Психологическая компонента экстремальной ситуации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая компонента экстремальной ситуации



 

Вполне очевидно, что психология человека формировалась в течение десятков тысяч лет во всяком случае, отнюдь не с момента пришествия человека разумного, а гораздо раньше. Овладение огнем и все более совершенными орудиями труда значительно ускорило становление ключевых черт психики, таких, как адекватность ориентировочных реакций, в нестандартных ситуациях, разумная (и неразумная!) агрессивность, способности к организации коллективного мышления и коллективному синхронизированию действий, развитие абстрактного мышления...

Все более усложняющаяся роль в организованном социуме заставила человека развивать адаптационные механизмы, способные противостоять тем, порой критическим проявлениям, которые стали характерной чертой нашего времени.

Поведение человека в экстремальной ситуации складывается из нескольких компонент: психической, двигательной, волевой, установочной. Алгоритм ответной реакции на экстремальную ситуацию определяется типом нервной системы, наличием или отсутствием профессиональных навыков, степенью ответственности, способностью к волеизъявлению, внутренней самодисциплиной.

Несомненно, физические данные и физическое состояние человека на момент возникновения экстремальной ситуации, имеют важное значение, но еще важнее – способность человека в сжатые временные интервалы сформировать рабочую доминанту поведения, в которой волевая установка может играть решающую роль при всех прочих равных условиях.

Формирование функциональной системы (по П.К. Анохину), о механизмах которой говорилось выше, является необходимым условием проявления любой ответной реакции организма человека на действие факторов внешней среды. И здесь буквально с первых минут (или даже секунд) многое зависит от адекватности ориентировочной реакции. Вполне очевидно, что адекватная ориентировочная реакция у человека, обладающего определенным опытом, будет сформирована в более короткие сроки, чем у человека, не обладающего таковым опытом.

Отсюда вполне очевидной представляется роль обучения и тренировки для развития и отработки навыков ориентирования в различных экстремальных ситуациях. Разумеется, теоретические модели должны сопровождаться практическими действиями и ситуациями, приближенными к реальным условиям. Динамический стереотип реакции должен быть закреплен в оперативной и долгосрочной памяти.

В аппарате акцептора результатов действия происходит не только сравнение входных параметров сигнала с аппаратом памяти, но и формирование программы ответной реакции, вплоть до ее реализации. Напомним, что важнейшим системообразующим фактором всегда является результат действия. Причем в аппарате памяти остаются как положительные, так и отрицательные результаты.

В любом случае, в последующих ситуациях в систему может быть внесен соответствующая поправка, которая приведет к более адекватной реакции на любую, в том числе и экстремальную ситуацию.

Человек с более подвижной психикой, способен быстрее принять решение и более оперативно его осуществить, чем человек с инертным типом нервной системы, привыкший к размышлениям, сопоставлениям и постоянному поэтапному анализу.

В предыдущих разделах мы уже останавливались на роли эмоциональной компоненты в формировании стереотипа поведенческих реакций человека в обыденной и экстремальной ситуации. Здесь необходимо отметить, что эмоции могут играть неоднозначную роль в осуществлении адекватных реакций на экстремальный фактор воздействия. Практика показывает, что люди, обладающие способностью в критические моменты подавлять эмоциональные проявления, быстрее и успешнее решают возникшую перед ними задачу, чем личности, чьи эмоции могут превалировать над трезвым и спокойным расчетом. В то же время нельзя не отметить, что чрезмерное подавление эмоциональной компоненты, постоянный контроль над своими эмоциями может привести к срыву, депрессии и, как следствие, к неадекватной реакции на экстремальную ситуацию.

Психологическая компонента, по сути, является определяющим, ключевым звеном в формировании стереотипа поведенческих реакций человека, поскольку опирается на базисные (подсознательные) механизмы формирования функциональных систем, запускающих весь сложный комплекс ответной реакции человека (схема 37).

 

Схема 37



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.46.191 (0.006 с.)