ТОП 10:

Жанровая природа произведения «Репортаж с петлей на шее»



 

Произведения Ю. Фучика и «репортаж с петлей на шее» в том числе традиционно относят к художественной публицистике. Это продиктовано и общей направленностью тематики его текстов, и наличием в них характерных для этого жанра черт. Для нас жанровая принадлежность рассматриваемого нами произведения важна, поскольку объясняет собой и определяет выбор автором определенного круга проблем и способов их освещения в книге.

Публицистика – это понятие, часто воспринимаемое как синоним к слову «журналистика». Это объясняется тем, что публицистика, в сущности, также родовое понятие, включающее в себя произведения, освещающие актуальные социально-политические и другие проблемы современности в печати, на радио и телевидении и в отдельных печатных изданиях. Публицистика существует в словесных (устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фото- и кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм), театрально-драматических и словесно-музыкальных формах.

До сих пор между исследователями ведутся оживленные дискуссии по вопросу: считать ли публицистические произведения литературой как одним из жанров искусства? Плеханов Г. В. иногда противопоставлял публициста и художника: «Художник, - писал он, - мыслит образами. Публицист доказывает свою мысль с помощью логических доводов».. Эльсберг Я. Е., Поспелов Г. Н. утверждают, что образ имеет дополнительное, иллюстративное, поясняющее значение. Лазебник Е. А. считал, что «художественность является неотъемлемым элементом силы публицистики. Художественность - вот та магистральная линия в развитии публицистики, которая объединяет ее с литературой...».5

Скорее всего, публицистика представляет собой пограничный жанр, находящейся на стыке журналистики и собственно литературы. Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют

- информационную публицистику,

- аналитическую публицистику,

- художественную публицистику.

Последний вид как раз и представляет собой жанр, включающий как черты журналистики, так и черты литературного произведения. Сюда можно отнести и «Репортаж с петлей на шее». Рассмотрим подробнее, как соединяются они в рамках данного текста.

Произведения художественной литературы, прежде всего эпические жанры, представляют собой замкнутое, внутрисферическое бытие, вмещенное в сознание автора. Этот придуманный мир живет по своим собственным законам, которые чаще всего отражают законы окружающей среды. Если же писатель нарушает сложившийся литературный «этикет», замечая читателя как объект воздействия, апеллируя к нему, пытаясь его завоевать, тогда можно говорить о публицистических тенденциях в художественном творчестве. Это мы как раз и видим в «Репортаже с петлей на шее».

Авторская воля при создании образа обнаруживается по преимуществу в многократном и тщательном отборе факторов, которые несут знание о герое и помогают выстроить стержень характера. В публицистическом произведении автор выступает носителем определенной идеологии. Существует определенное звено «автор - герой –читатель».

Автор в публицистике идентичен личности публициста. Он лицо невыдуманное, реальное, хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Для читателя особенно важно, что автор-публицист является не только носителем определенных идей, но и «одним из нас», «просто человеком» со своими взглядами, вкусами и привычками.

Стюфляева М. И. отмечает, что широко распространенной и самой наглядной формой выражения авторского начала в публицистике является обозначение присутствия журналиста на месте события.

Внешними приметами документальности в тексте становятся указание места и времени происходящего, подлинные имена людей. Но есть публицистические произведения, хотя они и безадресны, но которым не в праве отказать в документальности. Автор, рассказывая о событиях, должен гарантировать истинность происходящего. Это также отмечаем мы в «Репортаже с петлей на шее». А. Агроновский в своих работах указывал, что в публицистике стремление скрыть «мешающие» факты, обойти негативные стороны явления, прибегнуть к «фигуре умолчания» оборачивается антихудожественностью, эстетической несостоятельностью6.

Основным жанром публицистики является репортаж. Качества репортажа зависят от степени погружения публициста в изучаемую среду. Стюфляева М. И. указывает: «...В одних случаях автор выступает только как свидетель неких эпизодов, в других - он вмешивается в происходящее, и событие оказывается высвеченным изнутри. Наконец, нередко автор выступает в качестве инспиратора общественно значимого действия.

Три позиции автора - три очень приблизительно выделенных состояния репортажного повествования»7.

Термин «репортаж» происходит от фр. reportage и англ. report, что означает сообщать. Общий корень этих слов – латинский: reporto (передавать). В российском сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» читаем:

«Репортаж – публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события»8.

Возник термин в середине прошлого века, но вполне понятно, что и до появления его в периодической печати встречались сообщения, содержащие некоторые репортажные элементы. Однако потребовались годы и годы, прежде чем репортаж приобрел качества самостоятельного жанра, и появилась профессия репортера, т. е. «сообщающего новости», своеобразного посредника между аудиторией и событием. Более того, в отечественной журналистике был довольно значительный период упадка жанра, после чего репортаж вновь занял лидирующее положение практически во всех средствах массовой информации и возрождению его авторитета, безусловно, способствовало повсеместное распространение телевидения.

Таким образом, репортаж – жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент. Особо отметим последнее обстоятельство, ибо сообщение новостей является целью и других информационных жанров. Но в репортаже на первый план выходит личностное восприятие события, явления, отбор фактов автором репортажа, что не противоречит объективности этого информационного жанра.

В сущности, вся история журналистики - история становления и совершенствования репортажа, характеризуемого максимальной приближенностью к естественной жизни, способного представлять явления реальной действительности в их естественном развитии.

Однако в нашем случае термин «репортаж» употребляется в названии художественно-публицистического произведения, и здесь это не только обозначение жанровых границ, но и анонсирование характера подаваемого автором материала, обозначение его злободневности, заявка на передачу личностного восприятия писателем изображаемых событий.

В художественно-публицистическом произведении автор словами «рисует» событие, поэтому описательная функция – главная в «Репортаже с петлей на шее». И поэтому так важен в нем тщательный отбор изобразительных средств, дающий возможность говорить о данном произведении, как о художественно значимом, относящимся не только к публицистике, но и к литературе.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.008 с.)