Правила отбора проб товаров при контроле качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила отбора проб товаров при контроле качества



 

Установление и соблюдение правил отбора проб для проведения контроля качества товаров и их подготовка к лабораторным испытаниям преследует цель – обеспечить надёжность соответствующего контроля качества. Правила отбора проб товаров и способы их подготовки к лабораторньм испытаниям обычно включают следующие этапы;

- проверку партии данного товара на однородность;

- контроль качества упаковки и маркировки товара;

- отбор проб для органолептических, физико-химических, микробиоло­гических и иных испытаний;

- подготовку проб к лабораторным испытаниям.

Единичные экземпляры – отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами. Разные экземпляры с определённой степенью достоверности должны иметь одинаковые свойства. Однако абсолютной равнозначности достигнуть невозможно, поэтому совокупность этих экземпляров – товарная партия – отличается относительной однородностью.

В качестве единичных экземпляров товара могут выступать отдельные изделия (например, автомобиль, головка сыра, пара обуви или носков и т. п.) или биологические объекты (яйцо, рыба, зерно, яблоко, арбуз т. п.), а также упаковочные единицы, товарная масса в которых характеризуется монолитностью и целостностью (блок сливочного масла, бутылка вина, молока, банка с краской и т. п.).

К единичным экземплярам товаров не относятся упаковочные единицы, состоящие из отдельных изделий (ящик печенья, мешок сахара и т. п.), так как они сами являются совокупностью единичных экземпляров товаров или комплексных упаковочных единиц.

Товарная партия – совокупность единичных экземпляров товаров и (или) комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединённых по определённому признаку.

Научно обоснованные подходы к выбору признаков, определяющих принадлежность к товарной партии, отсутствуют, поэтому наиболее часто в качестве таких признаков выбирают производственные: смену или день выработки продукции для промышленных изделий; отправку одним или несколькими, транспортными средствами; наличие одного товаросопроводительного документа.

Определение понятия «товарная партия» для конкретных товаров даётся в стандартах на методы испытаний (правила отбора проб), причём в них отсутствует единое определение термина. Наиболее распространено определение партии как продукции одного вида, сорта и наименования, выработанной за одну смену и оформленной одним документом о качестве.

Отбор точечных проб проводят из разных слоёв каждойупаковочной единицы чистым сухим пробоотборником, щупом, ножом, шпателем. Из точечных проб составляют объединённую пробу.

Размер среднего образца конкретных товаров для испытаний определяется либо по стандарту на методы испытаний или на продукцию (общие технические условия), либо специальными стандартами на правила отбора проб. Качество товаров (или их частей), отобранных в средний образец, должно быть тождественно остальным товарам в товарной партии. Чаще всего размер среднего образца определяется в процентах от объединённой (исходной) пробы или выборки.

Из среднего образца для определения физико-химических показателей отбирается навеска. Для этого от каждого единичного экземпляра товара в средней пробе берётся определённая фиксированная часть, составляющая 10 – 25 % от массы (объёма) товаров.

Перед началом испытаний измельченный образец интенсивно перемешивают, после чего отбирают навески для испытаний. Размер навески определяется методикой исследования конкретных показателей. При проведении испытаний для повышения достоверности и воспроизводимости результатов ставят параллельные опыты.

Сохранение качества товаров

 

На различных этапах технологического цикла товародвижения отмечают­ся разнообразные потери сырья, полуфабрикатов, энергоносителей, готовой продукции, а затем и товаров.

Товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик товара на две группы — количественные и качественные.

Количественные потери – уменьшение массы, объёма, длины и других количественных характеристик товаров. Потери этой группы вызываются естественными, свойственными конкретному товару процессами, происходящими при хранении и товарной обработке. Поэтому в ряде нормативных документов их ещё называют естественными, а по порядку списания – нормируемыми потерями.

Количественные потери относятся к неизбежным. Их можно снизить или изменить место их возникновения путём целенаправленного регулирования факторов внешней и внутренней среды товара, но невозможно исключить полностью. Этим объясняется установление норм естественных потерь.

Количественные потери в зависимости от причин возникновения делятся на два вида – естественная убыль и предреализационные потери.

Естественная убыль – количественные потери, вызываемые процессами, которые свойственны товарам и происходят при их транспортировке и хранении.

Причинами возникновения естественной убыли служат следующие про­цессы: испарение воды или усушка; распыл (утруска, распыление); розлив (размазывание); улетучивание веществ; впитывание жидкой фракций пищевого продукта в упаковку; дыхание (только для товаров, являющихся живыми объектами); бой стеклянной или раздавливание полимерной тары.

Предреализационные товарные потери, или отходы, вызывают процессы (операции), связанные с подготовкой товаров к продаже. Эти потери бывают ликвидные и неликвидные.

К ликвидным отходам относится удаление малоценных частей товара, которые могут быть реализованы по более низкой цене или отправлены на промпереработку – например, ликвидные отходы возникают при зачистке от штаффа весового сливочного масла, отделении шкуры, костей у копчёных изделий из мяса, солёной рыбы, и д.р.

Неликвидные отходы – отделение составных частей товара, не обладающих его функциональным назначением или утративших его, Они возникают за счёт упаковочных и перевязочных материалов, удаления тары, заливочных жидкостей, отбраковки экземпляров с критическими неустранимыми дефектами (загниванием, плесневением и т. п.); крошения товаров при разделении на части (рубка мяса, резка сыров и т. п.) или при транспортировании, хранении, взвешивании (печенье, сухари, макароны, халва и т. п.).

Качественные потери – потери, обусловленные микробиологическими, биологическими, биохимическими, химическими, физическими и физико-химическими процессами, происходящими в товарах.

Количественные, потери относятся к нормируемым и списываются на основании утверждённых норм, а качественные потери – к актируемым и списываются на основании актов. Для многих продовольственных и непродовольственных товаров установлены нормы естественных потерь.

Нормы естественной убыли продовольственных товаров утверждены приказом Минторга СССР и Минфина СССР № 88 от 2 апреля 1987 года. В 1996 году их действие было продлено (приложение Ж Письмо Роскомторга и Минфина РФ от 11 апреля 1996 года № 1-458/32-5).

Утверждённые нормы естественной убыли при перевозке, хранении и продаже товаров и продуктов являются предельными. Списание товаров и продуктов в пределах норм естественной убыли производят в случаях, если при приёмке или инвентаризации выявлена фактическая недостача.

В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения и производства на холодильниках, хладокомбинатах, базах овощных и продовольственных товаров, торговых предприятиях, имеющих склады, ежемесячно начисляется резерв на списание естественной убыли товаров в пределах действующих норм естественной убыли:

- нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к розничной про­даже колбас, копченных окороков, и соленной рыбы чистой массой (весом);

- потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада.

 

 

Лабораторная работа №3. Изучение номенклатуры потребительских свойств и анализ требований к качеству товаров

По нормативным документам

 

Цель работы – изучение сущности потребительских требований к качеству товаров и порядка их регламентации в стандартах.

Задание

1. Ознакомьтесь по ГОСТ 15467, ГОСТ Р ИСО 9000 с сущностью понятий: свойство, качество, требования к качеству, показатели качества.

2. Изучите классификацию показателей качества и номенклатуру потребительских свойств и показателей качества (Приложение Г) [1].

При изучении групповых и комплексных показателей обратите внимание на определение групповых показателей, начиная с наиболее важных – функциональных показателей, а также на примеры единичных показателей.

По результатам изучения номенклатуры показателей заполните таблицу 3.1.

Таблица 3.1 – Типовая номенклатура потребительских свойств товаров

Групповые показатели Комплексные показатели Единичные показатели (примеры)
     

 

Для многих непродовольственных товаров особенно важными являются эстетические свойства. Номенклатура эстетических свойств товаров достаточной сложна, и поэтому студентам рекомендуется переписать в рабочую тетрадь перечень эстетических свойств товаров (таблица 3.2) и в дальнейшем использовать его при выборе номенклатуры для конкретного товара и оценки его эстетических свойств.

 

Таблица 3.2 – Типовой перечень эстетических свойств

Комплексные групповые свойства Единичные показатели
Информационная выразительность 1. Знаковость 2. Оригинальность 3. Стилевое соответствия 4. Соответствие моде
Рациональность форм 5. Функционально-конструктивная обусловленность 6. Эргономическая приспособленность
Целостность композиции 7. Организованность объемно-пространственной структуры 8. Тектоничность 9. Пластичность 10. Упорядоченность графических и изобразительных элементов 11. Колорит и декоративность
Совершенство производственного исполнения и стабильности товарного вида 12. Чистота исполнения контуров и спряжений 13. Тщательность покрытий и отделки 14. Чёткость выполнения знаков и сопроводительной документации 15. Устойчивость к повреждениям

 

3. Выберите номенклатуру показателей качества конкретного товара.

Изучите предложенный преподавателем товар, его маркировку и стандарт вида «Номенклатура показателей качества».

Придерживаясь рекомендаций, проведите работу по выбору оптимальной номенклатуры показателей – достаточно полной для оценки уровня качества товаров и одновременно не громоздкой, чтобы не затруднить дальнейшую оценку качества товаров. Если для предложенного товара важны эстетические свойства, то в номенклатуру необходимо ввести показатели из типового перечня эстетических свойств (см. таблицу 3.2). Также учитывайте эргономические свойства

товаров.

Результаты работы по выбору номенклатуры показателей качества товара оформите в таблицу 3.3.

Таблица 3.3 – Номенклатура показателей качества

на товар: ___________________________________

составлена по ГОСТ _________________________

Групповые показатели Наименование единичных показателей качества Наименование характеризуемого свойства
     

 

4. Используя стандарты на отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров (сыры полутвёрдые, варёные колбасы, чай, кофе, мыло туалетное): ГОСТ Р 52972; ГОСТ Р 52196; ГОСТ Р 52686; ГОСТ 1938;

ГОСТ Р 51881; ГОСТ 28546, ознакомьтесь с формой представления требований к качеству. Выпишите по четыре примера требований (по одному из каждого стандарта), выраженных в качественной и количественной формах. Результаты оформите в виде таблицы (таблица 3.4).

Таблица 3.4 – Требования к качеству

Виды продукции Требования к качеству Обозначение и наименование стандартов Раздел стандарта
  1. В качественной форме: - - - 2. В количественной форме: - -    

 

5. Увяжите требования к качеству с потребительскими свойствами и их показателями качества.

Используя Приложение Г (рисунок 2), стандарты на систему показателей качества непродовольственных товаров (ГОСТ 4.45 СПКП. Изделия швейные бытового назначения; ГОСТ 4.69 СПКП. Посуда фарфоровая и фаянсовая), а также соответствующие стандарты технических условий (технических требований) (ГОСТ 12161 Консервы рыборастительные в томатном соусе; ГОСТ Р 53436 Консервы молочные. Молоко и сливки сгущённые с сахаром; ГОСТ Р 50504 Сорочки верхние; ГОСТ 28390 Изделия фарфоровые), по заданию преподавателя выпишите три группы требований (эстетические, надёжности и др.) и укажите относящиеся к ним комплексные потребительские свойства (группу), а также подгруппы потребительских свойств и показатели качества, характеризующие эти свойства. Результаты представьте в форме таблицы (таблица 3.5).

 

 

Таблица 3.5 – Свойства и показатели качества

Требования к качеству продукта (формулировка содержания) по НД и обозначение стандарта Комплексное потребительское свойство, как объект требования (группа) Подгруппа потребительских свойств Специализированные показатели качества (по стандарту СПКП или ОТУ, ТУ)
Например: Консервы рыборастительные в томатном соусе (ГОСТ 12161): томатный соус однородный без отделения водянистой части   Эстетические     Эргономические   Совершенство исполнения и стабильность товарного вида   Информационная выразительность и т.д.   Антропометрические и т.д.   Консистенция    
Сорочки верхние (ГОСТ Р 50504): допустимые отклонения по размеру воротника) Эргономические Антропометрические Соответствие линейных размеров изделия

 

6. Проанализировав (по указанию преподавателя) технические требования двух стандартов на продукцию (см. задание 5), выделите из них соответствующие группы требований к качеству. Результаты оформите в виде таблицы (таблица 3.6).

Таблица 3.6 – Требования к качеству продукции

Групповые показатели Комплексные показатели и содержание требований (по одному примеру на каждое требование из выделенных групп) по единичным показателям
Безопасность     Надёжность Эргономические и т.д. Пример: ГОСТ 12161 Консервы рыборастительные в томатном соусе: Санитарно-гигиенические: токсичные элементы массовая доля солей олова – до 200 мг/кг продукта микробиологические показатели – КМАФАнМ – до 1.105КОЕ/г и т.д.  

Вопросы и задания для самоподготовки

1. Какие свойства называют потребительскими?

2. Что такое типовая номенклатура потребительских свойств?

3. Что такое «качество»?

4. Что такое свойство, показатель качества?

5. Как классифицируется показатели качества?

6. Какие показатели не являются обязательными при оценке товаров?

7. В какой форме могут быть представлены требования к качеству товаров?

8. Дайте определение функциональных свойств товаров.

9. Дайте определение эргономических свойств товаров и приведите примеры их показателей.

10. Что понимается под пищевой ценностью?

11. Чем отличается энергетическая ценность от биологической?

12. Что такое доброкачественность продукта?

13. В чём отличие гарантийного срока хранения от срока годности?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 2235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.254.0 (0.029 с.)