Автомобиль гудит: ( В-В-В ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автомобиль гудит: ( В-В-В ).



Царева Л.П.

 

Рекомендовано к печати управлением дошкольного воспитания Министерства образования Республики Беларусь

 

В этой книге Вы найдете самые простые методы и приемы "домашней педагогики " доступные каждому, взрослому, желающему научить читать своего малыша. Звуковые игры, занимательная, сказка помогут ребенку войти в мир чтения задолго до поступления в школу, не нарушая задач школьного обучения грамоте. Попробуйте и Вы убедитесь сами: артикуляционно-слуховой метод обучения чтению самый легкий и доступный для Вашего малыша!

 

Вы, конечно, уже купили своему 3-х - 6-ти летнему малышу "Азбуку в картинках" или надувной мяч с большими буквами. Прекрасно! Смело называйте буквы ребенку, пусть он повторяет за Вами. Но, помните, для успешного обучения чтению дошколят нужно произносить не название буквы: (ЭР, ЭС, ТЭ, БЭ и т.д.), а именно звук*: (РРР, ССС, Т, Б и т.д.) И ещё один важный момент: если ребёнок с трудом запоминает буквы, не стремитесь заставить выучить его весь алфавит. Для наших занятий вначале вполне достаточно будет знания букв, произносимых только как звук (-А- -0~ -У- -Ы- -И- -М- -Р- -Л -). Впрочем, несколько согласных можно выбрать самим, пусть это будут те буквы, которые больше всех запомнились и полюбились Вашему малышу.

В данной системе обучения чтению основное значение имеют не буквы, а звуки. Умение их слышать, различать на слух и правильно произносить.

 

Первая серия занятий:

Итак, Первая серия Ваших занятий с малышом так и называется:

"УЧИМСЯ слышать и произносить звук".

 

Раз, два, три, четыре.

Машу грамоте учили.

Не читать, не писать.

А жужжать, шипеть, мычать!

 

В этой серии ваш малыш учится слушать и произносить звуки. Мама читает ребёнку стишок, а он произносит за мамой лишь звуки данные в скобках.

Совсем не обязательно заучивать все стишки наизусть. Важно научить ребёнка акцентировать внимание на отдельных звуках, на умении произносить и слышать их.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1

 

Пролетел весёлый жук (Ж-Ж-Ж)

Зазвенел комарик вдруг (3-3-3)

Ветер ветки раскачал (У-У-У),

"Шарик" тоже зарычал (Р-Р-Р)'

Зашумел в воде камыш (Ш-Ш-Ш)!

И опять настала тишь (Ш-Ш-Ш).

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

 

(Ш-Ш-Ш) - шуршит опавший лист

(С-С-С) - змеиный слышен свист

(Ж-Ж-Ж) - шмели в саду жужжат

(Р-Р-Р) - моторы тарахтят.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3

 

" Маша заблудилась "

Плачет Маша: (А-А-А),

А волчище. (У-У-У)!

Страшно Машеньке в лесу,

Позовём её - (А-У)!

 

УПРАЖНЕНИЕ 4

 

(М-М-М) - мычит телёнок:

" Я уж не ребёнок."

(3-3-3) - звенит пчела:

" Мёд я вам нашла!"

 

УПРАЖНЕНИЕ 5

 

Тигры рычат: (ГАР-Р-Р),

Вороны кричат: (КАР-Р-Р),

Кони хрипят: (ХР-Р-Р),

Ставни скрипят: (СКР-Р-Р),

Холодно мне: (БР-Р-Р).

 

УПРАЖНЕНИЕ 6

 

Летит вертолёт: (ДР-Р-Р).

Трактор ревёт: (ТР-Р-Р).

Ночью настала тишь,

Спит наш малыш: (Ш-Ш-Ш).

 

УПРАЖНЕНИЕ 7

 

Пароход гудит: (У-У-У)

Скоро к берегу приду!

 

УПРАЖНЕНИЕ 8

 

Самолёт летит: (Л-Л-Л).

Автомобиль гудит: (В-В-В).

А мотор ревёт: (Р-Р-Р).

Прокатиться всех зовёт: (ТР-Р-Р).

 

УПРАЖНЕНИЕ 9

 

"Паровозик"

Паровозик - (Ч-Ч-ЧУ),

"Прокатиться я хочу"!

 

УПРАЖНЕНИЕ 10

 

"Змея "

Шелестя, шурша травой (Ш-Ш-Ш),

Засвистел вдруг шнур живой (С-С-С).

Во он встал и зашипел (Ш-Ш-Ш),

Подходи, кто очень смел (Ц-Ц-Ц).

 

УПРАЖНЕНИЕ 11

 

" Кошка с собакой "

Зашипела, зафыркала кошка (Х-Ф),

Страшно стало собачке немножко (Р-Р-Р).

 

УПРАЖНЕНИЕ 12

 

" Пчела "

В дом свой, улей, пчела (3-3-3)

Первый мёд принесла (3-3-3)!

 

УПРАЖНЕНИЕ 13

 

" Волк и комарик "

Волк комарика ловил (3-3-3)

Себе лапой нос разбил ('У-У-У)!

Стой, комарик, я прошу (У-У-У),

Себе лоб я почешу (У-У-У).

 

УПРАЖНЕНИЕ 14

 

" Плотник "

Летят опилки белые (Ф-Ф-Ф), •

Летят из-под пилы (Ш-Ш-Ш).

Это плотник делает (Ф-Ф-Ф)

Окна и полы (Ш-Ш-Ш).

 

УПРАЖНЕНИЕ 15

 

" Автомашина "

(В-В-В)- гудит автомашина.

(С-С-С)- прокол • спустилась шина.

 

УПРАЖНЕНИЕ 16

 

" Верблюд "

Зверь я горбатый (Ф-Р-Р)!

Плююсь иногда я (Б-Р-Р)!

 

УПРАЖНЕНИЕ 17

 

" Индюки "

Индюки сошлись у ивы (ИУ-ИУ-ИУ)!

Ишь, как мы с тобой красивы (ИУ-ИУ-ИУ)

 

УПРАЖНЕНИЕ 18

 

Ослик маленький (ИА).

Знает (И) и знает (А).

 

УПРАЖНЕНИЕ 19

"Собачки"

„Заворчал живой замок (Р-Р-Р).

По полю рыщет (У-У-У),

Поёт н свищет (С-С-С).

Деревья ломает (Ш-Ш-Ш).

На лужайке на ромашке

УПРАЖНЕНИЕ 1

Мама читает стишок:

 

Два самолёта мы с тобой

Ты маленький, а я большой.

Он твердо произносится

И в небо прямо просится.

А маленький гудит не гак,

Он мягкий звук издать мастак:

(ЛЛЛ(ь)) - звук несётся от него.

Взлетает тоже высоко!

 

Мама спрашивает у ребенка:

 

Кик гудит большом самолет?

(ЛЛЛ) - должен ответил" ребёнок.

УПРАЖНЕНИЕ 2

 

Игра в звуковые пары: "Большой и маленький"

 

2 комарика:

 

(333) - твёрдо звенит большой комарик:

(ЗЗЗ(ь)) - мягко звенит маленький комарик.

 

В какой машине едет Витя?

 

"В маленькой, - должен ответить ребенок (потому, что она

гудит мягко, как звучит первый звук о слове Витя).

 

2 трактора:

 

(РРР)- твердо тарахтит большой трактор

(РРР(ь) - мягко тарахтит маленький трактор.

 

Угадай-ка:

 

Какой трактор ведёт Рома?

А какой трактор ведёт Рита?

 

Лопнули 2 шарика - большой и маленький.

У большого шарика" воздухх выходит твердо (ССС),

А у маленького шарика мягко (ССС(ь).

 

Угадай-ка:

 

Кикой шарик был у Серёжи?

А какой шарик был у Саши?

 

Играйте с ребёнком в звукоподражания: жужжите, звените, Мычите, рычите, шипите. Придумайте сами, вместе с малышом свою звуковую игру с близким и понятным вашему ребенку сюжетом.

 

Например: "В деревне и на лужайке":

 

(МММ) - мычит телёнок,- МММОЛОКА ХОЧУ, К ММ МАМЕ (мама даёт ребёнку образец выделения голосом звука (М), теперь пусть малыш произносит все слова на (М), но на языке теленка - МММАК, МММЯТА, МММОТЫЛЕК, МММЕД, МММОСТИК, МММЕСЯЦ

 

В таких игровых ситуациях ребёнок учится акцентировать внимание на одном Звуке, выделять его в слове голосом. ощущать мягкость и твёрдость произношения звуков.

Далее продолжайте упражняться с ребёнком но "Азбуке в Картинках", выделяя первый звук в слове и запоминая новые буквы(на А - арбуз, на О - ослик, на М - мотоцикл и т д.).

 

Третья серия занятий

"Учимся различать звуки по слуху(гласные и согласные)”

 

Это самая важная серия звуковых упражнении, так как именно умение различать гласные и согласные звуки откроет Вашему ребёнку путь к слогообразованию.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1

Дидактическая сказка " Жили-были звуки "

 

А теперь мама расскажет своему малышу сказку про то, где живут звуки. Целевое задание этой серии занятий посвящено исследованию самим ребёнком своего речевого аппарата и формированию умения различать звуки гласные и согласные.

Сложное задание! Не пугайтесь, засеките время, именно через 10 минут Ваш малыш сможет отличить звуки гласные от согласных, а поможет ему в этом дидактическая сказка "Жили-были звуки".

УПРАЖНЕИЕ 2

Игра с карточками.

 

А теперь, давай поиграем в игру "Наряди звук в платьице". (Ну что же, проверяйте своего 3-х - 6-летнего вундеркинда! Сейчас он будет показывать Вам карточку-платьице нужного цвета и демонстрировать умение различать гласные и согласные звуки, а это - сложный теоретический материал 1-го класса).

"Я буду произносить звук. а ты повторяй его за мной и показывай платьице, в котором этот звук выходит из домика гулять.

(А) - произносите Вы, ребёнок повторяет за Вами и показывает карточку красного цвета (если он все же ошибается, ничего не объясняя, помогите ему выбрать карточку нужного цвета).

(Б) - произнесите Вы, а ребёнок, обязательно повторяет за Вами звук, показывает карточку синего цвета. И так продолжайте играть с ним дальше. В этой игре ребенок тренируется по слуху дифференцировать гласные и согласные звуки. Постепенно он уяснит, что звуки, которые проходят свободно через рот - красные (гласные), а звуки, которые проходят не свободно - синие (согласные).

Термины "гласные" и "согласные" ребёнку знать не обязательно. Главное уметь различать их на слух, исходя из артикуляционных особенностей.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3

 

Игра " Дружба звуков ",

(Слуховое слогообразование)

 

МАМА: - "А теперь я научу тебя, как победить Змея Горыныча! Мы научим звуки дружить, чтобы они вместе прошли через рот свободно, вот так: (МА). Хочешь? Тогда давай произносить сразу по два звука! Повторяй за мной (МА). Получилось?

 

А теперь пусть звук (Р) перехитрит Змея Горыныча и пройдет свободно вместе с (А) - (РА)!

 

Теперь давай играть! Игра называется "Дружба звуков".

 

Возьмите в руки большой надувной мяч.

"Подружись со звуком (А), - (М) "- скажет мама и бросит мяч ребёнку. "Теперь бросай мяч мне и произноси два звука вместе" (ребёнок наполняет воздухом лёгкие, его речевой" аппарат готов произнести звуки. И вот ребенок бросает мяч, назад маме - движение рук - и выдыхается (МА)!

 

Подружись со звуком (У):

 

Мама: Ребенок

Р - ру

С - су

Ж - жу

 

На прогулках можно продолжать играть в "Дружбу знаков" без мяча.

Например:

 

Мама: Ребенок:

 

"Произносим всё на (А),......(Р)" - "(РА)"

......(Л)" - "(ЛА)!"

" Произносим всё на (О),

......(М)" - "(МО)"

......(Л)" - "(ЛО)!"

" Произносим всё на (И),

......(М)" - "(МИ)!"

......(Р)" - "(РИ)!"

......(С)" - "(СИ)!"

 

И т. д. с любыми звуками.

 

Обратите внимание ребёнка на мягкое произношение слогов ее звуком (И):

 

"Послушай, как дружат звуки с (И): \

(К(ь) И)

(М(ь) И)

(Р(ь) И)

(С(ь) И)

 

Они звучат по-особому, мягко и губы растянуты у меня, когда я их произношу, они как бы улыбаются. В гости к (И) все звуки ходят с улыбкой и звучат мягко. Давай произнесём их вместе с тобой еще разок с улыбкой, мягко":

 

(К(ь) И); (М(ь) И); (Р(ь)И); (С(ь)И).

Играя в игру "Дружба звуков" ребёнок учится слышать и Произносить слог. Это очень важный, момент для успешного обучения чтению по слогам.

Вот и слуховое слогообразование Ваш ребенок уже освоил!

 

Четвертая серия занятий:

 

"Безбуквенное чтение и чтение с буквами".

 

В этой серии Вы уже почти подошли к заветной цели! И пусть пока ещё Ваш малыш не знает всех букв - читать можно по цветному рядку из синих и красных карточек.

 

УПРАЖНЕНИЕ I

 

Игра " Слова-рассыпушки ".

 

(Для этой игры нужны синие к красные карточки, знакомые Вам уже по 2 серии занятий).

 

МАМА: а сейчас мы поиграем в игру "Слова-рассыпушки"

 

Я буду слово рассыпать по звукам, а ты собирать и выкладывать карточки на столе по цвету. Ну, давай играть!" Мама произносит простые слова типа

(Д-О-М);

(Р-А-К);

(М-А-К);

(С-Ы-Н);

(С-О-Н) и т.д. (Звуки произносятся отрывисто, как бы рассыпаясь).

 

"Слушай теперь ещё раз слово по звукам и сразу выкладывай на столе нужного цвета карточки".

- Д - (синяя), - О - (красная), - М - (синяя).

Вот теперь собери всё слово! "

Ребёнок читает по цветному рядку: (ДОМ).

Вот уже ребёнок читает без букв, по цветным карточкам!.

Но он точно знает, где (Д), где (О), где (И).

Можно задать ему вопрос: "Покажи, где в этом слове (О)?,

а(М)?,а(Д)?

 

Теперь, если Ваш ребёнок уже знает буквы (М), (Д), (О), можно выложить их поверх цветных карточек. И вот уже чтение с буквами!

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

 

Чтение с буквами.

Игра " Кораблик (машинка)".

Расположите в столбик вырезанные из "Азбуки" гласные буквы

А

О

У

Ы

И

 

Вырежьте кораблик (машинку) с карманчиком для буквы, обозначающей согласный звук.

Вставьте согласную букву, которую Ваш ребёнок хорошо знает (например, мамину буковку (М) и пусть она плывет (едет) к пристаням - гласным буквам! А у пристани кораблик (машинка) даёт сигнал-слог.

Цель этой игры научить ребёнка читать по две буквы сразу! Ребёнок тянет согласный звук, когда ведёт кораблик (машинку), а у пристани даёт голос, произносит два звука вместе.

 

М------------------------------- --- (А)-----МА!

-------------------------------------(О)-----МО!

-------------------------------------(У)-----МУ!

-------------------------------------(Ы)-----МЫ!

-------------------------------------(И)-----МИ!

 

И также играйте с другими буквами (Р, Н, Т и т.д.)

 

Ваш ребенок прочитал слоги МА, МО, МУ, МЫ, МИ и мама может задать ему вопрос:

 

У какой пристани сигнал звучит мягко?

Ребенок должен ответить, что у пристани (И).

 

Молодец, правильно, у пристани (И)", скажет мама.

 

Продолжайте играть в игру "Кораблик (машинка)". Вставляйте в карманчик другие, знакомые ребёнку буквы,

 

например, Л, П, Р, Н и т.д.

 

Постепенно Ваш малыш усвоит слогообразование с гласными Л, О, У, Ы, И.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3

" Слоги по памяти ".

 

Можно написать эти слоги-слияния фломастером на листе бумаги и читать без кораблика (машинки). Например, мама помогает:

 

"Читай:

 

"-М- на -А-"

"-М- на -0-"

"-М- на -у-"

"-м- на -Ы-"

"-м- на -И-"

 

прочитает ребёнок,

 

"-МА-"-

(-МО-),

(-МУ-),

(-МЫ-),

(-МИ-).

 

Если ребёнок прочитал слоги, похвалите его. Но не утомляйте долгим чтением. Скажите: "Молодец, уже мамину буковку ты хорошо научился читать. Завтра прочитаем слоги с папиной буковкой, потом с буковкой твоего имени, потом с буковкой бабушки, дедушки и т. д.

К чтению слогов с гласными -Я-,-Е-,-Ю-,-Е- Вы перейдете гораздо позже, когда Ваш малыш уже хорошо овладеет навыком сложения слогов и слов с гласными -А-, -О", -У-,-Ы-, -И-.

 

Пятая серии занятий

 

Чтение слоговой таблички.

 

Это уникальная табличка!

 

По ней можно прочитать всё на свете, если только ты уже умеешь читать одну буковку и по две буковки вместе, т. е слог И даже если Ваш малыш ещё не знает всех букв, можно учиться читать по неполной табличке, т. е. табличке, составленной на основе только знакомых ребёнку букв.

 

ТАБЛИЦА 1

 

А 0 У Ы и

М МА МО МУ мы ми

Р РА РО РУ РЫ РИ

Л ЛА ЛО ЛУ лы ли

Н НА НО НУ ны ни

К КА КО КУ - ки

Т ТА ТО ТУ ты ти

С СА СО СУ сы си

Ш ША ШО ШУ - ши

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 1

 

Чтение слогов.

 

Взгляните на табличку - вот они знакомые ряды "Дружбы звуков". Ребёнок уже умеет их озвучивать но предыдущим сериям слуховых игр.

 

Задания для чтения но слоговой табличке (таблица 1):

 

Читаем слоги но вертикали.

 

Мама помогает: "Всё читаем мы на (А)" - скажите хором вместе с ребёнком и прочтите быстро и уверенно знакомые слоги (можно хором): (МА),(РА), (ЛА), (НА), (КА), (СА) (не обязательно все сразу, возьмем небольшой участок таблицы (таблица 1)). Читайте слоги на (А), на (О), на (У), на (Ы), на (И).

 

2) Читайте слоги но горизонтали (мама помогает):

 

"Будем читать мамину буковку (М)":

 

Читай на (А) - (МА)

Читай на (О) - (МО)

Читай на (У) - (МУ)

читай на (Ы) - (МЫ) и т.д.с другими буквами.

 

3) Теперь читаем слоги вразброс:

 

а)По маминой указке (мама показывает любые слоги в табличке, которые они уже читали вместе);

 

б)По заданию мамы: "Отыщи слог (МА),- молодец! А теперь найди и прочитай слог (СЫ), - опять правильно! А теперь я тебе такой слог загадаю, что ты его не отыщешь - это слог.......(РЫ)! Отыскал и прочитал, ну молодец!"

 

"А теперь отыщи (ША) и (РЫ). Что получилось?

 

ШАРЫ! Молодец! Правильно!" И т. д.

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

Чтение слов

 

На своём участке таблицы отыщите несложные для чтения слова (РА МА), (ЛУ НА), (РО МА) и другие. Мама указкой показывает слоги, а ребёнок озвучивает их - читает. В случае затруднения мама всегда поможет малышу: "Читай: Л на У "- (ЛУ) прочитает ободренный малыш, "(Н) на (А)"-(НА). Теперь вместе с мамой ещё раз: ЛУ НА.

Не нужно спрашивать у малыша, какое слово получилось, лучше ещё и ещё раз прочитать части слова вместе с ребёнком, пока он не услышит прочитанное слово сам.

Таким же способом с помощью мамы можно читать, по табличке и простые предложения:

 

МЫ МА ЛЫ

У НА С ША РЫ

Ч У

МИ Ш КА

ВО Т МИ Ш КА

У НА С КО Ш КА

У ТА НИ КУ К ЛА

 

Сколько разорванных слогов и отдельных согласных, сколько раз мама касается указкой таблицы, а ребёнок озвучивает эти структурные единицы чтения, читая таким образом слова в предложения.

 

Обратите внимание: все эти слоги и буквы не вызывают затруднения при чтении у Вашего ребёнка. А ведь именно из этих структурных единиц и складываются слова и предложения

 

Теперь дайте указку ребёнку. Пусть сам отыщет и прочитает о таблице слово У РА

 

Вот указка на звуке (У) - ребёнок сам читает (У).

А вот указка на слоге (РА) - ребёнок читает (РА).

Вот он уже самостоятельно без маминой помощи нашёл и

прочитал слово УРА!

 

Тренировочных упражнений чтения слогов по неполной табличке должно быть достаточное количество. Необходимо, чтобы малыш почти до автоматизма довёл умение читать слоги со знакомыми ему буквами и тогда переход к полной таблице не покажется ему сложным. В этом нетрудно убедиться, если к изученному участку таблицы Вы внезапно добавите одну любую новую букву, например(Ф).

 

Маме достаточно будет только сообщить малышу: "А вот это буква (Ф), давай сё читать на (А). И Ваш ребёнок не задумываясь прочитает (ФА)! А теперь давай прочитаем букву (Ф) на (О) - (ФО)!" и т.д. Срабатывает принцип аналогии и в данном случае принцип ориентации на заданный гласный звук

 

Задания для чтения по слоговой табличке

(таблица 2).

 

Читаем слоги по вертикали.

 

(В этом упражнении мама называет согласную букву вместе с ребенком, а слог по маминой указке читает сам малыш). Мама помогает:

Все читаем мы на (А)!

 

(М)" ------ (МА)

(Р)"------(РА)

(Л)"-------(ЛА)

И Т. Д.

 

5. Игровой приём:

"Спустимся в лифте сверху домика (А) вниз, без остановок" (домик буквы (А) - это колонка слогов в таблице на букву (А)).

 

Мама вместе с ребёнком хором, но быстро, уверенно и без остановок читает все слоги на (А) - (МА, РА, ЛЛ, НА, КЛ,

ТА, СА, ША) и т.д.

 

6.Игра с окошком "Кто в окошке?"

Вырежьте окошко из цветной бумаги и прикладывая его к разным слогам в таблице читайте слоги вразброс.

 

 

7.Упражнение "Узнай слово".

Из слогов слоговой таблицы 1 составьте и прочитайте слова:

 

МАМА, ЛУПА, РУКА, КАША;

КОНИ, РАКИ, ОСЫ, ОСА;

КАША, РОМА, САША, ИРА;

МА/ША У/Ш/ЛА В ЛЕ/С.

 

Со временем ребенок усвоит структурные единицы чтения и необходимость делить слова на слоги н буквы отпадёт. Теперь дело за самим чтением.

 

Помните, путь к выработке техники чтения лежит через само чтение!

 

Вот и всё!

УДАЧИ ВАМ!

 

Шестая серия занятий

 

"ПОНЕМНОГУ САМИ МЫ ЧИТАЕМ МАМЕ!"

(Примерные тексты и слона для первичного чтения ребёнка.)

 

Первые слова и тексты для чтения ребенка должны быть простыми и доступными.(Если все же возникли затруднения, используйте тот же принцип - ориентация на гласную букву. Например: мама помогает: "Читай - (Ш) на (А) - (ША), читает ребёнок. Теперь Читай одну букву (Г). Теперь вместе с мамой ещё раз читаем всё слово - (ШАР) и т.д.

 

А.

ШАР

МАК

РАК

ЛАК

СОН

ПОЛ

СОК

КОТ

НОС

У

СУП

ШУМ

ЛУК

ЖУК

ЗУБ

И

МИР

ПИР

РИС

ЛИС

КИТ

Ы

Сын

СЫР

УСЫ

Дым

Осы

ЮЛА

МАМА

ШАРИКИ

ЛУНА

НАТАША

МАЛЫШИ

МАШИНА

МАРИНА

Стол

ПАРК

СТУЛ

ЛИСТ

ТОРТ

Мост

СТУК

Волк

МАРКА

ПАЛЬТО

Письмо

ЗАЙКА

МАЙКА

МЫ МАЛЫ

У НАС ШАРЫ

УРА!

У МАМЫ РОЗЫ

ВОТ ВАЗА.

У МАМЫ ЛУК.

У КОЛИ МАК

А ТУТ САД

НИНА И РИТА

В ЛЕСУ.

АУ, НИНА!

АУ, РИТА!

У ТАНИ КОТ.

У КОТА УСЫ

ВОТ КУКЛА

ОНА УСНУЛА

У ИРЫ КУБИКИ

У ДИМЫ БУРАТИНО

А У КЛИМА МАШИНА

В ЛЕСУ СОСНЫ И ЕЛИ

ТУТ ЛИСА

ТАМ БЕЛКА

А ТАМ ВОЛКИ

У ЛИСЫ НОРА

У БЕЛКИ ДУПЛО

У МЕДВЕДЯ БЕРЛОГА

А У ЗАЙКИ?

ДЕТИ РИСОВАЛИ

У ШУРЫ КОНЬ

У МАКСИМА ДОМИК

У ВИТИ ЭКСКАВАТОР

 

 

ПРОЧИТАЙ СКАЗКУ САМ!

"КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА"

(СКАЗКА)

 

Жили-были кот и петух. Кот на охоту ходил петух кашу варил.

 

А в лесу жила лиса. Захотела она съесть петуха. Пришла к домику и запела:

 

Петушок, петушок!

Золотой гребешок!

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка...

 

Петушок выглянул в окошко. А лиса его цап, и в лес!

 

Закричал петушок: "КУ-КА-РЕ-КУ!

КОТИК, БРАТИК, СПАСИ МЕНЯ!

 

Услыхал котик, прибежал и спас петушка. А лису прогнал.

 

Вот и сказке конец,

Кто читал - молодец!

 

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

(краткое содержание занятий, проведенных с ребенком)

 

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

С мамы не свожу я глаз,

Я учусь читать сейчас.

Ель, топор, лопата, руки -

Гласные, согласные.

А согласные согласны

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь!

Дружат гласная с согласной,

Составляя вместе слог:

МА и ША, а вместе МАША

К нам явилась на урок.

Еслн слоги встанут рядом -

Получаются слова:

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА.

СО и ВА, и так, - СОВА.

Соединили мы два слова

И предложение готово!

Дождь идет,

Гремит гроза,

Улетела стрекоза.

Умеем говорить, считать.

И постепенно, понемногу

Мы научимся читать.

(В.Берестов)

 

 

Глупенький кораблик

В гавани ютится.

Плавать не умеет -

Не хотел учиться.

Он кораблик смелый,

Бури не боится,

Только знает мало

Не хотел учиться.

Он и в Черном море

Может заблудиться,

Потому, что в детстве

Не хотел учиться.

 

(В.Викторов. Перевод из кубинской народной

поэзии).

 

 

Царева Л.П.

 

Рекомендовано к печати управлением дошкольного воспитания Министерства образования Республики Беларусь

 

В этой книге Вы найдете самые простые методы и приемы "домашней педагогики " доступные каждому, взрослому, желающему научить читать своего малыша. Звуковые игры, занимательная, сказка помогут ребенку войти в мир чтения задолго до поступления в школу, не нарушая задач школьного обучения грамоте. Попробуйте и Вы убедитесь сами: артикуляционно-слуховой метод обучения чтению самый легкий и доступный для Вашего малыша!

 

Вы, конечно, уже купили своему 3-х - 6-ти летнему малышу "Азбуку в картинках" или надувной мяч с большими буквами. Прекрасно! Смело называйте буквы ребенку, пусть он повторяет за Вами. Но, помните, для успешного обучения чтению дошколят нужно произносить не название буквы: (ЭР, ЭС, ТЭ, БЭ и т.д.), а именно звук*: (РРР, ССС, Т, Б и т.д.) И ещё один важный момент: если ребёнок с трудом запоминает буквы, не стремитесь заставить выучить его весь алфавит. Для наших занятий вначале вполне достаточно будет знания букв, произносимых только как звук (-А- -0~ -У- -Ы- -И- -М- -Р- -Л -). Впрочем, несколько согласных можно выбрать самим, пусть это будут те буквы, которые больше всех запомнились и полюбились Вашему малышу.

В данной системе обучения чтению основное значение имеют не буквы, а звуки. Умение их слышать, различать на слух и правильно произносить.

 

Первая серия занятий:

Итак, Первая серия Ваших занятий с малышом так и называется:

"УЧИМСЯ слышать и произносить звук".

 

Раз, два, три, четыре.

Машу грамоте учили.

Не читать, не писать.

А жужжать, шипеть, мычать!

 

В этой серии ваш малыш учится слушать и произносить звуки. Мама читает ребёнку стишок, а он произносит за мамой лишь звуки данные в скобках.

Совсем не обязательно заучивать все стишки наизусть. Важно научить ребёнка акцентировать внимание на отдельных звуках, на умении произносить и слышать их.

 

УПРАЖНЕНИЕ 1

 

Пролетел весёлый жук (Ж-Ж-Ж)

Зазвенел комарик вдруг (3-3-3)

Ветер ветки раскачал (У-У-У),

"Шарик" тоже зарычал (Р-Р-Р)'

Зашумел в воде камыш (Ш-Ш-Ш)!

И опять настала тишь (Ш-Ш-Ш).

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

 

(Ш-Ш-Ш) - шуршит опавший лист

(С-С-С) - змеиный слышен свист

(Ж-Ж-Ж) - шмели в саду жужжат

(Р-Р-Р) - моторы тарахтят.

 

УПРАЖНЕНИЕ 3

 

" Маша заблудилась "

Плачет Маша: (А-А-А),

А волчище. (У-У-У)!

Страшно Машеньке в лесу,

Позовём её - (А-У)!

 

УПРАЖНЕНИЕ 4

 

(М-М-М) - мычит телёнок:

" Я уж не ребёнок."

(3-3-3) - звенит пчела:

" Мёд я вам нашла!"

 

УПРАЖНЕНИЕ 5

 

Тигры рычат: (ГАР-Р-Р),

Вороны кричат: (КАР-Р-Р),

Кони хрипят: (ХР-Р-Р),

Ставни скрипят: (СКР-Р-Р),

Холодно мне: (БР-Р-Р).

 

УПРАЖНЕНИЕ 6

 

Летит вертолёт: (ДР-Р-Р).

Трактор ревёт: (ТР-Р-Р).

Ночью настала тишь,

Спит наш малыш: (Ш-Ш-Ш).

 

УПРАЖНЕНИЕ 7

 

Пароход гудит: (У-У-У)

Скоро к берегу приду!

 

УПРАЖНЕНИЕ 8

 

Самолёт летит: (Л-Л-Л).

Автомобиль гудит: (В-В-В).

А мотор ревёт: (Р-Р-Р).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.434 с.)