Общая характеристика административно-правовых норм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика административно-правовых норм



 

Наиболее существенным признаком правовой нормы является, по которому норму права отличают от других правилгосударственно-обязательный характер.

Административно-правовая норма, как и любая другая, представляет собой установленное государством правило поведения. А специфика содержания административно-правовой нормы состоит в том, что, в отличие от норм других отраслей права, она регулирует отношения в сфере исполнительной деятельности, то есть в определенной сфере общественных отношений; экономических, социальных, административно-политических и др. Все эти отношения регулируются наряду с другими и административно-правовыми нормами. Их содержание обусловлено своеобразным положением субъектов (органов) в управлении - один из субъектов обладает большим комплексом полномочий в сравнении с другими, например: право обжалования; право Президента отменять акты Кабинета Министров Украины и акты Совета Министров Автономной Республики Крым (п. 16 ст. 106 Конституции Украины), решения председателей местных государственных администраций, противоречащих Конституции и законам Украины, другим актам законодательства Украины (ст. 118).

Административно-правовые нормы носят общеобязательный характер, безих регулирующей роли невозможен четкий процесс управления, упорядочения во всех его звеньях.

Большинство административно-правовых норм являются императивными.

Императивность выражается, например:

- в прямом предписании, обязывающем субъекта действовать только определенным образом (например лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, должны подать декларацию о доходах);

- в обязательности государственной регистрации в органах исполнительной власти;

Административно-правовые нормы делятся на запрещающие, обязывающие и уполномочивающие. Это деление несколько условно, ибо норма может быть одновременно запрещающей и обязывающей (проезд в транспорте: запрещается бесплатный проезд, а поэтому каждый обязан купить билет).

Запрещающие нормы часто встречаются в экономике, обязывающие - в сфере поддержания общественного порядка, уполномочивающие - в социально-культурной деятельности (например в науке).

Административно-правовые нормы можно классифицировать по характеру регулируемыхими отношений либо по другим признакам.

В административномправе выделяются, по общему правилу, такиегруппы норм:

I группа - нормы, определяющие порядок создания и правовое положение органов исполнительной власти;

II группа - нормы, определяющие основы организации и деятельности хозяйственных предприятий и организаций;

III группа - нормы, определяющие методы хозяйственного управления разных звеньев (от вышестоящих до нижестоящих);

IV группа - нормы, закрепляющие принципы государственной службы, порядок ее прохождения, должностные права и обязанности служащих;

V группа - нормы, определяющие юридическую форму и требования, предъявляемые к управленческим решениям;

VI группа - нормы, регулирующие порядок осуществления надзора и контроля в сфере управления;

VII группа – нормы, регулирующие порядок управления в отдельных сферах общественной жизни (например административно-политическая и др.).

Административно-правовые нормы, как и нормы других отраслей права, имеют соответствующую внутреннюю структуру - гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические условия, при которых данная норма применяется и должна выполняться. Гипотезу часто называют юридическим фактом. Например: лицо мужского пола обяза- но явиться на призывной пункт по достижении 18-летнего возраста; работник, проработавший 6 месяцев, имеет право на отпуск. В административном праве гипотеза может быть относительно определенной либо абсолютно определенной.

Диспозиция - это центральная часть нормы, содержащая само правило поведения. Например, после 6-ти месяцев работы сотрудник имеет правона отпуск, а администрация должна предоставить работнику возможность отдохнуть. Иногда нормы административного правапостроены таким образом, что необходимо логически отделять гипотезу от диспозиции.

Санкция, как правило, указывает на меру воздействия в случае невыполнения нормы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.006 с.)