Теорию трех ступеней развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теорию трех ступеней развития



4. принцип генетической спирали

 

1. Концепция Рекапитуляции - (от лат. recapitulatio - повторение) выявление повторяемости в ходе индивидуального развития этапов развития человеческого рода и животного мира (Ст. Холл, К. Бюллер, В. Штерн и др.).

http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Онтогенетически Ориентированная (́реконструктивно-кондуктивная) Наиболее разработанные в нашей стране концепции эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова и личностно-ориентированной (реконструктивной) не могут быть механистически перенесены на детско-подростковый возраст хотя бы в силу того, что интенсивно растущий детский организм ребенка и так находится в состоянии перманентного психофизиологического стресса, что оставляет не так уж много сил для дополнительной мобилизации.

http://enc-dic.com/enc_psyter/Ontogeneticheski-orientirovannaja-rekonstruktivno-konduktivnaja-psihoterapija

3. Теория Трех Ступеней Развития К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт - все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Дрессура (навык) - требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Интеллект - доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адаптации. Механизм перехода с одной ступени на другую: созревание ЦНС и переход удовольствия с конца действия на начало. К. Бюлер сформулировал закон функционального удовольствия: любой живой организм испытывает удовольствие от более совершенного функционирования.

Психологическая энциклопедия

4. Модель двойной спирали ДНК. Cогласно этой модели молекула ДНК состоит из 2 антипараллельных полинуклеотидных цепей, образующих правозакрученную спираль, удерживаемую взаимодействием пар азотистых оснований в соответствии с правилами комплементарности; на её основе были предсказаны механизм полуконсервативной репликации ДНК общий принцип кодирования и траскрипции генетической информации; М.У.-К. предложена Дж.Уотсоном и Ф. Криком в 1953, они же определили количественные характеристики двойной спирали ДНК - диаметр 20 , длина полного оборота спирали 34 , межнуклеотидное расстояние 3,4.

В

 

В разработку одной из первых социально-педагогических концепций «психология народов» внёс основополагающий вклад …

М. Лацарус

2. Г. Тардт

3. Г. Лебона

4. У. Мак-Дугалла

 

1 ЛАЦАРУС M. (1824-1903) - швейцарский философ, ученик и последователь основоположника немецкой эмпирической психологии И. Гербарта,. автор таких трудов, как "О происхождении нравов" (1867), "Об идеях в истории" (1872), "К учению об изменении смысла" (1872), "Что значит национальный" (1880) и др. Л. выступал за более широкое применение в психологии экспериментальных и математических методов-с целью исследования закономерностей, действующих в обществе. В своей работе "Жизнь души" (1856-1857) он проанализировал с психологических позиций такие явления, как юмор, язык в его отношении к мышлению и некоторые другие. Большую известность в научных кругах Л. получил как один из основателей теории "психология народов" (см.). В 1859 г. вместе с немецким философом и языковедом X. Штейнталем основал журнал "Психология народов и языкознание". В программной статье "Вводные рассуждения о психологии народов", написанной им совместно с X. Штейнталем, была изложена мысль о том, что народ, или "дух целого", выражающийся в языке, мифах, обычаях, нравах, религии и искусстве, является главной силой истории. Поэтому основной задачей психологии народов как науки является изучение этого духа народа и выявление законов, по которым протекает духовная деятельность представителей этнических общностей. Индивида Л. рассматривал в качестве элемента некоторой духовной психологической субстанции, объединяющей людей в обществе. Согласно Л., связь индивида с "духом целого" определяется исторически. Для изучения психологии народов Л. считал необходимым привлечение данных и методов исследования этнографии, языкознания и других наук.

Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c.

2. Тард (Tarde) Габриэль (12.03.1843, Сарла - 13.05.1904, Париж) - французский социолог, один из основоположников социальной психологии и главных представителей психологического направления в социологии. Стремился освободить социологию от биологизма и органицизма, полемизировал с Дюркгеймом и его школой с позиций номинализма. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В противоположность Дюркгейму считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т. д. Исходя из этого, поставил своей целью создать науку - социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об обществе.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

3. ЛеБон (Le Bon) Гюстав (07.05. 1841, Ножан-ле-Ротру - 15.12.1931, Париж) - французский социолог, социальный психолог и публицист; занимался также вопросами антропологии, археологии, естествознания. Вслед за Гобино отстаивал концепцию расового детерминизма, подчеркивая иерархический характер расового деления и особую значимость расовой принадлежности в развитии цивилизации.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

 

В ходе дискуссии о предмете социальной психологии в 20-е года 20-го века, предложил, защищая позиции идеалистической психологии, разделить психологическую науку на 2 части: социальную и собственно психологию …

1. Л.С. Выготский

2. В. А. Артёмов

3. К.Н. Корнилов

Г.И. Челпанов

 

1. ВЫГОТСКИЙ, ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ (1896–1934) – советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций.

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/VIGOTSKI_LEV_SEMENOVICH.html

2. АРТЁМОВ, Владимир Алексеевич [p. 23.IV(5.V).1897] - советский психолог, доктор педагогических наук, профессор. В 1918 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та и в том же году начал пед. деятельность преподавателем логики, психологии и литературы в ср. школах г. Яранска Вятской губ. (ныне Кировская обл.). С 1921 ведёт научно-пед. работу в вузах ин.-и. ин-тах Москвы. С 1934 возглавляет кафедру психологии и Лабораторию экспериментальной фонетики и психологии речи 1-го Моск. гос. пед. ин-та иностранных языков. А. разрабатывает проблемы общей психологии, психологии речи и психологии обучения иностранным яз., а также экспериментальной фонетики, в частности вопросы производства, восприятия и понимания речи.

3. Корнилов Константин Николаевич [24.2(8.3).1879, Тюмень, ≈ 10.7.1957, Москва], советский психолог. С 1943 действительный член и вице-президент (до 1950) АПН РСФСР. В 1898≈1905 был народным учителем в Сибири. Окончил Московский университет (1910). В 1923≈30 и 1938≈41 директор Научно-исследовательского института психологии. На 1-м и 2-м Всероссийских съездах по психоневрологии (1923 и 1924) возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма. Ведя борьбу против идеалистической школы Г. И. Челпанова, рефлексологии В. М. Бехтерева и американского бихевиоризма, К. в своей реактологии допускал эклектическое сочетание марксистских принципов с некоторыми механистическими и энергетическими идеями. Критика на психологической дискуссии начала 30-х гг. привела к отказу К. от ошибок реактологии. В дальнейшем участвовал в разработке проблем педагогической психологии и психологии личности. Награжден 2 орденами Ленина и медалями.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

4. ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович [16(28) апреля 1862, Мариуполь – 13 февраля 1936, Москва] – русский философ, психолог, логик. В 1887 окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. Философию и психологию изучал у Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. В 1890 в качестве приват-доцента начал преподавание философии в Московском университете, с 1892 в Киевском университете, где основал психологический семинарий и в 1897 стал профессором. В 1907–23 возглавлял кафедру философии Московского университета и Психологический институт (1912).

Как философа Челпанова часто относят к неокантианцам, хотя докторская диссертация «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (Киев, 1896–1904, ч. 1–2) свидетельствует только об активной включенности в собственно кантианскую проблематику, но не выявляет его отношения ни к баденской, ни к марбургской неокантианским школам. Как психолог Челпанов был представителем «эмпирического» направления, которое проблему параллелизма души и тела считало важнейшей и центральной. «Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, – писал Челпанов в работе «Мозг и душа» (СПб., 1900), – во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм». Важное место в философском творчестве Челпанова заняло его «Введение в философию» (Киев, 1905) с ярко выраженным гносеологизмом в установлении границ и пределов познания, т.к. оно, распространяясь на область материального, духовного и сверхопытного, все же не беспредельно. Для успешного функционирования познавательной деятельности необходимо заранее определить, «что может наш ум познать и от познания чего он должен отказаться навсегда».

Ждан А.Н. Г.И.Челпанов. – «Вестник МГУ». Серия 14. Психология, 1994, № 2

 

Вербальная коммуникация использует к качестве знаковой системы…

Человеческую речь

2. мимику и позы

3. оптико-кинетическую систему знаков

4. условные обозначения

 

1. Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. Функциональные системы, обеспечивающие Р. представляют собой сложный и многоступенчатый механизм, включающий деятельность многих структур и проводящих путей ц.н.с., слухового, зрительного и двигательно-кинестетического анализаторов, мышц речевого аппарата. Для нормальной Р. необходимо согласованное функционирование всего головного мозга, и прежде всего корковых речевых зон, расположенных в доминантном полушарии (у правшей — в левом).

2. Ми́мика (от греч. -подражатель) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека» (Л. М. Сухаребский, 1966). «Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой медицинской энциклопедии, но вместо «отражающие» употребляется «отвечающие различным психическим состояниям». Следует заметить, что в этих определениях делается акцент на отражательную функцию мимики, на ее соответствие состоянию психики.

https://ru.wikipedia.org/wiki

3. ЗНАК материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые 3. Среди последних можно выделить 3.-копии, 3.-признаки, 3.-символы. 3.-копии — это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы фотографии, отпечатки пальцев, в известной мере 3. т. н. пиктографич. письменности). 3,-признаки — это 3., связанные с обозначаемыми предметами как действия со своими причинами (то, что иначе наз. симптомами, приметами и т. п.). 3.- символы — 3., которые в силу заключённого в них наглядного образа используются для выражения некоторого, часто весьма значительного и отвлечённого, содержания (напр., изображение др.греч. театр, маски как символ совр. театра и театр. искусства; термин «символ» употребляется и просто в смысле 3.). Языковые 3. не функционируют независимо друг от друга, а образуют систему, правила которой определяют закономерности их построения (правила грамматики, или синтаксиса, в широком смысле), осмысления (правила смысла, или значения 3.) и употребления. 3., входящие в состав языков как средств коммуникации в обществе, наз. 3. общения. 3. общения делятся на знаки естеств. языков и знаки искусств. знаковых систем — искусств. языков; 3. естеств. языков (отд. слова, грамматически правильно построенные выражения, предложения и др.) состоят как из звуковых 3., так и из соответств. этим 3. рукописных, типографских и иных 3. Неязыковые 3. играют в коммуникации (общении) вспомогат. роль.

 

Второй этап в становлении социально-психологического знания характеризуется как…

1. теологический

2. психологический

3. философский

Социологический

 

Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge) С. п. з. можно определить как изучение соц., политического и идеологического контекста, в к-ром психология развивалась как профессия и как наука. С. п. з. на деле представляет собой частный случай более широкой дисциплины, называющейся социол. знания. Эта последняя область пытается изучать связи между знанием как продуктом культуры (напр., идеологий, этических убеждений, науки, технологии) и факторами, относящимися к существованию в обществе. Представляется, что человеческое мышление отчасти обусловлено соц. подструктурами или челов. взаимоотношениями. Примерами данного подхода служат работы таких общественных мыслителей, как Карл Маркс, Макс Шелер, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм, к-рые пытались анализировать соц. условия своего времени, являющиеся результатом взаимодействия капитализма, науки, технологии и демократии. Социол. знания, помимо этого, включает в себя еще одну специализированную подобласть, называемую социол. науки, поскольку наука яв-ся одним из путей приобретения знания. В то время как социология знания интересуется социальными основами мышления, социология науки изучает специфическую структуру и процесс научной деятельности. Сама наука рассматривается при этом как соц. институт, подлежащий тем самым социологическому анализу. Социол. психол. науки фокусирует свое внимание на процессе, посредством к-рого добывается и распространяется психол. знание, в том числе на таких проблемах, как процесс профессиональной коммуникации (напр., процесс отзывов на журнальные публикации), дискриминация по полу при найме и продвижении по службе, государственная поддержка психол. образования и психол. научных исслед., процесс социализации в последипломном психол. образовании и географическое размещение и распределение психологов. Во вводной работе Басса кратко рассматриваются пять примеров иллюстрирующих этот тип анализа. Они относятся к дифференциальной психологии, гуманистической психологии, психологии развития, бихевиоризму и соц. психологии. В частности, Басс расценивает возникновение изучения индивидуальных различий (т. е., дифференциальной психологии) как результат роста капитализма, демократии, либерализма, науки и технологии в Англии в конце XIX столетия. Тест академических достижений. В своем социологическом анализе психол. знания Мюррей Левайн приводит документальные свидетельства для оценки тестов академических достижений и др. родственных мер как продуктов соц. дарвинизма. По мнению Левайна, такое тестирование способствовало узакониванию различий в уровне образования между молодыми людьми низшего и среднего класса и дифференцированному распределению молодежи по позициям в иерархической структуре об-ва. Параллельно с этим, им приводятся документальные свидетельства формирования организационных схем по типу "возраст-класс" (age-grade) в системе школьного образования. Тесты достижений служили некоторым основанием для перехода из одного класса в следующий; тем самым, такие тестовые меры вводили в силу показатели "возраст-класс", которые со временем были претворены в жизнь. Далее он указывает на существование доказательств в пользу мнения, что проблема недостаточной обучаемости (learning disabilities) вполне могла быть следствием распространения тестов академических достижений. Что касается анализа (тестовых) заданий, Ливайн создает прецедент для рассмотрения тестов интеллекта и тестов достижений как неотличимых друг от друга. Если общий интеллект чем-то отличается от школьного научения, то тогда, считает Ливайн, совр. тесты достижений не выполняют своей задачи измерения того, чему обучают и чему научаются в школе. Кроме того, тесты достижений не могут измерять такие аспекты, как интерес к изучаемому предмету, любовь к чтению, развитие межличностной и соц. компетентности и усвоение учебных навыков. Тем не менее эти тесты используются для оценки школьных программ, предназначенных для достижения таких целей. Хотя выводы, извлекаемые в процессе таких социол. анализов, всегда открыты для дискуссий, один вывод оказывается все же неизбежным: существует очевидное взаимодействие между об-вом, с одной стороны, и развитием и использованием знания - с другой, будь это знание психол. или к.-л. другим. См. также Описательная психология, Международная психология, Философия науки А. Барон-мл.

http://vocabulary.ru/dictionary/3/word/sociologija-psihologicheskogo-znanija

 

В отличие от общей психологии социальная психология изучает…

1. индивидуально-психологические особенности

2. особенности познавательной сферы

3. особенности волевой сферы человека



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.31 (0.029 с.)