Человек как звено производственной среды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек как звено производственной среды.



Идентификация опасностей

Обеспечение безопасности человека в процессе труда – сложная инженерная задача, безусловно, зависящая от конкретных обстоятельств и условий того или иного производства. Вместе с тем технические основы управления безопасностью условий труда достаточно типичны и состоят в идентификации (распознавании) опасных и вредных производственных факторов, оценивании рисков, включая их анализ и управление рисками. Разнообразие опасностей и вредных производственных факторов допускает самые различные их классификации. Такие классификации используются на практике для идентификации (распознания) опасных и вредных производственных факторов и связанных с ними рисков для последующей организации защиты от наиболее часто встречающихся (высокий вероятностный риск) и приносящих наибольший ущерб (высокий стоимостной риск) факторов.
В нашей стране идентификация опасных и вредных производственных факторов производится на рабочих местах средствами аттестации рабочих мест по условиям труда.
По природе воздействия на человека опасные и вредные производственные факторы подразделяют на следующие группы: физические, химические, биологические и психофизиологические.
К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования, передвигающиеся изделия (материалы, заготовки), разрушающиеся конструкции, обрушивающиеся горные породы; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний; повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение; повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха; повышенный уровень ионизирующих излучений; повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений; повышенная напряженность электрического, магнитного полей, отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света; пониженная контрастность; прямая и отраженная блесткость; повышенная пульсация светового потока; повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации; острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования; расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола); невесомость.
К химическим опасным и вредным производственным факторам относятся химические вещества, которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на токсические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию. По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в организм через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.
К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные).
К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся физические (статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
Заметим, что один и тот же реальный опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным типам.

 

Государственное управление охраной труда является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда, сущность которой состоит в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей. Подробнее об этом - в представленном материале.

Государственное управление охраной труда заключается в формулировке и организации основных направлений государственной политики в этой области, разработке законодательных нормативных актов, требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующих работникам здоровые и безопасные условия труда, а также в обеспечении права работников на охрану труда.


Государственное управление охраной труда представляет собой комплекс мероприятий, которые проводят государственные органы исполнительной власти, на которые возложены исполнительные, регулирующие, разрешительные, координирующие, надзорные, контрольные и другие функции. Основная цель:


·

·

· формировать и проводить государственную политику по охране труда в областях их деятельности;


· разрабатывать и реализовывать федеральные отраслевые и региональные программы улучшения условий и охраны труда;


· содействовать разработке и выполнению находящимися в сферах их ведения организациями мероприятий по обеспечению безопасности работников в процессе труда;


· предупреждать и устранять нарушения требований охраны труда.


Структура органов государственного управления охраной труда формируется в соответствии с принципами федеративного устройства Российской Федерации, определенными Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 5 Конституции Российской Федерации федеративное устройство основано на государственной целостности Российской Федерации, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 110) возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.


Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.


Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации, которое их устанавливает в утверждаемых нормативных правовых актах (положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, акты, регулирующие взаимоотношения между федеральными органами исполнительной власти).


Федеральным органом исполнительной власти, который по заданию Правительства Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.


Осуществляя указанные функции, Минтруд РФ самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:


·

·

· порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;


· порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей;


· порядок направления на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников;


· перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;


· рекомендации о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;


· правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда;


· методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;


· типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда.

Другие федеральные органы исполнительной власти решают вопросы управления охраной труда в соответствии с их компетенцией, закрепленной в положениях об этих органах или в других нормативных правовых актах.


Например, исходя из содержания части 2 статьи 100 ТК РФ, особенности рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом Российской Федерации (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы").


Огромную роль в механизме государственного управления охраной труда принадлежит федеральным органам исполнительной власти, выполняющим функции надзора и контроля за соблюдением работодателями государственных нормативных требований охраны труда.


Указанные органы выявляют случаи нарушения требований охраны труда и причины их возникновения, пресекают факты подобных нарушений, а также применяют меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами государственных требований охраны труда.


Федеральные органы, осуществляющие отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны принимаемые ими решения и иную свою деятельность по охране труда согласовывать с Минрудом Российской Федерации.


Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.


Правила по технике безопасности и производственной санитарии, включая государственные стандарты безопасности труда, обязательны для соблюдения на каждом производстве и каждом рабочем месте.


Указанные правила и стандарты могут быть межотраслевыми и отраслевыми, а также локальными в организации. Межотраслевые правила и стандарты предусматривают требования по безопасности труда для определенных видов работ, производств или типов оборудования, встречающихся в ряде отраслей народного хозяйства. Отраслевые правила и стандарты утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами государственного надзора за охраной труда совместно или по согласованию с соответствующими органами объединений отраслевых профсоюзов. Они распространяются в организации лишь данной отрасли народного хозяйства, отражая ее специфику.


В соответствии с указанными межотраслевыми и отраслевыми правилами по технике безопасности и производственной санитарии, стандартами министерства, ведомства, органы государственного надзора за охраной труда утверждают инструкции по охране труда. На их основе работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации разрабатывает и утверждает местные инструкции по охране труда, которые устанавливают для работников правила безопасного выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках.


На всех рабочих местах, производственных участках безопасность и здоровье работников должны обеспечиваться руководителем производства в соответствии с требованиями ГОСТ, санитарных норм и правил безопасности конкретного вида работ.


Все нормативные акты по охране труда разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. N 1160 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (далее - Постановление N 1160).


В силу положений Постановления N 1160 к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса) (все вместе далее также - акты, содержащие требования охраны труда).


Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:


·

·

· организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;


· федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.


Проекты актов, содержащих требования охраны труда, направляются организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности (при отсутствии такого федерального органа исполнительной власти - в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации).


Проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, - с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей).


Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, определенном Постановлением N 1160, для их разработки и утверждения:


·

·

· при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;


· по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;


· по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;


· на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий;


· по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.


Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.


Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда и защиты от профессиональных заболеваний (статья 20 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"). Они осуществляют повседневный профсоюзный контроль за охраной труда.

13. Основными задачами отдела охраны труда (как и инженера по охране труда) являются:

· организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;

· контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;

· организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;

· информирование и консультирование работников организации, в т. ч. ее руководителя, по вопросам охраны труда;

· изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения данных и иных поставленных задач отдел охраны труда, согласно постановлению Минтруда России от 17.01.2001 № 7 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда", должен вести учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний; оказывать помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, а также в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений; организовывать работу кабинета по охране труда или подготавливать информационные стенды, уголки охраны труда в подразделениях.

Работники отдела организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, а также обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты, санитарно-технических устройств, вентиляционных систем с точки зрения их соответствия требованиям охраны труда.

Кроме того, отдел охраны труда согласовывает разрабатываемую в организации проектную, конструкторскую, технологическую и иную документацию в части соблюдения требований охраны труда, а также предлагает программы по улучшению условий и охраны труда.

Сотрудники отдела охраны труда должны оказывать помощь руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, по которым работники проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда.

Отдел охраны труда организует расследование несчастных случаев на производстве в соответствии со ст. ст. 227–231 ТК РФ и постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";

Участвует в работе комиссий по расследованию несчастных случаев; оформляет и хранит необходимые документы (акты по форме Н-1, иные документы по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколы измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалы аттестации рабочих мест по условиям труда и др.).

К наиболее важным функциям отдела относятся: разработка программ обучения по охране труда работников организации, в т. ч. руководителя; проведение вводного инструктажа со всеми лицами, поступающими на работу (в т. ч. временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику; организация своевременного обучения по охране труда (постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 "О порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций").

Необходимо составить (при участии руководителей подразделений) перечни профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

14. Планирование мероприятий по охране труда - важный этап осуществления СУОТ, в котором обязаны участвовать все отделы, службы и должностные лица. Различают при этом сЛёДУющис виды планирования: перспективное - на пятилетку, текущее - на год и оперативное - на квартал, месяц.
В объединениях (трестах) и подведомственных организациях разрабатываются такие документы: комплексный план улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий на пятилетку; план работы по охране труда на год; план организационно-технических мероприятий по внедрению стандартов ССБТ на год; план работы отдела (службы) на квартал; номенклатурные мероприятия по охране труда для включения в коллективный договор; графики очередности проверки знаний рабочих и линейных инженерно-технических работников по вопросам безопасности труда; план работы кабинета по охране труда на месяц.

 

Планирующие документы разрабатывает служба охраны труда совместно со службами и должностными лицами, участвующими в управлении охраной труда.

Комплексный план

 

Комплексный план улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, разрабатываемый в каждой водохозяйственной организации на основании данных паспортизации цехов, участков и рабочих мест, является одним из разделов плана социально-экономического развития предприятия (организации). При его разработке следует руководствоваться Номенклатурой мероприятий по охране труда, утвержденной Президиумом ВЦСПС 31 марта 1980 г.

 

При разработке комплексного плана улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, а также при оценке состояния охраны труда, составлении статистической отчетности важно правильно применять термины и определения относительно квалификации условий труда.

К вредным следует относить такие условия труда, воздействие которых на организм человека при несоблюдении установленных требований безопасности может привести к профессиональным заболеваниям, к неблагоприятным - условия, не отвечающие установленным нормам (например, отклонение от допустимых норм загазованности рабочей зоны, запыленности, шума, вибрации, несоответствие освещенности рабочих мест, отклонение от норм температуры и влажности воздуха и др.). Администрация обязана планировать приведение таких условий труда к нормам, установленным соответствующими государственными и отраслевыми стандартами по видам технологических процессов и работ, к СНИП. и санитарным нормам.
К тяжелому физическому труду в соответствии с Типовой методикой определения тяжести ручного монотонного труда в отраслях народного хозяйства, утверждений Госкомтрудом СССР 22 сентября 1982 г., относится труд, при котором в процессе работы физическая нагрузка на работающего соответствует значениям, указанным ниже.

15. Сертификация производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда. Цели, задачи, общие принципы и порядок проведения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 6.05.94 № 485 "О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты", производственные объекты должны быть сертифицированы на соответствие требованиям охраны труда.

Сертификат – это документ, выданный государственными специализированными организациями, подтверждающий соответствие рабочего места эргономическим и иным требованиям охраны труда. На рабочем месте, удовлетворяющем этим требованиям, обеспечиваются оптимальные или допустимые условия труда, что способствует сохранению здоровья работников и исключает ранний выход на пенсию по условиям труда. Сертификация действующих производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда осуществляется исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно Постановлению Правительства РФ №485 организация и проведение работ по обязательной сертификации постоянных рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда возложена на Министерство труда РФ совместно с федеральными органами надзора и органами исполнительной власти субъектов РФ. Проведение работ по обязательной сертификации средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты осуществляет Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.

Порядок проведения сертификациипроизводственных объектов определен Постановлением Минтруда РФ от 0.11.95 г. № 64 "Об организации работы по проведению сертификациипроизводственных объектовна соответствие требованиям по охране труда". Подготовка перечня постоянных рабочих мест, подлежащих обязательной сертификации на соответствие требованиям охраны труда, включает следующие основные этапы:

— руководители предприятий составляют и представляют в региональные органы государственной экспертизы условий труда перечни постоянных рабочих мест по производствам и работам, намечаемым к сертификации;

— региональные органы государственной экспертизы условий труда анализируют, обобщают, в необходимых случаях корректируют перечни, поступившие от предприятия, на их основе составляют и представляют на утверждение в Минтруд России проект региональных перечней постоянных рабочих мест;

— Минтруд РФ анализирует, корректирует и утверждает проекты перечней, после чего направляет их региональным органам государственной экспертизы условий труда, которые доводят до предприятий соответствующие подразделы перечня.

После утверждения региональных перечней постоянных рабочих мест, подлежащих обязательной сертификации, Минтруд России направляет соответствующие разделы перечней региональным органам государственной экспертизы условий труда. Региональные органы государственной экспертизы условий труда доводят разделы до сведения органов по сертификации постоянных рабочих мест. Подразделы перечня направляются соответствующим предприятиям.

16. При обеспечении безопасных и здоровых условий труда работников работодатель должен уделить особое внимание организации и проведению работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда.

Отдельными нормативными правовыми актами по охране труда предусмотрены виды работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности и установлен особый порядок допуска работников к их выполнению. К таким работам относятся: эксплуатация и ремонт электроустановок, котлов, сосудов, работающих под давлением, обслуживание газового хозяйства, грузоподъемных машин и лифтов, выполнение верхолазных, электрогазосварочных, погрузочно-разгрузочных операций, деятельность, связанная с применением

радиоактивных веществ, взрывчатых материалов, пиротехнических средств.

Работодатель, руководитель организации на основании действующих нормативных правовых актов по охране труда должны определить перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования безопасности труда, требующие дополнительного специального обучения работников перед допуском их к самостоятельной работе. Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения устанавливается руководителем организации с учетом действующих. Без предварительного обучения, проверки знаний соответствующих правил и норм по охране труда персонал к работам, связанным с повышенной опасностью, не допускается.

Обучение осуществляется по программам, утвержденным руководителем организации по согласованию со службой охраны труда и профсоюзным комитетом или иным уполномоченным работниками представительным органом. Обучение должно завершаться проверкой теоретических знаний и практических навыков. Прошедшему проверку знаний выдается удостоверение на право выполнения работ с повышенной опасностью. Проверка знаний должна быть периодичной в соответствии с действующими соответствующими правилами.

В соответствии с утвержденным перечнем работники, которые допускаются к работам повышенной опасности, должны проходить предварительный и периодический медицинские осмотры в медицинском учреждении.

Особое место в организации работ на предприятии отводится работам, на проведение которых требуется наряд-допуск.

Наряд-допуск - это задание на производство работ, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и лиц, ответственных за безопасность выполнения работы.

Организация безопасного производства работ по наряду-допуску регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами по охране труда - по каждому виду работ, например, работы в действующих электрических установках, ремонт грузоподъемных кранов, осмотр и ремонт газораспределительных пунктов и газопроводов, ремонт котлов и т.д.

Нормативными правовыми актами определяются лица, ответственные за безопасность работ, их права и обязанности, порядок выдачи и оформления нарядов-допусков, действия ответственных лиц перед допуском бригады к работе по наряду-допуску, во время работы и по ее окончании.

Ответственными за безопасность работы, например при организации и проведении работ на действующих электроустановках, являются следующие лица:

· - лицо, выдающее наряд-допуск;

· - допускающий;

· - ответственный руководитель работ;

· - производитель работ;

· - наблюдающий;

· - члены бригады.

Лицо, выдающее наряд-допуск, устанавливает необходимость и объем работы, отвечает за возможность безопасного ее выполнения, достаточность квалификации ответственного руководителя, производителя работ, а также членов бригады.

Допускающий несет ответственность за правильность выполнения необходимых для допуска и производства работ мер безопасности, их достаточность и соответствие характеру и месту работы, а также за правильность допуска к работе, приемку рабочего места по окончании работы с оформлением в нарядах или журналах.

Ответственный руководитель, принимая рабочее место от допускающего или осуществляя допуск, отвечает наравне с допускающим за правильную подготовку рабочего места и достаточность выполненных мер безопасности.

Производитель работ, принимая рабочее место, отвечает за правильность его подготовки и за выполнение необходимых для производства работы мер безопасности. Производитель работ обязан проинструктировать бригаду о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать при работе, обеспечить их выполнение членами бригады.

Наблюдающий назначается в случае проведения работ при особо опасных условиях и контролирует наличие установленных на месте работ средств коллективной защиты и использование средств индивидуальной защиты.

Члены бригады обязаны соблюдать нормативный правовой акт по охране труда и инструктивные указания, полученные при допуске к работе и во время работы.

Наряды выписываются на имя руководителей работ или производителей работ. Число нарядов-допусков, выдаваемых на одного ответственного руководителя, определяет в каждом конкретном случае лицо, выдающее наряд-допуск.

Ответственный руководитель или лицо, выдающее наряд-допуск, назначает производителя работ, а также определяет количественный состав бригад, исходя из условий выполнения работ. Как правило, состав бригады, работающей по наряду-допуску, должен состоять не менее, чем из двух человек.

Допуск к работе осуществляется ежедневно с указанием даты и времени начала работы и оформляется подписями ответственного руководителя и производителя работ.

Допуск к работе по наряду производится непосредственно на рабочем месте после проверки ответственным руководителем или лицом, выдавшим наряд-допуск, совместно с производителем работ

выполнения мероприятий, обеспечивающих безопасное производство работы, проведения инструктажа по безопасности труда с членами бригады. Проведение инструктажа по безопасности труда фиксируется в наряде-допуске с подписью его участников. Экземпляр наряда-допуска, по которому сделан допуск, должен находиться у производителя работ и лица, выдавшего его.

Если при получении наряда-допуска у производителя работ или членов бригады возникают какие-либо сомнения, то они обязаны потребовать разъяснения у ответственного руководителя или лица, выдавшего наряд.

17. Производственная санитария относится к элементам охраны труда. Сама по себе производственная санитария представляет совокупность мер и технических средств, которые призваны предотвратить либо уменьшить воздействие на работников вредных факторов производства.

Вышеприведённое определение понятия " производственная санитария " согласно ГОСТ 12.0.002-80. Под опасными и вредными факторами производства подразумеваются следующие:

· отклонения от нормы в температурном режиме воздуха рабочей зоны;

· чрезмерная запыленность и загазованность на рабочем месте;

· ненормальная влажность и подвижность воздуха в рабочей среде;

· высокий уровень шума;

· повышенный уровень вибрации;

· высокий уровень электромагнитных излучений;

· недостаточность естественного освещения;

· малая освещённость рабочей зоны

· и проч.

В общем и целом все опасные и вредные производственные факторы делятся на 4е категории:

· физические,

· химические,

· биологические

· и психофизиологические.

Понятие " производственная санитария " включает в себя и такой термин, как " границы производственной санитарии ". Под данным термином понимаются обязательства работодателя по созданию нормальных и главное, безопасных условий труда. В том числе наниматель обязан производить оздоровление воздушной среды путём нормализации всех параметров микроклимата в рабочей зоне. Также в его компетенции и защита работников от шума, вибрации, электромагнитных излучений и др. Вместе с тем каждый работающий человек имеет право на обеспечение требуемых норм естественного и искусственного освещения и поддержку всех санитарных норм как в производственных, так и в вспомогательных помещениях.

Было бы неправильно выделять какие-либо границы производственной санитарии в отдельный ранг - все они очень важны для здоровья и работоспособности человека. Но всё же некоторые параметры заслуживают более детального рассмотрения. Взять хоты бы " производственный микроклимат ". Характеризующая его терморегуляция означает совокупность мер, способствующих поддержке постоянного температурного баланса человеческого тела в пределах 36-37 градусов.

В целом микроклимат определяет температура, относительная влажность воздуха, скорость его движения, интенсивность теплового излучения от нагретых поверхностей. Для поддержки оптимального микроклимата на рабочем месте должны быть установлены приборы, измеряющие количество вредных веществ в воздухе. Про это говорит такая граница производственной санитарии, как " повышенная запыленность и загазованность воздуха ".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.103 с.)