Виды налоговых правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды налоговых правоотношений



Регулятивные (абсолютные и относительные), охранительные.

Материальные и процессуальные

Имущественные и неимущественные

Простые и сложные(состоящие из основного и производных)

 


Тема 6. Участники налоговых правоотношений (субъекты налогового права)

 

       
 
Субъекты налоговых правоотношений
 
 
Основные налогоплательщики (плательщики сборов) налоговые агенты МНС России, Минфин России, ГТК России, ФСЭНП России Сборщики налогов и сборов Органы внебюджетных фондов
 
Иные регистраторы органы опеки и попечительства процессуальные лица кредитные организации
 

 

 


Субъекты налогового права - это лица, могущие выступать участниками общественных отношений, регулируемых налоговым правом. Вступая в конкретные налоговые правоотношения, субъекты налогового права выступают участниками этих правоотношений.

 

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица (обладающие предпринимательским статусом и не обладающие таковым) и юридические лица (организации), на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы.

 

Физические лица (резиденты и нерезиденты РФ)

Юридические лица (российские и иностранные организации)

Резидент: 1. Гражданин какой-либо другой страны, постоянно проживающий в данном государстве. 2. Дипломатический представитель одного государства в другом, имеющий ранг ниже ранга посланника. 3. Глава колониальной администрации в протекторате. 4. Тайный уполномоченный иностранной разведки, действующий в пределах какого-либо государства или отдельного его района.

 

Налогоплательщики (плательщики сборов) - физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (индивидуальные предприниматели и лица, не имеющие такого статуса), на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы.

1) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации и

2) физические лица - налоговые нерезиденты Российской Федерации.

Физическими лицами - налоговыми резидентами России признаются физические лица вне зависимости от их гражданства, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица - нерезиденты, соответственно, - лица, находящиеся на территории нашей страны менее указанного срока.

 

В свою очередь, под выступающими в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков (плательщиков сборов) организациями понимаются

1) российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Такие зарубежные корпоративные юридические образования (компании, организации, фонды, фирмы и т. д.) уплачивают налоги в Российской Федерации, если они осуществляют свою деятельность в Российской Федерации через свои постоянные представительства (т. е. если в России открыт филиал, офис, представительство, агентская сеть, развернута строительная площадка и т. д.).

 

Филиалы и представительства осуществляют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (ст. 185 ГК РФ).

 

При этом все налогоплательщики-организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. В отличие от коммерческих организаций (хозяйственных товариществ, обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий), для которых, согласно ст. 50 ГК РФ, извлечение прибыли выступает основной целью деятельности, деятельность некоммерческих организаций не направлена на получение прибыли, основная же цель их деятельности - представление и защита интересов участников таких организаций. К некоммерческим организациям относятся:

1) потребительские кооперативы;

2) учреждения (в том числе научные и образовательные);

3) общественные и религиозные организации (объединения);

4) ассоциации;

5) союзы и т. д.

Естественно, они, так же как и коммерческие организации, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь в той мере, насколько это служит достижению целей, ради которых они созданы. Поэтому для этой категории предусматривается более льготный налоговый режим.

Среди налогоплательщиков-организаций выделяются также пользующиеся существенными налоговыми льготами малые предприятия - субъекты малого предпринимательства, обладающие специальным налоговым статусом.

 

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц и др.

 

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

В соответствии с положениями ст. 23 НК РФ налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.

Кроме того, налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели, помимо перечисленных выше обязанностей, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

а) открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;

б) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

в) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

г) об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

д) об изменении своего места нахождения или места жительства-в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей налогоплательщики (плательщики сборов) несут предусмотренную законодательством Российской Федерации (налоговым, административным и уголовным) ответственность.

 

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговыми агентами, например, являются работодатели при исчислении, удержании и перечислении в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов, взимаемых с заработной платы и иных доходов своих работников.

 

Сборщики налогов и сборов

Прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет могут осуществляться специально уполномоченными на то законом о конкретном налоге (сборе) органами и должностными лицами.

Основное отличие сборщиков налогов (сборов) от налоговых агентов заключается в том, что сборщики налогов (сборов) не являются источниками выплаты доходов налогоплательщику и не удерживают налоги (сборы) из таких доходов, а лишь в прямо установленных законом случаях принимают, (собирают) налоговые платежи.

 


Тема 7. Налоговые органы

 

Согласно п. 1 ст. 30 НК к налоговым органам относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномочен­ный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. В настоящее время это Фе­деральная налоговая служба (ФНС России), которая явля­ется правопреемником МНС России в части возложенных задач, функций, прав и обязанностей в области налогообло­жения, а также ФСФО России по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Фе­дерации в процедурах банкротства, и ее территориальные органы. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной нало­говой службе» названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществля­ющего государственный контроль за соблюдением законо­дательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Кроме осуществления контрольных полномочий в сфере налогообложения, ФНС России несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства в целях обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотрас­левую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

ФНС России находится в ведении Минфина России и руководствуется в своей деятельности Конституцией, феде­ральными конституционными и федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международ­ными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе. Основополагающие вопросы правово­го с,татуса налоговых органов установлены НК, Законом о налоговых органах, Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном конт­роле», а также иными нормативными правовыми актами.

 

 

Права налоговых органов

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщи­ка или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ и МНС России;

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени;

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

15) создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;

16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

- о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий), когда на счета последних в

банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (товариществами, предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (пред­приятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (товариществ, предприятий);

- в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.045 с.)