Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Чрезмерное почитание могил праведников делает из них идолов, которым поклоняются помимо Аллаха
Содержание книги
- Глава о достоинстве таухида, и о том, что он искупает грехи.
- Даже пророки нуждаются в напоминании о достоинствах высказывания «нет божества достойного (поклонения), кроме аллаха».
- Тот, кто воплотит в себе таухид, войдёт в рай без расчёта
- О необходимости бояться ширка
- Призыв к свидетельству «нет божества достойного поклонения, кроме аллаха»
- Смысл таухида и свидетельства «нет божества достойного поклонения, кроме аллаха»
- Ношение кольца, шнурка или безделушки для избавления от беды или её предотвращения является ширком
- О том, кто испрашивает (или ищет) баракята у деревьев, камней и тому подобных вещей
- О жертвоприношении (забх) не Аллаху
- Посвящение обета (назр) не Аллаху является ширком
- О словах Всевышнего Аллаха: «воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает».
- Причиной неверия людей и оставления религии является черезмерное возвеличивание праведников
- О недопустимости поклонения Аллаху у могилы праведного человека, не говоря уже о поклонении самому праведнику
- Чрезмерное почитание могил праведников делает из них идолов, которым поклоняются помимо Аллаха
- О том, что часть этой общины будет поклоняться идолам
- Разъяснение некоторых видов колдовства
- О связывании выпадения дождя с расположением звёзд
- Терпение перед предопределением Аллаха является частью веры в Него
- Стремление человека совершить праведное деяние ради обретения мирских благ является проявлением многобожия
- Подчиняющиеся ученым и правителям, когда те запрещают разрешенное Аллахом или разрешают запрещенное им, делают из них господов
- Глава о 60-62 аятах из суры «ан-ниса»
- О тех, кто отрицает некоторые имена и атрибуты Аллаха
- О том, кого не удовлетворяет клятва Аллахом
- Ругающий время оскорбляет Аллаха
- О необходимости уважения имен Всевышнего Аллаха и смене имени ради этого
- О подшучивании над тем, в чем упоминается имя Аллаха, над кораном или над посланником Аллаха
- Глава о 50-ом аяте из суры «фуссылят»
- Ликом Аллаха можно испрашивать только рай
- О защите Аллаха и защите Его Пророка, мир ему и благословение Аллаха
- О защите Пророком, мир ему и благословение Аллаха, неприкосновенности единобожия и преграждении им путей к многобожию
Имам Малик в своём сборнике «аль-Муватта» приводит следующий хадис: «Посланник Аллаха сказал: "О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются. Поистине, силён гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в места поклонения"». Ибн Джарир приводит переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура от Муджахида комментарий последнего к высказыванию Всевышнего:
﴿أَفَرَأَيْتُمْ اللَّاتَ وَالْعُزَّى﴾
«Рассажите мне о ал-Лат и аль-Уззе?...» (ан-Наджм, 19). «Он [ал-Лят] готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на его могиле». То же самое рассказал Абу аль-Джауза от Ибн Аббаса: «Он готовил для паломников кашу из крупы». Ибн Аббас также рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на них мечети и зажигает светильники». Этот хадис приводится в сборниках хадисов «ас-Сунан».
[Шейх Салих али Шейх говорит]: Чрезмерное почитание могил праведников является путем, который ведет к многобожию (ширк). Это приводит к большому многобожию (ширк уль-акбар) и люди превращают эти могилы в идолов, которым поклоняются. Чрезмерное почитание бывает разных видов, как мы говорили об этом ранее. И один из видов чрезмерности - это чрезмерное почитание могил. В этом разделе говорится о том, что чрезмерное почитание могил превращает их в идолов, которым поклоняются помимо Всевышнего Аллаха. Мы говорили, что «чрезмерность» - это переход за рамки границ. В шари’ате могилы праведников и неправедных равны. Нет ни одного доказательства в шари’ате, которое указывало бы на то, что могила праведного человека лучше, чем могила грешника. Они (могилы) подобны друг другу. Нет никакой разницы между могилами праведного и неправедного. Чрезмерность может проявляться в том, что люди пишут на могильном камне имя человека, возвышают могилы на землей, строят над ними здание илм берут их местом своего поклонения. Всё это приводит затем к большому ширку. Чрезмерность также может проявляться в том, что люди считают, что могила праведного человека является причиной, которая приближает их к Аллаху. Они считают, что обитатель могилы будет заступаться за них перед Всевышним Аллахом, а также посвящают могиле различные виды поклонения. Это всё являются уже большим многобожием (ширк уль-акбар). Отсюда мы видим, что есть два вида чрезмерности: 1) Чрезмерность, которая является причиной, ведущей к многобожию. 2) Чрезмерность, которая является многобожием. И мы видим, как в наши дни могилы превратили в идолов, которым поклоняются помимо Всевышнего Аллаха. Над могилами строят мавзолеи и призывают туда людей. Они посвящают этим могилам своё поклонение.
Имам Малик в своём сборнике «аль-Муватта» приводит следующий хадис: «Посланник Аллаха сказал: "О Аллах! Не делай мою могилу идолом, которому поклоняются. Поистине, силён гнев Аллаха на людей, которые превращают могилы своих пророков в места поклонения"». Передал имам Малик в «аль-Муватта», 1/172; ибн Са’д в «ат-Табакъат аль-Кубра», 2/240-241. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращается к Аллаху с подобной мольбой, так как боится, что нечто подобное случится. Если бы этого не могло произойти, тогда в чём смысл такой великой мольбы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил Всевышнего Аллаха, чтобы его могилу не превратили в идола, как люди поступили с могилами других пророков. Большое количество могил пророков и посланников были превращены в идолов, которым поклонялись. Мольба пророка (мир ему и благословение Аллаха) указывает на то, что подобное могло произойти. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) просил оберечь людей от этого. Могила превращается в идола по причине чрезмерности людей. Люди проявляют чрезмерность и превращают могилы в места поклонения, а затем и вовсе делают из этих могил идолов. Многобожники говорят: «Могила не может быть идолом, так как все идолы остались в джахилийи». Люди джахилийи связывали свои сердца с идолами, камнями, деревьями и так далее. Они были убеждены в том, что эти вещи могут приносить пользу, и это привело их к большому многобожию (ширк уль-акбар). Что тогда сказать о тех, кто обращает свои мольбы к посланникам и пророкам? Связь сердец людей с праведниками намного сильнее, чем их связь с камнями. Связь сердец с пророками и посланниками намного сильнее, чем связь с джиннами. Поэтому многобожие, связанное с праведниками проявляется больше, чем многобожие, связанное с простыми истуканами. Люди убеждены в том, что эти праведники будут заступаться за них в Судный день. Поэтому многобожники говорили:
﴿مَا نَعْبُدُهُمْ إِلَّا لِيُقَرِّبُونَا إِلَى اللَّهِ زُلْفَى﴾
«Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». (Сура аз-Зумар, аят 3) А также:
﴿وَيَقُولُونَ هَؤُلَاءِ شُفَعَاؤُنَا عِنْدَ اللَّهِ﴾
«Они - наши заступники перед Аллахом». (Сура Йунус, аят 18) И в наше время могилопоклонники отвечают также: «Это тауассуль! Это заступничество!» Но как бы они это не называли, суть всё равно одна. Они превратили могилы в идолов, построив на них мечети, начав зазывать в них людей. Они начали рассказывать о чудесах (карамат) того, кто похоронен в этой могиле.
Ибн Джарир приводит, переданный Суфйаном ас-Саури от Мансура, от Муджахида, комментарий последнего к высказыванию Всевышнего:
﴿أَفَرَأَيْتُمْ اللَّاتَ وَالْعُزَّى﴾
«Рассажите мне о ал-Ляте и аль-Уззе?...» (Сура ан-Наджм, аят 19). «Он [ал-Лят] готовил им кашу из крупы, а когда умер, они начали молиться на его могиле». См. «Тафсир ат-Табари», 27/58. То же самое рассказал Абу аль-Джауза от Ибн Аббаса: «Он готовил для паломников кашу из крупы». Передал аль-Бухари, 4859. Этот человек был праведным и кормил паломников и поэтому люди начали излишествовать в отношении его могилы. А затем они и вовсе превратили его могилу в идола. Они постоянно находились возле этой могилы, возвеличивали её, желали от неё благодати (барака) и так далее. Ибн Аббас также рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял женщин, посещающих могилы, и тех, кто возводит на могилах мечети и зажигает на них светильники». Передал ат-Тайалиси, 2733; Али ибн Джа’д, 1500; Ахмад, 1/229, 287, 324, 337. ибн Аби Шейба, 7549; 11814; абу Дауд, 3236; ат-Тирмизи, 320; ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший (хасан)». Ибн Маджах, 1575; ан-Насаи, 4/94; ибн Хиббан, 3179, 3180; ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир», 12725; Ибн Шахин в «ан-Насих уаль-Мансух», 308; аль-Хаким в «Мустадрак», 1/374; аль-Бейхакъи в «Сунан аль-Кубра», 4/78; аль-Багауи в «Шарх ус-Сунна», 510. Некоторые ученые назвали этот хадис слабым по причине Абу Салиха, который передает от ибн Аббаса. Что же касается запрета на разжигание светильников на могилах, то его причина заключается в том, что подобный поступок приводит к возвеличиванию могил и является одной из форм их чрезмерного почитания. В прежние времена люди устанавливали на могилах фонари и светильники. Сегодня на них устанавливают яркие лампы, которыми людям дают понять, куда им следует стремиться. Их украшают лампами, которые соединены друг с другом, и прожекторами, дающими ослепительный свет, для того, чтобы разъяснить людям, что эту могилу следует почитать. Воистину, поступающие таким образом прокляты языком Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, потому что устанавливать светильники на могилах запрещено. [Конец слов шейха]
_________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Смысл понятия «уасан» - идол. 2. Определение понятии «поклонение». 3. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взывал к Аллаху о помощи только в том случае, когда боялся, что действительно может произойти. 4. Так же он добавил в дуа превращение могил пророков в мечети. 5. Упоминание о сильном гневе Аллаха. 6. Важнейшим вопросом можно считать знание причины поклонения ал-Ляту, который был одним из главных идолов древних арабов. 7. Знание того, что этим идолом являлась могила праведного человека. 8. Знание того, что ал-Лят — это имя находящегося в могиле, и упоминание почему его так именовали. (По мнению многих учёных, среди которых Ибн Аббас и Муджахид, имя ал-Лят (или ал-Лятт) происходит от арабского глагола «лятта», одним из значений которого является «готовить кашу», что и явилось истиной причиной его имени). 9. Проклятие Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, женщин, постоянно посещающих могилы. 10. Проклятие им тех, кто зажигает на могилах светильники.
باب ما جاء في حماية المصطفى صلى الله عليه وسلم جناب التوحيد وسدِّه كل طريق يوصل إلى الشرك
|