Групповая номенклатура и характеристика потребительских свойств непродовольственных товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповая номенклатура и характеристика потребительских свойств непродовольственных товаров



 

Все товары обладают множеством свойств. Свойство – объективная особенность товара, проявляющая при его создании, оценке, хранении и потреблении. Свойства продукции могут быть простыми и сложными.

Простое свойство характеризуется одной особенностью (например, кислотность, жирность молока и др.).

Сложное свойство – комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности (например, пищевая ценность продуктов питания включается комплекс свойств: энергетические, биологические, физиологические, органолептические,

усвояемость).

Для потребителя, использующего товар по назначению, наибольшую важность приобретают те свойства, которые определяют его потребительское качество, т.е. потребительские свойства.

Потребительские свойства товара – это свойства, проявляющиеся при его использовании потребителями для удовлетворения разнообразных потребностей в соответствии с назначением конкретных товаров.

Все свойства товаров, в зависимости от того, какие потребности они характеризуют, подразделяются на функциональные, эргономические, надёжности, эстетические, безопасности и экологические. Это наиболее важные и значимые группы свойств потребительских товаров. Потребительские свойства и их показатели определяют эффективность использования товаров.

На основе потребительских свойств конкретного товара формируется номенклатура потребительских свойств.

Номенклатура потребительских свойств и показателей – совокупность свойств и показателей, удовлетворяющих реальные или предполагаемые потребности данного товара.

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества подразделяется на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей. Группы и подгруппы общей номенклатуры потребительских свойств и показателей приведены в Приложении Г [1].

Функциональные свойства отражают способность товаров выполнять их основные и вспомогательные функции. Они характеризуют эффективность использования товара по назначению. Это те свойства, ради которых товар создан. К функциональным относятся свойства, обусловливающие использование изделий по назначению, т.е. способность удовлетворять потребности человека.

Номенклатура показателей функциональных свойств для разных товаров неодинакова, она определяется их назначением. Например, для постельного белья– способность впитывать пот и безвредность для организма, для зимней одежды – теплозащитные свойства и масса, для пылесоса – мощность и устройство пылесборника.

Показатели функциональных свойств делятся на следующие группы:

1. Совершенство выполнения основной функции характеризует степень удовлетворения потребности человека при пользовании изделием, т.е. полезный эффект потребления, который может быть выражен в количественных и качественных показателях (например, для стиральных машин – количество и качество выстиранного белья).

2. Универсальность определяет диапазон дополнительных функций, полезных для человека (например, способность пылесоса белить и выполнять влажную уборку).

3. Показатель выполнения вспомогательных функций характеризует поведение изделий при транспортировке, хранении, обслуживании, ремонте (например, для обуви – простота и лёгкость надевания, ухода, ремонта).

Эргономические свойства – способность товаров создавать для человека (потребителя) ощущения удобства, комфортности. Эргономические свойства характеризуют удобство и комфорт эксплуатации изделий на всех этапах функционального процесса, включая подготовку к эксплуатации, пользование и уход за товаром.

К эргономическим свойствам относятся: гигиенические, удобство пользования, удобство ухода за товарами.

1. Гигиенические свойства – это свойства, благодаря которым создаются комфортные условия для человека при эксплуатации товаров.

Они характеризуются, например, составом и структурой материалов для одежды и обуви (натуральные и искусственные материалы).

Отрицательное воздействие на работоспособность человека оказывают шум, вибрация, уровень излучения, нагрев деталей, соприкасающихся с телом

человека.

2. Удобство пользования, в свою очередь, подразделяется на антропометрические, психологические и физиологические свойства.

Антропометрические свойства – это способность товара при потреблении соответствовать форме и размерам человеческого тела. Эти свойства должны создавать комфортность и удобство при потреблении товаров.

Психологические свойства – способность товаров обеспечивать при потреблении душевную комфортность потребителю, т.е. состояние внутреннего спокойствия, отсутствие разлада с собой и окружающим миром.

Психолого-физиологические свойства – свойства товаров, в эксплуатации которых активно участвуют органы чувств и мышечная энергия человека. При этом учитывается соответствие изделия силовым скоростным, энергетическим, зрительным, слуховым, обонятельным и вкусовым возможностям человека.

3. Удобство ухода за товаром – это свойства, обеспечивающие наиболее удобные для человека способы поддержания хорошего состояния товара.

Надёжность – способность товаров сохранять функциональное назна­чение в процессе хранения, потребления или эксплуатации в течение заранее оговорённых сроков. Выражается она объёмом работы или её продолжительностью в часах, километрах, метрах и т. д. Надёжность – важное свойство для всех товаров и особенно товаров, рассчитанных на длительный срок службы (телевизоры, стиральные машины).

Различают следующие подгруппы надёжности: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость.

Эстетические свойства — способность товаров в чувственно-воспри­нимаемых признаках удовлетворять эстетические потребности человека.

Эти свойства малозначимы для инструментов, но много значат для одежды обуви, украшений, книг. Эстетические свойства вещей изучает эстетика – наука о сущности и формах прекрасного в природе, предметах и жизни.

Показателями эстетических свойств могут быть: внешний вид, целостность композиции, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения.

Безопасность – отсутствие недопустимого риска для жизни, здоровья и имущества потребителей при эксплуатации или потреблении товаров.

Это свойство определяет степень защищённости человека от опасных и вредных факторов, возможных при потреблении или эксплуатации товаров. Превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в категорию опасной. Опасная продукция подлежит уничтожению.

В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают следующие подгруппы:

- химическая безопасность означает, что товар не содержит и не выделяет такие вредные для человека вещества, как токсичные элементы, свинец, ртуть, мышьяк, кадмий, цинк в превышающих норму количествах;

- радиационная безопасность – товары не содержат радиоактивных изо­топов кобальта, цезия, стронция; проверяется в пищевых продуктах, строительных материалах, драгоценных камнях;

- механическая безопасность – отсутствие механических воздействий (ударов, трения, деформаций): например, коэффициент толщины швов для чулочно-носочных изделий, величина деформации подноска и задника для обуви, наличие ремней безопасности для автомобилей;

- электрическая, магнитная и электромагнитная безопасность – отсут­ствие риска при эксплуатации электротоваров и сложнотехнических товаров;

- термическая безопасность – отсутствие воздействия недопустимых температур (нагревательные приборы);

- микробиологическая безопасность – отсутствие загрязнения продукции микроорганизмами, грибками и плесенью; характерна для пищевых про­дуктов и косметики;

- противопожарная безопасность – отсутствие недопустимого возгорания и самовозгорания.

Экологические свойства – способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при их эксплуатации и потреблении,

Учитывая всё большее загрязнение окружающей среды, степень значимости экологических свойств возрастает, например, для автомобилей важно содержание вредных веществ в выхлопных газах, для средств в аэрозольной упаковке – наличие галогеносодержащего пропеллента, учитывается также возможность утилизации отходов и упаковки.

 

3.2. Потребительские свойства продтоваров.

Пищевая ценность

 

Пищевые продукты также характеризуются комплексом простых и сложных свойств. Совокупность этих свойств определяет их полезность для человека, заключающуюся в пищевой ценности продуктов.

Пищевая (питательная) ценность продуктов – это комплекс веществ, определяющих их биологическую и энергетическую ценность. Кроме того, пищевая ценность продуктов характеризуется их безвредностью, усвояемостью, массовой долей питательных и биологически активных веществ, органолептической и физиологической ценностью. Таким образом, пищевая ценность продукта – это наиболее широкое понятие, включающее содержание в продуктах основных химических веществ, степень их усвоения, энергетическую ценность и вкусовые достоинства. Пищевая ценность продуктов тем выше, чем больше она удовлетворяет потребность организма во всех необходимых ему пищевых веществах и чем полнее соответствует принципам сбалансированного питания.

Физиологическая ценность продукта характеризуется наличием в нём полезных элементов, необходимых для осуществления процессов основного обмена веществ в организме. Она отражает также влияние потребляемых продуктов на состояние таких жизненно важных систем организма, как нервная, сердечнососудистая, пищеварительная и др. Возбуждающе на нервную и сердечнососудистую системы действуют кофеин чая и кофе, теобромин какао-порошка, этиловый спирт алкогольных напитков. Усиливают выделение пищеварительных соков и тем самым косвенно активизируют процессы пищеварения экстрактивные вещества мяса, рыбы, грибов, эфирные масла и алкалоиды лука, чеснока, хрена, перца горчицы.

Энергетическая ценность – это количество энергии, которое образуется при биологическом окислении содержащихся в продуктах жиров, углеводов и белков, используется для обеспечения физиологических функций организма. Так, энергия, выделяемая при окислении в организме 1 г жира, равна 9 ккал (37,7 кДж), при окислении 1 г белка – 4 ккал (16,7 кДж), при окислении 1 г усвояемых углеводов – 3,75.

Усвояемость пищевых продуктов выражается коэффициентом усвояемости, показывающим, какая часть продукта используется организмом от

потреблённого.

Внешний вид, консистенция, запах, состав, степень свежести обуславливают органолептическую ценность пищевых продуктов.

Безопасность (доброкачественность) пищевых продуктов характеризу­ется не только органолептическими и химическими показателями (цвет, вкус, запах, консистенция, т. е, внешний вид, химический состав), но и отсутствием токсинов (ядов), болезнетворных микробов (сальмонелл, ботулинуса и др.), яиц глистов, вредных соединений (ртути, свинца, пестицидов и др.), семян ядовитых растений и посторонних примесей (металла, стекла и др.). Регламентируется безопасность техническими регламентами, санитарными и санитарно-гигиеническими правилами и нормами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.9.186 (0.011 с.)