Цена – экономическая категория, означающая сумму денег, за кот продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цена – экономическая категория, означающая сумму денег, за кот продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.



Цена – экономическая категория, означающая сумму денег, за кот продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

2) Цена – денежное выражение стоимости и потребительной стоимости;

3) Цена – изд-ки пр-ва + искусство менеджмента;

Цена – денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время.

В законе “О ценообразовании” Республики Беларусь цена опр-ся как денежная оценка стоимости ед товара, складывающаяся под воздействием Dа и предложения в условиях свободной конкуренции.

1. Учетная Цена показывает, во что обходится удовлетворение той или иной потребности, и отражает величину изд-к пр-ва и обращения, размер прибыли.

2. Стимулирующая функция закл-ся в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на пр-во и потребление различных товаров. Цены стимулируют производителей через величину заключенной в них прибыли, через возмсть повышения прибыли, предоставления надбавок и скидок.

3. Распределительная функция связана с отклонением цены от стоимости под воздействием рыночных факторов. Она состоит в том, что цена участвует в перераспределении НД между отраслями экономики, государственными секторами и субъектами хозяйствования различной формы собственности.

4. Балансирующая функция закл-ся в уст-нии рыночного равновесия между Dом и предложением, между потребителем и пр-вом.

5. Функция цены как средства рационального размещения пр-ва закл-ся в том, что с помощью механизма цен происходит перелив капитала в сектора экономики и виды пр-ва с более высокой нормой прибыли.

6. Информационная функция закл-ся в предоставлении информации об ур-е цен для принятия управленческих решений.

Цены являются индикатором состояния экономики страны, определяют структуру пр-ва, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, ур-нь благосостояния населения. Они отражают экономические, социальные, политические, идеологические и другие факторы.


-

Условия и факторы рыночного ц

 

Необходимыми условиями рыночного ц являются:

- экономическая самостоятельность предприятий – субъектов хозяйствования и свобода выбора поведения на рынке;

- коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, реализуемая посредством взаимовыгодных договоров

- содействие и защита договорно-контрактных отношений, других хозяйственных споров, гарантирующих возмещение потерь, убытков и упущенной выгоды;

- наличие конкурентной среды и преодоление монополизма, обеспечивающих возмсть выбора поведения субъектов хозяйствования, агентов рынка;

- равновесие рынка, соотношение Dа и предложения уравновешивается посредством равновесной цены.

Целенаправленное соперничество,

Сговор и соглашение

Координация действий при уст-нии цены

лидерство в ценах,

На олигополистическом рынке наблюдается инертность в ценообразовании, когда сохраняется на какой-то период жесткость, твердость цен.

Рынок чистой монополии состоит из одного продавца,

Предприятие может считаться монополистом только в том случае, если выпускаемая им прод-я не имеет на рынке близких заменителей.

Для рынка чистой монополии характерны следующие особенности:

1. Отсутствие на рынке заменителей.

2. Значительные барьеры для вхождения

3. Монополист устанавливает цены самостоятельно.

Для оценки монополизма важно установить, какую часть рынка предприятие контролирует.


 

Ценовая политика: сущность, виды, элементы

ЦП пред-я - деятельность руководства, связанная с разработкой общих принципов, которых предприятие будет придерживаться при уст-нии, поддержании и изменении цен на производимые товары в условиях сложившейся конъюнктуры рынка.

Все пред-я на две группы:

1. Пред-я – ценоискатели, обладающие рын силой и разрабатывающие собственную ценовую политику, основанную на активном ценообразовании, которое закл-ся в уст-нии цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения более выгодных объемов продаж, средних изд-к пр-ва и целевого ур-я рентабельности продаж.

2. Пред-я - ценополучатели, обладающие малой властью на рынке, и использующие пассивное ценообразование, которое закл-ся в уст-нии цен строго на основе затрат или только под влиянием ценовых решений конкурентов.

На ур-е экономики в целом необходимо проанализировать внешние факторы

необходимо также измучить динамику цен на сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д.

На отраслевом ур-е осущ-ся детальный прогноз возможных рынков сбыта товара, определяются предполагаемые покупатели и конкуренты.устанавливаются допустимые для пред-я цены на товар для различных покупателей.

На ур-е пред-я необходимо проанализировать следующую информацию:

- возмсть повышения кач-ва выпускаемых товаров;

- данные о ценах на потребляемую и реализуемую продукцию;

- изыскание резервов для снижения изд-к;

- прогнозирование цен на товары, выпускаемые предприятием, и данные о ценах на такие же товары предприятий-конкурентов;

- анализ динамики и структуры цен;

- данные о декларировании цен пред-ями-монополистами;

- изучение эластичности, структуры и динамики Dа на товары пред-я,

- прогнозирование внутренних рынков сбыта и потенциальных конкурентов;

- анализ цен внешней торговли.

В основе разработки ценовой политики должен стоять так называемой стратегический треугольник – «предприятие – покупатель – конкурент».

Далее с позиции потребителей на основе анализа ценовых восприятий, потребительской оценки, доверия к ценам разрабатываются:

1. Политика ур-я цен

2. Политика введения цен

3. Политика дифференциации цен

При формировании ценовой политики необходимо учитывать следующие принципы:

1. ЦП несет в себе довольно высокие риски для пред-я;

2. ЦП не может дать однозначных, единственно правильных решений на все случаи;

3. ЦП должна иметь как долгосрочную, так и краткосрочную ориентацию.

 


  1. Подходы к формированию цены: затратный и ценностный

 

Затратный подход к ц в кач-ве отправной точки при опр-нии цены принимает фактические затраты пред-я на пр-во и реализацию прод-и.

затратный подход позволяет установить цену, покрывающую затраты и обеспечивающую получение нормальной прибыли, ориентируя предприятие на широкий рынок и пр-во товаров в большом количестве.

затратный подход имеет ряд недостатков:

1. Не учитывается соотношение ценность/затраты товара для конечного потребителя;

2. Не принимается в расчет сложившийся ур-нь Dа на предлагаемый товар;

3. Игнорируется влияние цен конкурентов на D по данной товарной позиции;

4. Цена устанавливается на основании величины средних затрат на ед прод-и, кот зависит от масштаба пр-ва, и в то же время ур-нь цены определяет возможный объем продаж на рынке;

5. Затратный подход ведет к завышению цены на слабых рынках и занижению на сильных.

Последовательность ц на основе затратного подхода м представить следующим образом:

 

Цели ценовой политики

 

ЦП может быть направлена на достижение следующих целей:

1. Долгосрочная или краткосрочная максимизация прибыли;

2. Достижение требуемого ур-я прибыли;

3. Стабилизация цен, прибыльности и рын позиции;

4. Достижение высоких темпов роста;

5. Дальнейшее существование на рынке;

6. Обеспечение выживаемости на рынке;

7. Удержание доли рынка;

8. Снижение чувствительности потребителя к ценам;

9. Сохранение существующего лидерства в ценах;

10. Ускорение ухода с рынка слабых конкурентов (ведение ценовых войн).

Предприятие может ставить перед собой нескольких целей, достижение которых возм в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Многоступенчатая.

О дноступенчатая калькуляция исп-ся, когда на предприятии изг-ся один вид прод-и, при этом процесс ее произ-ва явл-ся непрерывным (электроэнергия, вода). Кол-во прод-и, пр-ной в расчетном периоде, совпадает с кол-м реал-й в этом же периоде прод-и

себе-сть ед прод-и опр-ся делением общих изд-к периода на кол-во произведенной в этом же периоде прод-и.

Двухступенчатая калькуляция исп-ся в том случае, когда предприятие реализует не всю продукцию, кот оно произвело в расчетном периоде, т.е. происходит изм-е остатков готовой прод-и на складе, при этом запасы незавершенной прод-и не изменяются Себе-сть ед прод-и будет пред-ть собой сумму изд-к пр-ва, прих-ся на ед произ-ой прод-и, и изд-к реал-ции, прих-ся на ед реал-й прод-и.

Многоступенчатая калькуляция исп-ся на предп-ях, где проц изгот-ния прод-и осущ-ся на неск-х связанных между собой произ-х стадиях (цех, участок, подразделения), между кот образуются произ-ые заделы в связи с несоответствием произв-ой мощности отдельных произ-х стадий.

Произв-я себе-сть ед прод-и опр-ся суммированием затрат на ее обработку (пр-во) на каждой произв-ой стадии в строгом соот-вии с кол-вом стадий, необходимых для ее изгот-ния.

В том случае, когда кол-во прод-и на входе и выходе произв-ой стадии совпадает, исп-ся способ прямого суммирования.

Себе-сть ед конечной прод-и будет рассчитываться по формуле

,

где Иi – изд-ки на пр-во прод-и на i-й произв-ой стадии, ден. ед.;

Ир – изд-ки на реализацию прод-и, ден. ед.;

Ni – кол-во прод-и, изготовленной на i-й произв-ой стадии, нат. ед.;

Nр – кол-во реализованной прод-и, ден. ед.;

n – кол-во произ-х ступеней, необходимых для изготовления прод-и (конечной или промежуточной).

Особую сложность представляет калькуляция прод-и в том случае, когда в ходе производственного процесса на входе и выходе отдельных произ-х стадий кол-во прод-и не совпадает.В этом случае м исп-ть способ скользящего суммирования.

 


Применения, виды

 

Калькуляция с помощью эквивалентных чисел прим-ся на пред-ях, изгот-щих из одного сырья (материалов) по схожей технологии широкий ассортимент прод-и, кот различается временем обработки, составом компонентов, определяющим их качество и сорт.

К ним относятся текстильные, химические, металлургические, пищевые, химико-фармацевтические и некот машиностроительные пред-я.

Сущность закл-ся в распределении общих изд-к пред-я на ед конкретного вида прод-и с помощью эквивалентных чисел, кот показывают, в каком соотношении находятся изд-ки прод-и одного вида по отношению к издержкам другого.

Различают виды калькуляции с помощью эквивалентных чисел:

1). Одноступенчатая;

Многоступенчатая.

Одноступенчатая калькуляция с помощью эквивалентных чисел включает неск этапов.

На первом этапе определяются эквивалентные числа для каждого вида прод-и. Для этого один из ее видов принимается за условную ед с эквивалентным числом равным 1. Это может быть вид прод-и с наибольшим или наименьшим значением какого-либо признака, характеризующего эту продукцию Данный признак является базой для распр-я общих изд-к.

Эквивалентные числа для остальных видов прод-и рассчитываются по формуле:

,

где Нi – абсолютное значение параметра i - го изделия;

Н1 – абсолютное значение параметра изделия, принятого за условную ед.

На втором этапе опр-ся выпуск прод-и в условных единицах

,

где ЭЧi – эквивалентное число для i-го вида изделия;

Ni – кол-во изделий i-го вида, нат. ед.

На третьем этапе опр-ся сумма затрат, приходящихся на одну условную ед, по формуле:

,

где Ио – общие изд-ки пред-я, кот необходимо распределить, ден. ед;

Nуi – кол-во изделий i-го вида в условных единицах;

n - кол-во видов прод-и, между кот распределяются изд-ки пред-я.

На четвертом этапе опр-ся себе-сть ед изделия каждого вида формуле:

.

Недостатком является исп-ние одной базы для распр-я общих затрат. Устранить этот недостаток позволяет многоступенчатая калькуляция с помощью эквивалентных чисел, в которой исп-ся неск баз для распр-я.

Сущность многоступенчатой калькуляции с помощью эквивалентных чисел закл-ся в опр-нии себе-сти ед прод-и путем суммирования изд-к каждого вида или изд-к отд-х произ-х стадий, распред-х с пом одноступенчатой кальк-ции на ед прод-и конкр вида.

 


Методы экспертной оценки

Данные методы основаны на экспертных суждениях о реакции Dа на цену.

Метод определения цены и нахождение функции Dа на основе опроса экспертов.

Экспертам предлагается дать три оценки: наименьшая реальная цена и ожидаемый при этой цене объем сбыта; наивысшая реальная цена и ожидаемый при этой цене объем сбыта; ожидаемый объем сбыта при усредненной цене, для рынков, на которых предполагается продавать товар. На основе полученных данных опроса строится линия «агрегированный объем продаж – единая цена» находится функция Dа.

1.1.2 Метод определения цены на основе опроса экспертов и их самооценок.

Экспертам предлагается назвать свою цену и провести самооценку своего опыта по пяти балльной шкале. Оценки ставятся в зав-сти от следующих условий:

1. Вы лично не имеете опыта продажи товаров такого рода, но по некоторым соображениям считаете, что…

2. Вы не имеете опыта продажи товаров такого рода, но уверены, что…

Значение усредненной цены опр-ся с учетом самооценок экспертов по формуле:

,

где m – кол-во экспертов;

- цена товара, установленная i-м экспертом;

- самооценка i-го эксперта.


Цена – экономическая категория, означающая сумму денег, за кот продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.

2) Цена – денежное выражение стоимости и потребительной стоимости;

3) Цена – изд-ки пр-ва + искусство менеджмента;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.042 с.)