Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
РАЗДЕЛ 1. Горные и буровые работы, проведение и крепление горных выработок.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Министерство энергетики Российской Федерации Воркутинский горно-экономический колледж
Методические указания программа и контрольные задания по дисциплине «Горное дело»
для студентов специальности 1806 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности»
заочной формы обучения
Г. Воркута Г. Курс №1 мдк 0401 гэм Общие методические указания
Курс «Горное дело» состоит из четырех последовательно изучаемых разделов: 1. Горные и буровые работы, проведение и крепление горных выработок; 2. Вскрытие и системы разработки пластовых месторождений полезных ископаемых; 3. Шахтная вентиляция; 4. Взрывные работы.
Перед началом изучения соответствующего раздела курса необходимо подобрать рекомендуемую литературу. Учебный материал каждого раздела надо изучать в последовательности, в предполагаемой данными методическими указаниями. При изучении вопросов каждой темы следует ознакомиться с содержанием программы по теме, затем по учебному пособию внимательно прочитать весь относящийся к данной теме материал, разобраться в схемах, таблицах, чертежах, ознакомиться с методическими указаниями, после чего приступать к повторному чтению с составлением конспекта, вычерчиванием схем и чертежей, решением задач и примеров. В конспекте должны быть ответы на все вопросы программы. После изучения материала, темы необходимо ответить на вопросы для самопроверки, изложенные после методических указаний к теме. Ответы должны быть конкретными и не односложными. В ходе изучения всего курса нужно усвоить основные понятия, определения, математические формулы. Главное внимание должно быть уделено вопросам технологии ведения горных работ и технике безопасности. Практические работы, предусмотренные тематическим планом, выполняются студентами в кабинетах, на горном полигоне колледжа под руководством преподавателя. При изучении соответствующих тем предмета студенты должны знакомиться на своей шахте с передовой технологией проведения подготовительных выработок и очистных работ, опытом работы лучших участков и бригад. После изучения тем, входящих в задание, студент выполняет контрольную работу, и только после сдачи контрольной работы допускаются к экзамену по соответствующему разделу предмета. Контрольная работа выполняется студентами письменно в ученической тетради. Ответы на вопросы следует давать своими словами по возможности иллюстрировать схемами и чертежами, которые должны быть выполнены карандашом, аккуратно с соблюдением ГОСТов. Переписывание отдельных разделов из учебников не допускается. Объем контрольной работы примерно 10 – 15 листов учебной тетради. Порядок выполнения работы: - написать первый вопрос работы, найдя его в таблице согласно своему варианту; - изучить данный вопрос по рекомендуемой литературе; - дать ответ на него самостоятельно, полно и по существу; - записать следующий вопрос и т. д. Номера вопросов, на которые следует давать ответы (иначе говоря, вариант контрольной работы), определяется по таблице №1, 2, по последним двум цифрам шифра студента. Работы должны быть написаны разборчиво, без произвольных сокращений слов. На листах тетради надо линией выделить поля, шириной 30 мм. В конце каждой работы следует привести список используемой литературы, поставить подпись и дату. Контрольные работы должны быть выполнены и сданы в колледж в установленный учебным графиком срок. По получению проверенной работы необходимо ознакомиться с рецензией и исправить ошибки, указанные рецензентом. Если работа не зачтена, ее необходимо написать заново и сдать повторно вместе с не зачтенной. Работы, выполненные не по своему варианту не зачитываются. Вариант контрольной работы №1 определяется по таблице №1., контрольная работа №2 – по таблице №2.
Тематический план
Список литературы (Основная)
Дополнительная литература.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение. Краткое содержание и задачи дисциплины «Горное дело» ее связь с другими дисциплинами. Роль и значение отечественных ученых, инженеров и техников в развитии горного дела. Ознакомление студентов с необходимыми учебными пособиями, справочной литературой и периодической печатью. При изучении «Введения» студенты должны усвоить краткое содержание дисциплины основных его разделов, связь предметами с другими дисциплинами специального цикла основными целями и задачами, решаемыми предметом. Роль отечественных ученых и инженерно-технологических работников в развитии горного дела.
Тема 3.1. Шахтный воздух Значение и задачи шахтной вентиляции по созданию безопасных условий работы шахтеров, поддержанию климатических условий. Понятие о шахтном воздухе. Факторы, влияющие на степень его загрязнения. Главные составляющие шахтного воздуха. Ядовитые и взрывчатые примеси шахтного воздуха. Характеристика, свойства газов, их опасность. Предельно допустимые концентрации. Литература: 0 – 7 стр. 266 – 271 Методические указания При изучении темы учащийся должен уяснить, для чего необходимо проветривание шахт, как влияет вентиляция шахт на безопасность труда, на повышение его производительности, на санитарно-гигиеническое состояние шахты. Необходимо знать, из каких газов состоит поступающий в шахту атмосферный воздух, какие факторы влияют на изменение его состава, чем отличается атмосферный воздух от шахтного, какие газы выделяются в горных выработках и как изменяется состав шахтного воздуха по мере прохождения его по горным выработкам. Вопросы для самопроверки 1. Каковы задачи рудничной вентиляции? 2. Из каких газов состоит атмосферный воздух? 3. Чем отличается шахтный воздух от атмосферного? 4. Каковы свойства кислорода? Требования ПБ к содержанию кислорода в шахтной атмосфере. 5. Каковы свойства, источники образования и предельно допустимые нормы концентрации углекислого газа в шахте? 6. Какими свойствами обладает окись углерода? Предельно допустимая норма содержания ее в шахтном воздухе? 7. Каковы свойства, источники образования сероводорода и окислов азота в шахте? 8. Какими приборами замеряется содержимое ядовитых газов? 9. Как проводится на шахте контроль за составом рудничной атмосферы? РАЗДЕЛ 4. Взрывные работы Тема 4.7. Способы взрывания Огневое взрывание. Получение капсюлей-детонаторов и огневого шнура, изготовление зажигательных и контрольных трубок. Доставка ВМ к месту взрыва. Изготовление патронов-боевиков. Сигнализация. Опасная зона. Заряжание и забойка. Поджигание контрольных и зажигательных трубок, уход в безопасное место, подсчет взорвавшихся снарядов, подход к месту взрыва, осмотр забоя, ликвидация отказов. Допуск людей к работам. Достоинства, недостатки и область применения огневого взрывания. Электрическое взрывание. Получение и проверка ЭД. Подбор ЭД по сопротивлениям. Определение направления тока для безотказного взрывания. Заряжание забоя. Монтаж электрической сети, изоляция соединений. Меры безопасности при монтаже сети, проверка проводимости и измерение сопротивления. Защита от блуждающих токов. Производство взрыва. Сигнализация. Охрана опасной зоны. Выход из укрытия после взрыва и в случае отказа. Осмотр места взрыва. Ликвидация отказов. Допуск людей к работам. Электроогневое взрывание, взрывание детонирующим шнуром (бескапсюльное взрывание). Получение СИ. Доставка ВМ к месту взрыва. Изготовление патронов-боевиков Заряжание и забойка. Сигнализация. Опасная зона. Производство взрыва, осмотр забоя, ликвидация отказов. Допуск людей к работам. Область применения преимущества и недостатки бескапсюльного взрывания. Детонирующий шнур, конструкция, марки, характеристика и область применения, способы соединения, способы инициирования детонирующего шнура, Отличительная особенность патронов-боевиков при бескапсульном варианте взрывания. Мгновенное и короткозамедленное инициирование зарядов, конструкция, марки, назначение. Схемы взрывных сетей, их классификация и назначение, правила монтажа и врезки КЗДШ. Проверка схемы взрывных сетей на работоспособность и безотказность взрывания ПБ при взрывании детонирующим шнуром.
Литература: 0 – 12 стр. 94 – 120 ЕПБ при ВР Методические указания Разобраться чем объясняется применение четырех способов взрывания: огневого, электрического, электроогневого и детонирующим шнуром; ознакомиться со средствами беспламенного взрывания и взрывания сжатым воздухом. Средства взрывания (СВ) и принадлежности взрывания следует изучить раздельно по каждому способу взрывания. Уяснить чем вызвано применение электродетонаторов с различным периодом замедления взрыва. Особое внимание уделить правилам безопасности при обращении со взрывчатыми материалами. Помимо изучения по учебникам, практически ознакомиться со взрывными машинками и контрольно-измерительными приборами в лаборатории колледжа или на шахте.
Вопросы для самопроверки 1. Чем вызвано разнообразие способов взрывания шпуров? 2. Охарактеризуйте средства огневого взрывания. 3. Что представляет собой огневой и электроогневой способы взрывания и где их применяют? 4. Охарактеризуйте электродетонаторы мгновенного, короткозамедленного и замедленного действия. 5. Что представляет собой электрический способ взрывания? 6. Какие применяются источники тока при злектровзрывании? 7. Какими приборами проверяют сопротивление ЭД на расходных складах? 8. Какие приборы применяют для проверки электровзрывных сетей? 9. Как проверяют взрывные приборы? 10. Какие провода применяют при электровзрывании в угольных шахтах? 11. Как следует соединять электродетонаторы при взрывании от взрывных приборов? 12. Какие соединения, электродетонаторов следует применять от силовых и осветительных линий? 13. Какая сила тока требуется для взрывания от постоянного и переменного тока? 14. Что такое детонирующий шнур и каково его на значение? 15. Что такое пиротехническое реле и какое его на значение? 16. Как необходимо обращаться с капсюлем-детонатором, электродетонаторам и детонирующим шнуром?
Контрольная работа №1. Контрольные вопросы и задачи
1. Значение горно-проходческих работ для угольной промышленности, перспективы их развития и технического перевооружения. 2. Пласт и характеристика основных элементов его залегания. Деление пластов по углу падения и мощности. 3. Основные физико-механические свойства горных пород и их характеристика. 4. Классификация горных пород по шкале проф. М. М. Протодьяконова. Что положена в основу этой классификации? 5. Горные выработки и их классификация. Определение и краткая характеристика вертикальных горных выработок. 6. Горизонтальные и наклонные выработки: определение, значение и их характерные особенности. 7. Привести краткую характеристику ручных электросверл и описать технологию бурения шнуров этими сверлами. 8. Привести краткую характеристику сверла ЭБГП-1 и описать технологию бурения шпуров этим сверлом. 9. Назначение перфораторов и технология бурения шпуров перфораторами. 10. Классификация бурильных установок по способу бурения и технология бурения шнуров установками. 11. Охрана труда и борьба с пылью при бурении шпуров и породах различной крепости. 12. Технология заряжания шпуров и взрывание зарядов при проведении торных выработок. 13. В чем состоит опасность пыли при ведении взрывных работ в забоях? Охарактеризовать меры по борьбе с пылью при этих работах. 14. Паспорт БВР, содержание, порядок составления и утверждения. 15. Охарактеризовать основные виды горных работ и способы разрушения горных пород. Достоинства, недостатки и область применения. 16. Погрузочные машины, их классификация и краткая сравнительная оценка. Пути повышения скорости погрузки 17. Горно-проходческие комбайны, их классификация и область применения. 18. Особенности проявления горного давления в наклонных выработках. 19. Горное давление, факторы, влияющие на его величину. Гипотеза свода естественного равновесия. 20. Крепежные материалы для горных выработок, их характеристика и область применения. 21. Назначение горной крепи, требования, предъявляемые к ней. Классификация крепи. 22. Временные предохранительные крепи, назначение, конструкция. Охарактеризовать установку КПМ-8. 23. Деревянная крепь, краткая характеристика, технология возведения деревянной крепи. 24. Металлические крепи, характеристика конструкции различных типов крепей из СВП, условия их применения. 25. Кратко описать технологию возведения металлической арочной податливой крепи. 26. Анкерная крепь, конструкция, достоинства и недостатки, технология установки. 27. Железобетонная крепь: конструкция, назначение, технология возведения. 28. Содержание паспорта проведения и крепления подземных выработок. 29. Формы и размеры поперечных сечений выработок, факторы, определяющие их выбор. Привести рисунки сечений горных выработок. 30. Перечислить основные технологии проведения горных выработок в зависимости от способа отделения пород от массива. Область применения этих технологий, достоинства и недостатки. 31. Кратко охарактеризовать технологические схемы проведения выработок буровзрывным способом в однородных породах. 32. Вспомогательные работы проходческого цикла и оборудование для их производства при проведении горных выработок. 33. Характеристика и область применения технологии проведения выработок гидравлическим способом. 34. Охарактеризовать возможность применения комбайнов и комбайновую технологию при проведении выработок в однородных породах. 35. Виды подрывки боковых пород при проведении штреков по тонким пластам узким забоем. Факторы, определяющие выбор места подрывки. Привести схемы. 36. Сравнительная характеристика проведения штреков в неоднородных породах узким и широким забоем. 37. Технология проведения штреков узким забоем буровзрывным способом. Схемы со сплошным забоем и раздельной выемкой угля. 38. Особенности проведения крепления наклонных горных выработок по сравнению с горизонтальными. 39. Охарактеризовать возможные технологические схемы при проведении бремсбергов. 40. Технологические схемы проведения уклонов при буровзрывном и комбайновом способе проходка. 41. Способы проведения разрезных печей и область их приме нения. Вычертить схему проведения печи с помощью комплекса типа КН-78. 42. Способы и схемы проветривания подготовительных выработок, условия их применения, достоинства и недостатки. Привести схемы проветривания тупиковых выработок. 43. Охарактеризовать особенности технологии проведения горных выработок в неустойчивых и водоносных породах. 44. Особенности технологии проведения горных выработок по пластам, склонным к внезапным выбросам угля и газа. 45. Пучение пород при проведении выработок, сущность, причины и мероприятия по борьбе с этим явлением. 46. Контроль за состоянием горных выработок. Виды и содержание ремонта выработок. Техника безопасности. 47. Описать технологические схемы проведения выработок большого сечения (камер) по неустойчивым и средней устойчивости породам. Выполнить чертежи, иллюстрирующие порядок производства работ. 48. Основные схемы проходки вертикальных шахтных стволов обычным способом, их сравнительная характеристика, достоинства и недостатки. 49. Проходка стволов и скважин большого диаметра способом бурения с поверхности. Схемы разрушения пород, крепление, оборудование для проходки. 50. Краткая характеристика специальных способов проведении шахтных стволов. 51. Охарактеризовать отличительные особенности буровых, взрывных работ и удаления породы из забоя при проходке вертикальных стволов по сравнению с проведением горизонтальных выработок. 52—54. В приведенных горно-геологических условиях выбрать форму сечения выработки, вид подрывки, материал и конструкцию крепи. Решение обосновать. Ответ сопроводить схемой.
Исходные данные к задачам 52 – 54 сведены в таблицу Литература: 0-6 стр. 10 – 13; 113 – 131; 151 – 156.
55 – 58. В заданных горно-геологических и технических условиях принять способ и схему проведения выработки, подобрать набор технологического оборудования забоя для проходческих работ. Принимаемые решения сопровождать описанием и обоснованием.
Литература: 0-6 стр. 32 – 35; 143 – 196.
59 – 61. В заданных условиях с обоснованием выбрать тип ВВ, способ и средства взрывания зарядов, схему соединения взрывной цепи, тип и расположения вруба при буровзрывном способе прохождения выработки. Принять тип и конструкцию забойки в шпурах. При необходимости, принять и описать параметры взрывораспылительной завесы.
Литература: 0-6 стр. 60 – 71; 75 – 76; 91 – 94; 237 – 244.
62. Откаточный штрек проводится смешанным забоем по углю и породе с помощью БВР. Пласт опасен по взрывам угольной пыли. Бурение шпуров производится ЭБГП–1, уборка горной массы – машиной 1ПНБ–2. Выбрать и охарактеризовать комплекс противопылевых мероприятий в забое.
Литература: 0-6 стр. 22, 93.
63 – 65. Принять тип ВВ, глубину шпуров и определить расчетную величину удельного расхода ВВ при проведении выработки.
Литература: 0-6, стр. 30 – 32; 71 – 82; 237 – 244.
66 – 68. Определить расчетное количество шпуров на забой и ориентировочный расход ВВ на цикл.
Литература: 0-6, стр. 76 – 82; 237 – 244. 69 – 70. Определить допустимое расстояние между арками крепежной рамы в следующих условиях и описать работы по установке крепи в забое.
71. Определить диаметр верхняка трапециевидной крепежной рамы, устанавливаемой в вентиляционном штреке. Исходные данные: породы кровли — песчанистый сланец с коэффициентом крепости по шкале проф. М. М. Протодьяконова f = 5, ширина выработки по кровле в проходке — 3,8 м, объемная масса пород кровли т =2,4 т/м3, расстояние между осями стоек рам — 0,7 м, допустимое напряжение на изгиб материала верхняка, 600— 800 Н/м2. 72. Определить ширину раскоски при проведении откаточного штрека широким ходом, исходя из следующих данных: мощность пласта угля — 0,95 мм, подрывка пород — нижняя, ширина штрека в проходке по кровле — 2,8 м, высота в проходке — 2,85 м, коэффициент разрыхления пород — 1,8. 73—75. Определить минимально допустимую ширину выработки для выбора типового сечения.
76. Бортовой ходок арочной формы сечением в проходке Sпр=13 м2 и в свету Scв = 11м2 проводится с верхней подрывкой по пласту мощностью m = 1,1 м. Выемка угля и породы — раздельная. Ширина колеи 600 мм, глубина шпуров по углю 1у = 2,35, по породе 1n = 2,22 м, К.И.Ш. ; Коэффициент разрыхления угля kр = 1,7; породы kр=2,0. Определить объем угля и породы, выдаваемой за 1 цикл, принять тип вагонеток и рассчитать необходимое количество их на заходку.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.100 (0.017 с.) |