Теоретические основы товароведения и экспертизы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы товароведения и экспертизы



Кафедра товароведения

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Учебное пособие

 

Хабаровск 2012

 

 

ББК У9 (2) 42

Х 12

 

Теоретические основы товароведения и экспертизы. Лабораторный практикум: учеб. пособие / сост. А. И. Окара, А. В. Алешков, А. В. Жебо. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП. 2012. – 116 с.

 

 

В учебном пособии через разнообразные формы лабораторно-практических работ изложены практические аспекты основных проблем товароведения и экспертизы продовольственных и непродовольственных товаров. Указаны действующие нормативные документы. В приложениях приводятся справочные материалы, образцы документов, рекомендации по их заполнению, необходимые для выполнения заданий по шести темам. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по направлению обучения 100800.62 «Товароведение». Оно также может быть использовано для практических занятий со студентами, обучающимися по направлению «Торговое дело».

 

 

Рецензенты:

заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточного медицинского университета Минздрава РФ» И. П. Кольцов

 

д-р экон. наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тихоокеанского государственного университета» М. В. Ивашкин

 

 

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве учебного пособия для студентов

Ó Хабаровская государственная академия экономики и права, 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ  
1. ПЛАН ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ  
2. СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  
Тема 1. Классификация и кодирование товаров  
Лабораторная работа №1. Изучение правил и методов классификации и кодирования товаров.  
Тема 2. Анализ ассортимента товаров  
Лабораторная работа №2. Анализ ассортимента товаров  
Тема 3 – 4. Потребительские свойства и качество товаров  
Лабораторная работа №3. Изучение номенклатуры потребительских свойств и анализ требований к качеству товаров по нормативным документам  
Лабораторная работа №4. Изучение видов контроля качества товаров  
Лабораторная работа №5. Изучение видов и средств информации о товарах  
Лабораторная работа №6. Изучение порядка идентификации товаров  
Лабораторная работа №7. Расчет фактических и нормируемых потерь товаров при хранении  
Тема 5. Оценочная деятельность в товароведении  
Лабораторная работа №8. Изучение методов оценки качества товаров  
Лабораторная работа №9 Органолептические методы оценки качества потребительских товаров  
Лабораторная работа 10. Измерительные методы оценки качества товаров (химические методы)  
Тема 6. Товарные экспертизы  
Лабораторная работа №11. Изучение средств и методов товарной экспертизы (обсуждение докладов)  
Лабораторная работа №12. Товароведная экспертиза (по качеству) картофеля. Деловая игра  
Лабораторная работа №13. Экспертиза подлинности товаров (масла сливочного). Деловая игра  
Приложение А. Общероссийские классификаторы  
Приложение Б. Классификация отдельных групп непродовольственных товаров  
Приложение В. Классификация и характеристика ассортимента  
Приложение Г. Классификация показателей качества, номенклатура потребительских свойств и виды безопасности товаров.  
Приложение Д. Классификация методов оценки показателей качества  
Приложение Е. Классификация товарных потерь и влияющих на них факторов  
Приложение Ж. Нормы естественной убыли продовольственных товаров в торговле  
Приложение И. Классификация товарно-сопроводительных документов  
Приложение К. Классификация информационных знаков  
Приложение Л. Классификация пищевых добавок в зависимости от технологических функций  
Приложение М. Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах  
Приложение Н. Заключение по результатам индентификации продукции  
Приложение П. Дегустационный лист  
Приложение Р. Дегустационный лист  
Приложение С. Акт отбора образцов (проб)  
Приложение Т. Акт экспертизы  
Приложение У. Экспертное заключение  
Приложение Ф. Указания о правилах заполнения акта экспертизы и экспертного заключения  
Приложение Х. Правила проведения приемочной экспертизы по качеству  
Приложение Ц. Жирнокислтный состав молочного жира коровьего молока  
Приложение Ч. Соотношение массовых долей метиловых эфиров жирных кислот (или их суммы) в молочном жире  
Приложение Ш. Жирнокислотный состав растительных масел  
Библиографический список  

ВВЕДЕНИЕ

Общепрофессиональная дисциплина «Теоретические основы товароведения и экспертизы» рассматривает основополагающие вопросы, усвоение которых позволяет в дальнейшем глубже разобраться в частных разделах товароведения и экспертизы однородных групп продовольственных и непродовольственных товаров.

Выполнение лабораторно-практических работ способствует закреплению теоретического материала и приобретению умений рассчитывать и анализировать показатели ассортимента, оценивать качество и диагностировать дефекты, определять потери, расшифровывать маркировку товаров, проводить экспертизу, начиная с подготовки её и завершая составлением заключения.

Каждая работа посвящена отдельной теме курса, включает цель, задание, перечень необходимых образцов, нормативных документов и справочной литературы, методические указания к выполнению и рекомендации по оформлению результатов. В конце каждой работы приводятся вопросы для самоподготовки и контроля знаний по данной теме.

Студент должен самостоятельно проработать теоретический материал по соответствующей теме и подготовиться к выполнению лабораторно-практического задания.

По каждому заданию студент составляет отчёт в тетради, формирует и обосновывает вывод и представляет преподавателю на проверку.

Данное учебное пособие разработано авторами в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 100800.62 "Товароведение", учитывает опыт преподавания курса товароведения на кафедре товароведения Хабаровской государственной академии экономики и права. Сочетание разных форм практических занятий – изучение и анализ документов, решение ситуационных задач, проведение деловых игр, лабораторных испытаний, экспертизы, оформление актов, заключений по проведённой работе и других учебно-методических приёмов позволяет добиться углубления, закрепления студентами теоретических знаний в области товароведения, экспертизы и оценки продовольственных и непродовольственных товаров во внутренней и внешней торговле и формирования профессиональных компетенций.


ПЛАН ЛАБОРАТОРНо-практическиХ ЗАНЯТИЙ

Раздел (тема) дисциплины Наименований лабораторных работ Трудоёмкость (час.)
1. Классификация и кодирование товаров (тема 1) 1. Изучение правил и методов классификации и кодирования товаров  
2. Ассортимент товаров (тема 2) 2. Анализ ассортимента товаров  
Потребительские свойства и качество товаров (темы 3,4) 3. Изучение номенклатуры потребительских свойств и анализ требований к качеству товаров по нормативным документам 4. Изучение видов контроля качества товаров 5. Изучение видов и средств информации о товаре 6. Изучение порядка проведения идентификации товаров 7. Расчет фактических и нормируемых потерь товаров          
3. Оценочная деятельность в товароведении (тема 5) 8. Изучение методов оценки качества товаров 9. Органолептические методы качества продовольственных товаров 10. Измерительные методы оценки качества товаров (химические методы)        
4. Товарные экспертизы (тема 6) 11. Изучение средств и методов товарной экспертизы (обсуждение докладов) 12. Изучение правил и порядка проведения и оформления результатов товароведческой экспертизы. Деловая игра: приёмка партии картофеля 13. Экспертиза подлинности масла сливочного (деловая игра)      
Итого (54)

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Задание

1. Ознакомьтесь с перечнем общероссийских классификаторов

(Приложение А).

2. Ознакомьтесь с принципами и методами классификации [1].

3. Изучите общие и частные признаки классификации товаров (обуви, стекла, швейных изделий) (Приложение Б). Результаты оформите в виде

таблицы 1.1.

Таблица 1.1 – Признаки классификации товаров

Наименование признака Характеристика признаков товаров
обувь стекло одежда
Общие: назначение исходный материал конструкция      
Частные (специфические): внешний вид (фактура, расцветка, отделка) модель фасон (силуэт, форма, покрой) размер, рост, полнота      

 

4. Используя данные таблицы 1.1, составьте графическую схему классификации конкретных товаров (по заданию преподавателя) по иерархическому методу (рисунок 1), указав классифицируемый объект, номер ступени и наименование признака.

Обувь
бытовая
спортивная
специальная
национальная
ортопедическая
1.1 мужская
1.2 женская
1.3 детская
1.3.1 натуральная кожа
1.3.2 текстиль
1.3.3 комбинированная
1.3.1.1 гусарики
1.3.1.2 ботинки
1.3.1.3 туфли
1.3.1.4 сапожки
1.3.1.2.1 модель
1.3.1.2.2 фасон
1.3.1.2.3 размер
номер
описание
номера (9,5-28,0)
 
 
 
 
 
 

 


Рисунок 1– Классификация обуви по иерархическому методу

 

5. Проведите классификацию фасетным методом с обозначением кодов (условных) по заданию преподавателя и оформите результаты в виде таблицы (таблица 1.3).

Таблица 1.2 – Фасетная классификация (коды условные)

Материал верха Вид обуви Примеры кодирования видового ассортимента обуви (коды условные)
Кожа – 10 Текстиль – 20 Искусственная кожа – 30 и т.д. Сапоги – ­01 Ботинки – 02 Туфли – 03 сандалеты – 04 и т.д. Сапоги кожаные – код 11 Сапоги из искусственной кожи – 31 Туфли кожаные – 13 Туфли текстильные – 23 и т.д.

 

6. Проведите классификацию товаров по фасетному методу, используя материалы Приложения А. Результаты оформите в виде таблицы 1.2.

 

Таблица 1.3 – Классификация товаров фасетным методом

Группа товара Классификационные признаки товара (фасеты) Ассортимент
         
Обувь 1 Вид обуви сапоги туфли сандалеты ботинки сабо
2 Материал верха          
3Материал подошвы
Стеклянная бытовая посуда            
 
 
Швейные изделия            
 
 

 

В заключение обобщите результаты и сделайте необходимые выводы.

Вопросы для самоподготовки

1. Что такое классификация?

2. Как классифицируются методы товароведения?

3. Что такое объект классификации, признак классификации, система

классификации?

4. Какие достоинства и недостатки иерархического и фасетного методов классификации?

5. Что такое кодирование объектов?

6. Что такое код, структура кода, алфавит кода?

7. Какие бывают разновидности метода кодирования?

8. Какой принцип классификации и построения кодов в ОКП?

9. Для кого предназначена информация, заложенная в штриховом коде?

10. Какая организация в России занимается кодированием отечественной

продукции?

 

Задание

1. Ознакомьтесь с классификацией и показателями ассортимента товаров и методикой их расчёта (Приложение В).

2. Рассчитайте коэффициенты широты ассортимента:

а) реализуемых в торговой организации плазменных и жидкокристаллических телевизоров цифрового и аналогового воспроизведения с диагональю экрана 21, 37, 42 и 47 дюймов. Групповой ассортимент выпускаемых телевизоров приведён в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Ассортимент телевизоров

Признак Групповая характеристика телевизоров
Вид матрицы Плазменные, жидкокристаллические
Обработка сигнала Аналоговая, цифровая
Размер экрана, дюймов 17, 21, 24, 27, 32, 37, 40, 42, 47, 50

 

б) сыров по подгруппам и наименованиям, если на момент изучения покупательского спроса в магазине находились сыры следующих наименований: Рокфор, Швейцарский, Голландский, Алтайский, Советский (плавленый), Бийский, Голландский (плавленый), Костромской, Пошехонский, Российский, Городской, Орбита. Ассортимент сыров, выпускаемых заводами-изготовителями, приведён в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Ассортимент сыров

Подгруппа Наименование
Натуральные полутвёрдые сыры
1. Швейцарский Швейцарский, Алтайский, Советский, Украинский, Карпатский, Горный, Бийский
2. Голландский Голландский, Костромской, Степной, Ярославский, Угличский, Пошехонский, Литовский, Новосибирский, Минский, Буковинский, Выруский, Прибалтийский
3. Чеддер Чеддер, Российский
4. Латвийский Латвийский, Пикантный, Каунасский, Клайпедский, Валмиерский
  Натуральные мягкие сыры
5. Рокфор Рокфор, Голубой, Стилтон, Горгонзола
6. Дорогобужский Дорожный, Дорогобужский, Смоленский, Баусский
  Плавленые сыры
7. Без компонентов Советский, Российский, Костромской, Городской, Орбита, Голландский
8. С компонентами Сыр с грибами для супа, суп с луком для супа

 

Работу выполнить по форме, представленной в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Характеристики ассортимента сыров

Наименование признака Базовая широта (шб) Фактическая широта (шф) Коэффициент широты (кш)
       

 

3. Рассчитайте коэффициенты полноты реализуемого ассортимента:

а) телевизоров, если фирменным магазином, согласно договору поставки, должно быть получено 45 моделей, фактически реализовано 40 моделей;

б) обуви женской, если в торговом зале в течение месяца находилось 20 моделей туфель, 10 моделей сапожек; на складе фирмы – 22 модели туфель, 150 моделей сапожек;

в) кондитерских изделий и соков, если в летнем кафе в ассортиментном минимуме предусмотрены кондитерские изделия – 10 наименований, соки – 4; фактически предлагались: кондитерские – 5, соки – 2 наименований.

Результаты оформите в виде таблицы 2.4.

Таблица 2.4 – Коэффициенты полноты

Группа продукции Фактическая полнота (число разновидностей) (Пф) Базовая полнота (Пб) Коэффициент полноты (Кп)
       

 

1. Рассчитайте коэффициенты рациональности ассортимента:

а) женской модельной обуви, поступившей на склад фирмы в ассортименте, размерная структура которого представлена в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Рациональность ассортимента обуви

Фактическое поступление обуви Типовая шкала размеров (ростовка)*, % Степень соответствия (±%)
размер количество пар доля, %
21,5 22,0 22,5 23,0 23,5 24,0 24,5 25,0 25,5 26,0 26,5 27,0 27,5 - - - Итого:     0,5 2,5 7,0 13,5 19,0 21,0 18,0 10,0 5,0 2,0 0,5 0,5 0,5 Итого: 100,0    

* - типовая шкала (ростовка) – это соотношение обуви разных размеров (полнот), выраженное в %, которое устанавливается по регионам обслуживания населения (край, область, район, город) на основе антропометрического обследования населения. Применяется для формирования ростовочно-полнотного ассортимента при выпуске промышленностью, при формировании заказов и т.д.

 

б) холодильников компрессионных 3 групп ёмкости, реализуемых в специализированных магазинах. Опрос населения выявил определённую предпочтительную структуру, представленную в таблице 2.6.

Таблица 2.6 – Рациональность ассортимента холодильников

Группа холодильников Фактическая структура (ФС), % Предпочтительная структура (ПС), % Степень соответствия ФС и ПС
300 – 240 дм3 220 – 180 дм3 160 дм3 и ниже      

 

2. Рассчитайте коэффициенты устойчивости ассортимента:

а) сорочек верхних мужских разных возрастных групп, реализуемых в течение месяца, используя данные таблице 2.7.

Таблица 2.7 – Устойчивость ассортимента сорочек

Группа покупателей Модели сорочек Число дней, в течение которых модель находилась в продаже (пользовались спросом), t Коэффициент устойчивости (Ку) в течение месяца
Молодёжь     Средний возраст     Пожилой возраст      

 

Расчёт произведите по формуле

, где Т = 26 дней,

Сопоставьте устойчивость ассортимента сорочек разного назначения;

б) карамельных изделий с разными начинками, если в магазинах города реализовалась карамель 17 наименований. Устойчивым спросом из них пользовались 9.

Результаты оформите в виде таблице 2.8.

 

 

Таблица 2.8 – Устойчивость ассортимента карамели

Вид начинок Действительная широта, Шд Начинки, пользующиеся спросом Коэффициент устойчивости, Ку
Помадные      
Фруктово – ягодные      
Молочные      
Ореховые      
Сбивные      
Ликёрные   -  
Итого      

 

Полученные результаты прокомментировать.

 

3. Рассчитайте коэффициенты обновления ассортимента:

- моющих средств, в отделе «Химические товары», если в первом квартале их насчитывалось 27 наименований, а на момент учёта во втором квартале оказалось 42 наименования. Прирост произошёл за счёт новых поставщиков;

- курток мужских, если на оптовом складе фирмы находилось 30 моделей (артикулов), причём 7 из них поступило впервые, взамен того же количества устаревших моделей, снятых с продаж.

Результаты оформите в виде таблицы 2.9.

Таблица 2.9 – Обновление ассортимента

Вид товара Фактическая широта, Шф Количество новинок, ед. Коэффициент обновления, Кн
Моющие средства      
Куртки мужские      

 

Результаты прокомментируйте.

 

4. Рассчитайте структуру ассортимента

Проведите расчёт структуры ассортимента по однородной группе товаров из предложенного преподавателем прайс-листа. Расчёт проводите по количеству разновидностей товаров. Результаты оформите в виде таблицы (см. пример расчёта структуры ассортимента в таблице 2.10) и проведите оценку рациональности структуры, оформив это выводом.

 

Таблица 2.10 – Расчёт структуры ассортимента товаров

Вид товара Количества разновидностей, шт. Структура ассортимента, %
Посуда чайная    
- столовая    
- кофейная    
- прочая    
Итого    

 

Вопросы и задания для самоподготовки

1. Что такое ассортимент товаров?

2. Что такое номенклатура товаров?

3. Как классифицируется ассортимент по различным признакам?

4. С помощью каких показателей можно характеризовать ассортимент

товаров?

5. Что такое коэффициенты широты, полноты, обновляемости ассортимента?

6. Как осуществляется управление ассортиментом?

7. Назовите основные направления, учитываемые при формировании ассортиментной политики торгового предприятия.

8. В каких документах отражается ассортиментный перечень?

9. Приведите примеры простого и сложного ассортимента товаров?

10. Что такое «сопутствующий ассортимент»?

11. Дайте определение структуры ассортимента товаров.

Пищевая ценность

 

Пищевые продукты также характеризуются комплексом простых и сложных свойств. Совокупность этих свойств определяет их полезность для человека, заключающуюся в пищевой ценности продуктов.

Пищевая (питательная) ценность продуктов – это комплекс веществ, определяющих их биологическую и энергетическую ценность. Кроме того, пищевая ценность продуктов характеризуется их безвредностью, усвояемостью, массовой долей питательных и биологически активных веществ, органолептической и физиологической ценностью. Таким образом, пищевая ценность продукта – это наиболее широкое понятие, включающее содержание в продуктах основных химических веществ, степень их усвоения, энергетическую ценность и вкусовые достоинства. Пищевая ценность продуктов тем выше, чем больше она удовлетворяет потребность организма во всех необходимых ему пищевых веществах и чем полнее соответствует принципам сбалансированного питания.

Физиологическая ценность продукта характеризуется наличием в нём полезных элементов, необходимых для осуществления процессов основного обмена веществ в организме. Она отражает также влияние потребляемых продуктов на состояние таких жизненно важных систем организма, как нервная, сердечнососудистая, пищеварительная и др. Возбуждающе на нервную и сердечнососудистую системы действуют кофеин чая и кофе, теобромин какао-порошка, этиловый спирт алкогольных напитков. Усиливают выделение пищеварительных соков и тем самым косвенно активизируют процессы пищеварения экстрактивные вещества мяса, рыбы, грибов, эфирные масла и алкалоиды лука, чеснока, хрена, перца горчицы.

Энергетическая ценность – это количество энергии, которое образуется при биологическом окислении содержащихся в продуктах жиров, углеводов и белков, используется для обеспечения физиологических функций организма. Так, энергия, выделяемая при окислении в организме 1 г жира, равна 9 ккал (37,7 кДж), при окислении 1 г белка – 4 ккал (16,7 кДж), при окислении 1 г усвояемых углеводов – 3,75.

Усвояемость пищевых продуктов выражается коэффициентом усвояемости, показывающим, какая часть продукта используется организмом от

потреблённого.

Внешний вид, консистенция, запах, состав, степень свежести обуславливают органолептическую ценность пищевых продуктов.

Безопасность (доброкачественность) пищевых продуктов характеризу­ется не только органолептическими и химическими показателями (цвет, вкус, запах, консистенция, т. е, внешний вид, химический состав), но и отсутствием токсинов (ядов), болезнетворных микробов (сальмонелл, ботулинуса и др.), яиц глистов, вредных соединений (ртути, свинца, пестицидов и др.), семян ядовитых растений и посторонних примесей (металла, стекла и др.). Регламентируется безопасность техническими регламентами, санитарными и санитарно-гигиеническими правилами и нормами.

 

Идентификация товаров

 

Термин «идентификация» определяется от латинского «identificare» как «отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо». При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых товаров аналогам,характеризующимся той же совокупностью потребительских свойств, или описанию товара на маркировке, в товаросопроводительных и нормативных

документах.

Идентификация – это установление соответствия наименования товара, указанного на маркировке и (или) в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям.

Цель идентификации – выявление и подтверждение подлинности конкретного вида и наименования товара, а также соответствия определённым требованиям или информации о нём, указанной на маркировке и (или) в товаросопроводительных документах. Конечный результат идентификации носит альтернативный характер: выявляется либо соответствие, либо несоответствие товара определённым требованиям. Отрицательный результат при идентификации свидетельствует о фальсификации товаров.

В зависимости от назначения различают следующие виды идентификации: ассортиментная (видовая), качественная (квалиметрическая), товарно-партионная (товарной партии), идентификация по происхождению.

Критерии идентификации – это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировке и (или) в нормативных, товаросопроводительных документах, а также с требованиями, установленными НД.

Для целей идентификации пригодны лишь органолептические и отдельные физико-химические показатели, характеризующие собственно потребительские свойства самого товара. В качестве критериев идентификации должны быть выбраны показатели, которые отвечают следующим требованиям:

- типичность для конкретного вида, наименования или однородной группы продукции;

- объективность и сопоставимость;

- проверяемость;

- трудность фальсификации

В связи с тем что органолептические и многие физико-химические показатели в ряде случаев не отвечают требованиям проверяемости и объективности, необходимо применять комплекс взаимодополняющих критериев, то есть идентификация товаров должна носить характер комплексной оценки, при которой наибольшую значимость имеют типичные и трудно фальсифицируемые критерии.

Ниже приведены средства и методы, применяемые при идентификации.

 

 

Характеристика средств и методов идентификации

Идентификационная характеристика Средства идентификации Методы идентификации
Наименование, товара (вид) Договор, товаро-сопроводительные документы, маркировка, ГОСТ, ТУ, товар Органолептический, измерительный, экспертный
Наименование страны-изготовителя, (поставщика), фирмы-изготови­теля, её юридический адрес Договор, товаросопроводительные документы, сертификат соответствия, маркировка, упаковка, товар, сертификат происхождения Аналитический, органолептический
Основное (функциональное) назначение товара, его характеристики.   Маркировка, аннотация по применению, товар Органолептический, измерительный, экспертный
Информация об обязательной сертификации Маркировка, товаросопроводительные документы, серти­фикат соответствия (или копия), номенклатура продукции; Органолептический
Масса, объём Маркировка, товар Измерительный
Состав Маркировка, документы изготовителя, ГОСТ, ОСТ, ТУ Органолептический, измерительный
Товарный знак Маркировка Органолептический
Дата изготовления, срок годности Договор, ТСД, маркировка, упаковка, ГОСТ, ТУ, информация изготовителя Органолептический аналитический
Обозначение НД, или определение НД для оценки основных свойств импортных товаров Указатель стандартов, ГОСТы, ТУ, данные по идентификации, маркировка, товар Аналитический, органолептический измерительный
Код ОКП или ТН ВЭД Указатели Общероссийский классификатор продукции, указатель кодов ТН ВЭД, дан­ные идентификации, ГОСТы, таможенные декларации, сертификат соответствия Аналитический

 

Одновременно в процессе идентификации проводится контроль на соответствие маркировки требованиям соответствующих разделов стандартов или технических регламентов на маркировку товаров. Поэтому заключение эксперта может содержать не только подтверждение соответствия товара данной о нём информации, но и оценку полноты маркировки товара.

При необходимости проводят идентификацию товара на соответствие представленному сертификату или декларации. Экспертиза сертификатов соответствия правильности их оформления и подлинности очень важна в работе торговых организаций при закупке товара, а также для контролирующих органов.

 

Сохранение качества товаров

 

На различных этапах технологического цикла товародвижения отмечают­ся разнообразные потери сырья, полуфабрикатов, энергоносителей, готовой продукции, а затем и товаров.

Товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик товара на две группы — количественные и качественные.

Количественные потери – уменьшение массы, объёма, длины и других количественных характеристик товаров. Потери этой группы вызываются естественными, свойственными конкретному товару процессами, происходящими при хранении и товарной обработке. Поэтому в ряде нормативных документов их ещё называют естественными, а по порядку списания – нормируемыми потерями.

Количественные потери относятся к неизбежным. Их можно снизить или изменить место их возникновения путём целенаправленного регулирования факторов внешней и внутренней среды товара, но невозможно исключить полностью. Этим объясняется установление норм естественных потерь.

Количественные потери в зависимости от причин возникновения делятся на два вида – естественная убыль и предреализационные потери.

Естественная убыль – количественные потери, вызываемые процессами, которые свойственны товарам и происходят при их транспортировке и хранении.

Причинами возникновения естественной убыли служат следующие про­цессы: испарение воды или усушка; распыл (утруска, распыление); розлив (размазывание); улетучивание веществ; впитывание жидкой фракций пищевого продукта в упаковку; дыхание (только для товаров, являющихся живыми объектами); бой стеклянной или раздавливание полимерной тары.

Предреализационные товарные потери, или отходы, вызывают процессы (операции), связанные с подготовкой товаров к продаже. Эти потери бывают ликвидные и неликвидные.

К ликвидным отходам относится удаление малоценных частей товара, которые могут быть реализованы по более низкой цене или отправлены на промпереработку – например, ликвидные отходы возникают при зачистке от штаффа весового сливочного масла, отделении шкуры, костей у копчёных изделий из мяса, солёной рыбы, и д.р.

Неликвидные отходы – отделение составных частей товара, не обладающих его функциональным назначением или утративших его, Они возникают за счёт упаковочных и перевязочных материалов, удаления тары, заливочных жидкостей, отбраковки экземпляров с критическими неустранимыми дефектами (загниванием, плесневением и т. п.); крошения товаров при разделении на части (рубка мяса, резка сыров и т. п.) или при транспортировании, хранении, взвешивании (печенье, сухари, макароны, халва и т. п.).

Качественные потери – потери, обусловленные микробиологическими, биологическими, биохимическими, химическими, физическими и физико-химическими процессами, происходящими в товарах.

Количественные, потери относятся к нормируемым и списываются на основании утверждённых норм, а качественные потери – к актируемым и списываются на основании актов. Для многих продовольственных и непродовольственных товаров установлены нормы естественных потерь.

Нормы естественной убыли продовольственных товаров утверждены приказом Минторга СССР и Минфина СССР № 88 от 2 апреля 1987 года. В 1996 году их действие было продлено (приложение Ж Письмо Роскомторга и Минфина РФ от 11 апреля 1996 года № 1-458/32-5).

Утверждённые нормы естественной убыли при перевозке, хранении и продаже товаров и продуктов являются предельными. Списание товаров и продуктов в пределах норм естественной убыли производят в случаях, если при приёмке или инвентаризации выявлена фактическая недостача.

В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения и производства на холодильниках, хладокомбинатах, базах овощных и продовольственных товаров, торговых предприятиях, имеющих склады, ежемесячно начисляется резерв на списание естественной убыли товаров в пределах действующих норм естественной убыли:

- нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к розничной про­даже колбас, копченных окороков, и соленной рыбы чистой массой (весом);

- потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада.

 

 

Лабораторная работа №3. Изучение номенклатуры потребительских свойств и анализ требований к качеству товаров

По нормативным документам

 

Цель работы – изучение сущности потребительских требований к качеству товаров и порядка их регламентации в стандартах.

Задание

1. Ознакомьтесь по ГОСТ 15467, ГОСТ Р ИСО 9000 с сущностью понятий: свойство, качество, требования к качеству, показатели качества.

2. Изучите классификацию показателей качества и номенклатуру потребительских свойств и показателей качества (Приложение Г) [1].

При изучении групповых и комплексных показателей обратите внимание на определение групповых показателей, начиная с наиболее важных – функциональных показателей, а также на примеры единичных показателей.

По результатам изучения номенклатуры показателей заполните таблицу 3.1.

Таблица 3.1 – Типовая номенклатура потребительских свойств товаров



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.134 с.)