Основные характеристики эмоциональных инграмм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные характеристики эмоциональных инграмм



1. Как правило, инграммы возникают при психотравмирующих обстоятельствах и, прежде всего, в детстве, в так называемые сенситивные периоды созревания психики. В эти моменты развития человек особенно впечатлителен, раним и нуждается в защите самого себя. Психотравмирующие обстоятельства могут быть разными: конфликты, состояние лишения чего-либо, например, заботы, попечительства, нервное напряжение, обиды, ненависть со стороны близких и т. д. Индивид волен выбирать: желая добиться своего, он может прибегнуть к любой эмоциональной инграмме – положительного или отрицательного свойства. Практика показывает, что защитные инграммы негативного содержания выбираются чаще.

2. Инграмма обладает свойством автоматизма и целостности.

При соответствующих обстоятельствах, например, психотравмирующих, она воспроизводится от начала и до конца, ее трудно прервать на каком-либо моменте. В этом смысле инграмма напоминает пластинку: если головка адаптера опустилась на диск, то записанное на нем будет воспроизведено полностью и один к одному.

3. Инграмма слабо подвластна разуму – ему трудно справиться с начавшейся реакцией самозащиты или манипуляцией. Не случайно люди разного интеллектуального уровня – высокого, среднего, низкого – склонны к демонстрации эмоциональных инграмм и в этот момент весьма походят друг на друга своей беспомощностью, агрессивностью, грубостью и т. д.

4. Инграммы как положительного, так и негативного свойства имеют защитную функцию, направлены на поддержание целостности Я. Инграммы, сформированные под влиянием психотравмирующих обстоятельств, воспроизводятся в случаях, когда личность испытывает дискомфорт, сомнение, встречает угрозу, оказывается в конфликтных ситуациях. Инграммы, образовавшиеся в психоприятных ситуациях, репродуцируются при необходимости получить от окружающих внимание, тепло, утешение, поддержку, любовь.

5. Инграммы, связанные с психотравмирующими факторами, функционально задействованы сильнее, чем инграммы, возникшие в благоприятных ситуациях.

6. Инграммы формируются при участии или при непосредственном влиянии очень близкого и весьма значимого окружения. Это – родители и родственники, брачные партнеры и дети, воспитатели и учителя, руководители и коллеги, с которыми пришлось долго работать, зависимость от которых очень велика.

7. Обычно личность фиксирована на психотравмирующих обстоятельствах, поэтому легко и быстро распознает их и при этом автоматически воспроизводит имеющиеся в запасе эмоциональные инграммы негативного содержания.

8. Инграммы проникают в разные сферы отношений личности – семейные, дружеские, любовные, деловые.

Проникновение в систему отношений негативных эмоциональных инграмм отрицательно влияет на процесс и результаты совместной деятельности.

 

Виды эмоционального поведения

В научной психологической литературе описываются разнообразные виды эмоционального поведения в зависимости от критерия. Такими критериями выбираются: жизненная позиция ( гедонизм/аскетизм, альтруизм/эгоизм, оптимизм/пессимизм), произвольность ( акция, реакция), эмоциональная установка ( Я Ок – Ты Ок, Я Ок – Ты неОк, Я неОк – Ты Ок, Я неОк – Ты неОк), аутентичность ( «естественное», «ролевое» или опосредованное), способ реагирования на проблему ( бессознательное, сознательное), ситуация ( специфическое, неспецифическое), характер проявления ( вербальное, невербальное), степень осознанности ( осознанное, слабо осознанное, неосознанное).

Жизненная позиция

Гедонизм и аскетизм

Особой формой поведения человека, обусловленного эмоциональными переживаниями, является гедонизм (от греч. hedone - наслаждение). Это поведение связано с этической позицией, утверждающей наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения. Стремление к наслаждению, удовольствию рассматривается в гедонизме как основное движущее начало человека, заложенное в нем от природы и предопределяющее все его поведение. Такой человек живет ради получения наслаждений, как правило, низкого порядка, и стремится к этому наиболее легким и прямым путем.

Возник гедонизм как этическое учение в Древней Греции и одним из первых его представителей был основоположник киренской школы Аристипп (IV в. до н. э.). Разновидностью гедонизма явилось течение, получившее название эпикуреизм (по имени его основоположника Эпикура), в котором критериями удовольствия были отсутствие страдания и безмятежное состояние духа (атараксия). Лучшим средством избегнуть страданий Эпикур считал самоустранение от тревог и опасностей, от общественных и государственных дел, достижение независимости от внешних условий.

Гедонизм получил распространение в эпоху Возрождения, а в последующие годы - в этических теориях просветителей. Наиболее полное выражение принцип гедонизма получил в этической теории утилитаризма (от лат. utilitas - польза, выгода), понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания. Отсюда назначение морали (морального выбора) состоит в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий.

В своем крайнем выражении гедонизм и его различные направления приводят к эгоизму.

Противоположным гедонистическому поведению является аскетизм (от греч. asketes - упражняющийся; подвижник), т. е. ограничение или подавление чувств, желаний, отказ себе в удовольствиях. В христианстве он может выражаться в перенесении страданий («соучастие в страданиях Христа»), в физическом самоистязании.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.006 с.)