Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика антропологически безупречных педагогических систем⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
В отечественной педагогике существуют замечательные прецеденты создания антропологически безупречных концепций и организации соответствующей практики. Это дидактические системы Л. В.Занкова и Ш. А. Амонашвили, воспитательные системы В. А. Сухомлинского и А. И. Мещерякова, «коммунарская педагогика» и организация коллективной познавательной деятельности и др. Подробный анализ каждой из этих концепций свидетельствует об их высокой воспитательной эффективности. И дети, и взрослые, создающие подобные концепции и включенные в их реализацию, развиваются целостно. Их индивидуализация и социализация осуществляются гармонично. Каждый из них чувствует себя субъектом своей собственной и окружающей жизни, каждый готов к самосовершенствованию. Для антропологически безупречного воспитания характерен целый ряд особенностей: осознанная постановка гуманистических целей; антропологическая ориентированность — акцентирование на развитии человека (и ребенка и взрослого, и ученика и учителя и т. д.); целостность и продуманность всех компонентов системы; четкая организация педагогического процесса; высокие нравственные ориентиры и природосообразные, ненасильственные методы воспитания. Все антропологически безупречные, или (что то же самое) гуманистические, педагогические системы: поддерживают свойственную детям активность; опираются на их жизненный опыт; прилагают специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребенку успех в той или иной деятельности и признание значимых для него людей; организуют творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями; создают условия для активного освоения ребенком пространства своего бытия; бережно относятся ко времени ребенка. Все это способствует индивидуализации воспитательного процесса, обеспечивает развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы, креативности и рефлексии, тела и духа; развертывание личностной индивидуальности всех его участников — и детей, и взрослых. На эту практику, на эти педагогические концепции ориентируется современная педагогика, из них вырастают представления о воспитании будущего.
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ
Развитие человечества, проблемы, актуальные для России, все больше ориентируют современное воспитание на решение задач, связанных с гуманитаризацией образования, гуманизацией педагогического процесса, демократизацией воспитательных отношений, созданием правовой основы взаимодействия взрослых и детей. В то же время кризис традиционных ценностей, размытость нравственных критериев, агрессивность средств масс-медна, социальная неопределенность, экономические трудности, резкая дифференциация общества, война и терроризм — все это создает «ножницы» между реальным и идеальным бытием граждан, педагогов, детей. Решение в этих условиях вышеназванных задач — Дело непростое, но возможное, требующее определенных условий. Среди них одно из важнейших — высокий уровень личностного развития и профессионализм педагога. Обществу сегодня необходим педагог, стремящийся и способный к целостному самосовершенствованию, а также к совершенствованию своего педагогического мировоззрения в направлении его антропологизапни. Несмотря на актуальность антропологического мировоззрения, оно еще не свойственно подавляющему большинству современных российских педагогов. Антропологическое мировоззрение педагога имеет несколько составляющих. Оно включает в себя следующее: органичную ориентированность на каждого ребенка как на человека, представляющего собой огромную ценность, имеющего неотъемлемые права и обязанности; признание антропологических ценностей (жизнь, физическое и психическое здоровье ребенка, соблюдение его прав и свобод и др.) в качестве приоритетных; формирование ценностного отношения к каждому дню и периоду жизни, к детству как самоценной поре развития человека; глубокое осознание и органичное принятие гуманистических целей воспитания: целостного развития ребенка как человека, становления детской (и своей) индивидуальности, гармонизации ребенка с природой, обществом, самим собой, создания комфортной эмоциональной атмосферы в образовательных учреждениях; установка на воспитание как на важнейшую составляющую образовательного процесса, а также как на взаимодействие, диалог, взаимное движение взрослого и ребенка навстречу друг другу;
признание того факта, что успешно воспитывать можно только при совпадении представлений взрослого и ребенка о совершенном человеке; что анализ состояния и проблем воспитанника — объекта воспитания — всегда является предметом самоанализа его субъекта — воспитателя. Антропологическое мировоззрение достигается в процессе овладения гуманитарной информацией, прежде всего интегрированным знанием о человеке, его природе, закономерностях развития, роли в мире. Высокий профессионализм современного педагога, с одной стороны, предполагает его открытость миру, культуре, людям, высокий уровень самоанализа, исследовательской и технологической культуры, а с другой стороны, обусловливается этими качествами. Остановимся подробнее на технологической культуре педагога. Среди современных технологий, реализующих антропологическую направленность педагогического мировоззрения, на первый план выходят следующие: умение создавать возможности для осознанного, свободного и ответственного выбора детьми целей, содержания и методов своих действий; владение методами организации групповой деятельности, в том числе демократическими процедурами принятия решений, способами делегирования определенных воспитательных функций детям, введения традиций смены организационных лидеров, совместного планирования, коллективной рефлексии в воспитательном сообществе и др.; повышение доли игры в воспитании, оптимальное ее использование, умение занять игровую позиции во взаимодействии с детьми; насыщение воспитательного пространства импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством; создание и поддержание атмосферы взаимного уважения, взаимной терпимости, принятия друг друга, атмосферы доверительного общения и открытости (критике, чужому опыту, нововведениям); интеграция разнообразных педагогических позиций: защитника, опекуна, старшего друга, консультанта, эксперта, исповедника, исследователя и др. (А. В. Мудрик); овладение логикой сотрудничества: движения от совместных (взрослого и ребенка) актов поведения к самостоятельному, автономному поведению ребенка; умение преобразовывать индифферентную для ребенка среду в актуальное и оптимальное пространство его развития; владение временем как значимым фактором воспитания и самовоспитания: осуществление своевременных, адекватных возрасту педагогических действий; разумная экономия и уплотнение педагогически организованного времени; установление для себя и детей разумного режима труда и отдыха; учет колебания индивидуальных и коллективных биоритмов; осуществление педагогической поддержки ребенка (О. С. Газман, И. Ю. Шустова, С. М. Юсфин) в процессе осознания им своих потребностей и интересов, овладения способами самоанализа, целеполагания, планирования жизни, а также продуктивного решения внутриличностных конфликтов, проблемных ситуаций в социуме. Итак, воспитание — это специфически человеческий способ бытия и специальная человеческая деятельность, суть которой — духовное взаимодействие людей друг с другом в целях самосовершенствования. Потребность и способность к воспитанию врождены человеку и изменяются с возрастом. Эффективность воспитательного процесса зависит и от социокулътурной ситуации, и от антропологического мировоззрения и педагогического (технологического) мастерства взрослых, и от желания и возможности ребенка быть воспитанным.
По мере развития человечества воспитание становится все более антропологически ориентированным, антропологические основания воспитания все более укрепляются.
Вопросы и задания 1. Почему воспитание осуществляется только человеком? 2. Как изменяется способность воспитываться в течение жизни? 3. Назовите основные противоречия воспитания. 4. В чем состоят различия воспитания в широком, среднем и узком смысле слова? 5. Каковы основные особенности воспитания как специальной деятельности? 6. Охарактеризуйте антропологически безупречные педагогические концепции. 7. Проанализируйте составляющие антропологического мировоззрения педагога. 8. Какие педагогические технологии наиболее продуктивны с точки зрения педагогической антропологии?
Литература для самостоятельного изучения Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. Библер В. С. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. — 1988.-№ И. Бим-Бад Б. М, Антропологические основания теории и практики образования. — М., 1994. Блага К., Шебен М. Я — твой ученик, ты — мой учитель. — М., 1991. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. — 1977. — № 4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 1966. — № 6. Глассар У. Школа без неудачников. — М., 1991. Гузеев В. В. Образовательная технология: От приема до философии. — М., 1996. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. — М., 1998. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. — М., 1982. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! — М., 1996. Кларии М.В. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. — 1998. — № 1. Колесникоеа И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. — 1995. — № 6. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. — М., 1979. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге, — М., 1989. Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: Проблемы и возможности // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — М., 1999. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1989. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной моно-Яйфии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М-, ^Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в «йпязовательном процессе. — М., 2000. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитаниями саморазвития личности //Психологический журнал. - 19У2. - 1. 13. № ^Суворов А. В. Обучение и воспитание слепоглухонемых детей // Советская педагогика. - 1990. - № 3.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.012 с.) |