Сферы влияния на формирование психического и социального статуса ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сферы влияния на формирование психического и социального статуса ребенка



Рис. 3. Соотношение сфер влияния на формирование ребенка:

А – желаемое соотношение; Б – реальное. 1. Родители. 2. Школа. 3. Улица

 

Сегодняшние, брошенные в буквальном смысле слова на произвол судьбы государством дети, не обогатившись в период становления лучшими духовными богатствами человечества, в ближайшем будущем, сами, став родителями, привнесут эту же бездуховность и опустошенность в свои семьи, передав детям не только подорванное здоровье, но и, что не менее страшно, духовную инфантильность, игнорирование истинных человеческих ценностей, ожесточенность и стремление к самоутверждению любой ценой.

 

Схема 21

Формирование базиса для развития у ребенка мотивов к конфликтной или благоприятной ситуационной обстановке в семье

 

В связи с резким разделением сфер материальных возможностей, сложившимся в России в последнее десятилетие, в рассматриваемой проблеме в России складывается наиболее неблагоприятная обстановка. При этом дети бедных и малоимущих слоев населения отлично видят, как живут и какими благами пользуются их сверстники, имеющие состоятельных родителей. Но ведь запросы, амбиции и мотивации могут быть одинаковы и для тех и для других. И это также создает почву для конфликтных, экстремальных ситуаций в семье.

 

Принцип конфликта

 

Конфликт – это ситуация, возникающая в результате взаимодействия двух противоположных по своей сущности начал (причин). Своеобразной формой конфликта можно считать химическую реакцию, возникающую в результате взаимодействия, как минимум, двух реагентов, способных запустить реакцию, в результате которой образуется новое вещество с совершенно иными, чем у исходных веществ свойствами. Физиологический резус-конфликт может возникнуть, если человеку с резус-отрицательной кровью повторно переливают резус-положительную кровь. Под влиянием введенного резус-агглютиногена в крови вырабатываются специфические антирезус-агглютинины и гемолизины, наступает реакция агглютинации и гемолиз эритроцитов – гемотрансфузионный шок. Но нас интересует сущность конфликта с позиций психофизиологических и психосоциальных проявлений у человека.

В сущности конфликт может развиться и в сознании одного человека, если в нем присутствуют плохо совместимые морально-психологические позиции, например, между мотивациями и внутренними духовными ограничениями, между запросами и возможностями реализации. Нередко такая эндогенная форма психологического конфликта может перерастать в патологию, проявляющуюся в депрессии, психологической напряженности, неадекватности реакций и даже в агрессивном поведении человека. Конфликт между двумя людьми, по сути, это конфликт между их внутренними смысловыми позициями часто не по отношению друг к другу, а по отношению к определенной ситуации, предмету, личности и т.д. Несоответствие позиций (взглядов) совершенно не обязательно должно привести к конфликту, здесь все зависит от конкретных причин: характеров, привычек, уровня культуры и воспитания, изначальных установок на развитие, либо, напротив, на погашение конфликта и т.д. Но однозначно можно сказать, что именно несоответствие позиций лежит в основе конфликтной и далее – экстремальной ситуации, возникающей в сфере взаимоотношений двух или более людей.

В предыдущих разделах мы подробно останавливались на механизмах и причинах возникновения и развития стресса, здесь лишь еще раз необходимо подчеркнуть, что конфликт и стресс, по сути связаны друг с другом, хотя и могут проявляться в разных формах.

Обращаясь к психологии личности, мы должны отметить, что наиболее вероятны конфликтные ситуации, возникающие в процессе взаимоотношений акцентуированных личностей, имеющих (по К. Леонгарду) наиболее высокую степень выраженности основных черт характера, либо темперамента. Так, например, отмечается, что аффективно-экзальтированный тип, эмотивный тип, психастенический, истероидный, шизоидный и неустойчивый тип – более подвержены созданию вокруг себя (и в себе) конфликтных, экстремальных ситуаций, чем педантичный или гипертимический тип. В то же время отмечено, что личности интраверсивного склада более подвержены возможности формирования внутренних конфликтов, в то время как экстраверты – конфликтов, вовлекающих окружающих людей.

Современная экспериментальная и клиническая психология накопили обширный и многосторонний материал и разработали типологию индивидуально-психологических особенностей личности, достаточно стабильно определяемых по шкалам ММР1. Это позволяет при необходимости с помощью тестирования определять психологическую совместимость (или несовместимость) людей при формировании рабочих коллективов в различных отраслях промышленности, науки, операторской деятельности, профессиональной деятельности, связанной с особой ответственностью или риском.

Суммируя вышесказанное, следует отметить, что для возникновения конфликта необходимо не только несоответствие неких признаков или причин, но и взаимодействие этих причин (начал), т.е. создание определенной пространственно-временной структуры конфликта, которая может иметь определенную динамику и исход, зависящий от объективных и субъективных факторов. Формы и масштабы конфликтов многообразны: от конфликта между двумя клетками организма до социальных проявлений в виде локальных или межгосударственных и даже мировых войн. Возможно этот феномен есть проявление более общих законов, таких, например, как единство и борьба противоположностей.

Во всяком случае, конструкция, которая возникает в ограниченном участке пространства-времени при взаимодействии двух или более «конфликтующих факторов», может быть заранее просчитана и скорректирована с целью предотвращения нежелательной ситуации.

На схеме 22 схематично иллюстрируются два варианта (A, Б) формирования в одном случае (А) сбалансированной ситуации, а в другом (Б) несбалансированной, приводящей к конфликту.

 

Схема 22

Варианты конфликтных ситуаций

 

В социально-психологическом плане весьма распространенным фактором является так называемый конфликт ролей. Например, работнику на производстве или в любой другой служебной ситуации предъявляют противоречивые требования. В результате возникает напряженная ситуация, последствием которой может быть стресс, срыв, конфликт, со всеми вытекающими последствиями. Поэтому очень важно, особенно для руководящего звена, учитывать данный фактор при принятии регламентирующего или любого другого решения.

Необходимо также помнить, что конфликт – это почти всегда стресс во всем многообразии его проявлений. Можно, конечно, рассматривать стресс, как адаптационно-защитную реакцию организма на конфликтную ситуацию, но необходимо помнить, что стрессорные реакции только до определенных стадий и пределов могут мобилизовать организм и помочь в формировании более адекватной реакции. Продолжительный или резко выраженный стрессорный компонент конфликта только усугубляет исход ситуации и пролонгирует его.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.007 с.)