Понятие административно-правовых отношений и их виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие административно-правовых отношений и их виды



 

Административно-правовые отношения разделяются на две большие группы: отношения материального характера и отношения процессуального характера.

Возникают административно-правовые отношения на базе административно-правовых норм и являются юридической формой отношений в сфере государственного управления, где стороны принимают участие как носители прав и обязанностей.

В этих отношениях обязателен субъект – орган управления или его представитель, поэтому административно-правовые отношения являются властными.

Для административно-правовых отношений характеры своеобразные объекты:

а) для основной части административно-правовых отношений объектом выступает поведение людей (действие либо бездействием) поскольку без этого отношения не могут быть реализованы;

б) в некоторых административно-правовых отношениях, именуемых еще организационно-имущественными, существует сложный объект - поведение людей и имущество. Здесь права и обязанности сторон связаны с совершением определенных действий касательно вещей.

Приведенные признаки роднят кое в чем административное право с гражданским (личные имущественные и личные неимущественные отношения).

Имущественные отношения, основанные на административной подчиненности, регулируются не гражданским, а иным законодательством (административным, финансовым и др.). Что касается субъекта, тоим могут быть лица и организации, наделенные правами и обязанностями в сфере государственного управления.

Административно-правовым отношениям присущи две важнейшие черты: с одной стороны - это формы социальных отношений, а с другой - формы организационных отношений.

В науке и практике административно-правовые отношения классифицируются по разным критериям. Этот вопрос достаточно рассмотрен в литературе (Ю.М. Козлов, О.М. Якуба, Г.И. Петров и др.). Некоторые ученые считают, что эти отношения могут быть только вертикальными, а другие - и горизонтальными.

Административно-правовые отношения классифицируют:

а) по целевому назначению;

б) по способу защиты;

в) по объекту регулирования;

г) по конкретному содержанию;

д) по субъекту управления.

Кроме того, по конкретному содержанию отношения разделяются на отношения имущественного и неимущественного характера, по способу защиты - на защищенные в административном порядке, то есть высшими органами (например обжалование решений в административныхкомиссиях, исполкомах и т.д.), и в некоторых случаях - в судебном порядке.

Как уже отмечалось, административно-правовые отношения являются материальными и процессуальными. Поэтому по субъекту они могут возникать: 1) между органами управления и гражданами; 2) между органом управления и государственными организациями; 3) между органами исполнительной власти и негосударственными организациями.

Для вертикальных отношений свойственна соподчиненность, у горизонтальных - подчиненности нет.

Характерными особенностями административно-правовых отношений является следующее:

1) они складываются в сфере исполнительной, то есть властно-организационной, деятельности. Права и обязанности сторон в этих отношениях всегда тесно связаны с задачами;

2) эти отношения возникают только в связи с деятельностью органов исполнительной власти;

3) для этих отношений характерен обязательный субъект - орган исполнительной власти;

4) специальный субъект административно-правовых отношений всегда действует властно;

5) эти отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, однако согласие или желание другой стороны не является обязательным. Это объясняется тем, что органы исполнительной власти полномочны по своей собственной инициативе создавать конкретные административно-правовые отношения;

6) отношения между участниками отношений рассматриваются, как правило, во внесудебном порядке (т.е. административно-правовые отношения). Согласно новой концепции судебной реформы сфера внесудебного рассмотрения административно-правовых отношений сузится, оно будет применяться только в административно-политической деятельности, где существует строгая подчиненность;

7) в случае нарушения одной из сторон требований административно-правовой нормы, данная сторона несет ответственность перед государством в лице ее органов, которыми, как правило, и являются органы исполнительной власти. Они часто наделены правами по применению мер административного, дисциплинарного и материального воздействия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.006 с.)