Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальные психо-эмоциональные характеристики переживания периода беременности.
Беременность переживается женщиной как субъективная реальность, отражённая в виде внутренней картины беременности. Интрацептивное восприятие определяется как свойствами раздражителей, связанными с перестройками в организме, так и наделяется смыслом будущего материнства и заряжается соответствующими этому смыслу аффектами. Характерные психологические состояния женщин в период беременности описаны Н.В.Боровиковой с позиции трансформации «Я-концепции» как «синдром беременности». Синдром беременности переживается женщиной, как правило, на бессознательном уровне, имеет определенные временные границы и характеризуется следующими симптомами: 1. Симптом аффекта осознания себя беременной. В рамках этого симптома, как правило, проявляется внешнее интеллектуальное различие. Чем выше у беременной женщины социальный и интеллектуальный уровень, чем более она независима и профессионально успешна, тем больше вопросов о смысле деторождения будет поставлено ею перед собой, тем труднее ей будет решиться стать матерью. 2. Симптом принятия решения. Для данного симптома характерно подсознательное отделение женщиной себя от факта собственной беременности; существуют два полюса: Я и беременность. В этот период в самоощущениях делается акцент на себе (на своем "Я"), а отнюдь не на материнстве и будущем ребенке. 3. Симптом нового «Я» - рефлексивное принятие нового собственного образа: "Я - в положении", который характеризуется признанием физиологических изменений в своем организме. 4. Симптом эмоциональной лабильности - эмоциональная дезадаптивность, которая проявляется в колебаниях фона настроения. Отмеченные колебания внешне заметны и выражают различную степень внутреннего напряжения - от ощущения скуки, медлительности, возрастающего недовольства собой до вербализованного чувства угнетенности. 5. Симптом противоречивого отношения к беременности. С одной стороны - гордость за свою полноценность, возможность самореализации, приобретения женственности, переживания идентичности собственному полу, и в то же время - страх и беспокойство, порожденные фантазиями и социально навязанными установками. 6. Симптом принятия новой жизни в себе. Характерная для беременности психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. Амбвивалентность переживаний сохраняется на высоком уровне. Принятие своего нового образа, статуса, роли проникнуто основным чувством: "у меня будет ребенок", смешанным с опасением успешности будущего материнства. Для самой будущей матери вместе с ребенком вынашивается готовность к выполнению миссии материнства. Наблюдаемые в этот период невыраженные эмоциональные расстройства, в основном связаны с мыслями о будущем ребенке. Подавление чувства тревоги за здоровье будущего ребенка может рассматриваться как отдельный симптом перинатальной дисморфофобии.
7. Симптом завышенных притязаний - изменение конструкта "я - окружающий мир". Женщины, в соответствии с изменившимся восприятием действительности, склонны наделять свое привычное социальное окружение новыми качественными характеристиками на фоне повышенной требовательности. Внутри симптома завышенных притязаний следует разделять феномен недоверия к окружающим и феномен отношения к отцу будущего ребенка. Так, из-за боязни получить социальное осуждение, женщиной овладевает страх остаться одной в этот период. Женщина, подсознательно требуя особого отношения к себе, начинает манипулировать окружающими. Вместе с тем, рефлексивная перестройка психики женщин, связанная с необходимостью осознания своей новой роли, в наибольшей степени влияет на изменение восприятия ею мужчины, который за несколько мгновений превращается в отца будущего ребенка. Бессознательно каждая забеременевшая женщина обвиняет своего мужчина в недостаточном внимании к себе и будущему ребенку, проявляется опасение того, что все, связанные с беременностью и материнством испытания придется нести ей одной. 8. Симптом ощущения депривации, сопровождающийся духовным отчуждением. Большинство женщин во время беременности испытывают так называемый сенсорный голод, вызывающий повышенную раздражительность, нередко переходящую в агрессию, по отношению к окружающим, а в особенности к своему мужчине. В психике женщины такое состояние часто ассоциируется с подростковым возрастом, когда многие из них испытывали чувство одиночества и оставленности, возникающее на почве отсутствия взаимопонимания с родителями.
9. Симптом страха перед родами – один из самых ярких и эмоционально насыщенных симптомов. Острота переживаний, имеющих особую напряженность в родовой период, ослабевает вскоре после рождения ребенка. 10. Симптом пигмалионизация родившегося ребёнка: переход в восприятие матери от его фантастического образа к реальному, подобно Пигмалиону, мать влюбляется в собственное создание. Описанный выше синдром является типичным для периода беременности у всех женщин, однако, степень проявления отдельных симптомов имеет индивидуальные различия. Аналогичная систематизация этапов материнства и беременности, с присущими им психо-эмоциональными состояниями женщин, описана Г.Г.Филипповой [4, 28]: 1-й период. Идентификация беременности. Этот период тревог, переживаний, страха, беспокойства по поводу подтверждения или не подтверждения наступления беременности. Содержание и интенсивность этих переживаний непосредственно отражают значение беременности для матери и многие особенности ее материнской сферы. Принимается решение о сохранении или прерывании беременности. Г.Г.Филлипова выделяет восемь вариантов переживания идентификации беременности, которые не влияют на дальнейшее развитие материнства, но отражают начальное содержание потребностно-эмоционального и ценностно-смыслового блоков материнской сферы: тревожное - первая эмоция отрицательная; слабо выраженные отрицательные эмоции; эйфорическое состояние; амбивалентное отношение; слабо выраженное амбивалентное отношение с неоправданным затягиванием решения о сохранении беременности; неправдоподобно длительная интентификация беременности, аффективно-отрицательное переживание идентификации беременности, устойчиво сохраняющееся вне зависимости от решения о ее сохранении. 2-й период. До начала ощущений шевеления. Считается, что в первом триместре наиболее выражена тревожность, резкая смена настроений, появляется раздражительность, плаксивость, обидчивость, снижается общая активность, возникает потребность в уединении. 3-й период. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка. Этот период является наиболее благоприятным относительно физического и эмоционального самочувствия матери. Настроение становится более устойчивым и в норме переходит от астенического к стеническому. Женщина уже свыклась с фактом беременности, неизбежностью изменений. Появление шевелений позволяет конкретизировать образ ребенка. В этот период многие женщины отмечают изменение интересов, концентрацию на задачах беременности и послеродового периода, подготовке к материнству. 4-й период. Седьмой и восьмой месяцы беременности. Третий триместр беременности как с медицинской, так и с психологической точки зрения, считается достаточно сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстрее устает, затрудняется двигательная активность, часто ухудшается сон. Отмечается некоторое повышение тревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового периода. Наряду с этим ощутимо снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком. Повышается активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду. Практически во всех случаях к концу этого периода возникает чувство нетерпения по поводу завершения периода беременности. Общее повышение беспокойства традиционно реализуется в деятельности, связанной с подготовкой к рождению ребенка. Такая деятельность не только заполняет время, но и способствует проработке образа ребенка и представлений о своих материнских функциях.
5-й период. Предродовой. Поведение и эмоциональное состояние характеризуется снижением активности, общим расслаблением, некоторым эмоциональным «отупением». У матери снижается страх перед родами и растет способность сконцентрироваться только на одном, доминирующем содержании (точнее, снижение способности переключения и распределения эмоций). При неблагоприятной динамике содержаний материнской сферы в беременности возрастает тревожность, обостряются физиологические нарушения, женщина практически перестает ориентироваться на свои состояния, полностью полагаясь на мнение врачей. 6-й период. Роды и послеродовой период. 7-й период. Новорожденность.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.105 (0.007 с.) |