Комплексне управління портфелем проектів, ресурсами та активами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексне управління портфелем проектів, ресурсами та активами



Портфель проектов — это совокупность проектов, программ и подпортфелей, управляемых для достижения стратегических целей.

Цели могут быть разными, но сводятся чаще всего к одной – заработать больше.

Структура портфеля проектов может включать следующие уровни:

1. Общий портфель проектов.

2. Портфели проектов.

3. Программы.

4. Отдельные проекты

Структура портфеля проектов компании, разделена наследующие портфели:

Внешние проекты.

1.1. Программы оказания услуг клиентам компании.

1.2. Проекты оказания услуг клиентам компании.

Внутренние проекты.

2.1. Программа развития информационных систем.

2.2. Программа развития линейки продуктов компании.

2.3. Программа развития филиальной сети.

2.4. Рекламные проекты

В управлении портфелем принято выбирать между двумя подходами: stage-gate или portfolio-review. В первом случае, Go/Kill-decision принимается при переходе проекта с фазы на фазу. Во-втором случае, судьба каждого проекта определяется при рассмотрении всего портфеля (проекты конкурируют с друг другом). Второй случай более типичен для компаний, у которых проектов не 2-3, а 20-30.

Какие задачи стоят перед анализом

  • Понять, сколько потребует портфель и сколько принесет
  • Насколько рискован портфель
  • Как проекты поведут себя в случае изменений в бизнесе?
  • Наконец, каких проектов не хватает, а какие — лишние?

Основания анализа

Для того, чтобы узнать, хорош ли наш портфель, или плох, надо рассмотреть вообще говоря две экономики — с портфелем, и без него. Экономика без портфеля проектов, базовая, представляет собой «пучок» имеющихся продуктов, которые уже продаются и обеспечивают компанию денежными средствами. Инвестиционная экономика — это экономика предприятия с портфелем проектов, каждый из которых:

  • Создает и продает продукт(ы)
  • Модернизирует один или более производственный объект (например, если производятся девайсы, то внедрение lean может позволить снизить количество материалов)
  • Создает продукт(ы) при модернизации объекта(ов)

Таким образом имеется следующий подход: инвестиционная экономика = базовая экономика + портфель проектов. Базовая экономика может быть не единственной, а иметь, скажем, три сценария (сужение, сохранение, расширение бизнеса), и в одном из подходов к анализу нам это понадобится. Теперь ближе к делу. Всего будет рассмотрено 7 видов анализа, каждый из которых отвечает на некоторые вопросы.

Финансовый профиль

Не секрет, что бизнес, затрачивая инвестиции, и «проворачивая» операции, — генерирует денежные потоки.

Эффективность этого процесса легко продемонстрировать диаграммой «финансовый профиль», которая отображает денежные потоки от инвестиций и от операций.

Операции — это продажи за вычетом себестоимости произведенной продукции. Инвестиции — это (обычно) затраты на оборудование и первоначальную разработку продукта. Cumulative DCF на данном графике — это накопленная сумма дисконтированных денежных потоков от проектов портфеля.

Данный график чем полезен. Он не только показывает NPV, но и показывает (дисконтированный) срок окупаемости портфеля. То есть говорит, с учетом того, сколько стоят наши деньги (а стоимость денег это процент), — когда мы окупим портфель, и какой вклад в стоимость бизнеса он даёт?

Но это всё банальщина для портфеля проектов. Гораздо интереснее взаимоотношения между проектами в портфеле.

Карта инвестиций

Сразу начнем с графика:


Такая диаграмма уже неплохо отражает отношения между проектами. В данном случае, для 4-х проектов, крутую аналитику построить сложно, однако на 10 проектах уже видно, как влияет увеличение инвестиций на рентабельность (отношение NPV к инвестициям) проектов, и какое участие принимает в этом дельта выручки по проекту.

Чем больше проектов в левом верхнем углу, тем лучше для портфеля. Тем самым, глядя в «карту инвестиций», можно понять, что в текущем портфеле хороших-то проектов-то и нет… или, наоборот, что все хороши. И почему.

Общие нити

Общие нити — это компоненты повторного использования. Это не только технологические компоненты, но и деловой процесс (и впечатления клиентов), и управление проектом, и уж точно люди и организации. Зачем нужен анализ общих нитей? Чтобы повторять успехи одних проектов в других. Как искать проекты, для которых могут быть общие нити? Для этого (есть такая книга) рекомендуется составить следующий график, где по оси Х — относительный размер проектов по затратам, а по Y — количество проектов попадающих в диапазон. В той же книге утверждают, что пронаблюдается чаще всего бимодальное распределение:

Почему это так — это целая отдельная тема для разговора, и я склонен объяснять это скорее психологией менеджмента. Но не суть. Главное — это пики, в которых мы можем искать общие нити. Однако никто не запрещает искать нити и любым другим способом.

Анализ чувствительности

Теперь немного о рисках. Вообще говоря, все знают, что факторы, или же входные параметры для оценки портфеля могут изменяться в некоторых пределах. Существует наглядное представление в виде т.н. «диаграммы Торнадо», которое показывает, насколько рискован портфель и каким факторам следует уделять наибольшее внимание.

В данном случае мы можем увидеть, какие факторы завели нас в какой лес могут нас «обезжирить». И от них надо страховаться, ими надо управлять, им надо уделять наибольшее внимание.

Тест на сценариях бизнеса

Выше уже упоминалось, что бизнес может расширятся, сохранятся, сужаться… во всех этих случаях проекты могут вести себя по-разному. Те проекты, которые не растут вместе с бизнесом, могут быть поставлены под вопрос — так ли они нужны? Пример такого анализа будет по ссылке ниже, но его суть сводится к тому, чтобы сравнить показатели проектов на каждом из сценариев развития бизнеса. Проекты, дающие положительный вклад при любом из раскладов, однозначно нужны. Такая информация весьма полезна.

Сбалансированность портфеля

Вот иногда говорят замыленное слово «сбалансированный». В случае портфеля проектов, это когда он отвечает стратегическим целям. Весь, сам и целиком. Уровень его сбалансированности зависит от поставленных стратегических целей. Пример такого анализа будет по ссылке ниже, но задача тут в чем. Представим, что стратегическая цель — больше продуктов. Тогда портфели будут различаться только по продуктам. Если больше денег — то только по деньгам. Если страт. цели сами «уравновешены» друг с другом, то и портфель будет возможно подобрать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.006 с.)