне от имени турецкого султана Османа III.

- несессер в форме яйца с часами. Франция. Париж. Мастер Франсуа Бэкер. 1757-58 гг. Золото, серебро, бриллианты, алмазы, эмаль. Под верхней крышкой несессера – часы с римскими цифрами. Нижняя крышка декорирована российским двуглавым орлом с московским гербом на груди и со знаком ордена св. Андрея Первозванного. Под крышкой – «предметы первой необходимости»: золотые ножницы со складными ручками, хрустальный флакон с золотой пробкой, продевальная золотая игла, золотой складной нож, золотая зубочистка, костяная пластина для записи в золотом футляре, карандаш с золотой ручкой и пинцет, заканчивающийся маленькой ложечкой-уховерткой. На боковых сторонах несессера находятся два вместилища, вероятно, для хранения мушек. Их крышки украшены расписной эмалью с изображением пейзажей. Считается, что несессер был преподнесен Елизавете Петровне французским послом при русском дворе маркизом Жаком-Иоахимом Тротти де ла Шетарди в качестве пасхального подарка.

- табакерка с портретом Людовика ХV и Марии Лещинской. Франция. Мастер Даниэль Говерс (Гуэр). 1724-25 гг. Золото, сердолик, стекло, серебро, бриллианты, сапфиры, изумруд, миниатюры гуашью и акварелью на кости. Подарок княгине М.Ф.Куракиной, жене князя Б.И.Куракина, русского посланника при французском дворе в 1716-1727 гг.

 

Витрина – ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПОДАРКИ XVIII-XIX вв.

 

- комплект предметов из Татарского наряда. Крым. Конец XVIII в. Шелк, бархат, золото, серебро, жемчуг, рубины, изумруды, бирюза, нефрит. Наряд из 8 предметов был поднесен великому князю Александру Павловичу от последнего хана крымских татар. Первоначально комплект включал архалук (кафтан), шапку, колчан для стрел, налучье, кушак и три чехла (впоследствии чехлы были переданы в музей города Бахчисарая). Весь наряд отличается полихромной красочной гаммой, образованной яркими сочетаниями тканей, камней и жемчужного декора. Особенно выделяются колчан и налучье.

- табакерка с фестончатым краем. Швейцария. 1820-е гг. Золото, эмаль. На дне выгравирована дарственная надпись «Табакерка, подаренная Арзерумским сераскиром (в Турции – военный министр, раньше главный начальник войск) в 1829 г. от имени Султана». Дар от султана Махмуда Ф.И.Паскевичу. Поступила в 1918 г. из собрания Ф.И.Паскевича.

- подвеска-реликварий с изображением Св. Георгия (предназначалась для мощей Св. Георгия). Армения. 1867 г. Подарок Геворка IV, каталикоса всех армян, Александру II, преподнесенный в 1867 г. Несколько лет назад реликвия (мощи) была возвращена армянской церкви.

- малайский крис с ножнами. Дар Александру I.

 

Витрина – ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПОДАРКИ XIX в.

- конский убор. Франция (?). Начало XIX в. Золото, алмазы, серебро. В комплект входят: чепрак фиолетовый с алмазами (всего 16 226 алмазов - 850 карат); сабля (6 385 бриллиантов - 499, 20 карат; 9 102 алмазов («роза») - 27,40 карат), и предметы упряжи: пахви (подхвостье), паперсье (нагрудное украшение), уздечка, оголовь с удилом и трензелем (алмаз – 10 карат), ольстры. Комплект был поднесен Николаю I в 1829 г. от имени султана и падишаха Оттоманской империи Махмуда после заключения Адрианопольского мира. Поступил в Галерею драгоценностей в 1888 г. из Царскосельского Арсенала.

- конский убор. Франция, Турция. Начало XIX в. Золото, бриллианты, серебро. В комплект входят: чепрак синий с бриллиантами (всего 8170 бриллиантов весом 933 карата; на углах в бантах - 2 бриллианта по 10 карат); предметы упряжи: пахви, паперсье, хлыст, оголовь с удилом и трензелем, ольстры; стремена и пистолеты парные. Комплект был поднесен Николаю I в 1833 г. от имени султана и падишаха Оттоманской империи Махмуда за военную помощь при блокировании армии Ибрагим-паши, идущую на Константинополь. Поступил в Галерею драгоценностей в 1888 г. из Царскосельского Арсенала.

Сабля. Бухара. Первая четверть XIX в. (не входила в комплект 2-го убора).

- конская упряжь. Россия. Петербург. 1730-е гг. Золото, изумруды, ткань, вышивка, бархат. Состоит из поводьев, оголови, паперсья, пахвей и мундштучного удила, выполненных из серебряного вызолоченного галуна и голубой ленты. В центральных деталях упряжи помещены 115 изумрудов общим весом 300 карат. Золотые пластины украшены чеканкой с вензелем AJ под короной. Упряжь принадлежала императрице Анне Иоанновне. Поступила в 1888 г. из Царскосельского Арсенала.

- сабля. Иран или Кавказ. Кон. 18 в. Принадлежала Екатерине II (слева от уздечки с изумрудами).

- сабля. Петербург. Мастер Иоахим Хассельгрен. 1770-е гг. Золото, бриллианты, рубины, эмаль, сталь, кожа. Подарок Екатерины II графу Алексею Орлову-Чесменскому. В 1812 сабля попала к наполеоновскому военачальнику Мюрату, а после Тарутина к графу М.А.Милорадовичу. Затем была подарена графу А.Ф.Орлову, который завещал ее наследнику престола, сыну Александра II- цесаревичу Николаю, после ранней кончины которого поступила в 1865 г. в Царскосельский Арсенал. (справа от уздечки).

- комплект детского оружия Павла I.

Шпаги (слева направо):

- шпага в ножнах. Франция. 1765 г. Золото, сталь, кожа, янтарь. Принадлежали Екатерине II. Поступила в конце XVIII в.

- шпага и ножны. Франция. 1760-е гг. Принадлежала Екатерине II.

- шпага в ножнах. Петербург. Конец XVIII в.

- шпага с эфесом полированного золота. Петербург. Мастер Ф.Бланк. 1790-е гг. Золото, сталь, дерево, кожа. Стальной трехгранный клинок в верхней части в верхней части вороненый с золотым орнаментом. Эфес и щиток полированного золота украшены рядами жемчужника; ножны деревянные, обтянутые коричневой кожей с золотым наконечником. Принадлежала Александру I.

- шпага и ножны. Петербург. 1760-70-е гг. Рукоять украшена сапфирами. Принадлежала Екатерине II.

- шпага и ножны. Петербург. Конец XVIII в. Принадлежали Павлу I.

- шпага детская и ножны. Петербург. Конец XVIII в. Принадлежали Павлу I.

- шпага и ножны. Петербург. Конец XVIII в. Золото, сталь, рубины, алмазы, бриллианты, сапфиры (в шлеме), кожа-галюша. Входили в «мозаичный прибор» Великого князя Павла Петровича.

- сабля детская и ножны. Петербург. Конец XVIII в. Принадлежали великому князю Александру Павловичу.

- шпага детская и ножны. Петербург. Конец XVIII в. Золото, сталь, бриллианты, алмазы, дерево, кожа. Рукоять и щиток сплошь вымощены бриллиантами и алмазами. Отличительной чертой является использование золотых кастов для монтировки бриллиантов и алмазов, что придает камням желтоватый оттенок. Вероятно, изделие было выполнено по специальному заказу. Принадлежали великому князю Александру Павловичу.

- шпага и ножны. Париж. Мастер Фурнье. Начало XIX в.

- шпага и ножны. Париж. Мастер М.Г. Бьенне. Начало XIX в.

- шпага в ножнах. Франция, Версаль. Н.Н.Бутэ. Начало XIX в. Золото, сталь, перламутр, лазурит. Рукоять исполнена из лазурита и украшена золотыми пчелами и звездами. Перламутровые ножны инкрустированы золотыми вставками в виде античных голов и фигур. Принадлежала Евгению Богарне. Поступила в 1919 г. из коллекции семьи герцогов Лейхтенбергских.

- 2 шпаги с миниатюрами. Париж. Мастер М.Г.Бьенне. Начало XIX в. (миниатюры с портретами членов семьи Людвига Баварского).

 

Трости

Слева:

- с часами. Англия. Лондон. Часовой мастер Т.Фиттер. Середина XVIII в. Тростник, золото. Принадлежала Павлу I. Поступила в конце XIX в. из Императорской галереи драгоценностей.

- с набалдашником из цветного золота. Франция. Конец XVIII в. Тростник, четырехцветное золото. Поступила в 1922 г. из Государственного музейного фонда (ГМФ).

- с набалдашником из аквамарина. Петербург. Конец XVIII в.

- трости из слоновой кости. Франция. Конец XVIII в.

- трости из черепахи. Зап. Европа. Конец XVIII в.

 

Справа:

- с вензелем Екатерины II. (2 трости). Петербург. Конец XVIII в. Дерево, золото, эмаль, бриллианты. Поступили в конце XIX в. из Императорской галереи драгоценностей.

- с эмалевыми медальонами, часами и миниатюрными вставками. Дания. Мастер Фридрих Фабрициус. Последняя четверть XVIII в. Часы – 1791 г. (возможно, позднее были вмонтированы часы французской работы). Камыш, золото, бриллианты, гранаты. 21 миниатюра со сценами русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Дар Датского королевского двора по заключении Кучук-Кайнарджийского мира.

- с аметистом. Петербург. Конец XVIII в. Дерево, золото, эмаль, аметист-кабошон, бриллианты. Поступила в конце XIX в. из Императорской галереи драгоценностей.

- с крупным бриллиантом. Петербург. Конец XVIII в. Дерево, золото, эмаль, бриллианты. Поступила в конце XIX в. из Императорской галереи драгоценностей.

- с янтарным набалдашником. Германия. Около 1770 г. Янтарь, золото, серебро, бриллианты, камыш, сталь. Могла быть в числе подарков, которые неоднократно подносил Екатерине II прусский король Фридрих Великий. Поступила в 1888 г.

 

ЗАЛ 5

 

ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИИ XVIII-н. ХХ вв.

 

Витрина - ГЕРМАНИЯ XVIII в.

 

- коллекция статуэток. Саксония. 1 четверть XVIII в. Серебро, драгоценные и поделочные камни, эмаль, стекло. Согласно легенде эта коллекция была приобретена Петром I при посещении мастерской известного саксонского ювелира Мельхиора Динглингера, работавшего при дворе Августа Сильного. Это одна из первых коллекций, появившихся в Петербурге.

- флакон, игольник, табакерка. Германия. Дрезден. Мастер М.Динглингер. XVIII в.

Табакерки Фридриха Великого. Пруссия. Берлин. 1760-70 гг. (на отдельном постаменте в центре):

- табакерка овальная. Алмазы, черный оникс, гелиотроп, халцедон, сердолик, агат, аметист, горный хрусталь, яшма. Натюрморт исполнен в технике «pietra dura». Внутри размещен портрет Фридриха Великого. Табакерка была пожалована Александрой Федоровной управляющему Кабинетом князю П.М.Волконскому, после смерти которого, в 1852 г., согласно завещанию, передана в Галерею драгоценностей.

- табакерка четырехугольная. Потсдам. Около 1765 г. Золото, серебро, бриллианты, эмаль. В центре крышки накладка из цветного золота с изображением по композиции Ф.Буше. Поступила в 1861 г. по завещанию императрицы Александры Федоровны.

- табакерка из крепостного агата. Золото, агат, бриллианты, рубины, нефрит. Была подарена Фридрихом II Фридриху Вильгельму III, который в свою очередь пожаловал ее Николаю I. Поступила в 1886 г. из Царскосельского Арсенала.

 

Фигурные табакерки. Саксония. XVIII в.:

- табакерка в виде пары львов. Дрезден. 1760-е гг. Золото, серебро, бриллианты, рубины, яшма. Предназначалась для хранения двух сортов нюхательного табака. Поступила до 1859 г.

- табакерка в виде льва. Дрезден. Середина XVIII в. Золото, серебро, бриллианты, рубины, яшма. Судя по вложенной записке, табакерка в 1782 г. была перевезена в Петербург из Царского Села.

 

 

Витрина – ГЕРМАНИЯ XVIII в.

 

- табакерка с портретом графини Козель. Начало XVIII в. Золото, серебро, алмазы, горный хрусталь, эмаль, миниатюра. Миниатюра «Леда и лебедь» вмонтирована с внутренней стороны крышки. А.Е.Фелькерзам предположил, что миниатюра выполнена шведским художником К.-Г. Клингстедом и в образе Леды представлена Аврора Кенигсмарк, графиня Козель. Считается, что табакерка была подарена Петру I польским королем Августом II. Поступила в середине XIX в. из Кунсткамеры.

- табакерка. Первая половина XVIII в. Янтарь, золото, бриллианты, серебро. В центре крышки под гладкой поверхностью основы помещена сцена с изображением Дианы, Актеона и нимф у колодца, вырезанная на слоновой кости. Поступила до 1789 г.

- табакерка. Саксония. Дрезден. Около 1760 г. Аметистовый кварц, золото, серебро, бриллианты, рубины. На крышке бриллиантами, рубинами и золотом составлено изображение многоярусной китайской пагоды. Поступила до 1859 г.

- табакерка с декоративной розеткой. Саксония. Дрезден. Середина XVIII в. Аметистовый кварц, золото, серебро, бриллианты, аметисты. На крышке розетка из интенсивно окрашенных аметистов с бриллиантом в центре. Поступила до 1859 г.

- табакерка с накладным декором. Саксония. Дрезден. Мастер Генрих Тадель. Середина XVIII в. Горный хрусталь, золото, серебро, бриллианты. В центре крышки накладная композиция с изображением стоящей у колонны женщины, поддерживающей вместе с амурами цветочную гирлянду. Поступила до 1859 г.

- табакерка с букетом цветов. Мастер Г.Тадель. Середина XVIII в. Горный хрусталь, золото, серебро, бриллианты. В центре крышки и передней стенки накладные букеты цветов из золота и бриллиантов в серебре. Поступила до 1859 г.

- табакерка с портретом князя Паскевича. Саксония. Мастер Жан-Христиан Нейбер. Конец XVIII в. (основа). Россия. Середина XIX в. (портрет). Золото, эмаль, поделочные камни, миниатюра. Относится к типу минералогической табакерки, т.н. «кабинет камней». Украшена вставленными в золотую поверхность минералами, которые выполняют роль цветочных гирлянд и декоративных узоров. Позднее золотой основы, уже в XIX в. в крышку был вмонтирован миниатюрный портрет князя Ф.Паскевича, князя Варшавского. Изготовление табакерок с «пустой крышкой», предназначенной для позднейшего декора, было распространено. Поступила в 1918 г. из собрания князя Паскевича.

- табакерка с набором камней Саксонии. Саксония. Мастер Ж.-Х.Нейбер. 1780 г. Золото, поделочные камни, бумага, ткань. Относится к типу табакерок, получивших название «кабинет камней». На золотой монтировке рядом с каждым камнем выгравирован номер. Внутри табакерки имеется маленькая книжечка в красном сафьяновом переплете: “Specification d’une Cabinet des Pierre dans laquelle on trouve LXXXVI pierres precieuses qui se trouvent dans l’Electorat de Saxe, faite par Jean Chretien Neuber a Dresde” (Описание драгоценной табакерки, содержащей 87 драгоценных камней, добытых в саксонских землях, сделанной Жаном Критьеном Нейбером в Дрездене) с перечнем минералов, украшающих табакерку, с указанием их месторождений. В конце XVIII в. находилась в Зимнем дворце, с середины XIX в. – в Галерее драгоценностей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.035 с.)