Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Итак, мама рассказывает сказку. Уселись поудобнее - малыш напротив мамы. У мамы в руках две карточки - одна синего цвета, другая - красного.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
"Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а у тебя в ротике живут-поживают звуки. Домик у них вот какой хороший (покажи, раскрой ротик). Есть потолок (потрогай языком, нашёл потолок в своём домике, да?), добивайтесь, чтобы малыш потрогал языком верхнее нёбо. Пол - нижнее нёбо, двери - губы (сомкнуть, разомкнуть - чем не двери у домика звуков?). Есть даже костяные решетки для прочности - зубки сомкнуть и разомкнуть.
Все эти операции делайте вместе с ребенком, сопровождая этими упражнениями свой рассказ.
.... И всё было бы хорошо, да поселился в нём Змей Горыныч (пошевелите кончиком языка и ребёнок пусть сделает-то же самое).......И стал он творить свои злые дела. Одни звуки он пропускал свободно, вот так -повторяй за мной: (А), (О), (У), (Ы), (И). Эти звуки проходили свободно и носили вот такие красные платьица (покажите малышу красную карточку). А на пути других звуков Змей Горыныч строил разные преграды: то двери на пути закрывал (М-М-М). Попробуй сам -- чувствуешь, как звуку (М) двери-губки мешают пройти? То к потолку Змей Горычыч прижимает звук (Т). Попробуй сам, чувствуешь, как прижимает к потолку? Не свободно проходит этот звук. То заставляет Змей Горыныч звуки шипеть (Ш), фыркать (Ф), свистеть (С), хрипеть (Х). То бьёт Змей Горыныч хвостом звук (Р). Попробуй - трещит язычок? Произнеси ещё разок. Вот видишь, эти звуки не свободно приходят через рот и носят вот такие синие платьица (мама показывает ребенку синюю карточку). Возьми это платьице и давай со мной произнесём эти звуки (РРР),(ССС), (М), (Т), (XXX), (ШШШ) (ФФФ). УПРАЖНЕИЕ 2 Игра с карточками.
А теперь, давай поиграем в игру "Наряди звук в платьице". (Ну что же, проверяйте своего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а это - сложный теоретический материал 1-го класса). "Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в котором этот звук выходит из домика гулять. (А) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета). (Б) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В этой игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, которые проходят свободно через рот - красные (гласные), а звуки, которые проходят не свободно - синие (согласные).
Термины "гласные" и "согласные" ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Игра " Дружба звуков ", (Слуховое слогообразование)
МАМА: - "А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: (МА). Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной (МА). Получилось?
А теперь пусть звук (Р) перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с (А) - (РА)!
Теперь давай играть! Игра называется "Дружба звуков".
Возьмите в руки большой надувной мяч. "Подружись со звуком (А), - (М) "- скажет мама и бросит мяч ребёнку. "Теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе" (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой" аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА)!
Подружись со звуком (У):
Мама: Ребенок Р - ру С - су Ж - жу
На прогулках можно продолжать играть в "Дружбу знаков" без мяча. Например:
Мама: Ребенок:
"Произносим всё на (А),......(Р)" - "(РА)" ......(Л)" - "(ЛА)!" " Произносим всё на (О), ......(М)" - "(МО)" ......(Л)" - "(ЛО)!" " Произносим всё на (И), ......(М)" - "(МИ)!" ......(Р)" - "(РИ)!" ......(С)" - "(СИ)!"
И т. д. с любыми звуками.
Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):
"Послушай, как дружат звуки с (И): \ (К(ь) И) (М(ь) И) (Р(ь) И) (С(ь) И)
Они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к (И) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко":
(К(ь) И); (М(ь) И); (Р(ь)И); (С(ь)И). Играя в игру "Дружба звуков" ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам.
Вот и слуховое слогообразование Ваш ребенок уже освоил!
Четвертая серия занятий:
"Безбуквенное чтение и чтение с буквами".
В этой серии Вы уже почти подошли к заветной цели! И пусть пока ещё Ваш малыш не знает всех букв - читать можно по цветному рядку из синих и красных карточек.
УПРАЖНЕНИЕ I
Игра " Слова-рассыпушки ".
(Для этой игры нужны синие к красные карточки, знакомые Вам уже по 2 серии занятий).
МАМА: а сейчас мы поиграем в игру "Слова-рассыпушки"
Я буду слово рассыпать по звукам, а ты собирать и выкладывать карточки на столе по цвету. Ну, давай играть!" Мама произносит простые слова типа (Д-О-М); (Р-А-К); (М-А-К); (С-Ы-Н); (С-О-Н) и т.д. (Звуки произносятся отрывисто, как бы рассыпаясь).
"Слушай теперь ещё раз слово по звукам и сразу выкладывай на столе нужного цвета карточки". - Д - (синяя), - О - (красная), - М - (синяя). Вот теперь собери всё слово! " Ребёнок читает по цветному рядку: (ДОМ). Вот уже ребёнок читает без букв, по цветным карточкам!. Но он точно знает, где (Д), где (О), где (И). Можно задать ему вопрос: "Покажи, где в этом слове (О)?, а(М)?,а(Д)?
Теперь, если Ваш ребёнок уже знает буквы (М), (Д), (О), можно выложить их поверх цветных карточек. И вот уже чтение с буквами!
УПРАЖНЕНИЕ 2
Чтение с буквами. Игра " Кораблик (машинка)". Расположите в столбик вырезанные из "Азбуки" гласные буквы А О У Ы И
Вырежьте кораблик (машинку) с карманчиком для буквы, обозначающей согласный звук. Вставьте согласную букву, которую Ваш ребёнок хорошо знает (например, мамину буковку (М) и пусть она плывет (едет) к пристаням - гласным буквам! А у пристани кораблик (машинка) даёт сигнал-слог. Цель этой игры научить ребёнка читать по две буквы сразу! Ребёнок тянет согласный звук, когда ведёт кораблик (машинку), а у пристани даёт голос, произносит два звука вместе.
М------------------------------- --- (А)-----МА! -------------------------------------(О)-----МО! -------------------------------------(У)-----МУ! -------------------------------------(Ы)-----МЫ! -------------------------------------(И)-----МИ!
И также играйте с другими буквами (Р, Н, Т и т.д.)
Ваш ребенок прочитал слоги МА, МО, МУ, МЫ, МИ и мама может задать ему вопрос:
У какой пристани сигнал звучит мягко? Ребенок должен ответить, что у пристани (И).
Молодец, правильно, у пристани (И)", скажет мама.
Продолжайте играть в игру "Кораблик (машинка)". Вставляйте в карманчик другие, знакомые ребёнку буквы,
например, Л, П, Р, Н и т.д.
Постепенно Ваш малыш усвоит слогообразование с гласными Л, О, У, Ы, И.
УПРАЖНЕНИЕ 3 " Слоги по памяти ".
Можно написать эти слоги-слияния фломастером на листе бумаги и читать без кораблика (машинки). Например, мама помогает:
"Читай:
"-М- на -А-" "-М- на -0-" "-М- на -у-" "-м- на -Ы-" "-м- на -И-"
прочитает ребёнок,
"-МА-"- (-МО-), (-МУ-), (-МЫ-), (-МИ-).
Если ребёнок прочитал слоги, похвалите его. Но не утомляйте долгим чтением. Скажите: "Молодец, уже мамину буковку ты хорошо научился читать. Завтра прочитаем слоги с папиной буковкой, потом с буковкой твоего имени, потом с буковкой бабушки, дедушки и т. д. К чтению слогов с гласными -Я-,-Е-,-Ю-,-Е- Вы перейдете гораздо позже, когда Ваш малыш уже хорошо овладеет навыком сложения слогов и слов с гласными -А-, -О", -У-,-Ы-, -И-.
Пятая серии занятий
Чтение слоговой таблички.
Это уникальная табличка!
По ней можно прочитать всё на свете, если только ты уже умеешь читать одну буковку и по две буковки вместе, т. е слог И даже если Ваш малыш ещё не знает всех букв, можно учиться читать по неполной табличке, т. е. табличке, составленной на основе только знакомых ребёнку букв.
ТАБЛИЦА 1
А 0 У Ы и М МА МО МУ мы ми Р РА РО РУ РЫ РИ Л ЛА ЛО ЛУ лы ли Н НА НО НУ ны ни К КА КО КУ - ки Т ТА ТО ТУ ты ти С СА СО СУ сы си Ш ША ШО ШУ - ши
УПРАЖНЕНИЕ 1
Чтение слогов.
Взгляните на табличку - вот они знакомые ряды "Дружбы звуков". Ребёнок уже умеет их озвучивать но предыдущим сериям слуховых игр.
Задания для чтения но слоговой табличке (таблица 1):
Читаем слоги но вертикали.
Мама помогает: "Всё читаем мы на (А)" - скажите хором вместе с ребёнком и прочтите быстро и уверенно знакомые слоги (можно хором): (МА),(РА), (ЛА), (НА), (КА), (СА) (не обязательно все сразу, возьмем небольшой участок таблицы (таблица 1)). Читайте слоги на (А), на (О), на (У), на (Ы), на (И).
2) Читайте слоги но горизонтали (мама помогает):
"Будем читать мамину буковку (М)":
Читай на (А) - (МА) Читай на (О) - (МО) Читай на (У) - (МУ) читай на (Ы) - (МЫ) и т.д.с другими буквами.
3) Теперь читаем слоги вразброс:
а)По маминой указке (мама показывает любые слоги в табличке, которые они уже читали вместе);
б)По заданию мамы: "Отыщи слог (МА),- молодец! А теперь найди и прочитай слог (СЫ), - опять правильно! А теперь я тебе такой слог загадаю, что ты его не отыщешь - это слог.......(РЫ)! Отыскал и прочитал, ну молодец!"
"А теперь отыщи (ША) и (РЫ). Что получилось?
ШАРЫ! Молодец! Правильно!" И т. д.
УПРАЖНЕНИЕ 2 Чтение слов
На своём участке таблицы отыщите несложные для чтения слова (РА МА), (ЛУ НА), (РО МА) и другие. Мама указкой показывает слоги, а ребёнок озвучивает их - читает. В случае затруднения мама всегда поможет малышу: "Читай: Л на У "- (ЛУ) прочитает ободренный малыш, "(Н) на (А)"-(НА). Теперь вместе с мамой ещё раз: ЛУ НА. Не нужно спрашивать у малыша, какое слово получилось, лучше ещё и ещё раз прочитать части слова вместе с ребёнком, пока он не услышит прочитанное слово сам.
Таким же способом с помощью мамы можно читать, по табличке и простые предложения:
МЫ МА ЛЫ У НА С ША РЫ Ч У МИ Ш КА ВО Т МИ Ш КА У НА С КО Ш КА У ТА НИ КУ К ЛА
Сколько разорванных слогов и отдельных согласных, сколько раз мама касается указкой таблицы, а ребёнок озвучивает эти структурные единицы чтения, читая таким образом слова в предложения.
Обратите внимание: все эти слоги и буквы не вызывают затруднения при чтении у Вашего ребёнка. А ведь именно из этих структурных единиц и складываются слова и предложения
Теперь дайте указку ребёнку. Пусть сам отыщет и прочитает о таблице слово У РА
Вот указка на звуке (У) - ребёнок сам читает (У). А вот указка на слоге (РА) - ребёнок читает (РА). Вот он уже самостоятельно без маминой помощи нашёл и прочитал слово УРА!
Тренировочных упражнений чтения слогов по неполной табличке должно быть достаточное количество. Необходимо, чтобы малыш почти до автоматизма довёл умение читать слоги со знакомыми ему буквами и тогда переход к полной таблице не покажется ему сложным. В этом нетрудно убедиться, если к изученному участку таблицы Вы внезапно добавите одну любую новую букву, например(Ф).
Маме достаточно будет только сообщить малышу: "А вот это буква (Ф), давай сё читать на (А). И Ваш ребёнок не задумываясь прочитает (ФА)! А теперь давай прочитаем букву (Ф) на (О) - (ФО)!" и т.д. Срабатывает принцип аналогии и в данном случае принцип ориентации на заданный гласный звук
Задания для чтения по слоговой табличке (таблица 2).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.007 с.) |