Формулювання робочої проблеми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формулювання робочої проблеми



Давайте ответим на вопрос «С чего начинается любой проект»? Как, правило, начало любого проекта начинается с формулирования рабочей проблемы, как правило это связано с:

» неудовлетворенный спрос;

» избыточные ресурсы;

» инициатива предпринимателей;

» реакция на политическое давление;

» интересы кредиторов.

Людям приходится принимать решения почти везде и почти всегда. В ходе военных действий, в политике, при управлении предприятием, при выборе автомобиля или варианта обмена квартиры и еще в тысячах других случаев. Занимаются люди этим интересным, нередко захватывающим и часто небезопасным делом со времен фараонов и по сей день. Поэтому достоин удивления тот факт, что люди осознали то, КАК они принимают решения совсем недавно (по историческим меркам) - вскоре после Второй мировой войны. Оказалось, что схема процесса принятия решения не так сильно зависит от той области, в которой принимается решение. Иначе говоря, законы принятия решений едины для всех предметных областей. Это утверждение кажется сомнительным, но давайте пока просто примем его на веру.

Определим, сначала, основные понятия. Прежде всего, отметим, что принятие решений по существу есть не что иное, как ВЫБОР. Принять решение - значит выбрать конкретный вариант действий из некоторого множества вариантов. Рассмотрим примеры. Необходимо принять решение - идти ли сегодня вечером в театр? Здесь перед нами два варианта выбора: 1) идти, 2) не идти. С выбором квартиры или машины все ясно само собой. Здесь, как и в примере с театром, выбирается один наилучший вариант. Выбор победителя тендера - еще один пример выбора одного наилучшего варианта. (Справка. Тендер - это соревнование потенциальных подрядчиков за право выполнить заданную работу. Другое название тендера - подрядные торги). Приведу пример, когда выбирается не один, а несколько вариантов. Пусть некий Фонд хочет инвестировать свои средства. Варианты выбора - набор доступных инвестиционных проектов. Если фонд проводит конкурс проектов, то он может отобрать столько проектов, сколько в состоянии профинансировать. В теории оптимизации задачи такого типа относятся к классу «Задачи о рюкзаке».

 

Формування проблематики проекту.

 

Уяснив суть проблемы, нужно переходить к стадии идентификации непосредственных причин ее возникновения и к выработке соответствующих решений, т.е. к анализу проблемы. Граница между стадией понимания проблемы и стадией анализа проблемы — нечеткая, размытая. Для анализа проблемы можно использовать инструменты:

диаграмма Исикавы (Ишикавы) или «рыбий скелет»

диаграмма причин и результатов;

анализ коренной причины;

график (поле коррекции, диаграмма рассеивания);

гистограмма;

граф связей;

матричная диаграмма.

Анализировать проблему необходимо по стандартной схеме:

Диаграмма Исикавы (Ишикавы) или «рыбий скелет». Представляет собой причинно-следственную диаграмму. Диаграмма Исикавы это графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно представить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов проекта. Диаграмма Исикавы разработана для наглядного представления соотношения между следствием, результатом и всеми возможными причинами, влияющими на них.

Общие правила построения

1. Сформулировать проблему. Диаграмма Исикавы может быть построена индивидуально или в результате проведения «мозгового штурма» специально созданной командой. Причем все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.

2. Изучаемая проблема записывается с правой стороны чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка – «хребет». Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, – «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом». Как правило, причины уровня 1 группируются по категориям, известным под названием «шесть М»:

технологии (Methods) заключает в себе то, каким образом, выполняется работа, а также все, что связано с производительностью и точностью выполняемых операций процесса или действий.

персонал, рабочая сила (Manpower) включают в себя факторы, обусловленные состоянием и возможностями человека. Например, это квалификация человека, его физическое состояние, опыт и пр.

оборудование (Machines) это все факторы, которые обусловлены оборудованием, машинами, приспособлениями, используемыми при выполнении действий. Например, состояние инструмента, состояние приспособлений и т.п.

материалы, ресурсы, например, на складе (Materials) это все факторы, которые определяют свойства материала в процессе выполнения работы. Например, теплопроводность материала, вязкость или твердость материала.

управление, измерения, контроль (Measurements) – это все факторы, влияющие на достоверное распознавание ошибки выполнения действий

окружающая среда (Mother Nature) это все факторы, определяющие воздействие внешней среды на выполнение действий. Например, температура, освещенность, влажность и т.п.

1- причины первого уровня («большие кости»)

2- причины второго уровня («средние кости»)

3- причины третьего уровня («малые кости»)

 

3. Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т.д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).

4. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы - отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.

5. Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.

6. В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

 

Пример. На Днепропетровском заводе, который осуществляет ремонт и строительство пассажирских вагонов, ПАО Днепровагонремстрой зафиксировано систематическое нарушение сроков осуществления ремонтных работ. Из отчетов следует, что начало ремонтных работ осуществляется с задержкой от нескольких дней до нескольких недель. Длительность ремонта соответствует количеству запланированных дней. Качество осуществляемого ремонта соответствует плановому. Однако, задержки в осуществлении сроков ремонтных работ приводят к недовольству заказчиков и потере клиентов. Нужно определить проблемы, приводящие к задержке в ремонте, используя диаграмму Исикавы.

 

           
 
 
   
   
 

 


Рис 2. Пример диаграммы Исикавы

 

Одна и та же причина может встретится в нескольких ветвях диаграммы. Поэтому, ее устранение поможет решить сразу несколько проблем. Соотношения между проблемами наглядно показаны иерархией стрелок. Поэтому такое представление удобно для организации коллективной работы многих специалистов – «мозгового штурма». оценим влияние каждой из причин (ранги причин).

 

 

Рис. 3. Ранги причин

 

 

Конкретизируем каждую из причин. Распределим ее ранг по конкретным причинам. Конкретизировать причины следует до тех пор, пока для каждой из них будет можно принять какое-то решение. Например: причину «Нет денег» стоит уточнять дальше, задавая вопрос: «Почему?». А вот причины «Ничего не умею делать» и «Преклонный возраст», в нашем примере вряд ли стоит конкретизировать дальше

 

Систематизация причин

После построения диаграммы Исикавы мы имеем структурированный список причин. Однако, его еще следует систематизировать:

• Объединить схожие причины

• Проверить: не скрываются ли под одним именем различные причины.

В нашем примере есть схожие причины, которые следует объединить Соотношение Парето. Исследуя множество разнообразных явлений в социологии, экономике и управлении итальянский ученый Парето установил, что в большинстве случаев не более 20% указанных причин объясняет не менее 80% всех проблем. Это позволяет правильно построить стратегию устранения проблем и добиться малыми затратами хороших результатов. При анализе причин соотношение Парето позволяет оценить, насколько качественно проведен анализ. Если оно не выдерживается, следует пересмотреть перечень причин, уточнить их ранги, объединить схожие причины и т.д.

Построение диаграммы Парето. Чтобы проверить выполнения соотношения Парето, вычислим суммарные ранги конкретных причин. Для каждой конкретной причины, сложим ранги по всем местам диаграммы Исикавы, где появляется данная причина.

Пример. Причина «Ничего не умею делать» появляется всего в двух местах с рангами 15 и 20, следовательно, ее общий ранг равен 35.

 

Причина Частота встречаемости Суммарная значимость Общая сумма
Ничего не умею делать      
Не хочу работать      
Злобный характер      
Неудачное стечение обстоятельств      
Преклонный возраст      
Несимпатичный внешний вид      

 

Построим гистограмму, крайний левый столбец которой изображает причину с самым высоким рангом, а остальные, по убыванию ранга.

 

 

Рис 7 Диаграмма Парето

 

Тесты

1. Диаграмма Исикавы это:

а) диаграмма слабых и сильных сторон;

б) контрольная карта;

в) причинно-следственная диаграмма;

г) диаграмма угроз и возможностей.

 

2. К причинам 1 уровня диаграммы Исикавы не относятся:

а) реклама;

б) технологии;

в) рабочая сила;

г) контроль.

 

3. К причинам 1 уровня диаграммы Исикавы относится:

а) реклама;

б) технологии;

в) рабочая сила;

г) контроль.


ТЕМА 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.023 с.)