Классификация финансового контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация финансового контроля.



Поскольку финансовый контроль можно рассматривать как функцию финансовой деятельности, а финансовой деятельностью занимаются все законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, контрольные задачи и функции в сфере финансов обязательны для всех названных органов. Кроме того, имеются различные формы участия в контрольной деятельности общественности и аудиторства. В этой связи есть необходимость классификации финансового контроля по его видам.

Вид – это составная часть целого, которая отражает общие признаки его содержания и вместе с тем имеет свои специфические особенности, отличающие эту разновидность от других. Показать виды финансового контроля – значить классифицировать его по определенным основаниям, в том числе по осуществляющим его органам, времени проведения, характеру полномочий, объектам контроля. Конкретно каждый вид финансового контроля будет рассмотрен нами в следующей части учебного пособия.

Классификация финансового контроля в теории финансового права проводится по разным основаниям.

По характеру содержания полномочий финансовый контроль можно разделить его на государственный и негосударственный. Для государственного контроля характерным признаком является то, что субъекты его осуществляющие обладают властным характером полномочий, а негосударственный контроль отличается элементами независимости и добровольности.

Государственный контроль в свою очередь можно разделить на следующие подвиды:

- общегосударственный – осуществляется законодательными и исполнительными органами власти общей компетенции и в свою очередь делится на:

а) контроль представительных органов власти;

б) президентский контроль;

в) контроль исполнительных органов власти общей компетенции.

- межведомственный – осуществляется исполнительными органами власти специальной компетенции, обладающими полномочиями межотраслевого контроля. Его можно разделить на следующие виды:

а) бюджетный контроль;

б) налоговый контроль;

в) валютный контроль;

г) страховой надзор;

д) банковский надзор;

е) контроль за противодействием легализации доходов нажитых преступным путем.

- ведомственный – осуществляется внутри министерств, отраслей хозяйств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Данный контроль осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями министерств, ведомств, подчиненными непосредственно руководителям этих органов. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий и учреждений. Ведомственный контроль подвергается частой критике, так как все более не соответствует своему назначению. Ликвидация отраслевых министерств послужило по вводом для ликвидации и системы ведомственного контроля. Функции по его проведению были переданы институту аудита в Российской Федерации. Его можно разделить на:

а) внутриведомственный контроль;

б) внутрихозяйственный контроль.

Но в настоящее время лучше рассматривать лишь один его вид и то, в рамках негосударственного финансового контроля – внутрихозяйственный финансовый контроль.

Существует много споров относить ли муниципальный контроль к государственному.

Государственный финансовый контроль есть система контрольной деятельности органов государственной власти, занимающихся финансовой деятельностью. Насколько разнообразна система этих органов, настолько различны и многообразны виды финансового контроля. По федеральному устройству России финансовый контроль обособляется на федеральном и региональном уровнях. Особое место занимает муниципальный финансовый контроль, осуществляемый органами местного самоуправления. Его выделение в отдельный вид, прежде всего, связано с отделением органов местного самоуправления от органов государственной власти.

Муниципальный финансовый контроль по отдельным его свойствам и признакам подобен государственному контролю. Это сходство проявляется в наличии властных полномочий у органов местного самоуправления. Отражая муниципальный аспект проявления, муниципальный финансовый контроль является продолжением механизма реализации единой государственно-правовой политики, обусловлен единством бюджетной, денежной и финансовой систем государства, единством форм учета и отчетности. Финансовый контроль на местах осуществляют контрольно-ревизионные отделы управлений финансов муниципальной администрации в подведомственных им организациях, а также органы государственного финансового контроля в пределах их компетенции.

В связи с этим возникает путаница, относить ли муниципальный финансовый контроль к государственному контролю или негосударственному. На наш взгляд правильно было бы относить его к государственному финансовому контролю с некоторыми оговорками.

Негосударственный финансовый контроль, как уже было сказано выше, характеризуется элементами независимости, добровольности, инициативности и отсутствием государственно-властных полномочий у субъектов проводящих контрольные мероприятия. В свою очередь данный вид финансового контроля можно разделить на следующие подвиды:

- общественный финансовый контроль базируется на конституционных нормах о правах граждан, групп населения на непосредственное участие в управлении делами государства. На возможностях населения муниципального образования самостоятельно решать вопросы местного значения, на обязанностях органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. На праве объединения и свободе деятельности общественных объединений[19].

- аудиторский финансовый контроль – независимый вневедомственный финансовый контроль по проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 года «Об аудиторской деятельности»[20].

- внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, организациях и учреждениях их руководителями и структурными подразделениями (бухгалтериями, финансовыми отделами, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). контрольные функции связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Следующим основание для классификации финансового контроля является время его проведения.

По времени проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий[21]. Предварительный контроль осуществляется в процессе финансового планирования. Текущий финансовый контроль осуществляется в ходе исполнения финансовых планов или совершения денежных операций. Последующий финансовый контроль проводится после исполнения финансовых планов, проведения денежных операций, как правило, в стадии отчетности или подведения итогов.

По форме проведения финансовый контроль можно разделить на обязательный и инициативный[22]. Обязательный финансовый контроль проводится в соответствии с требованиями законодательства компетентными органами. Инициативный финансовый контроль проводится по решению самого подконтрольного субъекта.

И последним основанием для деления финансового контроля в нашем исследовании можно назвать – подведомственность. По подведомственности финансовый контроль можно разделить на внешний и внутренний[23]. Внешний финансовый контроль осуществляется органами контроля за финансово-хозяйственной деятельностью подконтрольных субъектов. Внутренний финансовый контроль осуществляется внутри любого хозяйствующего субъекта специальными структурными подразделениями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.007 с.)