Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая компонента экстремальной ситуации
Вполне очевидно, что психология человека формировалась в течение десятков тысяч лет во всяком случае, отнюдь не с момента пришествия человека разумного, а гораздо раньше. Овладение огнем и все более совершенными орудиями труда значительно ускорило становление ключевых черт психики, таких, как адекватность ориентировочных реакций, в нестандартных ситуациях, разумная (и неразумная!) агрессивность, способности к организации коллективного мышления и коллективному синхронизированию действий, развитие абстрактного мышления... Все более усложняющаяся роль в организованном социуме заставила человека развивать адаптационные механизмы, способные противостоять тем, порой критическим проявлениям, которые стали характерной чертой нашего времени. Поведение человека в экстремальной ситуации складывается из нескольких компонент: психической, двигательной, волевой, установочной. Алгоритм ответной реакции на экстремальную ситуацию определяется типом нервной системы, наличием или отсутствием профессиональных навыков, степенью ответственности, способностью к волеизъявлению, внутренней самодисциплиной. Несомненно, физические данные и физическое состояние человека на момент возникновения экстремальной ситуации, имеют важное значение, но еще важнее – способность человека в сжатые временные интервалы сформировать рабочую доминанту поведения, в которой волевая установка может играть решающую роль при всех прочих равных условиях. Формирование функциональной системы (по П.К. Анохину), о механизмах которой говорилось выше, является необходимым условием проявления любой ответной реакции организма человека на действие факторов внешней среды. И здесь буквально с первых минут (или даже секунд) многое зависит от адекватности ориентировочной реакции. Вполне очевидно, что адекватная ориентировочная реакция у человека, обладающего определенным опытом, будет сформирована в более короткие сроки, чем у человека, не обладающего таковым опытом. Отсюда вполне очевидной представляется роль обучения и тренировки для развития и отработки навыков ориентирования в различных экстремальных ситуациях. Разумеется, теоретические модели должны сопровождаться практическими действиями и ситуациями, приближенными к реальным условиям. Динамический стереотип реакции должен быть закреплен в оперативной и долгосрочной памяти.
В аппарате акцептора результатов действия происходит не только сравнение входных параметров сигнала с аппаратом памяти, но и формирование программы ответной реакции, вплоть до ее реализации. Напомним, что важнейшим системообразующим фактором всегда является результат действия. Причем в аппарате памяти остаются как положительные, так и отрицательные результаты. В любом случае, в последующих ситуациях в систему может быть внесен соответствующая поправка, которая приведет к более адекватной реакции на любую, в том числе и экстремальную ситуацию. Человек с более подвижной психикой, способен быстрее принять решение и более оперативно его осуществить, чем человек с инертным типом нервной системы, привыкший к размышлениям, сопоставлениям и постоянному поэтапному анализу. В предыдущих разделах мы уже останавливались на роли эмоциональной компоненты в формировании стереотипа поведенческих реакций человека в обыденной и экстремальной ситуации. Здесь необходимо отметить, что эмоции могут играть неоднозначную роль в осуществлении адекватных реакций на экстремальный фактор воздействия. Практика показывает, что люди, обладающие способностью в критические моменты подавлять эмоциональные проявления, быстрее и успешнее решают возникшую перед ними задачу, чем личности, чьи эмоции могут превалировать над трезвым и спокойным расчетом. В то же время нельзя не отметить, что чрезмерное подавление эмоциональной компоненты, постоянный контроль над своими эмоциями может привести к срыву, депрессии и, как следствие, к неадекватной реакции на экстремальную ситуацию. Психологическая компонента, по сути, является определяющим, ключевым звеном в формировании стереотипа поведенческих реакций человека, поскольку опирается на базисные (подсознательные) механизмы формирования функциональных систем, запускающих весь сложный комплекс ответной реакции человека (схема 37).
Схема 37
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.46.191 (0.006 с.) |