Концепция инженерной защиты населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция инженерной защиты населения



Основные принципы:

1. Защите в условиях ЧС подлежит все население Российской Федерации, а так­же иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России.

2. Вопросы защиты населения в ЧС имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности.

3. Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся заблаго­временно, по территориально-производственному принципу и одновременно для усло­вий ЧС техногенного, природного и военного характера.

4. Мероприятия по подготовке к защите и самой защите населения в условиях ЧС планируются и осуществляются дифференцированно с учетом различных условий.

5. Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей страны по их реализации, перспектив развития и применения по­тенциально опасных технологий и производств.

6. Мероприятия по защите населения проводятся с учетом рационального расхо­дования ресурсов, максимального использования зданий, сооружений в целях защи­ты и в интересах экономики и обслуживания населения.

7. Защита населения от поражающих факторов ЧС мирного и военного времени достигается в результате комплексного применения различных средств.

Для реализации концепции должно предусматриваться:

На мирное время

Переход от использования индивидуальных средств защиты к коллективным средствам защиты населения, проживающего в опасных зонах. Речь идет не об убежищах и укрытиях, а о жилых и общественных зданиях специальной конструкции, предусматривающей воз­можность нахождения в них людей в режиме полной изоляции, максимальное ограни­чение проживания населения в пределах санитарно-защитных зон и в зонах, подвер­женных стихийным бедствиям.

На военное время

Целесообразно сохранить традиционный способ защиты - укрытие населения в защитных сооружениях. Для этого нужно сохранить, содержать в надлежащем порядке и поддерживать в готовности тот фонд защитных сооружений, который был создан в предыдущие десятилетия. Основной объем возведения недостающих защитных сооружений перенести на пе­риод непосредственной угрозы войны. Объемы же нового строительства убежищ и ук­рытий в мирное время следует максимально сократить (по существу это уже так и есть). Оно должно вестись только там, где крайне необходимо, - это, в первую очередь, касается объектов особой важности.

В современных условиях экономически целесообразно и технически возможно сосредоточить основное внимание на освоении различных сооружений подземного пространства городов, объектов, в том числе и жилых.

В частности, строить не подвалы, как это делается сейчас, а подземные этажи с усиленными перекрытиями, где размещать объекты обслуживания зданий, различные подсобные помещения, мастерские и др.

При необходимости эти сооружения можно (при соответствующих конструк­тивных решениях) быстро дооборудовать, довести защитные характеристики до нуж­ного уровня.

5.2 Требования к инженерной защите населения в чрезвычайных ситуациях

Проведение мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях является важнейшей задачей федеральных и местных органов управления, а также начальников штабов министерств, ведомств и объектов экономики, неза­висимо от форм собственности.

На них возлагается организация и обеспечение заблаговременного накопления фонда защитных сооружений ГО и его содержания в постоянной готовности к приему укрываемых.

Основой для разработки и внедрения мероприятий по инженерной защите насе­ления являются Нормы проектирования ИТМ ГО и Федеральный закон «О защите на­селения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Они определяют порядок и объемы проведения инженерных мероприятий на территории страны.

Основой формирования общегосударственной и территориальных систем за­щитных мер и дифференцированного подхода к организации защиты населения являет­ся зонирование территории страны по видам и степени возможной опасности для насе­ления.

Инженерная защита строится также с учётом зонирования территории по воз­можному воздействию современных средств поражения и их вторичных поражающих факторов, а также от характера и масштабов крупных производственных аварий, ката­строф и стихийных бедствий.

Согласно Нормативным документам, а также Положению концепции защиты населения РФ в ЧС, определены зоны возможных разрушений, радиоактивного и опасного химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затоп­ления, сейсмологическая зона и т.д.

Территория, прилегающая к химически опасному объекту, в пределах которой при возможности разрушения ёмкостей с АХОВ вероятно распространение последних с концентрациями, вызывающими поражение незащищённых людей, со­ставляет зону возможного опасного химического заражения.

Территория, в пределах которой в результате возможного затопления вероятны массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, повреждения или уничто­жения других материальных ценностей, составляет зону возможного катастрофического затопления.

Территория в пределах административных границ республики, области, края, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического за­ражения, возможного катастрофического затопления и пригодная для жизнедеятельно­сти местного и эвакуированного населения, образует загородную зону. Строительство зданий, сооружений, помещения которых приспосабливаются под убежища, осуществ­ляется в границах проектной застройки, а также за ее пределами, в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности вне этих городов. Класс убежищ принимается А-1V (кроме атомных станций).

В убежищах укры­ваются:

- наибольшая работающая смена (НРС) объектов, продолжающих работу в военное время в зонах возможных силь­ных разрушений категорированных городов и объектов «особой важности»;

- дежурный и линейный персонал, обеспечивающий жизнедеятельность категори­рованных городов и объектов;

- нетранспортабельные больные и обслуживающий их медицинский персонал (до 10 % общей проектной вместимости лечебных учреждений в мирное время);

- трудоспособное население.

Защита рабочих и служащих объектов, расположенных за пределами зон воз­можных сильных разрушений категорированных городов и объектов «особой важно­сти», а также населения, проживающего вне этих зон в не категорированных городах, посёлках, сельских населённых пунктах и населения, прибывающего в эти населённые пункты по планам эвакуации, предусматривается в противорадиационных укрытиях.

Защита населения в районах размещения объектов атомной энергетики

Особую опасность, как в мирное, так и в военное время, для населения представ­ляют объекты атомной энергетики (АЭС - атомные электростанции, АТЭЦ - атомные теплоэлектроцентрали, АСТ - атомные станции теплоснабжения).

Опыт ликвидации аварии на ЧАЭС показал на необходимость усиления защиты не только персонала станции, но и населения, проживающего в районах размещения этих станций. В связи с этим были пересмотрены Нормы проектирования ИТМ ГО по вопросам инженерной защиты персонала атомных станций и населения, проживающего вблизи этих станций.

Защита персонала АЭС предусматривается в убежищах с тремя режимами вен­тиляции и периодом автономности 5 суток.

Под персоналом АЭС следует понимать:

- инженерно-технический состав, непосредственно обслуживающий станцию;

- военизированную охрану (службу безопасности);

- пожарные подразделения (части).

Защита населения в районах размещения химически опасных объектов.

В стране имеется 2257 химически опасных объектов, из которых 1750 объектов с НРС 1,26 млн человек размещены на территории категорированных городов.

В соответствии с требованиями Норм проектирования ИТМ ГО, наибольшая ра­ботающая смена химически опасных объектов подлежит укрытию в убежищах с тремя режимами вентиляции.

В убежищах, расположенных в зонах возможного опасного химического зара­жения, следует предусматривать также третий режим вентиляции (режим полной или час­тичной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха).

В случаях возникновения аварии в мирное время рабочие и служащие эвакуи­руются в безопасные районы за пределы зоны возможного опасного химического заражения. В зависимости от складывающейся обстановки и времени эвакуации преду­сматривается укрытие их в существующих убежищах.

Наибольшая работающая смена других объектов, попадающих в зону возможно­го опасного химического заражения, как правило, убежищ с тремя режимами вентиля­ции не имеет и подлежит эвакуации.

Население, проживающее в этой зоне, также подлежит эвакуации.

Защита населения в зонах возможного катастрофического затопления

Население из населенных пунктов, расположенных в зоне возможного затопле­ния и находящегося в четырех часовой зоне добегания волны прорыва, эвакуируется с полу­чением распоряжения на проведение эвакомероприятий.

Население из населенных пунктов, находящихся в зоне возможного затопления за четырех часовой зоной добегания волны прорыва, эвакуируется только после разрушения плотины с получением соответствующего распоряжения.

Наибольшая рабочая смена объектов экономики, расположенных в зоне возмож­ного затопления, укрывается в специальных убежищах (повышенной герметизации и возвышающимся аварийным вертикальным выходом, с тремя режимами вентиляции), возводимых в местах с глубиной возможного затопления до 10 метров и имеющих ра­диус сбора до 1000 метров.

Для защиты населения, эвакуируемого из населенных пунктов, находящихся в зоне затопления, заблаговременно строятся противорадиационные укрытия (ПРУ) в местах их эвакуации.

Для защиты населения, проживающего на затапливаемой территории не категорированных городов и поселков, предусматривается строительство ПРУ на не затапли­ваемой территории этих населенных пунктов. Работающая смена объектов экономики, расположенных в не категорированных городах в зоне затопления, укрывается в ПРУ, возводимых вне этих зон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.250.1 (0.015 с.)