Очікувані результати проектної діяльності 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Очікувані результати проектної діяльності



1. Проектний аналіз та оцінка ефективності проекту (проведення технічного, економічного, фінансового, комерційного, екологічного, соціального, інституційного, ризикового аналізу та розрахунок основних показників ефективності проекту).

2. Бізнес-план та рішення щодо прийняття проекту.

 

1. Проектный анализ

 

Измерение результатов проекта

Цель проектного анализа — определить результаты (ценность) проекта. Для этого используют выражение:

 

Результаты (ценность) проекта   Изменение выгод в результате проекта - Изменение затрат в результате проекта

Результаты и затраты по проекту можно определить (для одного вида ресурсов и одного вида продукции) следующим образом:

Результат за любой год   Прирост объема продукции проекта   Цена единицы продукции проекта
Затраты за любой год   Прирост объема ресурсов на производство   Стоимость единицы продукции

Показатели и система методов оценки эффективности инвестиций с учетом стоимости денег во времени приведены в гл. 12.

  Структура проектного анализа Принято различать следующие виды проектного анализа: 5. технический; 6. финансовый; 7. коммерческий; 8. экологический; 9. организационный (институциональный); 10. социальный; 11. экономический (рассмотрен в гл. 12).

До принятия решения об осуществлении проекта необходимо рассмотреть все его аспекты на протяжении всего проектного цикла.

Этот перечень в какой-то степени отражает последовательность выполнения специальных видов анализа.

 

  В рамках технического анализа инвестиционных проектов изучают: 1. технико-технологические альтернативы; 2. варианты местоположения; 3. размер (масштаб, объем) проекта; 4. сроки реализации проекта в целом и его фаз; 5. доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и других потребных ресурсов; 6. емкость рынка для продукции проекта; 7. затраты на проект с учетом непредвиденных факторов; 8. график проекта.

Эти задачи решаются (с возрастающей точностью) на стадиях предынвестиционных исследований, ТЭО проекта и разработки рабочей документации.

В процессе поэтапно проводимого технического анализа уточняются смета и бюджет проекта. При этом уточняются физические и ценовые непредвиденные факторы, которые приводят к непредвиденным расходам.

В ряде стран делаются попытки установить уровни этих непредвиденных расходов. Так, в США этот уровень колеблется от 5% (для простых, стандартных проектов) до 15% (для сложных, уникальных).

 

  Задача коммерческого анализа – оценить проект с точки зрения конечных потребителей продукции или услуг, предлагаемых проектом. В общем виде решаемые при этом задачи можно свести к трем: 1. маркетинг; 2. источники и условия получения ресурсов; 3. условия производства и сбыта.

 

В результате коммерческого анализа надлежит ответить на такие вопросы, как:

1. где будет продаваться продукция?

2. имеет ли рынок достаточную емкость, чтобы поглотить всю выпускаемую продукцию без влияния на ее цену?

3. если вероятно подобное влияние на цену, то каково оно?

3. останется ли проект жизнеспособным, с финансовой точки зрения, при новой цене?

4. какую долю общей емкости рынка может обеспечить предлагаемый проект?

5. предназначена ли выпускаемая продукция для местного потребления или идет на экспорт?

6. какие финансовые мероприятия потребуются для продвижения продукции на рынок и какие резервы надлежит предусмотреть в проекте для финансирования маркетинга?

7. способны ли существующие методы поставок гарантировать своевременность поставок и устранить перебои?

8. практикуются ли конкурсные торги для установления справедливых цен?

9. кто разрабатывает спецификации на необходимые закупки?

Экологический анализ занимает особое место в проектном анализе, т. к. взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены, и, что самое главное, несовершенные с этой точки зрения решения приводят к необратимым изменениям в окружающей среде.

 

  Задача экологического анализа инвестиционного проекта — установление потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также определение мер, необходимых для смягчения или предотвращения этого эффекта. Иначе говоря, следует находить такие средства достижения целей проекта, которые не уменьшают «емкость» экосистемы. Поэтому в план проекта должны включаться соответствующие руководящие стандарты, а также меры обеспечения соблюдения этих стандартов.

 

По данным Всемирного банка, расходы на необходимые меры по защите окружающей среды составляют не более 3% общих затрат на проект. Существенно больших — до 10% — затрат требуют те проекты, которые нуждаются во включении защитных мер после завершения их разработки.

 

  Проведение стандартного анализа экономической эффективности экологических проектов часто не представляется возможным, т. к. экологические затраты и результаты нередко очень трудно рассчитать. В этих случаях прибегают к т.н. качественному анализу (влияния, например, какого-то загрязняющего вещества на зрение, обоняние, вкусовые ощущения человека; на животных, растения; на коррозию). Тем не менее качественный анализ, как и количественный, должен показать разницу между ситуациями «с проектом» и «без проекта».

 

  Цель организационного анализа — оценить организационную, правовую, политическую и административную обстановку, в рамках которой проект должен реализовываться и эксплуатироваться, а также выработать необходимые рекомендации в части: 1. менеджмента; 2. организационной структуры; 3. планирования; 4. комплектования и обучения персонала; 5. финансовой деятельности; 6. координации деятельности; 7. общей политики.

 

Основные задачи организационного анализа:

1. определение задач участников проекта применительно к действующему законодательству и подзаконным актам (инструкциям, регламентам и пр.);

2. оценка сильных и слабых сторон участников проекта с точки зрения материально-технической базы, квалификации, структур, финансового положения;

3. оценка возможного влияния законов, политики и инструкций на судьбу проекта — особенно в части защиты окружающей среды, заработной платы, цен, государственной поддержки, внешнеэкономических связей;

4. разработки мер по устранению слабых сторон участников проекта, выявленных в процессе анализа, а также снижению отрицательного воздействия окружения проекта (законы, политика, инструкции);

5. разработка предложений по совершенствованию вышеупомянутых организационных факторов, влияющих на эффективность проекта.

Цель социального анализа — определение пригодности вариантов плана проекта для его пользователей. Результаты социального анализа должны обеспечить возможность стратегии взаимодействия между проектом и его пользователями, которая располагала бы поддержкой населения и способствовала достижению целей проекта.

Социальный анализ сосредотачивает внимание на 4 основных областях:

1. -социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом (количественные характеристики и социальная структура);

2. - организация населения в районе действия проекта, включая структуру семьи, наличие рабочей силы, доступ к контролю за ресурсами;

3. -приемлемость проекта для местной культуры;

4. -стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся результатами проекта.

Следует отметить: социальный анализ весьма сложен — прежде всего, по причине затруднительности применения формальных методов и отсутствия стандартных методик и процедур. Вместе с тем, успешное его проведение способствует улучшению плана проекта, а также эффективности проекта в целом.

Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов проекта в рамках определения экономической эффективности.

Основные виды социальных результатов проекта, подлежащих отражению в расчетах эффективности:

1. изменение количества рабочих мест в регионе;

2. улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;

3. изменение условий труда работников;

4. изменение структуры производственного персонала;

5. изменение надежности снабжения населения отдельными видами товаров;

6. изменение уровня здоровья работников и населения;

7. экономия свободного времени населения.

Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры — обязательные условия его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат.

Задание. Рассмотрите следующие проекты и выделите те их аспекты, которые необходимо детально проработать:

1. Строительство нефтепровода;

2. Организация инновационного производства;

3. Организация производства косметической продукции на базе ООО «Металлист», специализирующегося на производстве металлочерепицы;

4. Реконструкция Большого театра;

5. Строительство детской площадки во дворе многоквартирного элитного дома.

 

Вопросы для анализа

Какие аспекты проектов могут требовать более пристального внимания при проведении проектного анализа в отношении его составляющих:

1. технический;

2. финансовый;

3. коммерческий;

4. экологический;

5. организационный (институциональный);

6. социальный;

7. экономический.

 

11.2. Бизнес-план

Бизнес-план — это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию (компании), способы достижения поставленных целей и технико-экономические показатели предприятия и/или проекта в результате их достижения. В нем содержится оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг. Бизнес-план:

8. дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

9. содержит ориентир развития проекта (предприятия, компании);

10. служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Бизнес-план предназначен, прежде всего, для трех категорий участников проекта:

  1. менеджеров — создателей бизнес-плана, разработка которого, помимо вышеуказанных результатов, позволяет получить очевидные преимущества от самого процесса планирования; 2. собственников, заинтересованных в составлении бизнес-плана с точки зрения перспектив развития фирмы; 3. кредиторов — обычно банков, для которых бизнес-план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую привлекательность проекта.  

 

Таким образом, бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие); планировать процесс перехода от одного состояния в другое. В настоящее время бизнес-планирование — общепринятая форма ознакомления потенциальных инвесторов, кредиторов и прочих партнеров с проектом, в котором им предлагается принять участие.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится.

Так, если предполагается наладить производство нового вида какой-либо продукции, то должен быть разработан весьма подробный план, диктуемый сложностью самого продукта и сложностью рынка этого продукта. Если же речь идет только о розничной продаже какого-либо продукта, бизнес-план может быть более простым.

Таким образом, состав и детализация бизнес-плана зависят от характера создаваемого предприятия — относится ли оно к сфере услуг или к производственной сфере. Если предприятие производственное, то на состав и детализацию бизнес-плана повлияет вид товара и будет ли этот товар выпускаться для потребителей или для производителей.

Состав бизнес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Примерный состав бизнес-плана

1. Вводная часть

—название и адрес фирмы

—учредители

—суть и цель проекта

—стоимость проекта

—потребность в финансах

—ссылка на конфиденциальность

2. Анализ положения дел в отрасли

—текущая ситуация и тенденции развития отрасли

—направление и задачи деятельности проекта

3. Существо предлагаемого проекта

—продукция (услуги или работы)

—технология — лицензии

—патентные права

4. Анализ рынка

—потенциальные потребители продукции

—потенциальные конкуренты

—размер рынка и его рост

—оценочная доля на рынке

5. План маркетинга

—цены

—ценовая политика

—каналы сбыта

—реклама

—прогноз новой продукции

6. Производственный план

—производственный процесс

—производственные помещения

—оборудование

—источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров

—субподрядчики

7. Организационный план и управление персоналом

—форма собственности

—сведения о партнерах, владельцах предприятия

—сведения о руководящем составе - организационная структура

8. Степень риска

—слабые стороны предприятия - вероятность появления новых технологий

—альтернативные стратегии

9. Финансовый план

—отчет о прибыли

—отчет о движении денежных средств

—балансовый план

—точка безубыточности

10. Приложения

—копии контрактов, лицензии и т. п.

—копии документов, из которых взяты исходные данные

—прейскуранты поставщиков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.042 с.)