Итак, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итак, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного.



 

"Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик). Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в своём домике, да?), добивайтесь, чтобы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?). Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.

 

Все эти операции делайте вместе с ребенком, сопровождая этими упражнениями свой рассказ.

 

.... И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое).......И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так -повторяй за мной: (А), (О), (У), (Ы), (И). Эти звуки проходили свободно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку). А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал (М-М-М).

Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку (М) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т). Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не свободно проходит этот звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть (Ш), фыркать (Ф), свистеть (С), хрипеть (Х). То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р). Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, эти звуки не свободно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку). Возьми это платьице и давай со мной произнесём эти звуки (РРР),(ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ).

УПРАЖНЕИЕ 2

Игра с карточками.

 

А теперь, давай поиграем в игру "Наряди звук в платьице". (Ну что же, проверяйте своего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а это - сложный теоретический материал 1-го класса).

"Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в котором этот звук выходит из домика гулять.

(А) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета).

(Б) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В этой игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, которые проходят свободно через рот - красные (гласные), а звуки, которые проходят не свободно - синие (согласные).

Термины "гласные" и "согласные" ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3

 

Игра " Дружба звуков ",

(Слуховое слогообразование)

 

МАМА: - "А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: (МА). Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной (МА). Получилось?

 

А теперь пусть звук (Р) перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с (А) - (РА)!

 

Теперь давай играть! Игра называется "Дружба звуков".

 

Возьмите в руки большой надувной мяч.

"Подружись со звуком (А), - (М) "- скажет мама и бросит мяч ребёнку. "Теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе" (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой" аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА)!

 

Подружись со звуком (У):

 

Мама: Ребенок

Р - ру

С - су

Ж - жу

 

На прогулках можно продолжать играть в "Дружбу знаков" без мяча.

Например:

 

Мама: Ребенок:

 

"Произносим всё на (А),......(Р)" - "(РА)"

......(Л)" - "(ЛА)!"

" Произносим всё на (О),

......(М)" - "(МО)"

......(Л)" - "(ЛО)!"

" Произносим всё на (И),

......(М)" - "(МИ)!"

......(Р)" - "(РИ)!"

......(С)" - "(СИ)!"

 

И т. д. с любыми звуками.

 

Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):

 

"Послушай, как дружат звуки с (И): \

(К(ь) И)

(М(ь) И)

(Р(ь) И)

(С(ь) И)

 

Они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к (И) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко":

 

(К(ь) И); (М(ь) И); (Р(ь)И); (С(ь)И).

Играя в игру "Дружба звуков" ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам.

Вот и слуховое слогообразование Ваш ребенок уже освоил!

 

Четвертая серия занятий:

 

"Безбуквенное чтение и чтение с буквами".

 

В этой серии Вы уже почти подошли к заветной цели! И пусть пока ещё Ваш малыш не знает всех букв - читать можно по цветному рядку из синих и красных карточек.

 

УПРАЖНЕНИЕ I

 

Игра " Слова-рассыпушки ".

 

(Для этой игры нужны синие к красные карточки, знакомые Вам уже по 2 серии занятий).

 

МАМА: а сейчас мы поиграем в игру "Слова-рассыпушки"

 

Я буду слово рассыпать по звукам, а ты собирать и выкладывать карточки на столе по цвету. Ну, давай играть!" Мама произносит простые слова типа

(Д-О-М);

(Р-А-К);

(М-А-К);

(С-Ы-Н);

(С-О-Н) и т.д. (Звуки произносятся отрывисто, как бы рассыпаясь).

 

"Слушай теперь ещё раз слово по звукам и сразу выкладывай на столе нужного цвета карточки".

- Д - (синяя), - О - (красная), - М - (синяя).

Вот теперь собери всё слово! "

Ребёнок читает по цветному рядку: (ДОМ).

Вот уже ребёнок читает без букв, по цветным карточкам!.

Но он точно знает, где (Д), где (О), где (И).

Можно задать ему вопрос: "Покажи, где в этом слове (О)?,

а(М)?,а(Д)?

 

Теперь, если Ваш ребёнок уже знает буквы (М), (Д), (О), можно выложить их поверх цветных карточек. И вот уже чтение с буквами!

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

 

Чтение с буквами.

Игра " Кораблик (машинка)".

Расположите в столбик вырезанные из "Азбуки" гласные буквы

А

О

У

Ы

И

 

Вырежьте кораблик (машинку) с карманчиком для буквы, обозначающей согласный звук.

Вставьте согласную букву, которую Ваш ребёнок хорошо знает (например, мамину буковку (М) и пусть она плывет (едет) к пристаням - гласным буквам! А у пристани кораблик (машинка) даёт сигнал-слог.

Цель этой игры научить ребёнка читать по две буквы сразу! Ребёнок тянет согласный звук, когда ведёт кораблик (машинку), а у пристани даёт голос, произносит два звука вместе.

 

М------------------------------- --- (А)-----МА!

-------------------------------------(О)-----МО!

-------------------------------------(У)-----МУ!

-------------------------------------(Ы)-----МЫ!

-------------------------------------(И)-----МИ!

 

И также играйте с другими буквами (Р, Н, Т и т.д.)

 

Ваш ребенок прочитал слоги МА, МО, МУ, МЫ, МИ и мама может задать ему вопрос:

 

У какой пристани сигнал звучит мягко?

Ребенок должен ответить, что у пристани (И).

 

Молодец, правильно, у пристани (И)", скажет мама.

 

Продолжайте играть в игру "Кораблик (машинка)". Вставляйте в карманчик другие, знакомые ребёнку буквы,

 

например, Л, П, Р, Н и т.д.

 

Постепенно Ваш малыш усвоит слогообразование с гласными Л, О, У, Ы, И.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3

" Слоги по памяти ".

 

Можно написать эти слоги-слияния фломастером на листе бумаги и читать без кораблика (машинки). Например, мама помогает:

 

"Читай:

 

"-М- на -А-"

"-М- на -0-"

"-М- на -у-"

"-м- на -Ы-"

"-м- на -И-"

 

прочитает ребёнок,

 

"-МА-"-

(-МО-),

(-МУ-),

(-МЫ-),

(-МИ-).

 

Если ребёнок прочитал слоги, похвалите его. Но не утомляйте долгим чтением. Скажите: "Молодец, уже мамину буковку ты хорошо научился читать. Завтра прочитаем слоги с папиной буковкой, потом с буковкой твоего имени, потом с буковкой бабушки, дедушки и т. д.

К чтению слогов с гласными -Я-,-Е-,-Ю-,-Е- Вы перейдете гораздо позже, когда Ваш малыш уже хорошо овладеет навыком сложения слогов и слов с гласными -А-, -О", -У-,-Ы-, -И-.

 

Пятая серии занятий

 

Чтение слоговой таблички.

 

Это уникальная табличка!

 

По ней можно прочитать всё на свете, если только ты уже умеешь читать одну буковку и по две буковки вместе, т. е слог И даже если Ваш малыш ещё не знает всех букв, можно учиться читать по неполной табличке, т. е. табличке, составленной на основе только знакомых ребёнку букв.

 

ТАБЛИЦА 1

 

А 0 У Ы и

М МА МО МУ мы ми

Р РА РО РУ РЫ РИ

Л ЛА ЛО ЛУ лы ли

Н НА НО НУ ны ни

К КА КО КУ - ки

Т ТА ТО ТУ ты ти

С СА СО СУ сы си

Ш ША ШО ШУ - ши

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 1

 

Чтение слогов.

 

Взгляните на табличку - вот они знакомые ряды "Дружбы звуков". Ребёнок уже умеет их озвучивать но предыдущим сериям слуховых игр.

 

Задания для чтения но слоговой табличке (таблица 1):

 

Читаем слоги но вертикали.

 

Мама помогает: "Всё читаем мы на (А)" - скажите хором вместе с ребёнком и прочтите быстро и уверенно знакомые слоги (можно хором): (МА),(РА), (ЛА), (НА), (КА), (СА) (не обязательно все сразу, возьмем небольшой участок таблицы (таблица 1)). Читайте слоги на (А), на (О), на (У), на (Ы), на (И).

 

2) Читайте слоги но горизонтали (мама помогает):

 

"Будем читать мамину буковку (М)":

 

Читай на (А) - (МА)

Читай на (О) - (МО)

Читай на (У) - (МУ)

читай на (Ы) - (МЫ) и т.д.с другими буквами.

 

3) Теперь читаем слоги вразброс:

 

а)По маминой указке (мама показывает любые слоги в табличке, которые они уже читали вместе);

 

б)По заданию мамы: "Отыщи слог (МА),- молодец! А теперь найди и прочитай слог (СЫ), - опять правильно! А теперь я тебе такой слог загадаю, что ты его не отыщешь - это слог.......(РЫ)! Отыскал и прочитал, ну молодец!"

 

"А теперь отыщи (ША) и (РЫ). Что получилось?

 

ШАРЫ! Молодец! Правильно!" И т. д.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

Чтение слов

 

На своём участке таблицы отыщите несложные для чтения слова (РА МА), (ЛУ НА), (РО МА) и другие. Мама указкой показывает слоги, а ребёнок озвучивает их - читает. В случае затруднения мама всегда поможет малышу: "Читай: Л на У "- (ЛУ) прочитает ободренный малыш, "(Н) на (А)"-(НА). Теперь вместе с мамой ещё раз: ЛУ НА.

Не нужно спрашивать у малыша, какое слово получилось, лучше ещё и ещё раз прочитать части слова вместе с ребёнком, пока он не услышит прочитанное слово сам.

Таким же способом с помощью мамы можно читать, по табличке и простые предложения:

 

МЫ МА ЛЫ

У НА С ША РЫ

Ч У

МИ Ш КА

ВО Т МИ Ш КА

У НА С КО Ш КА

У ТА НИ КУ К ЛА

 

Сколько разорванных слогов и отдельных согласных, сколько раз мама касается указкой таблицы, а ребёнок озвучивает эти структурные единицы чтения, читая таким образом слова в предложения.

 

Обратите внимание: все эти слоги и буквы не вызывают затруднения при чтении у Вашего ребёнка. А ведь именно из этих структурных единиц и складываются слова и предложения

 

Теперь дайте указку ребёнку. Пусть сам отыщет и прочитает о таблице слово У РА

 

Вот указка на звуке (У) - ребёнок сам читает (У).

А вот указка на слоге (РА) - ребёнок читает (РА).

Вот он уже самостоятельно без маминой помощи нашёл и

прочитал слово УРА!

 

Тренировочных упражнений чтения слогов по неполной табличке должно быть достаточное количество. Необходимо, чтобы малыш почти до автоматизма довёл умение читать слоги со знакомыми ему буквами и тогда переход к полной таблице не покажется ему сложным. В этом нетрудно убедиться, если к изученному участку таблицы Вы внезапно добавите одну любую новую букву, например(Ф).

 

Маме достаточно будет только сообщить малышу: "А вот это буква (Ф), давай сё читать на (А). И Ваш ребёнок не задумываясь прочитает (ФА)! А теперь давай прочитаем букву (Ф) на (О) - (ФО)!" и т.д. Срабатывает принцип аналогии и в данном случае принцип ориентации на заданный гласный звук

 

Задания для чтения по слоговой табличке

(таблица 2).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.099 с.)