Принципы организации и осуществления финансового контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации и осуществления финансового контроля.



Принципы – это исходные начала, лежащие в основе формирования, функционирования и совершенствования любой системы.

Существуют выработанные мировой практикой общие принципы финансового контроля: законность, объективность, независимость и гласность. Они нашли отражение во многих основополагающих документах финансового контроля начиная с Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой в 1977 году Х Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ)[13].

В настоящее время в российском законодательстве наиболее полное отражение нашли две группы принципов финансового контроля, на которых строится организация и деятельность осуществляющих этот контроль государственных органов. Это принципы организации и осуществления государственного финансового контроля.

Принципы организации системы государственного финансового контроля отражают особенности структуры организации государственной власти в стране. Кроме того, эти принципы определяют статус, сферу полномочий и взаимодействие органов государственного финансового контроля. Особое значение имеет принцип независимости контрольных органов от подконтрольных организаций. К данной группе относятся следующие принципы:

- разграничения деятельности органов государственного финансового контроля в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий органов законодательной и исполнительной власти;

- разграничение функций и полномочий между федеральными органами государственного финансового контроля и органами государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации;

- координация деятельности органов государственного финансового контроля с целью исключения дублирования и обеспечения единой системы государственного финансового контроля на всех уровнях государственной власти;

- функциональной, организационной, персональной и финансовой независимости органов государственного финансового контроля и их должностных лиц от объектов контроля.

Независимость контрольных органов является основным условием эффективного финансового контроля. Независимыми должны быть сам контрольный орган как государственный институт в системе государственно-функционального разделения ветвей власти, а также его члены, ревизорские и инспекторские кадры. Федеральным законом от 11 января 1995 года № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» установлено, что, хотя Счетная палата РФ образуется Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетна, в рамках задач, определенных действующим законодательством, она обладает организационной и функциональной независимостью[14].

Функциональная независимость контрольно-счетных органов от законодательной и исполнительной властей, прежде всего проявляется в самостоятельном выборе тем для проверок и в осуществлении ревизионных программ. Сроки, объемы и способы проведения контрольных мероприятий Счетная палата устанавливает самостоятельно. Таким образом, функциональная независимость Счетной палаты РФ обеспечивается установленным законом порядком выбора объектов контроля, подготовки и проведения контрольных мероприятий, надзора за ходом исправления выявленных недостатков и нарушений.

Организационная независимость Счетной палаты Российской Федерации проявляется в том, что структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты РФ утверждает Коллегия Счетной палаты РФ по представлению Председателя Счетной палаты Российской Федерации в пределах средств на ее содержание без какого-либо вмешательства извне. Внутренние вопросы деятельности Счетной палаты РФ, распределение обязанностей между аудиторами, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счетной палаты Российской Федерации, утверждаемым Коллегией[15].

Положения Закона, согласно которым Счетная палата Российской Федерации наделена статусом юридического лица, а также, что ее деятельность не может быть приостановлена в связи с роспуском Государственной Думы – являются существенными показателями, характеризующими ее функциональную и организационную независимость и самостоятельность.

Персональная независимость напрямую связана с механизмом назначения и снятия с должности высших должностных лиц контрольных органов, в особенности их руководителей. Кроме того в обязательности отсутствия у контролера при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого субъекта, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Например, п. 2 статьи 12 Закона «Об аудиторской деятельности» установлено, что аудиторские проверки не могут проводиться аудиторами, состоящими с учредителями аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, в близком родстве[16].

Финансовая независимость является одним из основных условий, необходимых для самостоятельной работы, так как финансовые ограничения контрольного органа влекут за собой ограничение его деятельности. Например, средства на содержание Счетной палаты Российской Федерации предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

В общегосударственном масштабе установлены определенные дополнительные гарантии правового статуса работников органов государственного финансового контроля. Так в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» установлено, что для обеспечения защиты жизни и здоровья, сохранности имущества защищаемых лиц, предусматриваются такие меры, как личная охрана, выдача оружия и специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности, временное помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице, изменение места работы и даже переселение на другое место жительства, в том числе с заменой документов и вплоть до изменения внешности[17].

Принципами осуществления государственного финансового контроля являются:

- законность;

- объективность;

- гласность при условии соблюдения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;

-системность и плановость в деятельности органов государственного финансового контроля с целью наиболее полного охвата контрольными мероприятиями всех направлений финансовой деятельности государства.

Законность – один из ключевых принципов деятельности органов финансового контроля. Принцип законности находит свое отражение практически во всех нормативно правовых актах, регулирующих деятельность этих органов. Органы финансового контроля в своей деятельности руководствуются положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами, действуют в строгом соответствии с установленной для этих органов компетенцией, в рамках их задач, функций и полномочий. Сотрудники контрольных органов должны соблюдать процедуры, установленные законом для тех или иных действий, действовать в соответствии справами и обязанностями, которыми наделены.

Объективность – основное условие эффективной контрольной работы. Без объективности теряется смысл контроля как функции управления, как основной формы обратной связи и базы для принятия управленческих решений. Принципу объективности подчинены все остальные принципы финансового контроля. Именно для обеспечения объективного отражения реального положения дел в финансово-экономической деятельности подконтрольных субъектов контрольным органам необходима функциональная и организационная независимость. Объективная оценка возможна лишь при соблюдении законности в действиях субъектов и объектов контроля, законность – главный критерий объективности.

Гласность – представляет собой один из главных инструментов реализации права граждан на получение информации о работе государственных органов и должностных лиц в демократическом обществе. Данный принцип распространяется и на финансовую деятельность государства. Он включен в перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ:

- обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления[18].

Системность и плановость – эти принципы являются основными в работе контрольных органов. Контрольные органы строят свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением финансовых планов. Принцип системности подразумевает, что в течении определенного периода времени органы финансового контроля должны охватить контрольными мероприятиями все главные группы объектов контроля. Это в свою очередь позволяет иметь объективное представление о состоянии работы с финансовыми ресурсами по всем направлениям в их взаимосвязи при рассмотрении основных бюджетных документов, т.е. при составлении проектов бюджетов на следующий год и отчетов об исполнении бюджетов за прошедший финансовый год.

Принцип системности означает также необходимость периодичности контрольных мероприятий в одних и тех же организациях, в том числе повторных проверок по устранению ранее выявленных нарушений и недостатков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.006 с.)