Форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему



К. Левин

4. Т. Шибутани

1. Петровский, Артур Владимирович (р. 14.05.1924) — специалист в области теории и истории психологии, философии образования; д-р психол. наук, проф. В 70-е гг. им разрабатывались проблемы соц. психологии, а в 80-е гг. — психологии личности. В начале 90-х гг. Петровский вновь обратился к философии и стратегии развития образования. В трудах исследуется история развития психологической мысли в России советского периода, в частности проводится анализ педологии, психотехники, рефлексологии, Петровский показывает неправомерность экстраполяции зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на др. Доказывает недопустимость переноса закономерностей, характерных для одной страты внутригрупповых связей, на др. страты ("стратометрическая концепция").

2. Дэвид Майерс (David G. Myers) – профессор психологии мичиганского Хоуп-колледжа. Он один из тех учителей, которых студенты сами называют «выдающимися». Майерс любит преподавать, и этой страстью проникнуты все его работы, написанные для широкой аудитории. Он публикует статьи в двадцати журналах и написал сам и в соавторстве около десятка популярных книг – среди них «The Pursuit of Happiness» (Avon, 1993) и «The American Paradox» (Yale University Press, 2000).

http://sbiblio.com/biblio/persons.aspx?id=732

3. Левин Курт (09.09.1890 - 12.02.1947), немецкий и американский психолог. Профессор В 1920-х гг. был представителем берлинской школы гештальтпсихологии, занимался экспериментальным изучением воли и аффекта. В дальнейшем разработал концепцию личности, в основе которой лежит заимствованное из физики понятие поля. "Поле" характеризует у Левина психологическое единство личности и её окружения и представляет собой совокупность взаимосвязанных факторов ("поле" возможных для данного индивида событий и "поле" сил, предопределяющих, какая из возможностей реализуется в поведении индивида). В концепции "поля" сказалось характерное для Левина стремление перестроить психологию по образцу точных наук, прежде всего физики. Так, мотив, становящийся у Левина, в отличие от гештальтпсихологии, одним из основных понятий, рассматривается им в отвлечении от предметно-смыслового (общественно-исторического в конечном счёте) содержания ситуации, в которой реализуется мотивационная динамика. Многочисленные экспериментальные работы, выполненные Левином и его учениками (проблемы запоминания и возобновления прерванных действий, психологического замещения, фрустрации, "уровня притязаний" личности и др.), заложили основы современного экспериментального изучения мотивации. Левин явился одним из основоположников экспериментального исследования психологии групп (т. н. групповой динамики); входил в возглавлявшийся Н. Винером научный коллектив, разработавший основной принципы кибернетики.

Лит.: Анцыферова Л. И., О теории личности в работах К. Левина, "Вопросы психологии", 1960, № 6.

4. Т. Шибутани - В символическом интеракционизме, впервые дал подробный анализ процесса социального взаимодействия. Рассматривал человека как "организм", живущий в среде и взаимодействующий со средой, частью которой являются и др. люди.

http://www.slovari-online.ru/word

 

Аттракцией в социальной психологии называется…

1. деловое общение

2. вербальное общение

Социальная

 

1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологической науки, изучающая общие закономерности психики и поведения человека, разрабатывающая основные понятия и представляющая главные законы, на основе которых формируется, развивается и функционирует психика человека.

http://vocabulary.ru/dictionary/16/word

2. Экспериментальная психология наука сравнительно новая и еще мало известная в русском обществе. Многие относятся к ней с предубеждением и никак не могут примириться с мыслью о существовании каких-то "психологических лабораторий". Соединяя со словом "лаборатория" представление о весах, ретортах, печах, банках, ножах, несчастных жертвах вивисекции, они с недоумением спрашивают: разве можно положить душу на весы, засадить ее в банку, подогреть на огне, разрезать на части? Ввиду этого прежде всего следует решить вопрос о возможности Э. разработки психологии.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

3. Педагогическая психология отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса; разрабатывает психологические основы обучения (См. Обучение) и воспитания (См. Воспитание). П. п. тесно связана как с общей и детской психологией (См. Психология), так и с педагогикой (См. Педагогика). Наиболее типичным методом исследования для П. п. является метод «преобразующего эксперимента» (обучающего или воспитывающего), то есть изучение тех изменений, которые происходят в психике ребёнка (подростка, юноши) в течение и в результате экспериментально организованного педагогического процесса.

http://enc-dic.com/enc_sovet/Pedagogicheskaja-psihologija

4. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

 

Автором концепции, согласно которой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого, является…

В. Макдугалл

2. В. Вундт

3. В. Франкл

4. А.Н. Леонтьев

 

1. МАКДУГАЛЛ Вильям (1871- 1938) - англо-американский психолог. Автор "гормической" концепции, согласно к-рой инстинктивное стремление к цели изначально заложено в природе живого. Исходя из своей теории, М. объяснял социальное поведение людей, отстаивал на ее основании превосходство "нордической расы". Он выступал с критикой бихевиоризма и фрейдизма, обвиняя их в отрицании души как самостоятельной сущности; пытался доказать в противовес научной генетике, что приобретенные признаки передаются по наследству. Выдвинул ряд психофизиологических гипотез, в частности о торможении как "дренаже", вызывающем отток нервной энергии.

http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Human-Sciences/Psychology/10557/10673

2. Вундт Вильгельм (1832-1920), немецкий физиолог, психолог и философ. Родился в Неккарау 16 августа 1832, учился в университетах Тюбингена, Гейдельберга и Берлина, специализировался в области медицины. В 1857 стал преподавателем Гейдельбергского университета, в 1874 - Цюрихского; в 1875-1917 был профессором, а в 1889-1890 - ректором Лейпцигского университета. В своих работах Вундт предложил программу построения психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, а в 1881 - первый психологический журнал "Философские исследования" ("Philosophische Studien"). Вундт считал, что психология - наука о непосредственном опыте, т.е. о постижении феноменов сознания с помощью интроспекции, целью психолога является изучение "сенсорной мозаики" сознания и выявление законов психической жизни, а образцом для психологии в этом отношении является физиология. Вундт рассматривал ощущения и чувства как "простейшие элементы" сознания, уподобляя их "элементам", выделяемым классической физиологией того времени; именно поэтому он называл развиваемое им направление психологии "физиологическим". В работах ученого нашло отражение и проявившееся в полной мере в последующие годы противоречие: рассматривая психологию как естественнонаучную дисциплину, он в то же время разрабатывал иной подход, получивший название "психология народов": изучение высших форм психической жизни путем анализа мифов, верований, обрядов, языка; здесь психология выступала как наука о духе.

3. ФРАНКЛ Виктор Эмиль (Frankl V. E., 1905 г. р.). Родился в Вене — на родине двух школ психотерапии (Фрейда (Freud S.) и Адлера (Adler А.)). В течение нескольких лет Ф. являлся активным членом Общества индивидуальной психологии, которое покинул в 1927 г. после критических выступлений в адрес некоторых ее положений. Впоследствии практически во всех его трудах встречались и Фрейд и Адлер как явные или неявные оппоненты.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000

4. Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев (5 (18) февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, занимавшийся проблемами общей психологии и методологией психологического исследования. Ученик Льва Семёновича Выготского, издавал его работы. Был одним из создателей факультета психологии Московского государственного университета.

http://ru.wikipedia.org/wiki

 

Б

К. Бюлер предложил…

1. концепцию рекапитуляции

2. ортогенетическую концепцию

М. Лацарус

2. Г. Тардт

3. Г. Лебона

4. У. Мак-Дугалла

 

1 ЛАЦАРУС M. (1824-1903) - швейцарский философ, ученик и последователь основоположника немецкой эмпирической психологии И. Гербарта,. автор таких трудов, как "О происхождении нравов" (1867), "Об идеях в истории" (1872), "К учению об изменении смысла" (1872), "Что значит национальный" (1880) и др. Л. выступал за более широкое применение в психологии экспериментальных и математических методов-с целью исследования закономерностей, действующих в обществе. В своей работе "Жизнь души" (1856-1857) он проанализировал с психологических позиций такие явления, как юмор, язык в его отношении к мышлению и некоторые другие. Большую известность в научных кругах Л. получил как один из основателей теории "психология народов" (см.). В 1859 г. вместе с немецким философом и языковедом X. Штейнталем основал журнал "Психология народов и языкознание". В программной статье "Вводные рассуждения о психологии народов", написанной им совместно с X. Штейнталем, была изложена мысль о том, что народ, или "дух целого", выражающийся в языке, мифах, обычаях, нравах, религии и искусстве, является главной силой истории. Поэтому основной задачей психологии народов как науки является изучение этого духа народа и выявление законов, по которым протекает духовная деятельность представителей этнических общностей. Индивида Л. рассматривал в качестве элемента некоторой духовной психологической субстанции, объединяющей людей в обществе. Согласно Л., связь индивида с "духом целого" определяется исторически. Для изучения психологии народов Л. считал необходимым привлечение данных и методов исследования этнографии, языкознания и других наук.

Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999.- 343 c.

2. Тард (Tarde) Габриэль (12.03.1843, Сарла - 13.05.1904, Париж) - французский социолог, один из основоположников социальной психологии и главных представителей психологического направления в социологии. Стремился освободить социологию от биологизма и органицизма, полемизировал с Дюркгеймом и его школой с позиций номинализма. Тард сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является сознание отдельного человека. В противоположность Дюркгейму считал общество продуктом взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими верований, убеждений, желаний, намерений и т. д. Исходя из этого, поставил своей целью создать науку - социальную (коллективную) психологию, которая должна изучать взаимодействие индивидуальных сознаний и тем самым выступать в роли фундамента социологии, науки об обществе.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

3. ЛеБон (Le Bon) Гюстав (07.05. 1841, Ножан-ле-Ротру - 15.12.1931, Париж) - французский социолог, социальный психолог и публицист; занимался также вопросами антропологии, археологии, естествознания. Вслед за Гобино отстаивал концепцию расового детерминизма, подчеркивая иерархический характер расового деления и особую значимость расовой принадлежности в развитии цивилизации.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

 

В ходе дискуссии о предмете социальной психологии в 20-е года 20-го века, предложил, защищая позиции идеалистической психологии, разделить психологическую науку на 2 части: социальную и собственно психологию …

1. Л.С. Выготский

2. В. А. Артёмов

3. К.Н. Корнилов

Г.И. Челпанов

 

1. ВЫГОТСКИЙ, ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ (1896–1934) – советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций.

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/VIGOTSKI_LEV_SEMENOVICH.html

2. АРТЁМОВ, Владимир Алексеевич [p. 23.IV(5.V).1897] - советский психолог, доктор педагогических наук, профессор. В 1918 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та и в том же году начал пед. деятельность преподавателем логики, психологии и литературы в ср. школах г. Яранска Вятской губ. (ныне Кировская обл.). С 1921 ведёт научно-пед. работу в вузах ин.-и. ин-тах Москвы. С 1934 возглавляет кафедру психологии и Лабораторию экспериментальной фонетики и психологии речи 1-го Моск. гос. пед. ин-та иностранных языков. А. разрабатывает проблемы общей психологии, психологии речи и психологии обучения иностранным яз., а также экспериментальной фонетики, в частности вопросы производства, восприятия и понимания речи.

3. Корнилов Константин Николаевич [24.2(8.3).1879, Тюмень, ≈ 10.7.1957, Москва], советский психолог. С 1943 действительный член и вице-президент (до 1950) АПН РСФСР. В 1898≈1905 был народным учителем в Сибири. Окончил Московский университет (1910). В 1923≈30 и 1938≈41 директор Научно-исследовательского института психологии. На 1-м и 2-м Всероссийских съездах по психоневрологии (1923 и 1924) возглавил методологическую перестройку психологии на основе диалектического материализма. Ведя борьбу против идеалистической школы Г. И. Челпанова, рефлексологии В. М. Бехтерева и американского бихевиоризма, К. в своей реактологии допускал эклектическое сочетание марксистских принципов с некоторыми механистическими и энергетическими идеями. Критика на психологической дискуссии начала 30-х гг. привела к отказу К. от ошибок реактологии. В дальнейшем участвовал в разработке проблем педагогической психологии и психологии личности. Награжден 2 орденами Ленина и медалями.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

4. ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович [16(28) апреля 1862, Мариуполь – 13 февраля 1936, Москва] – русский философ, психолог, логик. В 1887 окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета. Философию и психологию изучал у Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. В 1890 в качестве приват-доцента начал преподавание философии в Московском университете, с 1892 в Киевском университете, где основал психологический семинарий и в 1897 стал профессором. В 1907–23 возглавлял кафедру философии Московского университета и Психологический институт (1912).

Как философа Челпанова часто относят к неокантианцам, хотя докторская диссертация «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности» (Киев, 1896–1904, ч. 1–2) свидетельствует только об активной включенности в собственно кантианскую проблематику, но не выявляет его отношения ни к баденской, ни к марбургской неокантианским школам. Как психолог Челпанов был представителем «эмпирического» направления, которое проблему параллелизма души и тела считало важнейшей и центральной. «Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, – писал Челпанов в работе «Мозг и душа» (СПб., 1900), – во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм». Важное место в философском творчестве Челпанова заняло его «Введение в философию» (Киев, 1905) с ярко выраженным гносеологизмом в установлении границ и пределов познания, т.к. оно, распространяясь на область материального, духовного и сверхопытного, все же не беспредельно. Для успешного функционирования познавательной деятельности необходимо заранее определить, «что может наш ум познать и от познания чего он должен отказаться навсегда».

Ждан А.Н. Г.И.Челпанов. – «Вестник МГУ». Серия 14. Психология, 1994, № 2

 

Вербальная коммуникация использует к качестве знаковой системы…

Человеческую речь

2. мимику и позы

3. оптико-кинетическую систему знаков

4. условные обозначения

 

1. Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. Функциональные системы, обеспечивающие Р. представляют собой сложный и многоступенчатый механизм, включающий деятельность многих структур и проводящих путей ц.н.с., слухового, зрительного и двигательно-кинестетического анализаторов, мышц речевого аппарата. Для нормальной Р. необходимо согласованное функционирование всего головного мозга, и прежде всего корковых речевых зон, расположенных в доминантном полушарии (у правшей — в левом).

2. Ми́мика (от греч. -подражатель) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека» (Л. М. Сухаребский, 1966). «Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой медицинской энциклопедии, но вместо «отражающие» употребляется «отвечающие различным психическим состояниям». Следует заметить, что в этих определениях делается акцент на отражательную функцию мимики, на ее соответствие состоянию психики.

https://ru.wikipedia.org/wiki

3. ЗНАК материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые 3. Среди последних можно выделить 3.-копии, 3.-признаки, 3.-символы. 3.-копии — это воспроизведения, репродукции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы фотографии, отпечатки пальцев, в известной мере 3. т. н. пиктографич. письменности). 3,-признаки — это 3., связанные с обозначаемыми предметами как действия со своими причинами (то, что иначе наз. симптомами, приметами и т. п.). 3.- символы — 3., которые в силу заключённого в них наглядного образа используются для выражения некоторого, часто весьма значительного и отвлечённого, содержания (напр., изображение др.греч. театр, маски как символ совр. театра и театр. искусства; термин «символ» употребляется и просто в смысле 3.). Языковые 3. не функционируют независимо друг от друга, а образуют систему, правила которой определяют закономерности их построения (правила грамматики, или синтаксиса, в широком смысле), осмысления (правила смысла, или значения 3.) и употребления. 3., входящие в состав языков как средств коммуникации в обществе, наз. 3. общения. 3. общения делятся на знаки естеств. языков и знаки искусств. знаковых систем — искусств. языков; 3. естеств. языков (отд. слова, грамматически правильно построенные выражения, предложения и др.) состоят как из звуковых 3., так и из соответств. этим 3. рукописных, типографских и иных 3. Неязыковые 3. играют в коммуникации (общении) вспомогат. роль.

 

Второй этап в становлении социально-психологического знания характеризуется как…

1. теологический

2. психологический

3. философский

Социологический

 

Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge) С. п. з. можно определить как изучение соц., политического и идеологического контекста, в к-ром психология развивалась как профессия и как наука. С. п. з. на деле представляет собой частный случай более широкой дисциплины, называющейся социол. знания. Эта последняя область пытается изучать связи между знанием как продуктом культуры (напр., идеологий, этических убеждений, науки, технологии) и факторами, относящимися к существованию в обществе. Представляется, что человеческое мышление отчасти обусловлено соц. подструктурами или челов. взаимоотношениями. Примерами данного подхода служат работы таких общественных мыслителей, как Карл Маркс, Макс Шелер, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм, к-рые пытались анализировать соц. условия своего времени, являющиеся результатом взаимодействия капитализма, науки, технологии и демократии. Социол. знания, помимо этого, включает в себя еще одну специализированную подобласть, называемую социол. науки, поскольку наука яв-ся одним из путей приобретения знания. В то время как социология знания интересуется социальными основами мышления, социология науки изучает специфическую структуру и процесс научной деятельности. Сама наука рассматривается при этом как соц. институт, подлежащий тем самым социологическому анализу. Социол. психол. науки фокусирует свое внимание на процессе, посредством к-рого добывается и распространяется психол. знание, в том числе на таких проблемах, как процесс профессиональной коммуникации (напр., процесс отзывов на журнальные публикации), дискриминация по полу при найме и продвижении по службе, государственная поддержка психол. образования и психол. научных исслед., процесс социализации в последипломном психол. образовании и географическое размещение и распределение психологов. Во вводной работе Басса кратко рассматриваются пять примеров иллюстрирующих этот тип анализа. Они относятся к дифференциальной психологии, гуманистической психологии, психологии развития, бихевиоризму и соц. психологии. В частности, Басс расценивает возникновение изучения индивидуальных различий (т. е., дифференциальной психологии) как результат роста капитализма, демократии, либерализма, науки и технологии в Англии в конце XIX столетия. Тест академических достижений. В своем социологическом анализе психол. знания Мюррей Левайн приводит документальные свидетельства для оценки тестов академических достижений и др. родственных мер как продуктов соц. дарвинизма. По мнению Левайна, такое тестирование способствовало узакониванию различий в уровне образования между молодыми людьми низшего и среднего класса и дифференцированному распределению молодежи по позициям в иерархической структуре об-ва. Параллельно с этим, им приводятся документальные свидетельства формирования организационных схем по типу "возраст-класс" (age-grade) в системе школьного образования. Тесты достижений служили некоторым основанием для перехода из одного класса в следующий; тем самым, такие тестовые меры вводили в силу показатели "возраст-класс", которые со временем были претворены в жизнь. Далее он указывает на существование доказательств в пользу мнения, что проблема недостаточной обучаемости (learning disabilities) вполне могла быть следствием распространения тестов академических достижений. Что касается анализа (тестовых) заданий, Ливайн создает прецедент для рассмотрения тестов интеллекта и тестов достижений как неотличимых друг от друга. Если общий интеллект чем-то отличается от школьного научения, то тогда, считает Ливайн, совр. тесты достижений не выполняют своей задачи измерения того, чему обучают и чему научаются в школе. Кроме того, тесты достижений не могут измерять такие аспекты, как интерес к изучаемому предмету, любовь к чтению, развитие межличностной и соц. компетентности и усвоение учебных навыков. Тем не менее эти тесты используются для оценки школьных программ, предназначенных для достижения таких целей. Хотя выводы, извлекаемые в процессе таких социол. анализов, всегда открыты для дискуссий, один вывод оказывается все же неизбежным: существует очевидное взаимодействие между об-вом, с одной стороны, и развитием и использованием знания - с другой, будь это знание психол. или к.-л. другим. См. также Описательная психология, Международная психология, Философия науки А. Барон-мл.

http://vocabulary.ru/dictionary/3/word/sociologija-psihologicheskogo-znanija

 

В отличие от общей психологии социальная психология изучает…

1. индивидуально-психологические особенности

2. особенности познавательной сферы

3. особенности волевой сферы человека

Языка

4. позы

 

Воспроизводство социального опыта, полученного и преобразованного человеком, осуществляется по принципу…

1. экстериоризации

2. рекапитуляции

3. социализации

Интериоризации

 

1. Экстериоризация (от лат. exterior -внешний, наружный) - вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане; воплощение их в материальном продукте. Напр., реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции, выраженной предметно или графически; воспроизведение художником в виде рисунка образов, которые создаются первоначально "внутренним взором". Э. осуществляется не только в процессе творчества как завершающий его этап. При решении любой учебной задачи также можно обнаружить тесную связь и чередование внутреннего и внешнего. Так, результаты умственных действий, совершаемых в процессе решения задачи в уме, записываются словесно или изображаются в виде графических схем, реализуются в тех или иных практических действиях.Как направление умственной деятельности, Э. противоположна интериоризации, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме. В ходе психического развития ребенка совершенствуются оба эти процесса.Добавление: Если понимать интериоризацию генетически (как процесс психического развития), то против, следует считать процесс разрушения, инволюции, деградации (высшей психической функции). В широко распространенном противопоставлении Э. и интериоризации эти термины трактуются функционально, что равносильно употреблению др. пары терминов - "объективация" и "субъективация".

Источник: http://mirslovarei.com/

2. РЕКАПИТУЛЯЦИЯ (ново-лат.). 1) повторение в коротких словах самой сути. 2) в счетоводстве, поверхностная проверка отдельных счетных сумм.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н., 1910.

3. Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

http://ru.wikipedia.org/wik

4. ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. iiiteriorisalion, от лат. interior — внутренний), переход извне внутрь. В психологию понятые И. вошло после работ представителей франц. социологич. школы (Дюркгейм идр.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование осн. категорий индивидуального сознания из сферы обществ. представлений. Принципиальное значение получило в культурно-историч. теории Выготского; одно из осн. положений этой теории состояло в том, что всякая подлинно человеч. форма психики первоначально складывается как внеш., социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится психич. процессом отд. индивида. Стадии И. подробно прослежены в работах, посвящённых умственным действиям, где показано, что И. есть не простой переход к действию в плане представлений (Пиаже), а формирование внутр. плана сознания.

 

Воспроизведение процессов исторического развития общества в психологическом развитии индивида называется…

Рекапитуляцией

2. ресоциализацией

3. адаптацией

4. социализацией

2. РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. re - приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и socialis - общественный) - англ. resocialization; нем. Resozialisierung. 1. Вторичная социализация, происходящая на протяжении всей жизни индивида в связи с изменениями его установок, целей, норм и ценностей жизни. 2. Процесс приспособления девиантного индивида к жизни без острых конфликтов.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

3. Социальная адаптация — процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

 

В ходе дискуссии во второй половине XX века понимание социальной психологии как науки о «массовидных явлениях психики» было распространено среди…

Социологов

2. политологов

3. философов

 

В качестве универсального принципа объяснения социальных явлении использовала принцип подражания…

1. психология народов

2. теория инстинктов социального поведения

Психология масс

4. культурно-историческая теория

 

1. Психология народов (этническая психология, этнопсихология) — одна из ветвей психологии, считающая своим предметом особенности психического склада различных рас и народов; самый крупный раздел т. н. социальной психологии.

http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Инсти́нкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях.[1] Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.

https://ru.wikipedia.org/

3. ПСИХОЛОГИЯ МАСС - область психологии, предметом исследований которой являются природа, сущность, закономерности возникновения, формирования, функционирования и развития толп и масс, как специфических форм сообществ людей. Создана в конце 19 в. французским социологом и психологом Лебоном, итальянским психологом и юристом С. Сегеле (1868-1913) и др. Основное внимание уделяет исследованию психического склада, характерных свойств, черт, типов и поведения разнообразных толп и масс в относительно стандартных и нестандартных ситуациях. К числу традиционных предметов исследовательского интереса П.М. принято относить различные собрания людей, демонстрации, митинги, явления массовой эйфории, агрессии, паники, массовых психозов, массового вандализма и т.д. Значительное внимание П.М. уделяет изучению идей, мотивов, установок, настроений, мнений, эмоций, стереотипов мышления, механизмов и действий масс, вопросам поведения людей в толпе, взаимодействия личности и массы, индивида и толпы и т.д. В определенной мере П.М. ориентируется на сформулированный Г. Лебоном «психологический закон духовного единства толпы», согласно которому в позднейшей фазе формирования организованной толпы в ней происходит нивелирующая деперсонализация и деиндивидуализация людей, в силу чего на основе общих качеств, управляемых бессознательным, образуется временная «коллективная душа» толпы. В качестве методов исследования использует гамму традиционных методов познания психологии и социологии. П.М. оказала значительное влияние на формирование социальной психологии, социологии и развитие социальной мысли.

Новейший философский словарь. 2009.

4. культурно-историческая теория — концепция психического развития человека, разработанная в 20–30-е гг. Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. При формировании К.-и. т. ими был критически осмыслен опыт гештальтпсихологии, французской психологической школы (прежде всего Ж. Пиаже), а также структурно-семиотического направления в лингвистике и литературоведении («формальная школа» в литературоведении (ОПОЯЗ) и др.). Первостепенное значение имела ориентация на марксистскую философию. Согласно К.-и. т., главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т. е. совместной со взрослым и опосредствованной знаками) деятельности. В итоге прежняя структура психических функций как «натуральных» изменяется — опосредствуется интериоризованными знаками, психические функции становятся «культурными».

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

 

В основе императивного общения лежит…

1. убеждение, уговоры

2. внушение, заражение

3. просьба, пожелание

4. приказ, требование

1. УБЕЖДЕНИЕ— вера в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований. Предметом У. может быть не только отдельное высказывание, но и связная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.д. У. не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколь-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда высказывание истинно, описываемая им ситуация реально существует. Но если высказывание представляет собой чье-то У., это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, У. предполагает определенное основание. Последнее может быть совершенно фантастичным или даже внутренне противоречивым, но тем не менее оно должно существовать.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

2. ВНУШЕНИЕ (лат. suggestio). Подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Путем В. вызываются ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б. Д. Карвасарский. 2000.

3. Просьба в общении обращение к кому-нибудь с призывом о выполнении чего-нибудь нужного просящему. Просьба предполагает понимание просящим того, что тот, у кого просят, может не нуждаться в выполнении просьбы, ничего просящему не должен и вправе отказать в просьбе. От требования и, тем более, от приказа просьба отличается еще и тем, что, в случае отказа в выполнении просьбы, извиняться следует просителю за неуместность просьбы, за то, что другому пришлось ему отказывать, за то, что создал неудобное положение. Помнящие об этом отличии просьбы, просят с осторожностью, не просят, когда могут обойтись, и скорее, чем непомнящие, научаются просить так, чтобы им не отказывали, реже обманываются в ожиданиях.

4. ПРИКАЗ - англ. order/command; нем. Befehl. Предписание определенного действия в иерархической системе, выполнение к-рого достигается либо угрозой наказания, либо перспективой повышения статуса.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

 

В середине XX века _________ считали, что предметом социальной психологии должна стать личность.

1. философы

2. политологи

Психологи

4. социологи

 

В разработку одной из первых социально-психологическтх концепции «психология народов» внес основополагающий вклад…

М. Лацарус

2. Г. Тардт

3. Г. Лебона

4. У. Мак-Дугалла

 

Второй этап в становлении социально-психологического знания характеризуется как …

1. теологический

2. психологический

3. философский

Социологический

 

В отличие от общей психологии социальная психология изучает…

1. индивидуально-психологические особенности

2. особенности волевой сферы человека

3. особенности познавательной сферы

А.Н. Леонтьеву

1. Ю́лия Бори́совна Гиппенре́йтер (род. 25 марта 1930 в Москве) — современный российский психолог. Профессор МГУ. Области научной деятельности: экспериментальная психология (психология восприятия, психология внимания, психофизиология движений), системная семейная психотерапия, нейро-лингвистическое программирование. Автор многочисленных публикаций по психологии.

http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Ананьев Борис Герасимович - выдающийся психолог ХХ столетия, создатель теории антропологической психологии, основатель Ленинградской (Петербургской) научной психологической школы.

 

Главной особенностью проективных методов в социально-психологическом исследовании является…

Неформальными

1. РЕФЕРЕНТНЫЙ [лат. referens (referentis) - сообщающий] - соц. р. круг (группа) - группа людей, с которой ИНДИВИД идентифицирует себя и чьи духовные (нравственные) ценности он полностью разделяет.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.

2. УСЛО́ВНЫЙ 1. только полн. формы. Установленный по условию, понятный, известный лишь тем,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.133 с.)