Тема 1. Основы правового регулирования налоговых отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Основы правового регулирования налоговых отношений



Тема 1. Основы правового регулирования налоговых отношений

Понятие и предмет налогового права.

Метод налогового права.

Система налогового права.

Соотношение налогового права и других отраслей права.

 

Система налогового права.

Налоговое право входит в единую систему российского права и, в свою очередь является системой более низкого уровня.

Система налогового права – это система последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.

Налоговое право подразделяется на две крупные части: общую и особенную.

Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов в РФ, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Структурно большинство указанных норм общей части налогового права кодифицированы и содержаться в первой (общей) части Налогового кодекса РФ.

Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они включаются во вторую (особенную) часть Налогового кодекса РФ.

Общая и особенная части налогового права в свою очередь, представляют собой системы более низкого порядка: институты, субинституты и нормы.

Институты налогового права – это взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений. (институт налоговой обязанности, институт налогового контроля, институт налоговой тайны, институт защиты прав налогоплательщиков и др.)

Субинституты, являются составными частями (элементами) институтов. Например, институт защиты прав налогоплательщиков субинститутом общей части налогового права включает в себя такие субинституты, как административная защита прав налогоплательщиков и судебная защита прав налогоплательщиков.

«Атомом» системы является норма налогового права.

 

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (ст. 8 НК)

налог Установленный обязательный платеж, взимаемый с граждан и юридических лиц.

сбор - Взимаемые отчисления

 


ЗАКОННОСТЬ

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ)

Ст. 1 НК РФ

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Ст. 12

Налоги устанавливаются настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налогах и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом

 

ВСЕОБЩНОСТЬ И РАВЕНСТВО

Ст. 57 Конституция РФ – каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ)

Общие правила налогообложения

Все граждане России равны перед законом, а, следовательно, и налоги они будут платить на равных основаниях.

Ст. 3. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Некоторая дискриминация допускается при ввозе товара из-за рубежа (защита эк. интересов государства).

 

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Ст.3.1. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. В ст. 53 Конституции Италии сказано: «Все обязаны участвовать в государственных расходах сообразно своей платежеспособности»

 

ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА

Процедура - официально установленная последовательность действий для осуществления или выполнения чего-либо.

Налоги могут устанавливаться только законодательным путем

Статья 17. Общие условия установления налогов и сборов

1. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ

Налоги должны быть экономически обоснованны (не произвольны) Ст.3.

 

ПРЕЗУМПЦИЯ (предположение, которое признается истинным, пока не доказано обратное (в юридической практике)) ТОЛКОВАНИЯ В ПОЛЬЗУ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) Ст. 3

 

Объекты

это то, по поводу чего у субъектов возникают правовые отношения, ра­ди чего они вступают в правовую связь.

Таким образом, в качестве объекта налоговых правоотноше­ний выступают разнообразные материальные блага (например, денежные средства в виде сумм налога, сбора, пени, штрафа) и не­материальные блага (например, публичный правопорядок в сфере налогообложения).

 

Субъекты (лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями налоговых обязанностей и прав)

В настоящее время действующее российское налоговое законо­дательство не лишено недостатков. В частности, оно не содержит полного легального перечня участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Так, в ст. 9 НК РФ вводится понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах». Приведен­ный в этой статье перечень таких участников отношений, регули­руемых законодательством о налогах и сборах, относит к ним толь­ко следующих субъектов права:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответст­вии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответст­вии с НК РФ налоговыми агентами;

3) Фе­деральная налоговая служба (ФНС России), которая явля­ется правопреемником МНС России;

4) Государственный таможенный комитет Российской Феде­рации и его подразделения;

5) государственные органы исполнительной власти и испол­нительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в уста­новленном порядке помимо налоговых и таможенных органов при­ем и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

6) Министерство финансов Российской Федерации, мини­стерства финансов республик, финансовые управления (департа­менты, отделы) администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, рай­онов и городов (финансовые органы), иные уполномоченные орга­ны - при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты на­логов и сборов и других вопросов, предусмотренных Налоговым кодексом;

7) органы государственных внебюджетных фондов.

Естественно, ограничивать круг участников налоговых правоот­ношений только приведенными в ст. 9 НК РФ субъектами было бы ошибочным. Из анализа иных положений части первой НК РФ правомерен вывод о том, что участниками налоговых правоотноше­ний, безусловно, являются и иные субъекты, не указанные прямо в тексте указанной статьи.

К таким участникам налоговых правоотношений, в частности, относятся:

1) органы, осуществляющие регистрацию организаций и ин­дивидуальных предпринимателей, места жительства физическо­го лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию иму­щества и сделок с ним (регистраторы);

2) органы опеки и попечительства, социальные учреждения;

3) процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налого­вого контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели);

4) кредитные организации (банки);

5) Федеральная служба по экономическим и налоговым пре­ступлениям Министерства внутренних дел Российской Федера­ции - правопреемник органов налоговой полиции (с оговоркой -при решении вопросов, отнесенных к ее компетенции НК РФ).

Итак, подведем предварительный итог. Мы выявили, что суще­ствует два вида (группы) субъектов (участников) налоговых пра­воотношений:

1) основные участники (субъекты) налоговых правоотноше­ний (напомним, НК РФ именует их «участниками отношений, ре­гулируемых законодательством о налогах и сборах»);

2) иные участники налоговых правоотношений - все остальные участники налоговых правоотношений, не указанные прямо в ст. 9 НК РФ, но являющиеся таковыми на основании норм НК РФ.

 

Юридическое содержание налоговых правоотношений образу­ют субъективные права и юридические обязанности участников та­ких правоотношений. Как известно, право именуется субъектив­ным по принадлежности субъекту правоотношения. Реализация субъективного права зависит от усмотрения управомоченного ли­ца - участника (субъекта) налоговых правоотношений. Указан­ный участник налогового правоотношения может воспользоваться предоставленным ему правом либо отказаться от его реализации. Обязанность называют юридической, так как она предусмотрена юридической нормой (в данном случае - налогово-правовой нор­мой) и подлежит безусловному выполнению.

Таким образом, субъективное право субъекта налогового право­отношения - это вид и мера возможного поведения этого управо­моченного лица, которому, как правило, соответствует юридиче­ская обязанность другого лица. Например, соблюдение прав нало­гоплательщиков, закрепленных в ст. 21 НК РФ, обеспечивается возложением нормами ст. 32 НК РФ на налоговые органы соответ­ствующих, корреспондирующих этим правам обязанностей.

Такое субъективное право участника налогового правоотноше­ния включает в себя три правомочия:

1) совершать определенные действия самому (например, право налоговых органов проводить налоговые проверки);

2) требовать совершения определенных действий от другого (на­ пример, право налоговых органов требовать исполнения налогопла­тельщиками возложенных на них законодательством обязанностей);

3) обратиться за защитой к органам государства (например, право налогоплательщика обращаться к государству за административной и судебной защитой его нарушенных налоговым органом прав и законных интересов, т. е. осуществить правопритязание).

Таким образом, по своей сути субъективное право участника на­логовых правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний.

В свою очередь, юридическая обязанность участника налоговых правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны налогового правоотношения.

Таким образом, по своей сути юридическая обязанность участ­ника налоговых правоотношений есть средство удовлетворения чу­жих интересов (интересов государства или налогоплательщика) пу­тем совершения необходимых действий, воздержания от определен­ных действий и претерпевания негативных санкций.

Таким образом, содержание налоговых правоотношений, как и любых других правоотношений, может быть раскрыто через право­вой статус субъектов таких правоотношений. Права, обязанно­сти, а в определенных случаях и компетенция субъектов налоговых правоотношений предусмотрены налоговым законодательством.

 

 

Сборщики налогов и сборов

Прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться специально уполномоченными на то законом о конкретном налоге (сборе) органами и должностными лицами.

Основное отличие сборщиков налогов (сборов) от налоговых агентов заключается в том, что сборщики налогов (сборов) не являются источниками выплаты доходов налогоплательщику и не удерживают налоги (сборы) из таких доходов, а лишь в прямо установленных законом случаях принимают, (собирают) налоговые платежи.

 


Тема 7. Налоговые органы

 

Согласно п. 1 ст. 30 НК к налоговым органам относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномочен­ный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. В настоящее время это Фе­деральная налоговая служба (ФНС России), которая явля­ется правопреемником МНС России в части возложенных задач, функций, прав и обязанностей в области налогообло­жения, а также ФСФО России по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Фе­дерации в процедурах банкротства, и ее территориальные органы. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной нало­говой службе» названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществля­ющего государственный контроль за соблюдением законо­дательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Кроме осуществления контрольных полномочий в сфере налогообложения, ФНС России несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства в целях обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотрас­левую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

ФНС России находится в ведении Минфина России и руководствуется в своей деятельности Конституцией, феде­ральными конституционными и федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международ­ными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе. Основополагающие вопросы правово­го с,татуса налоговых органов установлены НК, Законом о налоговых органах, Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном конт­роле», а также иными нормативными правовыми актами.

 

 

Права налоговых органов

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщи­ка или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ и МНС России;

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;

16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в

банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (пред­приятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

 

Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации.

С 1 июля 2003 г. функции органа налоговых расследований в Российской Федерации выполняет Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ФСЭНП МВД РФ). Указанный орган создан в целях совершенствования государственного управления и реализации государственной политики в области выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений в соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации"1.

ФСЭНП МВД РФ была создана вместо упраздненной этим указом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации - органа исполнительной власти, правоохранительного органа, осуществлявшего контроль за соблюдением налогового законодательства.

Напомним, что органы налоговой полиции являлись правопреемником организованного в 1992 г. Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РСФСР, полномочия, задачи и функции которого были определены Указом Президента РФ от 18 марта 1992 г. № 2612.

Налоговый контроль

 

Налоговый контроль представляет собой совокупную систему действий налоговых и иных государственных органов по контролю за выполнением фискальнообязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, являющуюся одним из этапов налогообложения.

УЧЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах является обязательной и осуществляется для целей проведения налогового контроля, а точнее - для обеспечения его эффективности.

Учет налогоплательщиков представляет собой совокупность мер регистрационно-монито­ринго­вого характера, направленных на обеспечение эффективности проведения налоговыми органами налогового контроля.

(Мониторинг 1. Постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям)

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организаций, месту нахождения их обособленных подразделений, месту жительства физических лиц, а также но месту нахождения принадлежащего им налогооблагаемого недвижимого имущества и транспортных средств.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет независимо от наличия обстоятельств, с которыми связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога.

Для осуществления постановки на учет налогоплательщик подает заявление о постановке на учет в налоговый орган. Постановка налогоплательщика на учет осуществляется соответствующим налоговым органом в течение 5 дней со дня подачи фискальнообязанным лицом всех необходимых документов и в тот же срок выдается соответствующее свидетельство.

Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной.

При постановке на первичный учет каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу и на всей территории Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (сокращенно ИНН). Этот номер состоит из десяти цифровых знаков - для организаций и двенадцати цифровых знаков - для физических лиц.

 

Налоговая декларация - это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Она представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу.

 

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

 

Налоговые проверки

Целью налоговых проверок выступает осуществление контроля за полнотой и своевременностью выполнения плателыциками и иными фискальнообязанными лицами обязанностей по правильному исчислению, полной и своевременной уплате налогов, а также обязанности в сфере налоговой отчетности, представления фискальнозначимой информации и т.д.

Виды налоговых проверок

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ). Налоговые проверки такого вида на практике именуют также документальными.

Выездная налоговая проверка представляет собой более развернутую и подробную форму налогового контроля, она проводится с выездом к месту нахождения фискальнообязанного лица. Во время проведения проверки налоговые органы вправе исследовать документы, связанные с налогообложением, а также использовать иные формы и методы налогового контроля (ст. 89 НК РФ). В экономической и специальной литературе налоговые проверки называют также фактическими.

По общему правилу налоговой проверкой могут быть охвачены только три года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

 

Налоговая тайна -любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органом налоговых расследований, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом, за исключением следующих:

- сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

- сведений об идентификационном номере налогоплательщика;

- сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

- сведений, предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органом других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами в части сведений, предоставленных этим органам (ст. 102 НК РФ).

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами налоговой полиции, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа налогового расследования, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

 

 


Налоговые правонарушения

Общие положения об ответственности за совершения налоговых правонарушений регламентируются нормами в главе 15 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Виды налоговых правонарушений и размеры налоговых санкций - ответственности за совершения налоговых правонарушений установлены главами 16 и 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации

Элементами налогового правонарушения (как, впрочем, и элементами любого правонарушения) являются:

1) Объект налогового правонарушения - в данном случае, публичный правопорядок в сфере налогообложения - урегулированные и защищенные действующим правом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием или бездействием.

При этом составными частями публичного правопорядка в сфере налогообложения являются, в частности, установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, порядок осуществления налоговой отчетности, учета налогоплательщиков, налогового контроля и т.д.

2) Объективная сторона налогового правонарушения - противоправное действие либо бездействие субъекта правонарушения, за которое нормами Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного правопорядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними. Такое действие либо бездействие именуется также событием налогового правонарушения.

3) Субъективной стороной налогового правонарушения является юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности.

4) Субъектом налогового правонарушения именуется деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение - налогоплательщик, налоговый агент, лица содействующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист) и т.д. В дальнейшем данное лицо, совершившее правонарушение и становится субъектом ответственности.

 

В соответствии со статьей 136 НК РФ применение ответственности за эти нарушения производится по аналогии с применением ответственности за общие налоговые правонарушения.

Кто же может быть привлечен к ответственности за совершение налоговых правонарушений? Круг лиц, подлежащих ответственности за совершение налоговых правонарушений (иначе их еще именуют субъектами ответственности) очерчен статьей 107 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой в качестве субъекта ответственности за совершение налогового правонарушения может выступать:

а) физическое лицо (вменяемый и достигший 16-летнего возраста), или

б) организация.

При этом Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает следующие важнейшие принципы установления и применения к участникам налоговых правоотношений ответственности за совершение налоговых правонарушений:

Принцип законности.

Содержание этого принципа заключается в том, что ответственность за совершение налогового правонарушения может наступать лишь по основаниям и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые санкции

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции. Они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных за конкретное правонарушение статьями главы 16 и 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.

Круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, определен законодательством следующим образом:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (применяется только к ответственности налогоплательщика - физического лица);

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (угроза и принуждение могут рассматриваться в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность организации в случае, если под влиянием этих обстоятельств действовал, например, руководитель организации);

3) иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Признавать обстоятельства смягчающими вправе как налоговый орган при применении налоговой санкции, так и суд при рассмотрении иска о ее взыскании. Тем не менее учет смягчающих обстоятельств не должен привести к полному освобождению правонарушителя от ответственности.

В то же время при наличии отягчающих обстоятельств, размер штрафа увеличивается на 100 %. Обстоятельством, отягчающим ответственность, в первую очередь является совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

При этом важным обстоятельством является давность взыскания налоговых санкций. Срок исковой давности по требованиям налоговых органов о взыскании налоговой санкции составляет три месяца. По общему правилу, этот срок исчисляется со дня составления акта о налоговом правонарушении (или дня, когда такой акт должен был быть составлен). В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

 

Тема 1. Основы правового регулирования налоговых отношений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.092 с.)